Проект: «Огород на окне»
проект (средняя группа)

Савицкая Наталья Александровна

Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом, вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne_v_sredney_gruppe_n.docx77.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аистенок» п. Выгоничи

Проект

в средней группе

«Огород на окошке»

Выполнила:

Воспитатель:

Савицкая. Н.А.

п. Выгоничи

2024 г.

Актуальность проекта

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности и к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

Цели проекта

Создание условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи проекта

Обогащение и расширение представлений детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях.
• Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? (обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания.
• Развивать интерес к развитию и росту растений.
• Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
• Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
• Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
• Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Тип проекта
• познавательно-исследовательский
• групповой
• краткосрочный
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта

1 месяц

Предполагаемый результат проекта

1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.

2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

3. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.

4. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Реализация проекта включает три этапа.

Этапы работы над проектом

Подготовительный:

- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;

- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной:

- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);

- уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений.

Заключительный:

- подведение итогов, итоговая беседа;

- выставки творческих работ детей;

- составление фото отчёта по реализации проекта, просмотр презентации.

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап. Подготовительный.

1.

Беседа с родителями по организации «огорода на окне».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель, родители.

2.

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

Воспитатель, родители.

2 этап. Основной.

11.

Чтение художественной литературы.

«Пых», «Вершки и корешки», «Репка». «Спор овощей» - сказки, «Овощи» - стихи.

Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», стихотворение

«Наши растения»,

Комплекс гимнастических упражнений: «Удивляемся природе».

Инсценировка сказки «Спор овощей», «Репка», игры

Отгадывание загадок.

Цель: Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев, принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений, разучивать стихи.

Воспитатель.

22.

Практическая деятельность: посадка лука, перца, томатов, кабачки, редиса и .т.д.

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); воспитывать у детей бережное отношение к природе. Развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

Воспитатель.

33.

ФЦКМ. «Польза овощей и фруктов»

Цель: уточнять знания об использовании овощей и фруктов в пищу, о приготовлении овощных, фруктовых салатов.

Воспитатель.

44.

Развитие речи.

Тема: Составление рассказа «Мои любимые овощи»

Цель: развивать навыки составления рассказа из опыта детей; активизировать названия овощей, закрепить обобщающее понятие «овощи»

Воспитатель.

55.

Труд на «огороде на окне»

Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

Воспитатель.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Воспитатель.

66.

Опытническая и экспериментальная деятельность детей.

Опыты – наблюдение за ростом лука.

«Как растения пьют воду»

Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц.

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.

Воспитатель.

77.

Наблюдение

«Как развиваются растения»

Наблюдение за проросшими семенами
Наблюдение за ростом лука.

Наблюдение за проращивание веточки березы, сирени.

Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»
Цель: рассмотреть влияние внешних факторов на прорастание семян

Цели: Формирование экологической культуры дошкольников;

Закреплять и расширять знаний детей об овоще – луке.

О внешнем виде и его характерных особенностях.

Воспитатель.

88.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Подвижная игра

«Овощи - фрукты»

Дидактическая игра

Д/И ««Собери из частей целое», «Что растет на огороде?

Пальчиковая гимнастика.

«Приглашаем в огород».

Цель: Закрепление знаний детей об обобщающем понятии «магазин», а также об овощах и фруктах.

Цель: научить детей различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развить внимание и наблюдательность, повысить двигательную активность и ориентировку в пространстве.

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.

Цель: развивать мелкую моторику.

Воспитатель.

3 этап. Заключительный

11.

Беседа с детьми

«Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Цели: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию.

Расширить кругозор детей, познакомить их с историей появления овощей на столе, сформировать представления об условиях, необходимых для роста растений.

Воспитатель.

22.

Творческие работы детей «Наш огород»

Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями.

Воспитатель, родители.

Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»

Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.

Рисование

«Овощи и фрукты»

  • Цель: Закрепление технических навыков в рисовании.

Аппликация

«Овощи на тарелке».

Цель: Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками.

33.

Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки, просмотр презентации. Подготовка к высаживанию на участок.

Подведение итогов работы по проекту.

Воспитатели, родители.

Выводы.

В ходе проекта у детей возрос интерес к жизни и росту растений, дети узнали, как выращивают овощи, какие они на вкус, какую пищу можно приготовить из овощей, какие витамины содержат овощи и как влияют на здоровье людей.

•С помощью различных игр дети закрепили цвет, форму овощей, проявляли внимание, усидчивость и настойчивость в достижении цели. •Вместе с родителями принимали активное участие в творчестве, организации огорода.

•Дети узнали много сказок, пополнили свою память стихотворениями об овощах и фруктах, загадках.

•Работа над проектом показала, что дети с желанием и интересом принимают участие в работе.

Список литературы

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Н.А.Ноткина [и др.] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.

2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997

3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

4. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

5. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

6. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф.Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.

7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

8. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

9. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с

Приложение к проекту «Огород на окошке»

Консультация для родителей «Огород на окне»

Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку – дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха, большое значение имеет и сама близость с природой, которая всегда пробуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов.

Особенно ценят дети свое участие в труде вместе с взрослыми. Родители, имеющие дачные участки или огороды, могли заметить, с каким увлечением их ребенок копает лопаткой землю, помогает сеять семена и, конечно же, с удовольствием поливает грядки из своей лейки.

Работая на участке, в огороде вместе с родителями, ребенок знакомится с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнает последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевает целым рядом практических навыков. Совместная, дружная и результативная работа доставляет ребенку много удовольствия и радости.

Однако не каждая семья имеет дачный участок или огород. Но есть выход: создать огород прямо в квартире, на окне! Такой собственный огород будет очень необычен тем, что подарит возможность любоваться и детям, и взрослым невероятной домашней обстановкой живых растений. Огород на окне в домашних условиях будет способствовать развитию любознательности и наблюдательности у ребенка, а это поможет ему лучше познать растительную жизнь; расширит представления ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития; научит радоваться результатам своего труда. Очень важно, чтобы ребенок активно участвовал в посадке и последующем уходе за растениями. Тем более что сам процесс ухода и выращивания огорода очень увлекательный и интересный.

Огород на окне - это своего рода «витаминный оазис». На самом деле, такая чудесная задумка реализуется очень просто и быстро.

Что лучше посадить в огороде на окне?

Выбор растений достаточно широкий: огурцы, лук, фасоль, горох, петрушка, чеснок, салат, укроп, специальные некрупные сорта моркови и т.п. Главное, выбрать для такого огорода неприхотливые растения. Прежде, чем приступать к созданию огорода, лучше провести с ребенком обучающую беседу и рассказать о пользе каждого растения и правильном уходе за ними.

Такие знания позволят маленькому огороднику еще с большим интересом ухаживать за растениями и любоваться огородом на окне.

Практические советы по обустройству огорода на окне.

1. Помните, что окно, где будет размещен огород лучше, чтобы выходило на солнечную сторону и было большим.

2. Размер ящиков для выращивания растений должен соответствовать подоконнику, то есть ящики не должны быть шире или длиннее подоконника (не должны выступать за пределы). Так как станут не безопасными для ребенка, который может зацепить их.

3. Ящики можно покрасить в какой-нибудь яркий цвет. Такой вариант очень удачный для детской комнаты. Ярко оформленный огород будет смотреться весело и необычно, и будет радовать всех своим привлекательным видом.

4. Кроме деревянных ящичков можно использовать горшки для растений или даже обычные пластиковые бутылки, которые обрезают до нужной высоты. Их можно красиво оформить, например, камнями, рисунками, разнообразными наклейками и т.д. То есть, можно бесконечно долго экспериментировать с оформлением.

5. Очень важно предусмотреть правильное освещение огорода, оптимальную температуру и влажность воздуха. Если на подоконнике, где вы хотите установить огород недостаточно света, то можно создать искусственный свет с помощью лампы. Температура для растений должна быть выше 17 градусов, в противном случае растения будут гнить и не давать плоды.

6. Также нужен хороший и качественный грунт, благодаря которому растения будут давать плоды. Такой грунт не сложно приобрести в специализирующих магазинах, где продают растения.

Такой «детский» огород прекрасно украсит интерьер, а экологически чистые и всегда свежие овощи будут не переставать радовать детишек круглый год.

Загадки, стихи, пословицы о труде.

Загадки
Сад
Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.

Редис
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.

Репа
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.

Чеснок
Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.

Семя
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.

Горох
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?

Тише деточка не плач.
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный… (лук)

Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? – Я вам друг
Я – простой зелёный… (лук)

Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на ветках —
Красные детки. (Помидоры)

Листик пряный, шелковистый,
Он пушистый и душистый.
Там, где рос когда-то боб,
Хорошо взойдет... (укроп)

Зелена, свежа, кудрява
Ароматная приправа.
Укропу я подружка –
Душистая... (Петрушка)

Эти братцы дружно в ряд
В домике-стручке сидят.
А когда они созреют,
Попадут к тебе в салат. (Горошины)

Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

Этот терпкий острый зубчик
Бабушка добавит в супчик.
Разложи его повсюду,
Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

Надевает папа кепку
И выходит из избы.
Справа он сажает репку,
Слева - свеклу и бобы.
Тут везде рядами грядки,
Будет урожай в порядке! (Огород)

В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берёт
И воронам не даёт. ( Пугало)

Я - садовый инвентарь!
На селе знакома встарь.
Дедушка меня берет
И копает огород. (Лопата)

Пословицы о труде:
-Где труд – там и счастье.
-Кто не работает, тот не ест.
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Терпение и труд все перетрут.
-На все руки мастер.
-Кончил дело, гуляй смело.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Вся семья вместе, так и душа на месте.

Стихи:
С. Крупа-Шушарина
В огороде снова в моде
Зелень, овощи сажать!
У Петра растет петрушка,

А Прокоп растит укроп.
Посадила Фекла свеклу,
А на грядке Павел
Посадил зеленый щавель.
В огороде у Антошки
Каждый год растет картошка.
У Марины и Карины
Много выросло малины.
В огороде у Ассоль
Скоро вырастет фасоль.
У Алины, у артистки,
Много розовой редиски.
А в теплице у Федоры
Покраснели помидоры.
А ребята-близнецы
Поливают огурцы.
У Алины очень ловко
Из земли растет морковка.
Посадила Злата
Зелень для салата.

А. Максакова
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

Т. Казырина
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!

Ф. Гуринович
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев
Огород
Вместе в бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным вышел,
Помидор,
Чтоб не засох
Огуречник пышный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывал ноябрь
Кочерыжкой вкусной.

Опыты.

Как растет лук.

Цель:

1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

2. Познакомить с различными сортами лука (золотистый и фиолетовый (красный)

3. Показать развитие луковиц на различных этапах роста.

4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.

5. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать. делать умозаключения.

Ход

1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету и сорту. Дать детям понятие, что луковицы все разного размера. Есть более крупные, есть более мелкие. Они разного цвета - золотистые и красные (фиолетовые).

2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы. Будем проращивать лук в банках с водой, в земле и в земле с лишением света. Наденем светонепроницаемый колпак.

3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.

4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.

5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.

Тема. «Как растения пьют воду?».

Цель: Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.
Оборудование: Цветы-белые гвоздики, стаканчики прозрачные для воды, краска трёх цветов, ёмкость с водой, цветные карандаши, бумага белая с зарисовками стаканчиков.
Ход: 1 часть- подготовительная. Домовой Кузя приносит в группу завянувший цветок с сухой почвой. «Ребята, я посадил цветок в горшок. Поставил его на солнышко. Каждый день на него любовался, разговаривал с ним. Но мой цветок завял. Не могу понять, что ему не понравилось?»
Воспитатель: «Почему завял цветок у Кузи? Как вы догадались? Цветы нуждаются в постоянном поливе. По состоянию земли можно определить, поливать растение или нет».
Кузя: «Как растение пьёт воду?»

Воспитатель: «Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Какой цвет у воды? (Вода прозрачная). Как из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску). Три стаканчика будут с окрашенной водой и один стаканчик с неокрашенной водой. В каждый стаканчик мы поставим по цветку. Как называется цветок? (Гвоздика). Каким он цветом? (Белым)».

Зарисовка наблюдений: «Закрасьте на бумаге стаканчики такими цветами, какими мы окрасили воду красный, синий, жёлтый); один стаканчик не закрашивайте- вода в нём прозрачная. В каждом стаканчике нарисуйте цветок с белыми лепестками. Пройдет немного время и мы увидим, как цветы пьют воду».

2 часть. Вечером рассмотреть с детьми окраску цветов. « Сравните свои зарисовки с наблюдаемым явлением. Что изменилось? Что произошло с цветами? Какими стали цветы? Почему цветы разной окраски? Почему один цветок остался белым? Объяснение: «Цветы изменили свою окраску из-за цвета воды, в которой они стояли. Стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его».
Вывод: «Цветы пьют воду; вода движется по цветку.

Конспект занятия по ФЦКМ

Тема «Польза овощей и фруктов»

Цель: Познакомить детей с понятием витамины, почему они важны.

Задачи: Закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты.

Учить описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма. Воспитывать навык самообслуживания, желание следить за своим здоровьем.

Словарная работа: Салат, витамины, микробы

Оборудование: Игрушки: зайчик, морковка, корзинка с овощами и фруктами.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте

поздороваемся с гостями. Стук в дверь, в гости пришел зайка Попрагайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Попрыгайка нам принес корзинку, а что в ней?

Дети: фрукты и овощи

Воспитатель: Зайка все сложил в одну корзину, давайте, вместе разложим овощи

в одну тарелочку, а фрукты в другую.

Воспитатель показывает по одному предмету и спрашивает:

-Что это? (капуста)

-Какого цвета капуста? (зелёного)

-Какой формы капуста? (круглая)

Такие же вопросы про помидор, огурец и морковь.

Воспитатель: Капуст, огурец, морковь и помидор

- Как можно назвать одним словом? (овощи).

Правильно, из овощей можно сделать салат.

Давайте сейчас приготовим салат из капусты.

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Мои любимые овощи»

Цель: Систематизировать знания детей об овощах.

Задачи:

- Уточнить представления детей об овощах, месте их произрастания, пользе для человека.

-Расширить и активизировать словарь по теме.

-Совершенствовать грамматический строй речи.

- Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

-Развивать логику, мышление.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к овощам.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты».

Беседа «Что растет в огороде и саду».

Д/и. «Что лишнее».

Чтение стихотворения С. Михалкова. «Овощи».

Стихи про «Урожай» Бокова.

Чтение сказки «Репка».

Оборудование: карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч, фрукты, картинки с изображением фруктов и овощей.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами будем выполнять различные задания и, если мы

все правильно сделаем, нас ждет сюрприз

Воспитатель. Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи?

Дети: Люди употребляют их в пищу.

Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?

Дети: Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.

Воспитатель. Назовите, какие овощи вы знаете?

Где растут овощи?

Что можно приготовить из овощей?

Воспитатель. Ребята, я вам буду показывать овощ один, а как же правильно сказать,

когда овощей много?

Огурец-…огурцы

Помидор…-помидоры

Кабачок…-кабачки

Перец…-перцы

Воспитатель. А давайте, теперь ласково назовем овощи.

лук…-лучок

морковь…-морковочка (морковушка)

перец…-перчик

картошка…-картошечка

капуста – …капусточка

Воспитатель. Хотите, я вас научу солить капусту.

Пальчиковая гимнастикам «Мы капусту солим»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся в огород, немного поработаем.

Репку мы сажали (делаем лунку на ладошках,

Репку поливали (льется вода из лейки,

Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики,

Хороша и крепка (руки вверх).

Воспитатель. Сейчас следующее задание, игра называется «Добавь слово»

Я выставлю 4 карточки с овощами, назову не все, скажите мне,

пожалуйста. Какой овощ я пропустила?

(На доске изображения картофель, морковка, кабачок, огурец, называю

только три из них, так три раза)

Воспитатель. Ребята, названия каких овощей начинается на звук [р]

Дети. Редис, репа, редька,

Воспитатель. Ребята, названия каких овощей начинается на звук [к]

Дети. Кабачок, картофель, кукуруза.

Воспитатель. Ребята, названия каких овощей начинается на звук [п]

Дети. Патиссон, помидор, перец.

Воспитатель. Ребята, давайте к каждому овощу, который я вам буду показывать,

подберем определения и все вместе составим овощную композицию.

(На плакате, приклеиваются вместе с детьми овощи и определения к ним.)

Итог урока. Чем отличаются овощи друг от друга? (форма, цвет, размер)

Какую форму имеют овощи (круг, овал)

Ребята, какого цвета овощи? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как овощи отличаются размером? (большие, маленькие).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

Задачи: развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, костюм продавца.

Ход игры:

- Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.

- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

- А теперь послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. «Весёлый магазин»

Весёлый магазин

Открываем магазин,

Продаём продукты.

Покупает Крокодил

Овощи и фрукты.

- Сколько стоит кабачок?

- Кабачок? Пятачок.

- Дайте два кабачка.

- Дайте два пятачка!

- Пятачок и пятачок...

Нате гривенничек!

В магазин пришли с работы

Покупатели Еноты

Покупать у продавца

Два солёных огурца.

Говорит продавец:

- Две копейки огурец!

- Дайте нам по огурцу!

- Заплатите продавцу!

- Сосчитаем: Дважды два...

Дважды два—четыре?

- Да!

Очень точно! Молодцы!

Забирайте огурцы!

- Здравствуй, Козлик. Что

- Мне-е-е-е, пожалуйста, вот э-э-э-э

И вот это,

И вот это.

- А монета? Где монета?

- Потерял монету где-то!

Можно мне бесплатно?

- Так и быть!

Ладно.

В. – Дети, о чём говорится в стихотворении?

Д. – О магазине.

В. – Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин?

Д. – Чтобы покупать продукты, хлеб, конфеты.

В. – Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно

купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных – разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть магазин, он называется – «Овощи- фрукты». Поэтому в нашем магазине будут продаваться фрукты и овощи. Ребята, в нашем магазине есть прилавок за которым находится продавец, продавцом буду я (одеваюсь). Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. Достаю морковь. Что это?

Д. – Морковь. Это овощ. Морковь растёт на грядке.

В. – Достаю грушу. Что это?

Д. – Это груша. Это фрукт.

В. – Достаю игрушку-пирамидку. Что это?

Д. – А это игрушка. Она должна продаваться в магазине игрушек.

В. – Молодцы! Догадались. Вот и выложили весь товар. Посмотрите на прилавок – здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и

становятся в очередь).

В. – Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить?

Д. – Яблоко

В. – А какое яблоко – зелёное или красное?

Д. – Зелёное, пожалуйста.

В. – Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.

Д. – Спасибо!

(Игра продолжается).

Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов. Послушайте стихотворение:

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо фрукты – овощи любить.

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус

И решить я не берусь

Что из них вкуснее,

Что из низ важнее.

Дидактические игры

Д/И «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

Используется метод беседы.

Материал.

Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,

природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.

-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?

-Какие не любишь, почему?

-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?

-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?

-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.

-Какой водой и как нужно поливать овощи?

-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)?

-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

Д/И ««Собери из частей целое»

Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.

Ход игры

Собрать из частей целую картинку.

Подвижная игра.

Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Описание. В центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!»

Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

Пальчиковая игра «Приглашаем в огород».

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

– Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

Конспект беседы «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Цель: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию.

Задачи:

1. Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы.

2. Способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.

3. Учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов.

4. Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки).

Воспитатель:

Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень

любят. Витамины вкусные, красивые.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем, в чем же содержится большое количество витаминов!

(Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

Воспитатель: Ой! К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь , в гости к ребятам пришла кукла Аленка).

Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Конспект занятия по лепке

Тема: «Овощи: огурцы, помидоры».

Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.

Ход занятия:

#1042;водная часть.

- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Чтение стихотворения:

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Сейчас у нас с вами будет занятие лепкой. А, чтобы узнать, что мы будем сегодня

лепить, вам надо отгадать загадки.

Внимательно слушаем первую загадку.

Он круглый да красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней … (Помидора)

(воспитатель показывает иллюстрацию помидора)

Правильно, ребята, это помидор. Теперь слушаем вторую загадку.

Лежит меж грядок,

Зелен и сладок. (Огурец)

(воспитатель показывает иллюстрацию огурца)

Верно, ребята, это огурец. Молодцы. Сегодня мы с вами будем, лепит овощи: огурец и помидор.

Игра «Собери овощи».

Но сначала немного отдохнем. Поиграем в игру «Собери овощи». Для этого мы с вами отправимся туда, где растут овощи. Ребята, а скажите, где растут овощи? Верно, на огороде. Берите корзинки и по моей команде пока играет музыка не зевайте, урожай весь собирайте!

(дети бегают и собирают овощи)

(воспитатель останавливает музыку)

Молодцы, ребята, много овощей собрали. А теперь садимся на свои места, приступаем к лепке.

#1054;бъяснение материала.

(воспитатель показывает готовые образцы огурца и помидора)

Ребята, внимательно посмотрите на огурец. Какой он формы? (овальной). Какого цвета? (зеленого).

Теперь посмотрите на помидор? Какой он формы? (круглой) Какого цвета? (красного)

Мы с вами рассмотрели наш огурчик и помидор. Теперь начинайте лепить.

#1047;аключительная часть.

Рефлексия.

Конспект занятия по Рисованию

Тема: «Овощи и фрукты»

Цели: познакомить с названиями фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать их; развивать логическое мышление; формировать умение рисовать красками, мыть кисточку перед использованием другой краски.

Задачи:

  • Расширять представление детей о овощах и фруктах.
  • Мотивировать детей к устным высказываниям.
  • Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы
  • Учить детей правильно передавать относительную величину частей предмета.
  • Закреплять приёмы закрашивания краской.
  • Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом во время игровой ситуации.

Методы и приемы:

-беседа, словесный, практический, показ, поощрение, художественное слово (загадки,), физкульминутка.

Материалы и оборудование: муляжи фруктов, овощей, , круг или овал(тарелочка, на каждого ребенка с пунктирными контурами фруктов; кисти; баночка с водой, краски, , салфетки

Ход занятия

Ребята, какое сейчас время года? (осень), как вы узнали?

Скажите, что мы собираем осенью? (овощи и фрукты)

Какие овощи вы знаете? Где они растут? А какие фрукты вы знаете?

Ребята, посмотрите вам корзинку передали, хотите узнать, что в ней?

Чтобы узнать , что находиться в корзинке, нам сначала нужно отгадать загадки, я вам буду загадывать загадки, а если угадаете, достану отгадку из корзины согласны?

1. Круглое, румяное, я расту на дереве,

Любят меня взрослые и маленькие детки.

2. На ветвях висят шары,

Посинели от жары (слива).

3. Но на вкус кислейший он,

А зовут его…

4. С виду он, как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин-

Это спелый апельсин

5. Яркий, свежий, налитой,

Шкурка - бархат золотой,

Вокруг вьётся много ос,

Любят сладкий…

6. Летом - в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурцы)

#1042; огороде вырастают,

Красными становятся.

Делают из них салат,

Варят щи и так едят. (Помидоры.)

8Этот овощ в землю врос,

Оставив сверху зеленый хвост.

Оранжевый его корень

Любит есть заяц и очень доволен. (Морковь.)

#1054;х, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький…лук

Какие вы молодцы, ребята как быстро отгадали все загадки .

А как вы их узнали? (по форме, цвету)

Давайте с вами поиграем, разложим овощи и фрукты по корзинкам.

Ребята, все овощи и фрукты заготавливают на зиму, не только люди, но и звери. Вот эту корзинку я хотела передать зверюшкам в лес, но зверей много, а фруктов и овощей мало, как же нам быть? ( правильно давайте мы их нарисуем и подарим в лес).

Сначала подготовим свои пальчики для работы.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "Хозяйка"

Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла:(хлопаем в ладоши)

Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем

пальчики на левой руке)

Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем "ковшом", левой накрываем сверху, как крышечкой)

Кипели ,кипели в крутом кипятке:(крутим ручками перед собой)

Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)

Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец).

Предлагаю выбрать детям тарелочки (круг или овал).

Сейчас я вам предлагаю нарисовать овощи и фрукты, которые вы любите. Садитесь по удобнее, подумайте какие овощи и фрукты, вы хотите нарисовать на своих тарелочках. Берем в руки кисточку, макаем в стакан с водой и начинаем рисовать, тщательно промываем кисти.

Физминутка.

В огород пойдем, урожай соберем,

Мы моркови натаскаем, и картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке

Рефлексия:

Конспект Занятия по аппликации

Тема: «Овощи на тарелки».

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей̆ об овощах, выполнять несложную аппликацию из геометрических фигур, закрепить умение пользоваться ножницами, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Картон белый круглой формы, ножницы, заготовки из цветной бумаги прямоугольной и квадратной формы(зеленого, красного и оранжевого цвета),клей ПВА, кисточки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Дети, вы знаете, какое сейчас время года?(Ответы детей) По каким признакам вы определили время года?(Ответы детей)
-А что растет осенью на грядке?(Ответы детей)
Правильно, это овощи! А Какие овощи вы знаете?

(Ответы детей)
Все правильно, ребята. И сегодня к нам в гости пришёл один сказочный герой, зовут его-Чипполино. Посмотрите на него, он ведь тоже овощ!!!А какой это овощ мы узнаем, если вы отгадаете загадку.
Никогда и никого
Не обижал на свете.
Но всё же плачут от него
И взрослые и дети...

(Ответы детей).Правильно, Он-Луковица.
Чипполино хочет позвать в гости своих друзей ,и ему надо накрыть на стол,но у него мало овощей. Давайте поможем ему ,вырежем овощи и приклеим на тарелочки. Но для начала послушаем стихотворение об овощах и назовем их признаки.
Воспитатель читает стихотворение и крепит на доску картинку с изображением овоща, о котором идёт речь.
Хочешь быть спортивным, ловким,
Больше ешь чудо-морковки.
Может быть товарищ-друг,
Этот наш сердитый лук!
Во всех видах молодец, наш хрустящий огурец.
Вырастают чубы густо, если на столе капуста.
Ребята, а вы любите овощи?(ответы детей).
Воспитатель задаёт вопросы об овощах. -Какой овощ?
-Какой формы?
-Какого цвета?

-Какой на вкус?
-Что можно из него приготовить?
(Ответы детей)
-Правильно, дети,в них очень много витаминов, давайте и мы с вами сделаем свои тарелки с овощами.
Воспитатель показывает готовую тарелку с приклеенными на ней овощами.
-Ребята, какого цвета у меня тарелка?(Белого),а какой она формы?(Круглая),какие овощи на ней лежат?(огурец, помидор, морковь),на какие геометрические фигуры они похожи?(овал, круг, треугольник). Все верно. Прежде чем мы примемся за работу, давайте вспомним правила работы с ножницами. Воспитатель повторяет правила пользования ножницами. Ребята, как нужно держать ножницы? (Большой палец просовываем в одно колечко, средний палец -в другое кольцо ножниц, остальные пальцы сгибаем к ладони и делаем надрез). Воспитатель показывает образец выполнения фигур.

- Берём зелёный прямоугольник и срезаем углы, у нас получится огурец. Берём красный квадрат и так же срезаем углы, получится помидор. У оранжевого прямоугольника срезаем углы сверху по краю и к середине нижнего края, получается морковь. Дети берут ножницы и начинают вырезать овощи из цветной бумаги. Дети раскладывают получившиеся фигуры овощей на тарелки,а затем приклеивают.

В конце занятия дети показывают друг другу тарелки, которые у них получились.
-Молодцы, ребята, посмотрите как быстро и аккуратно мы разложили все овощи на тарелки и помогли Чипполино. Он говорит вам всем большое спасибо ,вы помогли ему накормить всех его гостей.

Ребята, что интересного произошло у нас сегодня? Чем мы занимались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии с проекта "Огород на окне"

Как оформить "Огород на окне" в старшей группе? Может быть вам помогут мои фотографии....

Проект "Огород на окне"

Краткосрочный проект с детьми старшей группы "Огород на окне"....

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»

Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»

Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....

Экологический проект «Огород на окне» В рамках реализации всероссийского проекта «Эколята – дошколята».

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне». Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне»Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста Актуальность темы проекта: проект направлен на расшир...