Методическое объединение
материал

Ашихина Наталья Александровна

Использование арт-терапевтических приемов способствует творческому самовыражению личности ребенка, закладывает основные предпосылки для самопознания и гармонизации в развитии у всех участников воспитательно-образовательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад № 185

664053, г. Иркутск, ул. Летописца Нита Романова д. 14, тел. 48-29-54, e-mail: mdou185irk@yandex.ru

Тема выступления:

«Использование арт-методик в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовили педагоги-психологи

МБДОУ г. Иркутска детский сад №185:

Ашихина Наталья Александровна

Яружина Алена Игоревна

Г. Иркутск, 2024г.

Василий Александрович Сухомлинский.

«Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Творчество в младшем дошкольном возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой. Основным «художественным занятием» в этом возрасте являются игры с художественными материалами. Для детей важен сам процесс использования материала. На наших занятиях с малышами мы предлагаем для рисования необычные методики творчества: Рисование ладошками, пальчиками, ватными дисками, песочное рисование.

В процессе работы с использованием нетрадиционных форм рисования, стараемся создать для детей благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка.

Хотим познакомить вас с некоторыми методиками творчества, которые мы используем в работе с малышами, опираясь на образовательную программу Теремок «Арт-методики для развития малыша» (Перечислены на слайде)

«Арт-методика» «ТВОРЧЕСТВО С МЛАДЕНЧЕСТВА, ИЛИ ХУДОЖНИКИ В ПАМПЕРСАХ» Ирины Николаевны Воробьевой. На занятиях дети наносят по всей плоскости листа цветовые пятна, мазки и линии по принципу абстрактного искусства. Для выполнения подобных композиций используется техника рисования «каждому цвету краски — своя кисть».

Главная задача — развитие видения у детей ассоциативного образа в пятнах, мазках и линиях. С этой целью используются вырезанные из цветной бумаги силуэты разных предметов и персонажей, которые накладываются на детские рисунки, когда высохнет краска. Или педагог-психолог располагает детские рисунки в горизонтальном и вертикальном положении, а игрушки размещает на их фоне.

«Арт-методика» «ЯРКИЕ СЛЕДЫ» ЛОКТИОНОВОЙ ЕВГЕНИИ ВИТАЛЬЕВНЫ представлена в виде серии занятий по рисованию от отпечатков ладошкой, до экспериментирования с различными нетрадиционными материалами для рисования.

«Арт-методика» «АКВАРЕЛЬ ПО МОКРОМУ ЛИСТУ» описана Еленой Евгеньевной Кривенко, составленными с учетом принципа «от простого к сложному». Две из которых представлены на экране. При знакомстве ребенка младшего дошкольного возраста с такой техникой рисования, нужно дать ему возможность повозиться с краской, почувствовать нажим кисти и увидеть результат. Расплылась краска в форме цветной кляксы? Кляксу всегда можно превратить во что-то интересное, смешное или какого-нибудь персонажа. У игр по превращению пятен есть важный психологический смысл: любые ошибки можно исправить — это профилактика страха потерпеть неудачу, сделать что-то не так.

«Арт-методика» «РИСОВАНИЕ НА ПЕСКЕ» Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский отметил, что песок является самой лучшей игрушкой для детей. Первое место, куда мамочка ведет своего малыша, – это песочница. Здесь ребенок может долго играть с песком, делая разные конструкции и наслаждаясь процессом. Игры с песком очень просты, доступны, удобны, многообразны и живые. Песок притягивает детей как магнит. Они начинают играть с ним без осознания того, что делают. Занятия с использованием песка являются эффективным инструментом для стимуляции познавательных процессов (внимания, мышления, речи, мелкой моторики, воображения, восприятия и памяти) у детей дошкольного возраста, их профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний. Дети могут выразить и обработать свои эмоции, которые они не всегда могут рассказать словами. Игра с песком стимулирует фантазию и способствует развитию эмоционального интеллекта, что важно для будущего эмоционального и социального благополучия ребенка.

Мы бы хотели выделить главные преимущества использования песка в работе педагога-психолога. Первоначально, все разновидности песка (а их огромное множество в настоящее время) представляют собой невероятно формоизменные материалы. Когда дети играют с песком, рисуют на его поверхности, строят из него сооружения, их эмоциональное состояние становится более спокойным и уравновешенным. Множество оттенков и текстур песка привлекает внимание детей, и сам процесс работы с песком представляет игру, что очень нравится детям. Мы используем различные сорта песка в нашей работе: кинетический, цветной и кварцевый. Кинетический песок обладает упругостью и отчасти напоминает пластилин. Цветной песок поражает детское воображение многообразием оттенков: мы используем его для развития творческого мышления у детей. Дети рисуют картинки с помощью цветного песка. Кварцевый песок применяется нами на специальном песочном столе. В сочетании со светом этот песок позволяет детям создавать удивительные представления, рисовать пальцами геометрические фигуры, создавать сюжет и многое другое. Игры с песком проводятся как самостоятельные занятия, а также включаются в ряд коррекционно-развивающих занятий.

На наш взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются изотерапия, песочная терапия, и др. наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, развиваются коммуникативные умения. Использование арт-терапевтических приемов способствует творческому самовыражению личности ребенка, закладывает основные предпосылки для самопознания и гармонизации в развитии у всех участников воспитательно-образовательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ г. ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ (ДО КСПК) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 185 664053, г. Иркутск, ул. Летописца Нита Романова д. 14, тел. 48-29-54, e - mail : mdou 185irk@ yandex . ru Подготовили педагоги-психологи МБДОУ г. Иркутска детский сад №185: Ашихина Наталья Александровна Яружина Алена Игоревна «Использование арт-методик в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Арт-методика «Художники в памперсах» (И.Н. Воробьева) «Яркие следы» (Е.В. Локтионова) «Акварельные минутки» (Е.Е. Кривенко) «Рисование на песке»

Слайд 3

« Художники в памперсах » (И.Н. Воробьева) Цель методики: формирование творческих проявлений в рисовании красками у детей младшего дошкольного возраста Задачи (от 2 до 3 лет ) : Поддержание интереса к рисованию красками. Обучение простейшим способам изображения. Освоение технических навыков в рисовании. Формирование образов в рисунках детей.

Слайд 4

«Яркие следы» (Е.В. Локтионова ) Цель методики: в занимательной и игровой форме развивать художественно-творческие способности, содействовать становлению эстетического отношения к окружающей действительности, что поможет малышу в будущем вырасти гармоничной, всесторонне развитой и успешной личностью. Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений; Создать условия для творческой деятельности и экспериментирования с красками; Способствовать формированию опыта совместного переживания, потребности в самовыражении; Воспитывать уверенность в своих возможностях через использование различных изо-техник ; Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; Приучать ребенка к организованности и аккуратности.

Слайд 5

«Акварель по мокрому листу» (Е.Е. Кривенко) Цель методики: рисование по мокрому листу- создание условий для творческого освоения цвета в процессе его «переживания» детьми раннего возраста. Задачи (от 2 до 3 лет ) : Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «по мокрому листу». Учить правильно держать кисточку, обмакивать её в краску, мыть перед использованием краски другого цвета. Расширять представления детей о свойствах красок. Развивать эстетический вкус, креативность, воображение. Развивать желание самому выбирать цвет краски. Развивать мелкую моторику. Формировать у детей уверенность в себе, в своих силах, интерес и положительное отношение к изобразительной деятельности.

Слайд 6

«Рисование на песке» Работая с песком, психолог решает большое количество задач. С помощью песка мы развиваем: мелкую моторику; внимание, память, мышление; тактильное восприятие; речь; воображение; пространственное восприятие. Также с помощью песка можно снимать напряжение, отреагировать актуальные эмоции и чувства, проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на взаимодействие детей друг с другом.

Слайд 8

Игры на знакомство с песком Упражнение «Здравствуйте песок» Упражнение «Песочный дождик» Упражнение «Песочные прятки»

Слайд 9

Коррекционно-развивающие игры Игра «Отпечатки» Игра «Кладоискатели» Игра «Узоры на песке» Игра «Расставь отпечатки» Игра «Одинаковые узоры» Игра «Песочные строители»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования,...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования,...