Консультация для родителей: «Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Бурцева Анна Сергеевна

В дошкольном возрасте формируются все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Познавательные процессы – основа интеллектуального развития ребёнка. Особое место занимает развитие мышления и речи.

Словесно-логическое мышление - один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления начинает формироваться у дошкольников в возрасте с 5 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте формируются все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Познавательные процессы – основа интеллектуального развития ребёнка. Особое место занимает развитие мышления и речи.

Словесно-логическое мышление - один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления начинает формироваться у дошкольников в возрасте с 5 лет.

К средствам логического мышления относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться данными операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Анализ - это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики. Синтез - мысленный переход от частей к целому. Это взаимодополняющие друг друга процессы (яблоко – круглое, красное, сладкое).

Сравнение - установление сходства и различия между предметами (чем похожи и чем отличаются кошка и лиса)

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (куртка, футболка, платье - одежда)

Классификация – это разделение множества на группы по какому – либо признаку (по форме, цвету, величине и другим признакам).

Какие же игры способствуют развитию словесно-логического мышления малыша?

  1. «Угадай по описанию». Для игры необходимы предметные картинки. Взрослый или ребёнок берет картинку и описывает предмет, который изображён на ней. При этом не показывая её и не называя. Другой игрок должен угадать по описанию, что изображено на картинке.

Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста, изображение №1

Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста, изображение №2

Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста, изображение №3

Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста, изображение №4

1 из 4

2. «Подбери пару». Для игры необходимы парные картинки. Взрослый берет картинку и описывает то, что на ней нарисовано. Ребёнок анализируя, предлагает свой вариант карточки, на котором, по его мнению, изображено то, что описывал взрослый.

Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста, изображение №5

3. «На что похоже?» Взрослый показывает картинку или предмет, а ребёнок находит предметы, на который он похож. Обязательно объясняя, чем он похож, т.е. называя признак. Например: взрослый показывает красное яблоко, а ребёнок находит мяч (одинаковая форма), красный кубик (одинаковый цвет) и т.д.

4. «Назови одним словом». Взрослый предлагает ребёнку охарактеризовать ряд слов, используя обобщающее слово:

· шуба, футболка, брюки, платье (одежда)

· бабочка, комар, муха, жук (насекомые)

· стул, кровать, шкаф, кресло (мебель)

· клён, берёза, ива, дуб (деревья, лиственные деревья) и т.д.

5. «Подберите слова по определениям».

· Голубые, карие, грустные … (глаза)

· Молочные, больные, коренные …(зубы)

· Бурый, белый, косолапый … (медведь)

6. «Поставь по порядку». Взрослый предлагает ребёнку расположить слова по порядку.

· Февраль, декабрь, январь.

· Ночь, утро, вечер, день.

· Среда, пятница, вторник.

7. Задачи - шутки на сообразительность и смекалку.

· Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

· На столе лежало 2 яблока. Одно разрезали. Сколько стало яблок?

· Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зелёный, третий жёлтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?

8. Логико-поисковые задачи.

· Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?

Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста, изображение №6

Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста, изображение №7

1 из 2

· Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны. А ствол у сосны толще, чем ствол у берёзы. Что толще: ствол дуба или ствол берёзы?

9. Сочинение сказок. Взрослый предлагает ребёнку сочинить сказку. Если у ребёнка возникают затруднения, взрослый начинает, а ребёнок продолжает.

Эти и многие другие игры и упражнения позволяют весело и увлекательно развивать мышление малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников

Консультация для родителей "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...

Консультация для родителей. "Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста."

Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль от...

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста".

" Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста"....

Консультация для родителей: «Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Задачи: - расширять кругозор родителей; - развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятел...