Мастер - классы для педагогов 2020-2024
методическая разработка

Зюбина Наталья Ивановна

Мастер - классы для педагогов по формированию экологических представлений, предпосылок читательской грамотности, информационной безопасности,математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx15.08 КБ
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx20.12 КБ
Файл informatsionnaya_bezopasnost.docx16.13 КБ
Файл stem_tehnologii.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

«Знакомство детей с признаками объектов живой природы как средство формирования экологических представлений»

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Роль экологического воспитания дошкольников  существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для  воспитания личности.

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании используются не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

В условиях ФГОС очень важным является поиск новых форм, методов работы с детьми. Внедрение  новых технологий во все сферы дошкольного образования, в том числе и в экологическое воспитание.

Используя в своей работе методы и приёмы технологии ТРИЗ, я предположила, что использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно  развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и  стремление к новым знаниям.

ТРИЗ даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует в технологии ТРИЗ  целая система игровых и сказочных задач.

Применение  методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании   позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями  и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания - это не только веселая игра, но и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны: но все они – это  виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.

По моему мнению, используя в играх естественные природные объекты, создаётся положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств. Работая с детьми в экологическом направлении, я пришла к выводу, что здесь очень хорошо работают принципы:

− Меньше учи, больше делись (чувствами, эмоциями);

− Сначала наблюдай, потом говори.

Игры с элементами ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста, которые возможно использовать в экологическом воспитании

«Чем был - чем стал»

 Ведущий называет знакомые детям объекты природного мира, дети предполагают прошлое и будущее объекта (помидор – был ростком, станет томатным соком).

«Найди целое и части»

Детям раздаются картинки с изображением объектов природы и их частей. Нужно найти подходящую пару.(вишня - косточка;, кошка – усы, дерево – лист и т.д.).

«Найди друзей»

Ведущий показывает и называет объект, выделяет его признак а дети находят объекты по этому признаку.

«Назови объект по признакам»

Ведущий называет и показывает признаки объекта, а дети называют или выбирают объект.

По цвету красный, по форме как шарик, по вкусу сладкий – яблоко.

По цвету серый, по рельефу пушистый, по месту живет в лесу – волк.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

        Добрый день уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию опыт работы по формированию предпосылок читательской грамотности

Формирование функциональной грамотности – это одна из главных задач современного образования.

Функционально грамотный человек является самостоятельным, понимающим, способным развиваться и обучаться, а также применять свои знания на практике.

Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность.

 «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», – говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Читательская грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять над ними, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Но беда в том, что уже у нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Большинство из нас перестали читать и, как следствие, детям тоже практически не читают.

Как привить ребенку любовь к чтению и рассказать о ценности книги, когда рядом присутствуют яркие, громкие и цепляющие своей нескончаемостью игры в гаджетах?

Мы решили использовать движение буккроссинг - как новую (для дошкольников) форму приобщения детей и родителей к источнику знаний - книге. Что такое буккроссинг? Это хаотичный обмен книгами. Его идея довольно проста - «Прочитал книгу сам - передай другому». Буккроссинг (англ, bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот

Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к чтению книг у родителей и детей, возрождение традиции семейного чтения.

Для реализации движения «Буккроссинг» в группе был организован центр, для обмена книгами, напечатаны рекламные листовки. Мы пригласили всех любителей чтения принять участие в увлекательном мероприятии по обмену книгами с родителями и детьми группы, познакомили с правилами акции. Дети и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простого действия по принципу «Прочитай — отдай другому».

Вначале родителям был предложен список художественной литературы, соответствующей возрасту детей группы, а затем было дано задание подбирать для обмена редкую, малоизвестную литературу детских писателей. Так на нашей полке появились книги Осеевой, стихотворения Зинаиды Александровой, сказки Сергея Козлова и Паустовского.

На книги, которые принесли родители, наклеивали этикетку «Буккроссинг», чтобы увидеть, какие книги возвращаются на книжную полку.

Изначально в книжном обороте участвовали только книги, принесенные педагогом группы и отдельными родителями, Через некоторое время все родители группы стали активно приносить свои книги. Книги стали возвращаться обратно на полку с отзывами о прочитанном. Было рекомендовано сделать отзыв о книге в виде детского рисунка, (рассказать о рисунках по презентации). Затем к акции присоединились воспитанники и их родители из других групп, сотрудники детского сада.

В образовательной деятельности с детьми мы активно используем методы и приемы ОТСМ –ТРИЗ, многие из них уже освоены родителями группы на семинарах практикумах. Во время проведения акции родителям было предложено не просто прочитать книгу, а проанализировать и заполнить схему анализа произведения.

Так дети вместе с родителями учились понимать не только содержание произведения, но цели героев, их действия для достижения целей, оценивали результат и давали совет герою, т.е. учились извлекать информацию и использовать ее. Так в сказке «Лиса и заяц» во время анализа дети дали совет зайцу не пускать больше в дом чужих, не верить словам.

 Еще один метод, который повысил интерес детей и родителей к чтению - это литературные загадки.

Загадки составляются по схеме

Герой 1________его действие______результат

Он звал на помощь и  смог убрать  урожай  (Дед из сказки «Репка»)

Он пожалел незнакомца и лишился дома (Заяц из сказки «Лиса и заяц»(

Кто-то убежал из дома, и из-за этого погиб. ("Колобок")

Предлагаю вам составить загадки по произведениям для старшего возраста

  1. Федорино горе,
  2. Некто был очень трудолюбив, и из-за этого получил награду. ("Морозко")
  3. Некто был очень умным и хитрым, и из-за этого очень помог своему хозяину. ("Кот в сапогах")

Дети приносили загадки, записанные родителями,  и мы угадывали героев.

Прием «Модель героя».

Также была разработана игра «Сказочные Домики»

Родители и воспитанники проявили огромный интерес к данной акции и с удовольствием приняли в ней участие. Могу с уверенностью сказать, что совместная работа сплотила всех участников, свою активность проявили и дети, и родители. Яркие эмоции, общие интересы и впечатления способствовали формированию интереса к книге. Таким образом, можно сказать, что «Буккроссинг» и использованные методы и приемы являются эффективным средством формирования предпосылок читательской грамотности дошкольников, а также одним из основных факторов, стимулирующих возрождение семейного чтения.




Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

Формирование информационной безопасности дошкольников

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения в рамках национального проекта практически всех школ и ДОУ к Интернету пользовательская активность российских детей резко возросла.

Информационная безопасность ребенка  – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. (Статья 2 ФЗ). Данные исследований Фонда Развития Интернет свидетельствуют о высокой степени контакта детей с негативным контентом и другими рисками интернет-среды. Конечно, польза компьютера неоспорима. С помощью этой современной машины дошкольник:

1. Растет технически грамотным.

2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.

3. Развивает логическое мышление.

4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.

5. Улучшает память.

6. Учится концентрировать внимание.

7. Учится визуально воспринимать объекты.

8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.

9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

Сейчас используют современные технологии и создаются очень реалистичные игры для детей. Дошкольник может раскрашивать раскраски на компьютере, обучаться счёту и чтению и т. д. В целом, пользу от виртуальных игр можно выразить в следующем:

1. Воспитывается усидчивость.

2. Вырабатывается терпение и настойчивость в достижении цели.

3. Развивают и укрепляют связь между моторикой пальцев рук и Главное Новое

4. Многие игры расширяют кругозор детей, знакомят его с историей, техникой, миром вокруг нас.

5. Игры учат детей мыслить аналитически, развивают сообразительность.

Компьютерные  игры приносят не только пользу, но и вред.

Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.

Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний по информационной безопасности и педагогике.

Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и

полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.

В работе с детьми применяются различные методы формирования культуры информационной безопасности. Это этические беседы, игры, разыгрывание и анализ различных ситуаций. Формирование информационной безопасности возможно с применением методов и приемов технологии ОТСМ – ТРИЗ. С помощью морфологического анализа можно рассмотреть источники информации и виды компьютерных игр, решение проблемных ситуаций и составление рассказов и сказок, с использованием алгоритмов ТРИЗ, учат дошкольников ориентироваться в информационном пространстве, заботиться о личной безопасности.



Предварительный просмотр:

«Использование образовательной технологии STEAM  как инструмента формирования познавательных интересов и действий детей раннего возраста в различных видах деятельности»

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Программа «STEAM -образование детей дошкольного возраста» включает в себя ряд модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:

  • Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
  • Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
  • Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
  • Образовательный модуль «Математическое развитие».
  • Образовательный модуль «Робототехника».
  • Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”.

В раннем возрасте возможно использование некоторых элементов образовательных модулей «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» и «Экспериментирование с живой и неживой природой».

«Дидактическая система Ф. Фребеля». Структурно-образовательный модуль состоит из двух содержательных блоков. Это «Наборы для развития пространственного мышления № 1» (по системе Ф. Фребеля), которые соответствуют первоиср) — материалы в виде мягких напольных модулей, которые перемещают ребёнка с ограниченной площади стола в игровое пространство помещения.

Модуль решает следующие задачи:

- Экспериментирование с предметами окружающего мира;

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- Освоение пространственных отношений;

 «Экспериментирование с живой и неживой природой». Образовательный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

В процессе работы решаются следующие задачи;

- Формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

- Осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

- Формирование экологического сознания.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_...