Методическая разработка по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
методическая разработка (подготовительная группа)

 Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект познавательного занятия, посвящённого Дню Победы. Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, и рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. В данной разработке содержатся практические рекомендации по воспитанию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по воспитанию патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста,

посвященная 80 – летию Победы

в Великой Отечественной войне

Верхозина Ж.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 города Иркутска

 детский сад №102

Пояснительная записка

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект познавательного занятия, посвящённого Дню Победы. Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, и рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. В данной разработке содержатся практические рекомендации по воспитанию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

 

Содержание:

1. Конспект образовательной ситуации.

2. Беседа об истории возникновения Великой Отечественной Войны и Дне Победы.

4. Песни «Священная война», «День Победы».

5. Стихи ко Дню Победы.

6. Физминутка.

7. Игра «Наш парад».

8. Рефлексия.

9. Список литературы.

Цель: Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников.

     Задачи:

Образовательные: Расширять кругозор детей и способность сопереживать другим людям;

• Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы;

• Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат.

Развивающие:

• Развивать воображение, наблюдательность, любознательность.

• Развивать память, внимание, речь, мышление.

Воспитательные:

• Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В. О. В., желание заботиться о них;

• Воспитывать толерантность.

Предварительная работа: Рассматривание фотоальбомов «Сталинградская битва», «Взятие Берлина», иллюстраций о Великой Отечественной войне, рассматривание памятников погибшим героям. Беседы о воинах, разучивание стихов, песен и прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне. Встреча с ветеранами – участниками ВОВ.

Словарная работа: Защитник, Родина, Отечество, воины, налёт, бомбы, бомбовый удар, транспаранты, ветераны, партизаны, мемориалы, почтить память.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная; продуктивная; игровая; социально - коммуникативная; двигательная.

Оборудование: открытки с изображением памятников, мемориалов, посвященных героям Великой Отечественной войны, набор демонстрационного материала «День Победы», сюжетные картинки, Аудио записи музыкальных произведений о войне, песня Д. Тухманова на стихи В. Харитонова - «День Победы», рассказ Л. Кассиля «Никто не знает, но помнят все».

Методы и приемы:

Словесный метод.

Наглядный метод.

Игровой метод.

Ход образовательной ситуации:

1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.

Воспитатель (читает стихотворение)

Рассказывайте детям о войне,
Не бойтесь, испугать жестокой правдой,
Рассказывайте детям о войне,
Им это знать и помнить надо
Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне
Чтоб никогда войне не повториться
Наталья Вербицкая

2. Основная часть. Введение в тему. Беседа о Дне Победы.

Воспитатель: Ребята, а кто мне ответит, какой праздник мы отмечаем 9 мая? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, а почему он так называется «День Победы»? (рассуждения детей).

Молодцы! А сейчас я расскажу вам, как начиналась война.

Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. Лебедева- Кумача).

Прослушиваем первый куплет, дальше воспитатель рассказывает под чуть слышное продолжение песни.

Воспитатель:

Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека – это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии, это уже беда! Тогда гибнут люди – и мамы, и папы, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля – и все это называется война.

Когда - то давным - давно, когда ваши прадедушки и прабабушки были еще молодыми, жил в одной стране, в Германии, злой правитель которого звали Адольф Гитлер. Захотел он завоевать весь мир. (Слайд Гитлера)

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Когда города и села нашей Родины спали мирным сном, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами.  Германия без объявления войны, напала на нашу страну.  Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. (слайд начало войны), (слайд голос Левитана).

Враги напали на нас неожиданно. Бои шли на земле, в небе, на море. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, они бомбили больницы, где лечились больные люди: взрослые и дети. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы. Они обстреливали из орудий тихие деревни. Поджигали поля. Враги не разбирали где взрослые, где дети- всех убивали на своем пути. (слайд боя)

Все как один и стар, и млад встали на защиту нашей Родины. Ваши прабабушки, прадедушки шли на войну, даже подростки рвались на фронт и каждый защищал свое Отечество. (слайд подростков на войне)

Нелёгким был путь к победе.  День за днем, месяц за месяцем, год за годом солдаты, моряки, летчики, воевали на фронте с фашистами. А в тылу, дома их ждали матери, сестры, жены, и не просто ждали, а трудились для фронта. Все мужчины были на войне, и женщинам пришлось взять не только заботу о доме, но и выполнять работу за мужчин. (слайд работы женщин во время войны).

Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!» (слайд)

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли. (слайд)

Война длилась очень долго - 4 года. Много людей погибло. Но наша доблестная армия не сдалась.

9 мая закончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником — Днем Победы! (слайд)

С тех пор прошло много лет. За это время, чтобы люди никогда не забывали те страшные дни, было много сооружено памятников, посвященных героям войны. Их именами названы множество улиц в городах России. Много было написано песен, стихов, рассказов о Великой отечественной войне.

И у нас в группе, есть ребята, у которых прапрадедушки воевали, защищая нашу Родину. Это прадедушка Саввы, прапрадедушка Славы. И сейчас наши дети расскажут о своих героях (рассказ детей).

 К сожалению, все меньше и меньше остается тех людей, кто участвовал в той войне. Сейчас мы называем их ветеранами. В честь праздника ветераны всегда надевают ордена и медали.

А вечером, 9 мая, в честь победителей гремит праздничный салют. (Слайд салюта)

Прошло восемьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. (слайд минута молчания)

Дети слушают песню «День Победы» муз. Д. Тухманов,

           (Звучит песня «День Победы» в записи.)

- О каком празднике поется в песне? (Ответы детей)

Воспитатель: А кто из вас может прочитать стихи о Дне Победы?

Ребенок:

Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Ребенок:

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Воспитатель: Уже много лет прошло с того времени, как прогремел последний выстрел Великой Отечественной войны, но в нашей памяти остаются образы дорогих нам людей. Тех, кто отдал свою жизнь за будущее, в котором нет войны. В этот светлый праздник мы отдаем глубокую дань уважения тем, кто прошел трудными дорогами войны, кто вернулся с фронта, восстанавливал страну, израненную, разрушенную. Память об этих людях должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы, но и в наших сердцах. С печалью и благодарностью мы вспоминаем героев, всех их, отдавших юность, сердце, помыслы великому подвигу и победивших фашизм.

Физминутка:

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой-раз, правой-раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладошки - дружно, веселей.

Застучали наши ножки - громче и быстрей!

По коленочкам ударим - тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем - выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

Воспитатель: Ребята, а кого мы поздравляем в День Победы? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно ветеранов Великой отечественной войны, тех людей, которые воевали, работали в тылу – на заводах, строили железную дорогу, танки, самолеты, делали оружие.

-А как люди помнят тех, кто защищал свою страну? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, им ставят памятники, посвящают стихи, песни, рассказы. Имена солдат, защитивших нашу Родину не должны забываться.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать об одном памятном месте – могиле Неизвестного солдата, которая находится в Кремле, в Александровском саду. Никто не знает его имени, но все знают, что он храбро сражался и за что погиб неизвестный солдат. Вот и горит теперь, не потухая, Вечный огонь! (Показ иллюстрации «Вечный огонь»).

(Воспитатель читает рассказ Л. Кассиля «Никто не знает, но помнят все».)

- Что вы узнали из этого рассказа? (Ответы детей)

- О чём задумываются люди, когда стоят возле могилы Неизвестного солдата? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот послушайте ещё раз, как это звучит:

«Задумываются здесь над тем, как надо жить, учиться, работать, чтобы сделать жизнь нашу еще лучше и краше, чтобы ещё крепче и сильнее стала страна наша, чтобы никогда не посмели напасть на неё враги, и чтобы всегда на земле был мир!»

Мир – это главное слово на свете,

Мир очень нужен нашей планете.

Мир нужен взрослым,

Мир нужен детям,

Мир нужен всем!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня на груди пристегнут особенный бант. Люди нашей страны, готовясь к празднику «9 мая» пристегивают на грудь такие же банты. Этот бант не похож на украшение. Эта лента - символ. Георгиевская лента - двухцветная лента к ордену Святого Георгия, "За победу над Германией” или как ее еще называют "Гвардейская лента”.

Кто из вас знает и может прочитать стихотворение про памятники и обелиски?

Ребенок:

«Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Ребенок:

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

3. Игра «Наш парад»

Группе из пяти человек предлагалась игра, в которой было две коробочки: красная и зелёная, фишки этих же цветов на каждого человека по количеству вопросов, и вопросы по данной теме. Детям задавали вопрос о Великой Отечественной Войне. Если ребёнок давал верный ответ – он клал в красную коробочку фишку красного цвета (значит хорошо усвоил материал); если же ребёнок не смог ответить на вопрос – он клал фишку в зелёную коробочку (плохо усвоил материал).

Рефлексия

Воспитатель: Ребята! Очень скоро будет великий праздник – День Победы! Кто-то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с Войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему - «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.

Предложить детям промаршировать под музыку «День Победы» с цветами. После парада возложить эти цветы к иллюстрации памятника воину- победителю. (Показ иллюстрации памятника воину- победителю)

Список используемой литературы:

1. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова, Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2011.

2. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева, «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». В помощь педагогу. Волгоград 2013.

3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жингаль Е. Н., Краснощёкова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

4. Стихи советских поэтов, посвящённые войне: портал для родителей «Ладушки – ладушки», «Русская поэзия»-rupoem.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста посвященный 65-летию победы

материал подойдет для воспитателей и музыкальных работников при разработке сценария к празднованию дня победы в детском саду . в сценарии используются стихи, танцы, песни  соответствующей те...

Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвященный 70-летию Победы над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.

Главной  целью данного мероприятия является  расширение знаний детей о героях Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости и уважения к их подвигам....

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне"

Викторина предназначена для совместной работы родителей и детей по патриотическому воспитанию....

Детско – родительский проект в старшей разновозрастной группе посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне "И помнит мир спасённый"

В настоящее время мы переживаем сложные времена. Многие за рубежом пытаются переписать историю Великой Отечественной войны, принизить роль нашей страны в победе над фашистами. Все дальше вглубь уходят...

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с отечественными праздниками и традициями села".

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки "Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя"....

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «К 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад«Колобок» № 3 комбинированного вида г. Улан-Удэ     Викторина  для детей...