Организация проектной деятельности в рамках опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию «Лук – зеленый друг» в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 г.Челябинска» (МАДОУ «ДС № 26 г.Челябинска»)
г. Челябинск 454030 ул. Александра Шмакова, 25 тел. 8 (351) 245-25-31,
электронная почта: madou26@list.ru
Организация проектной деятельности
в рамках опытно-экспериментальной деятельности
по экологическому воспитанию
«Лук – зеленый друг»
в подготовительной к школе группе
Руководители проекта воспитатели:
Варга Г.Н
Клементьева Г.Л
2025 г.
Информационная карта проекта
№ | Название проекта | «Лук - зеленый друг» |
2. | Цель проекта | формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом. |
3. | Задачи проекта | 1. Создать условия, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности, для вовлечения детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений. |
4. | Результаты внедрения проекта по образовательным областям: | - «Познание» |
9. | Сроки реализации проекта | долгосрочный - 4 недели |
10. | Участники проекта | Дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели. |
Актуальность
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности - посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук - зеленый друг», и предложить детям совместно с родителями посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.
Формы работы: Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.
Вид проекта: проектно-исследовательский, творческий, коллективный.
Объект исследования: репчатый лук.
Предварительная работа: Знакомство с художественным произведением Дж. Родари «Чиполлино», чтение сказки "Три брата", стихотворений, пословиц и поговорок о луке, разгадывание загадок; рассматривание строение лука, иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают овощи на огороде и дома, о свойствах лука. Проведение сюжетно-ролевой игры "Магазин".
Планируемые результаты:
- у детей сформирован интерес к исследовательской деятельности, умение применять полученные знания в практике;
- дети научатся сажать и ухаживать за луком, познакомятся с условиями его выращивания;
- у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой;
- дети узнают о пользе зелёного витамина.
Работа с родителями:
- Анкета для родителей «Что вы знаете о луке?»
- Беседа на тему: «Чем полезен лук»
- Предложить родителям изготовить совместно с детьми поделки «Лук – зеленый друг».
- Консультации для родителей "Здоровье всему голова"
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познание»:
- Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Cовершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
- Разучивание пословиц, загадок.
- Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполино».
- Чтение сказки-притчи «Луковая семья».
Образовательная область «Физическая культура».
- Формирование представлений о ЗОЖ.
Образовательная область «Познавательное развитие».
- Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
1 ЭТАП - подготовительный
В группе детского сада мы сделали грядки на оконном огороде. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.
2 ЭТАП - исследовательский
Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Дежурство в уголке природы. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о луке: выучили поговорки, стихи, загадки, смотрели сказки. Рассматривали иллюстрации, картины с изображением лука. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Совместно с детьми вели дневник наблюдений.
3 ЭТАП - заключительный
Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление дневника наблюдений за луком.
Оформили выставку рисунков, аппликаций, поделок «Лук – зеленый друг».
Театрализованное представление «Как луковка нашла себе друзей».
Провели дидактические игры «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное - несъедобное» «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус».
Организационная деятельность
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки - материал по данной теме.
2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и оборудование для опытов и экспериментов детей.
Организация исследовательской деятельности
Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.
• Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.
• Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.
Первый день наблюдения
Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.
Вопрос: Что нужно растению для роста?
(Вода, тепло и свет)
Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый
Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.
Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.
Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.
Четвертую луковицу сажаем в землю, поливаем водой, ставим в тепло и на свет. Коричневый – наличие земли, красный- тепло, желтый – свет, синий – вода.
Пятую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.
В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии.
Заключение
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково- исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека. У детей расширился кругозор и мыслительная деятельность. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.
Улучшился эмоциональный контакт между детьми, родителями, педагогами. Родители получили полезную информацию о содержании работы в ДО.
Материально-технические ресурсы
- компьютер;
- проектор;
- принтер (цветной);
- фотоаппарат.
Список используемой литературы
1. Сказка Д. Родари «Чиполлино»
2. Скегина Н.Г. «Экология для тебя» учебное пособие для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Москва 2002
3. «Труд и наблюдения в природе. (Сост. А. Ф. Мазурина). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1967.
4. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». М .: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
5. .В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
6. В е р а к с а Н. Е., Га л и м о в О. Р. Познавательно-исследовательская
7. деятельность дошкольников (4–7 лет).
8. О.А. Соломенникова, Ознакомление детей с природой в детском саду в cтаршей группе, Москва, 2014
9. С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада, Москва,2017
Организация проектной деятельности в рамках опытно-экспериментальной деятельности
по экологическому воспитанию «Лук – зеленый друг» в подготовительной к школе группе
Перспективный план
Сроки реализации | ООД | Дата реализации |
10.03.2025 | «Господин лук» |
|
11.03.2025 | «Лук от семи недуг» |
|
16.03.2025 | «Опытно-экспериментальная деятельность – посадка лука в разных условиях». Ведение дневника наблюдений |
|
18.03.2025 | «История лука», лепка |
|
20.03.2025 | Восприятие художественной литературы Джанни Родари «Приключения Чиполино». Лепка «Чиполино» |
|
23.03.2025 | Выставка совместных работ детей и родителей «Лук наш лучший друг» |
|
24.03.2025 | Чтение сказки-притчи «Луковая семья». Аппликация «Лук - зеленый друг» |
|
25.03.2025 | Изодеятельность «Лук – лучок» Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов» |
|
28.03.2025 | Театрализация «Как луковка нашла себе друзей» |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Конспект ОД по развитию речи и экологическому воспитанию на тему «Весна пришла» подготовительная к школе группа
Закрепить знания детей о весне и о весенних явлениях.Прививать любовь к родной природе ,умение видеть красоту....

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы
Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы...

проект по экологическому воспитанию "Вода - источник жизни" в подготовительной к школе группе
Презентация...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Природа в опасности» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием элементов драматизации и ИКТ.
Экологическое воспитание и образование детей - актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечеств...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «ЛУК – ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТпо экологическому воспитанию «ЛУК – ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ»...
Организация проектной деятельности в рамках опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию «Лук – зеленый друг» в подготовительной к школе группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"33266392","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

