МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
материал

Иванова Анна Николаевна

Изучение семьи – сложный процесс. Он требует учета уникальности каждой семьи. Важно понимать образовательный уровень членов семьи. Нужно учитывать их нравственные установки. Жизненный опыт также имеет значение. И, конечно, умения в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_izucheniya_semi.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ.

Изучение семьи – сложный процесс. Он требует учета уникальности каждой семьи. Важно понимать образовательный уровень членов семьи. Нужно учитывать их нравственные установки. Жизненный опыт также имеет значение. И, конечно, умения в воспитании детей.

Выбор методов изучения семьи и особенностей семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них – индивидуальность, уникальность и неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:

  • в образовательном и культурном уровнях всех её членов;
  • в нравственно-психологических установках и позициях;
  • в жизненном опыте;
  • в устремлениях, образцах и идеалах;
  • в умениях и навыках организации жизнедеятельности родителей и детей;
  • в опыте воспитания детей.
    Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектив) общества. Поэтому возможности учёных (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.
            Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания – это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать и обобщить данные о семье, семейном воспитании, его специфике, взаимосвязях и закономерностях.
            Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо прежде всего иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведём один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством учёных-педагогов.
    Примерный план изучения опыта семейного воспитания:
    I. Важнейшие сведения о семье:
  • состав семьи;
  • образование родителей и других членов семьи;
  • профессии родителей и членов семьи;
  • увлечения (хобби) родителей.
    II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:
  • тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);
  • характер отношений (изменчивый, противоречивый);
  • позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность, приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.
IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:

  • здоровье, здоровый образ жизни;
  • раннее развитие детей;
  • развитие нравственных качеств;
  • развитие умственных способностей.
    V. Особенности семейного воспитания:
  • Степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;
  • Степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, выполняющий постоянную воспитательную функцию);
  • отсутствие целенаправленного семейного воспитания.
    VI. Организация совместных форм деятельности в семье:
  • вовлечение детей в общие семейные дела;
  • разобщённость родителей и детей в семейных делах;
  • отстранение детей от семейных дел;
  • дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.
    VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):
  • степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);
  • все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.
    VIII. Уровень педагогической культуры родителей:
  • Наличие определённых психолого-педагогических знаний и практических умений у родителей;
  • Ограниченность психолого-педагогических знаний;
  • Негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.
    Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.
            Наблюдение – метод, заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов и содержания.
            В процессе наблюдения:
    1) ставится задача;
    2) составляется план;
    3) происходит фиксация данных;
    4) следует обработка зафиксированных данных;
    5) делаются соответствующие выводы.
            Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестёр) к братьям (сёстрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учёт данного явления, затем ему даётся соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, полученной при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:
    Фиксировать поступки и поведение детей и родителей в течение длительного времени, в различных ролях и ситуациях.
    2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.
    3. Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии к другим).
    4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребёнок, как он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи и какие действия при этом предпринимает.
    Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой лишь эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно только при весьма тщательном анализе полученных данных. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).
            Метод анкетирования (фр. enquête – список вопросов) – письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.  Виды проведения анкетирования:
    1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование лично);
    2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).

Типы анкет:
1) открытая (когда испытуемый сам отвечает на вопросы);
2) закрытая (когда к вопросам даны варианты ответов);
3) смешанная (предложены варианты ответов, но есть возможность сформулировать свой ответ).
        Интервьюирование (англ. interview – беседа, встреча) – способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.
        Обычно бывает два вида интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы, и стандартизованное, близкое к анкете с закрытыми вопросами.
        Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) либо механическим способом (на плёнку магнитофона, диктофона).

Основные требования к проведению интервью:
1. Правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, исключающие препятствия.
2. Перед началом интервью обязательно краткое вступительное слово интервьюера, в котором чётко оговариваются цель, задачи и гарантируется анонимность опроса.
3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающее полное невмешательство в содержание опроса.
4. Организация правильной записи (дословная, краткая, по памяти, на магнитофон, диктофон).
   Беседа – метод получения информации, основанный на словесной коммуникации и сотрудничестве участников. Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания другими методами. Особенности беседы, её подготовка и проведение:
1. Она, в отличие от интервью, более свободна в организации, содержании и отношениях между собеседниками.
2. Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.
3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.
4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и тому подобное.
5. Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи и детей.
6. Умение отметить положительные черты и качества детей, дать родителям почувствовать уверенность, надежду и перспективу улучшения в воспитании ребёнка.
7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и других средств.
8. Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.
Психолого-педагогический тренинг – метод, помогающий одновременно изучать и корректировать педагогическую позицию родителей.
Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определённые умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Как вести себя с гиперактивным ребенком», «Если ребенок отстаёт в развитии», «Как воспитывать ребенка без отца», «Особенности воспитания приёмного ребёнка», «Специфика воспитания в многодетной семье», «Особенности воспитания единственного ребёнка», «Как воспитывать близнецов» и др.
        Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки и дедушки определённого практического задания – метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.
        Педагог (воспитатель) создаёт ситуацию: перед приходом матери (отца) сыну предлагается разобрать детали конструктора и уложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение задания сыном, характер их помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и так далее. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый – мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй – мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лени у мальчика, во втором – о наличии трудолюбия, добросовестности и прилежания. Метод написания родителями (отцом и матерью) мини-сочинения «Мой ребёнок». Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребёнка, его интересы, способности, любимые занятия, а также позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и собственные наблюдения, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методов и приёмов воспитания.  Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, собственной позиции в семье и взаимоотношениях членов семьи.
        Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:
1) как расположены члены семьи;
2) насколько они удалены друг от друга;
3) каково местонахождение самого ребёнка среди всех членов семьи;
4) с кого ребёнок начал рисовать семью, а кем – закончил.
5) кто выше ростом, а кто ниже;
6) кто больше по размерам, а кто меньше;
7) кто в каких цветах нарисован.
Что можно узнать при расшифровке рисунка?
1. Отсутствие членов семьи на рисунке – признак дискомфорта ребёнка в семье.
2. Отсутствие самого художника на рисунке – сигнал конфликта между ним и членами семьи.
3. Наличие на рисунке только самого художника – сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.
4. Наличие на рисунке постороннего человека – признак того, что ребёнок мечтает об улучшении семейных отношений.
5. Изображение ребёнком самого себя ростом с маму и папу – признак его комфорта в семье.
6. Близкое расположение членов семьи друг к другу – показатель любви и заботы в семейных отношениях.
        Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответы на такие волнующие вопросы: «Как распознать, что тревожит ребёнка?», «Как дети воспринимают нас и наши отношения?», «Как мы видим самих себя и своих детей?», «Как выявить скрытый семейный конфликт?» и другие.
        Метод игровых заданий – это методика, дающая ребёнку возможность в игровой ситуации сделать выбор.
Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?». Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, отражающих разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку и дёргает кошку за хвост.
Мальчик бьёт мальчика и несёт мамину сумку.
Мальчик держит цветок и подаёт бабушке лекарство.
Мальчик чистит ботинки и выносит мусор в мусоропровод.
Мальчик убирает постель, поливает цветы и т. п.
        Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания позволяет увидеть:

  • отношение взрослых к ребёнку;
  • согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;
  • ценности семьи;
  • стиль семейных отношений.
            Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребёнок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребёнку предлагается сказать «Что нарисовано?» и озвучить нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребёнок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.
            Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребёнку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке). «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братом Сашей. Он стал плакать». Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидев ёжика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень расстроилась, и в это время пришла мама... Далее ребёнок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как повела бы себя в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребёнок – заканчивает.  «Если я упаду или ударюсь, то мама…», «Если я плохо мою руки, то папа…», «Если у мамы болит голова, то мы с папой…», «Мама хвалит меня, если я…», «Бабушка огорчается, когда я…» и т. д.
        Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные работы (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические материалы (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии) и технические изделия (поделки, предметы ремесла – изделия из соломки, лозы, глины и др.).
        Педагогический эксперимент (лат. experimentum – опыт, проба) – опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролируемой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.
        По целям организации обычно различают констатирующий и формирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить текущий уровень развития (например, уровень развития волевых качеств личности ребёнка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспитание тех или иных качеств личности ребёнка, тех или иных сторон его психики. Для этого создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая даёт возможность:

1) выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств; 2) экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;

3) изучить конкретные пути формирования личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...

Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

   Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....