конструирование " Многофункциональная ширма"
методическая разработка (младшая группа)
Многофункциональная ширма, для развтия детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Дружба»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ШИРМА
«ИНЖЕНЕРНЫЙ ГОРОДОК»
(В РАМКАХ «НЕДЕЛИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАНИКУЛ»)
Воспитатели: Васильченко О.В.
Евстратова Ю.А.
Качканарский ГО
2025 год
Многофункциональная ширма — это отличный инструмент для организации игровой и образовательной деятельности с детьми 2-3 лет. В рамках недели инженерных каникул её можно использовать для развития у детей логического мышления, мелкой моторики, творческих способностей и интереса к конструированию.
Многофункциональная ширма "Инженерный городок" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть:
- содержательно-насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной
1. Соответствие ключевым принципам ФГОС ДО:
1.1. Содержательно-насыщенная среда
Ширма обеспечивает:
- Разнообразие материалов и оборудования для всех образовательных областей:
• Познавательное развитие (сенсорика, конструирование)
• Речевое развитие (игры-диалоги)
• Социально-коммуникативное (совместные игры)
• Художественно-эстетическое (творческие задания)
• Физическое развитие (мелкая моторика)
1.2. Трансформируемая
- Быстрое изменение пространства за счет:
• Сменных модулей
• Переконфигурации элементов
• Вариативности игровых заданий
1.3. Полифункциональная
- Одна ширма заменяет несколько зон развития:
• Сенсорный уголок
• Конструктивную зону
• Театральный центр
• Дидактическое пособие
1.4. Безопасность ширмы
• безопасные материалы (ткань, дерево, пластик)
• безопасные конструкция, крепления
• гигиенически безопасна
1.5 Ширма обеспечивает вариативность развивающей среды через:
• 8 взаимозаменяемых тематических модулей
• Более 40 вариантов дидактических игр
• Возможность ежедневного обновления содержания
• Сменные элементы (карточки, фигурки, детали)
• Сезонную трансформацию (осенние/весенние сюжеты)
1.6 Реализация доступности ширмы:
• физическая доступность (оптимальная высота, эргономичные элементы, свободный подход со всех сторон)
•возрастная доступность (учет зоны актуального развития, элементы для зоны ближайшего развития, постепенное усложнение игровых задач)
•сенсорная доступность (яркие контрастные цвета, разнообразные фактуры материалов, тактильные элементы (мягкие/жесткие детали)
2. Реализация целевых ориентиров ФГОС (п. 4.6):
- формирование познавательных действий (экспериментирование)
- развитие воображения (творческие игры)
- становление самостоятельности (выбор деятельности)
- развитие крупной и мелкой моторики
Особенность данной разработки заключается в интеграции инженерно-конструктивной направленности с традиционными задачами развития детей раннего возраста.
Цель методического пособия:
Развитие конструктивных, сенсорных и познавательных навыков через игровое взаимодействие с тематическими секциями ширмы в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Задачи:
- Образовательные задачи:
- развивать зрительное и осязательное восприятие;
- развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;
- совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;
- формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;
-
- знакомить с простыми инженерными понятиями (строительство, соединение деталей).
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность, интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самостоятельно;
- совершенствовать мелкую моторику (застёжки, липучки, прищепки и т.д);
- развивать логическое и пространственное мышление (головоломки, сортировки, конструирование);
- развивать активную речь и обогащать словарный запас детей через проговаривание действий, обыгрывание сюжетов («Театральная улица»).
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать активность, самостоятельность;
- воспитывать интерес к конструированию и экспериментированию;
- стимулировать познавательную и речевую активность;
- формировать навыки сотрудничества (совместные игры);
- формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
Педагогическая целесообразность:
Ширма решает ключевые задачи развития детей 2-3 лет:
- сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
- развитие мелкой моторики
- формирование познавательной активности
- развитие пространственного мышления
- стимулирование речевой активности
- формирование элементарных математических представлений
- развитие конструктивной деятельности и экспериментирования
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- развитие сенсорных эталонов
- совершенствование мелкой моторики
- формирование познавательного интереса
- развитие конструктивных навыков и интереса к экспериментированию
- обогащение игрового опыта
- активизирована познавательная и речевая деятельность
Для педагогов:
- оптимизация образовательного процесса
- возможность реализации индивидуального подхода
- создание развивающей среды предметно-пространственной среды
Для родителей:
- наглядность развивающего процесса
- возможность использования элементов дома
- понимание особенностей развития детей
Ширма позволяет реализовать принцип интеграции образовательных областей и индивидуализации обучения.
Методы и приемы:
- игровой (дидактические игры, сюжетные зарисовки),
- наглядный (использование ярких элементов ширмы),
- практический (манипуляции с деталями),
- проблемно-поисковый («Найди ошибку», «Построй по образцу»).
Описание и функциональные особенности ширмы "Инженерный городок":
Конструктивные особенности:
- 8 тематических секций с различными развивающими элементами
- мобильная складная конструкция
- безопасные материалы (ткань, дерево, пластик)
- элементы для тактильного, зрительного и кинестетического восприятия
Функциональные возможности:
- организация индивидуальной и подгрупповой работы
- возможность быстрой трансформации пространства
- вариативность использования (дидактические игры, сюжетные игры, экспериментирование)
- интеграция различных образовательных областей
Ширма состоит из 8 тематических секций, каждая направлена на развитие определённых навыков:
1. «Разноцветная улица» — сортировка по цвету и величине.
2. «Улица Липучка» — конструирование с липучками.
3. «Улица Цветная сеточка» — закрепление прищепок, плетение.
4. «Аллея деревьев» — развитие мелкой моторики (пуговицы).
5. «Улица строителей» — магнитный конструктор.
6. «Улица головоломок» — магнитные лабиринты, узоры.
7. «Парк Экспериментов» — соединение трубок, «водные» опыты.
8. «Театральная улица» — инсценировки сказок.
Ширма «Инженерный городок» позволяет в игровой форме развивать ключевые навыки раннего возраста, соответствуя требованиям ФГОС ДО.
Методические рекомендации по использованию:
1. Организационные аспекты:
- размещение в доступном для детей месте
- обеспечение свободного подхода со всех сторон
- использование как в самостоятельной, так и в организованной деятельности
2. Временные параметры:
- продолжительность игр 7-10 минут
- частая смена видов деятельности
- ежедневное использование разных секций
3. Педагогическое сопровождение:
- создание мотивационных ситуаций
- использование игровых персонажей
- поэтапное усложнение заданий
- индивидуальный подход
- поощрение
- рефлексия: "Что понравилось? Что было сложным? Какое задание было самым интересным? Что было трудным?"
План игр на пять дней в рамках инженерной недели
(по 8 игр ежедневно - по одной в каждой секции).
День 1: "Знакомство с городом"
1. Разноцветная улица: "Найди домик для фигур"
Цель: закрепление знаний цветов и форм
Ход игры: дети размещают геометрические фигуры в кармашки соответствующего цвета.
2. Улица Липучка: "Пешеходный переход"
Цель: закрепление знаний о пешеходном переходе, чередование двух цветов
Ход игры: дети создают дорожку из липучек желтого и белого цветов
3. Улица Цветная сеточка: "Развесь прищепки"
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о цвете и умения играть с прищепкой
Ход игры: размещают прищепки на сетке по цветовым зонам
4. Аллея деревьев: "Собери солнышко и облака"
Цель: развитие мелкой моторики и развитие речи
Ход игры: пристегивают лучики и облака на пуговицы, рассказывают потешки и стихи о солнышке, поют песенки.
5. Улица строителей: "Построй башню"
Цель: знакомство с магнитным конструктором
Ход игры: дети строят башни из магнитных деталей.
6. Улица головоломок: "Простые узоры"
Цель: развитие зрительного восприятия
Ход игры: выкладывают простые узоры из магнитных фигур
7. Парк Экспериментов: "Трубочки-дорожки»
Цель: развитие координации, мелкой моторики
Ход игры: соединяют между собой трубки и закрепляют резинками
8. Театральная улица: "Кто в теремочке живет?"
Цель: Развитие речи
Ход игры: инсценирование с кукольным театром сказки "Теремок"
День 2: "Цветной день"
Цель: Закрепление знаний об основных цветах, развитие цветового восприятия
1. Разноцветная улица: "Машинки в гараж"
Цель: развивать умение соотносить предметы по двум параметрам одновременно по цвету и величине
Ход игры: дети расставляют машинки разных цветов и величины в соответствующие по цвету кармашки-гаражи. Педагог создает проблемную ситуацию: "Ой, машинки перепутали свои гаражи! Помогите им найти свой домик!"
2. Улица Липучка: "Светофор"
Цель: закрепление знаний цветов светофора, развитие логики
Ход игры: Дети прикрепляют кружки красного, желтого и зеленого цветов в правильной последовательности. Можно обыграть: "Давайте поможем мишке перейти дорогу - сделаем светофор!"
3. Улица Цветная сеточка: "Цветные ленточки"
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цветов
Ход игры: дети продевают ленточки соответствующего цвета через ячейки сетки. Усложнение: сделать узор из двух цветов.
4. Аллея деревьев: "Разноцветные листочки"
Цель: развитие координации, закрепление знаний о деревьях
Ход игры: дети пристегивают соответствующие листочки к березке и яблоне. Педагог: "Весна пришла - на деревьях появляются первые листочки!"
5. Улица строителей: "Цветные домики"
Цель: развитие конструктивных навыков
Ход игры: из магнитных деталей дети строят домики, подбирая элементы одного выбранного цвета.
6. Улица головоломок: "Цветные дорожки"
Цель: развитие логического мышления
Ход игры: дети выкладывают дорожки из магнитных фигур, соблюдая цветовую последовательность.
7. Парк Экспериментов: "Разноцветные трубочки"
Цель: развитие пространственного мышления
Ход игры: дети соединяют трубки по цвету, создавая "водопровод".
8. Театральная улица: "Цветные герои"
Цель: развитие речи и воображения
Ход игры: обыгрывание сценки, где персонажи отличаются по цвету одежды.
День 3: "День форм"
Цель: закрепление знаний геометрических форм, развитие пространственного мышления
1. Разноцветная улица: "Найди место стройматериалам?"
Цель: закрепление названий строительных материалов, цветов и величины
Ход игры: распределение строительных материалов (кубики, кирпичики) по форме в соответствующие кармашки по цвету
2. Улица Липучка: "Разложи фигуры по форме"
Цель: закрепление умения группировать по геометрической форме
Ход игры: дети прикрепляют к липучкам фигуры, сортируя их по форме
3. Улица Цветная сеточка: "Найди домик для фигур"
Цель: развитие умения различать по форме
Ход игры: дети вешают на прищепки одинаковые фигуры белого цвета на сетку одного цвета: на красную – квадраты, на желтую – круги, на зеленую – треугольники, на синюю - овалы
4. Аллея деревьев: "Цветочки на яблоне и полянке"
Цель: развитие мелкой моторики и умение различать по форме, цвету и величине
Ход игры: пристегивание белых маленьких цветов на яблоню, а на полянку - больших желтых и оранжевых на пуговицы такого же цвета
5. Улица строителей: "Построй мост"
Цель: конструирование из геометрических фигур
Ход игры: создание моста из треугольников и прямоугольников
6. Улица головоломок: "Геометрические узоры"
Цель: развитие логики
Ход: составление узоров из магнитных фигур
7. Парк Экспериментов: "Трубочки-фигуры"
Цель: создание форм из трубок
Ход игры: конструирование квадратов, треугольников и кругов
8. Театральная улица: "Геометрические герои"
Цель: развитие воображения
Ход: обыгрывание сказки с персонажами-фигурами
День 4: "День величин"
Цель: формирование представлений о величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий -узкий)
1. Разноцветная улица: "Большие и маленькие домики"
Цель: закреплять умение группировать предметы по величине
Ход игры: дети распределяют большие шарики в большие кармашки, маленькие - в маленькие. Игровая ситуация: "Котенок разбросал шарики - помогите найти для маленьких шариков маленькие домики, а для больших - большие!"
2. Улица Липучка: "Дорожки разной длины"
Цель: учить выкладывать дорожки длинные и короткие
Ход игры: дети составляют из липучек дорожки: "Сделаем длинную дорожку для тигренка и короткую для улитки!"
3. Улица Цветная сеточка: "Большие и маленькие фигуры"
Цель: развитие умения различать предметы одновременно по цвету и величине
Ход игры: дети размещают большие фигуры на верхней части сетки, маленькие - на нижней
4. Аллея деревьев: "Что высоко и низко?"
Цель: формирование понятий "высоко-низко"
Ход игры: дети пристегивают на пуговицы высоко солнышко, облака, птиц и листья березки, внизу елочку, ежика, цветы на полянку.
5. Улица строителей: "Забор разной высоты"
Цель: развитие конструктивных навыков
Ход игры: строительство заборов разной высоты для цыплят и коров
6. Улица головоломок: "Широкая и узкая дорожка"
Цель: закрепление понятий «широкие и узкие»
Ход игры: выкладывание из магнитных фигур широкой и узкой дорожки для легковой и грузовой машинок
7. Парк Экспериментов: "Длинные и короткие трубки"
Цель: развитие пространственного мышления, закрепление понятий «длинная-короткая»
Ход: Соединение трубок в конструкции разной длины
8. Театральная улица: "Три медведя"
Цель: закрепление понятий величины
Ход игры: инсценировка сказки с акцентом на размеры предметов
День 5: "Творческий день"
Цель: развитие творческого мышления и воображения
1. Разноцветная улица: "Кто в домике живет?"
Цель: Развитие творческих способностей
Ход игры: дети придумывают и раскладывают в кармашках определенные игрушки
2. Улица Липучка: "Волшебная картина"
Цель: развитие воображения
Ход игры: создание свободной композиции из липучек
3. Улица Цветная сеточка: "Узор из ленточек и прищепок"
Цель: развитие творческого мышления
Ход игры: плетение произвольных узоров из лент и прищепок
4. Аллея деревьев:"Чудо-дерево"
Цель: развитие фантазии
Ход игры: Украшение деревьев необычными элементами
5. Улица строителей: "Фантастический город"
Цель: развитие конструктивных навыков
Ход игры: свободное строительство из магнитных деталей
6. Улица головоломок: "Придумай свой узор"
Цель: развитие креативности
Ход игры: создание узоров из магнитных фигур
7. Парк Экспериментов: "Необычные конструкции"
Цель: развитие инженерного мышления
Ход игры: создание свободных построек из трубок
8. Театральная улица: "Разные колеса"
Цель: развитие творческих способностей
Ход игры: инсценирование сказки В.Сутеева «Разные колеса» и придумать, как ещё можно использовать колеса
Данная система работы позволяет в игровой форме реализовать все образовательные области ФГОС ДО, обеспечивая комплексное развитие детей раннего возраста.
Многофункциональная ширма "Инженерный городок" является оптимальным решением для создания развивающей среды, полностью соответствующей требованиям ФГОС ДО, так как:
- Обеспечивает все 6 принципов организации РППС
- Покрывает все образовательные области
- Соответствует целевым ориентирам
- Учитывает особенности раннего возраста.
Данная ширма соответствует принципам современного дошкольного образования, позволяя в игровой форме решать важнейшие задачи развития детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
Перспективы развития методического пособия:
1. Дополнение новыми модулями:
- тактильные панели
- звуковые элементы
- световые эффекты (безопасные)
2. Создание вариаций:
- тематические сменные панели
- сезонные преобразования
- праздничные варианты оформления
3. Разработка методического сопровождения:
- картотека игр
- конспекты занятий
- рекомендации для родителей
Многофункциональная ширма «Инженерный городок» не просто занимает детей - она системно развивает ключевые компетенции нового поколения с самого раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональная ширма "Вдохновение"
Ранее театральная ширма неоднократно менялась, выступая то в качестве декорации к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Моряки», «Салон красоты», «Ателье» и т.д., Сегодня же д...

Многофункциональная ширма по типу "Брикс"
Ширма "Брикс" - моя авторская идея обогатить и разнообразить окружающую среду ребенка....

Многофункциональная ширма "Театральная"
Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай ГогольПредметно-пространственная развивающая образовательная среда является одним из основных средств развития личност...

Методическая разработка "Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды группы»."
laquo;Методическое пособие для педагогов дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных навыков у дошкольниковв процессе игровой деятельности»....

Методическое пособие "Многофункциональная ширма"
Методическое пособие для педагогов дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности» «Многофункциона...

Многофункциональная ширма "Весёлая гусеничка".
Ширма состоит из 3 съёмных полотен. На полотнах изображена гусеница, тело которой состоит из кругов карманов , выполненных из фетра. Карманы повторяют цвета радуги. В зависимости от наполнения кармано...

Многофункциональная ширма для дидактических, сюжетно- ролевых и театрализованных игр.
Многофункциональная ширма для дидактических, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, направленных на формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников....
