Игры по экологии для детей 2 младшей группы
материал (младшая, средняя группа)
Предварительный просмотр:
1. «Угадай на вкус». (Овощи) Дидактическая задача: уточнить понятие «овощи»; развивать вкусовой анализатор; закрепить названия овощей.
Детям предлагается попробовать кусочки овощей: морковь, свёклу, капусту, назвать овощ.
2. «Магазин овощей». Дидактическая задача: уточнить понятие «овощи»; учить описывать внешний вид овощей.
На «прилавке» раскладываются овощи или их муляжи. Выбирается «продавец», остальные – «покупатели». Покупатели описывают внешний вид овоща, который хотят купить, не называя его.
3. «Чудесный мешочек». (Овощи) Дидактическая задача: уточнить понятие «овощи», развивать тактильное восприятие.
В мешочек помещаются любые овощи. Предлагается на ощупь узнать овощ.
4. «Чего не стало?» (Овощи) Дидактическая задача: уточнить понятие «овощи»; активизировать в речи названия овощей; развивать внимание, память, воспитывать честность.
На доске (фланелеграфе) располагаются изображения овощей, детям предлагается закрыть глаза. В это время один из овощей убирается. Дети открывают глаза, надо узнать, какого овоща не стало. Данную игру можно провести с настоящими овощами.
5. «Что изменилось?» (Овощи) Дидактическая задача: уточнить понятие «овощи»; активизировать в речи детей названия овощей; развивать внимание, зрительную память; воспитывать честность.
На доске (фланелеграфе) размещаются изображения овощей. Детям предлагается внимательно посмотреть на них и запомнить, как расположены овощи. Воспитатель вслух проговаривает и уточняет их расположение. После этого дети закрывают глаза, воспитатель меняет расположение овощей. Дети, открыв глаза, называют, что изменилось. После этого воспитатель вновь акцентирует внимание детей на расположении овощей, предлагая запомнить его, затем игра повторяется.
6. «Морковка для зайчика» Дидактическая задача: упражнять в количественном счёте в пределах 4; учить располагать предметы в порядке возрастания (убывания).
Воспитатель вносит игрушку зайчика, предлагает угостить его морковкой, но сначала посчитать количество морковок, затем расположить их от самой маленькой до самой большой и наоборот.
7. «Угадай на вкус» (Фрукты). Дидактическая задача: Уточнить понятие «фрукты»; развивать вкусовой анализатор; закрепить названия овощей.
Ход игры: смотри игру № 1.
8. «Магазин фруктов» Дидактическая задача: уточнить понятие «фрукты»; учить описывать внешний вид овощей.
Ход игры: смотри игру № 2.
9. «Чудесный мешочек» Дидактическая задача: уточнить понятие «фрукты»; развивать тактильное восприятие.
Ход игры: смотри игру № 3.
10. «Чего не стало?» (Фрукты) Дидактическая задача: уточнить понятие «фрукты»: активизировать в речи названия фруктов; развивать внимание, память, воспитывать честность.
Ход игры: смотри игру № 4.
11. «Что изменилось?» (Фрукты) Дидактическая задача: уточнить понятие «фрукты»; активизировать в речи детей названия фруктов; развивать внимание, зрительную память, воспитывать честность.
Ход игры: смотри игру № 5.
12. «Осенние листья в подарок ёжику» Дидактическая задача: учить различать листья берёзы и яблони, уточнить их внешний вид; упражнять в счёте в пределах 4; воспитывать бережное отношение к животным.
Воспитатель вносит игрушку ёжика, рассказывает детям, что скоро ёжи впадут в зимнюю спячку, утеплив свою норку осенними листьями. Предлагает детям выбрать из общей массы листьев 4 листка берёзы и 4 – яблони для утепления норки. Игру можно провести с подгруппой или индивидуально.
13. «Найди такой же листочек» Дидактическая задача: учить различать листья берёзы, яблони, клёна, тополя; развивать способность анализировать.
Воспитатель раздаёт детям листья берёзы, яблони, клёна, тополя, затем показывает по очереди листья разных пород деревьев, предлагает найти у себя такой же.
14. «Подбери листочки для матрёшек» Дидактическая задача: учить различать листья клёна и тополя; соотноситьих величину с высотой матрёшек; развивать способность к анализу
Вносятся листья клёна и тополя большие и маленькие, предлагается большие листья подарить большой матрёшке, а маленькие – маленькой.
15. «Угадай, кто так кричит» Дидактическая задача: активизировать в речи детей названия животных, развивать память.
Внести картинки с изображением животных: кошки, собаки, коровы, овцы, лошади, козы, свиньи, мышки. Воспитатель подражает крику того или иного животного, дети угадывают, после правильного ответа вносится соответствующая картинка и название животного повторяется ещё раз.
16. «Чьи это детки?» Дидактическая задача: активизировать в речи детей названия животных и их детёнышей, упражнять в употреблении существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Вносятся парные картинки: взрослое животное и детёныши. Вначале воспитатель показывает изображение взрослого животного и спрашивает: «Кто это?» (коза). Затем вносится картинка с изображением детёнышей, вопрос: «У козы кто?» (козлята), «У козы нет кого?» (нет козлят) и т.д.
17. «Назови одним словом» Дидактическая задача: активизировать в речи детей названия животных, учить словесному обобщению: «животные», развивать способность к
Вносятся картинки с изображением различных животных. Детям показываются по очереди эти картинки. Задаётся вопрос: «Кто это?» После того, как были названы все животные, воспитатель обобщает: « на картинках мы увидели кошку, корову, собаку… Всё это животные. Давайте повторим – животные». Данную игру можно провести с дикими и домашними животными.
18. «Кто где живёт?» Дидактическая задача: активизировать в речи детей названия животных, закрепить понятие «дикие» и «домашние» животные.
Вносятся игрушки диких и домашних животных, создаются два макета: ферма и лес. Предлагается разместить диких животных в лесу, а домашних – на ферме.
19. «Четвёртый лишний» Дидактическая задача: уточнить представление о диких и домашних животных, развивать внимание, мышление.
Вносятся карточки с изображением трёх диких (домашних) животных и одно – домашнее (дикое). Предлагается определить, какое животное лишнее. Затем вносятся карточки с изображением других животных, игра продолжается. Всякий раз, перед тем, как определить лишнее животное, необходимо назвать их. Данную игру можно провести с игрушками.
20. «Кого не стало» Дидактическая задача: уточнить представление о животных, развивать внимание, наблюдательность.
Вносятся на фланелеграфе или магнитной доске изображения животных, детям предлагается внимательно посмотреть и запомнить их, вместе можно назвать их вслух. После этого предлагается закрыть глаза, в это время одна картинка убирается. Дети открывают глаза, угадывают, какое животное исчезло.
21. «Что изменилось» Дидактическая задача: уточнить представление о животных, активизировать в речи названия животных, развивать внимание, память.
Вносятся изображения животных на фланелеграфе или магнитной доске. Животных назвать, предлагается внимательно посмотреть, запомнить расположение, назвать, кто где находится. После этого предлагается закрыть глаза, в это время изменяется положение животных, дети открывают глаза, предлагается узнать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.
22. «Узнай по описанию» Дидактическая задача: уточнить представление о животных, учить соотносить описание животного и его повадок с конкретным животным.
Даётся устное описание животного: кошки, собаки, коровы, лошади, свиньи, козы, лисы, медведя, зайца, ёжика. Кошка(Мягонькие лапки, а в лапках царапки, часто умывается, а с водой не знается). Собака(С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвостик колечком). Корова( Рано-рано поутру позову хозяйку: « Му-у-у!» А вернуся вечерком, угощу всех молоком»). Лошадь( Груз в телеге я вожу, сено и траву люблю, грива пышная и хвост, где, хозяин, мой овёс?) Свинья( Хвостик крючком, нос пяточком, на ногах копытца, любит в луже мыться). Коза(Остренькие рожки, тоненькие ножки, а кричу всё «Ме-е-е, да м-е-е, дайте сочной травки мне!» Лиса( В лесу плутовкой я зовусь, в курятник ловко заберусь, хочу я курочки отведать или зайчонком пообедать. Пушистой рыжей шубкой горжусь я и хвостом, я в сказке подружилась с разбойником – котом). Медведь( Всю зиму спит в берлоге и лапу там сосёт, а летом ест малину и очень любит мёд). Заяц( Маленький, беленький, по лесочку прыг – прыг, оп снежочку тык – тык). Ёжик (Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки - ни одной.)
23. «Угости животных» Дидактическая задача: уточнить представления детей о животных и их пищевых привычках.
Предлагается серия карточек с изображением диких и домашних животных и серия карточек с изображением корма для животных (например, зерно, сено, косточка, картофель, трава, рыба и т.д.) Детям предлагается для каждого животного подобрать угощение.
24. «Назови птицу» Дидактическая задача: активизировать в речи детей названия птиц.
Вносятся картинки с изображением птиц: воробья, курицы, гуся, синицы, утки, сороки. Воспитатель показывает детям карточки, просит назвать птицу, а также где она живёт.
25. «Четвёртый лишний» Дидактическая задача: уточнить представление детей о диких и домашних птицах. Развивать мышление.
Вносится серия картинок с изображением 3 диких птиц и одна – домашняя. Определить, какая птица лишняя. Уточнить, почему. Затем вносится серия картинок из 3 домашних птиц и одна – дикая. Определить, какая птица лишняя, почему.
26. «Угощение для птиц» Дидактическая задача: уточнить представление детей о птицах и их пищевом поведении.
Вносится серия картинок с изображением птиц и серия картинок с изображением различного корма (смотри игру № 23). Детям предлагается назвать птиц и выбрать подходящий для них корм.
27. « Кто где живёт» Дидактическая задача: уточнить представление детей о диких и домашних птицах.
Вносятся карточки с изображением птиц (смотри игру № 24), на столе создаются 2 макета – лес и ферма. Детям предлагается назвать птиц и поселить их на ферме и в лесу.
28. «Летает – не летает» Дидактическая задача: уточнить способы передвижения животных, птиц, насекомых.
Дети стоят в кругу, воспитатель стоит в центре круга и называет произвольно любых птиц, животных, насекомых. Каждое название сопровождается броском мяча ребёнку. Если названное насекомое (животное, птица) летает, ребёнок ловит мяч, если нет – отбивает.
29. «Покажи картинку с такой же птицей» Дидактическая задача: активизировать в речи детей названия птиц, продолжать учить сравнивать, развивать внимание.
Игра проводится с группой детей. Им раздаются карточки с изображением птиц. У воспитателя такой же набор картинок. Воспитатель показывает карточку, такую же должен показать ребёнок и назвать птицу.
30. «Покажи картинку с таким же насекомым» Дидактическая задача: активизировать в речи детей названия насекомых, продолжать учить сравнивать, развивать внимание.
Ход игры: смотри игру № 29, но вносятся карточки с изображением насекомых.
31. «Экологический автобус» Дидактическая задача: активизировать в речи детей названия насекомых, развивать внимание.
Детям раздаются картинки с изображением насекомых (билеты на автобус), после того, как дети назовут насекомое, такие же картинки прикрепляются к стульчикам, из них создаётся импровизированный автобус. Необходимо найти стульчик с такой же картинкой, занять места. После этого автобус может отправиться в «лес» или на «стадион». На данных остановках можно организовать разные игры, конкурсы.
32. «Найди бабочку такого же цвета» Дидактическая задача: Закрепить в речи названия насекомых, закрепить знания основных цветов, учить сравнивать, развивать внимание.
Игра проводится с подгруппой детей из 2-3 человек. Воспитатель даёт детям карточки с изображением бабочек разного цвета. Другой набор карточек находится у воспитателя. Воспитатель спрашивает, что нарисовано на карточках, где живут бабочки, чем питаются. Обращает внимание, что бабочки бывают разного цвета. Показывает по очереди карточки, уточняет, какого цвета бабочка, просит найти такую же. Данная игра позволяет закрепить так же знание детьми цвета.
33. «Помоги детям собраться на прогулку» Дидактическая задача: уточнить представление детей о зависимости одежды людей от времени года, активизировать в речи названия деталей одежды.
Игра проводится с 2 детьми. Детям даются плоскостные куклы из картона – мальчик и девочка, а также набор бумажной одежды для обеих кукол, для разных времён года. Воспитатель показывает картинку с изображением того или иного времени года, предлагает подобрать соответствующую одежду для кукол. Усложнение для детей средней группы: вместе с картинкой с временем года загадывается загадка: Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает?
Пусты поля, мокнет земля,
День убывает, когда это бывает?
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
34. «Скворечник» Дидактическая задача: закрепить понятие о перелётных птицах, прививать желание заботится о них, упражнять в счёте до 4 (6).
Вносится изображение скворечника, воспитатель спрашивает, что это такое, кто в нём живёт, читает стихотворение: Готовы скворечники, можно селиться,
Готовы дома – терема! Летите, летите,
Весёлые птицы, скорей занимайте дома!
Затем вносятся фигурки скворцов (карточки), в мл. группе -4, в средней -6, предлагается посчитать.
35. «Помоги скворцу отыскать его домик» Дидактическая задача: закрепить понятие о перелётных птицах, упражнять в различении геометрических фигур.
Вносится изображение скворца и несколько вариантов скворечников с отверстиями разной формы (круг, квадрат, треугольник), в средней группе можно добавить прямоугольник. У воспитателя набор геометрических фигур в соответствии с отверстиями скворечников. После внесения изображения скворца в – ль спрашивает, кто это, читает стихотворение:
Весна прислала к нам гонца-
Голосистого скворца,
Он по клумбам быстро ходит,
Чистоту кругом наводит.
Предлагается найти скворечник с отверстием такой формы, какую фигуру покажет воспитатель.
Игры по экологии для детей 2 младшей и средней групп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с окружающим миром (по экологии)для детей младшей группы
1. Уточняют представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов,...
Дидактическая игра по экологии "Чья мама?" младшая группа
Цель:Уточнять и углублять знания детей о домашних животных.Учить употреблять в речи существительные обозначающие домашних животных и их детенышей.Формировать умение различать животных и их детенышей, ...

Дидактические игры по экологии для детей старшей группы детского сада
Картотека дидактических игр по экологии для воспитателей старших групп...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ВИКТОРИНА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ЭКОЛОГИЯ) для детей младшей группы ТЕМА: ЗАГАДКИ НА ГРЯДКЕ: «ОВОЩИ»
Презентация: Викторина по познавательному развитию (экология) «Загадки с грядки: Овощи».Цель презентации: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологиче...
Картотека дидактические игры по экологии для второй младшей группы
В данной картотеке представлены дидактические игры по экологии для детей 3-4 лет, с помощью которых дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по и...
Дидактические игры по экологии в первой младшей группе
Дидактическая игра «Найди детеныша для мамы»Цель: Продолжать учить находить малышей домашних животных и называть их; развивать речь детей, память, мышление; воспитывать любовь к животным.М...

Дидактические игры по экологии во второй младшей группе.
laquo;Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях....
