Программа по Легоконструированию
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Фаттахова Елена Валерьевна

Цель. Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития ребенка, его социализации и адаптации к жизни в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lego-konstruirovanie_izm._dekabr_2018.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»

Принято                                                                                                      Утверждено

решением педагогического совета                                                         приказом заведующего

протокол № 4 от 31.08.2017                                                                    от 04.09.2017 № 125

Дополнительная

общеобразовательная  программа

художественно-эстетической направленности

«Лeго-конструирование»

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Целевой раздел Программы

3

1.

Пояснительная записка

3

2.

Актуальность Программы

3

3.

Принципы построения Программы

4

4.

Цели и задачи реализации Программы

4

5.

Возрастные особенности развития детей 4-7 лет

5

6.

Планируемые результаты освоения Программы

6

7.

Ожидаемые результаты

7

II.

Содержательный раздел Программы

7

1.

Содержание образовательной деятельности с детьми

7

2.

Формы  организации обучения

9

3.

Методы и приемы работы с детьми на занятиях

10

4.

Организация занятий

11

5.

Структура занятия, представление результатов

12

6.

Оценка качества образовательных результатов

12

III

Организационный раздел Программы

12

1.

Материально-техническое обеспечение Программы

12

2.

Методическое обеспечение Программы

13

3.

Литература

13

Приложения:

1.

Перспективные планы работы с детьми

2.

Карты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

3.

Согласие родителя (законного представителя) на посещение ребенком  дополнительных занятий в кружке по лeго-конструированию

4.

Списочный состав детей

5.

Расписание занятий

6.

Правила безопасной работы на занятиях по лего-конструированию

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная  программа «Лeго-конструирование» (далее – Программа) является нормативно-управленческим документом, определяющим особенности организации дополнительного образования по лего-конструированию в МБДОУ ДС «Родничок».

Данная Программа направлена на создание благоприятных условий для развития у ребенка первоначальных конструкторских умений,  творческих способностей на основе Лего-конструирования. Программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ ДС «Родничок».

Программа охватывает детей 4-7 лет, реализуется в течение учебного года в форме кружковой работы. Срок освоения Программы - 3 года. 

        Объем Программы рассчитан на 36 недель с нагрузкой – 1 раз в неделю по подгруппам (по 8-10 детей). Длительность занятий для детей 4-5 лет - не более 20 минут, 5- 6 лет - не более 25 минут, 6 -7 лет - не более 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.

2. Актуальность Программы

Актуальность Программы определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи.

Лего-конструирование раскрывает для дошкольника мир техники, подготавливает почву для развития технических способностей детей в большей степени, чем другие виды деятельности.  Занятия лего-конструкторами дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения. Ребенок не просто собирает игрушку, но и играет с ней.  Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития.

        Использование лего-конструкторов в образовательной работе с детьми дошкольного возраста способствуют формированию таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольника, а это – одна из составляющих успешности его дальнейшего обучения в школе.

В ходе конструктивной деятельности ребенок становятся строителем, архитектором и творцом; играя, он придумывает и воплощает в жизнь свои идеи, повышается самооценка через осознание «я умею, я могу».

        3. Принципы построения Программы

Реализация Программы основывается на следующих принципах:

        - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;

        - уважение к личности ребенка;

        - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

        - поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;

        - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

        - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

        - учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;

        - вариативность (обеспечение возможности выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

        - доступность изучаемого материала;

        - систематичность, последовательность, повторяемость, наглядность проведения занятий;

        - сотрудничество с семьей.

4. Цели и задачи реализации Программы

Цель. Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития ребенка, его социализации и адаптации к жизни в обществе.

Задачи:

- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

- формировать познавательную и исследовательскую активность, предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения,  стремление к умственной деятельности. 

5. Возрастные особенности развития детей 4-7 лет

Дети 4 лет

- Пытаются соотносить то, что они видят, с тем, что трогают и берут руками;

- начинают правильно определять мускульные усилия, необходимые для манипуляции разными предметами;

- постепенно становятся усидчивыми, но им еще по-прежнему необходима частая смена видов деятельности;

- очень любознательны, любят поэкспериментировать;

- действия еще пока для них предпочтительнее обсуждений, но им нравятся новые слова и они с удовольствием их повторяют;

- любят общество сверстников, часто играют вместе, учатся взаимодействовать с несколькими партнерами одновременно;

- увеличение словарного запаса помогает им задавать вопросы и отвечать на них;

- очень гордятся тем, что они уже умеют: «Это я сам сделал!».

Дети 5 лет

- Лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие и сложные движения пальцами;

- важна творческая деятельность сама по себе, поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать;

- активное воображение, и учебные материалы должны давать простор, но, в тоже время, ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от взрослого;

 - ребенку необходимо «выговориться», нужно создать такие условия, чтобы ребенок мог обсуждать происходящее и рассказывать о том, что он сделал;

- начинают выражать свои мысли с помощью слов, в этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий.

Дети 6 лет

- Уже овладели мелкой моторикой и способны манипулировать мелкими предметами;

-  нравится пробовать свои силы в новых областях, полезно давать мелкие детали для занятий, способствующих дальнейшему развитию их навыков и умений;

- начинают детально анализировать собственные наблюдения (форму, цвет, количество предметов, последовательность событий);

- способны рассуждать логически и устанавливать связи между объектами;

- в состоянии ставить перед собой конкретные цели, планировать свою деятельность на определенный срок;

- дети уже сами организовывают игры, поэтому особую важность приобретает умение договариваться;

- проявляют больший интерес к устройству окружающего мира, способны сосредоточиться на работе, и их волнует, как другие воспринимают и оценивают их деятельность.

6. Планируемые результаты освоения Программы

Детьми 4-5 лет

- Сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;

- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;

- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме и словесной инструкции;

- работать в коллективе;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением.

Детьми 5-7 лет

- Различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям заданным взрослым;

- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовывать собственные замыслы;

- работать в паре, коллективе;

- рассказывать о постройке.

7. Ожидаемые результаты

1.

Появился интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций.

2.

Сформировались:

- конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части;

- умения конструировать по образцу, по модели и самостоятельно, создать красочные, привлекательные поделки в независимости от имеющихся у них навыков; 

- коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; 

- предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

3.

Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус.

4.

Знают правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1. Содержание образовательной деятельности

1.1. С детьми 4-5 лет

Первое полугодие

- Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;

- использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем;

- учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию;

- формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения  деталей и их соединения;

- учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

- формировать умение строить по схеме;

- учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Второе полугодие

- Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели;

- учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;

- правильно называть детали лего-конструктора;

- продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой;

- учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- сравнивать полученную постройку с задуманной;

- развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.

1.2. С детьми 5-6 лет

Первое полугодие

- Закреплять приобретённые в средней группе умения;

- развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;

- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;

- учить сооружать красивые  постройки,  опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;

- продолжать знакомить с новыми деталями;

- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;

- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.

Второе полугодие

- Учить работать с мелкими деталями;

- создавать более сложные  постройки;

- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;

-учить рассказывать о постройке других воспитанников;

- самостоятельно распределять обязанности;

- учить помогать товарищам в трудную минуту;

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;

- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.

1.3. С детьми 6-7 лет

Первое- второе полугодия

- Закреплять навыки, полученные в старшей группе;

- обучать конструированию по графической модели;

- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве;

- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).

2. Формы  организации обучения

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются  формы организации обучения, рекомендованные  исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова.

Конструирование по образцу.

Детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели.

Детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям.

Не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу.

Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

Конструирование по теме.

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

3. Методы и приемы работы с детьми

Методы

Приемы

Наглядный

- Рассматривание готовых построек;

- демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету.

Информационно-рецептивный

- Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа);

- совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

- Собирание моделей и конструкций по образцу.

Практический

- Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

-Краткое описание и объяснение действий.

Проблемный

- Постановка проблемы и поиск решения;

- творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование;

- решение проблемных задач с помощью педагога.

Игровой

- Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

4. Организация занятий

4.1. Примерное распределение занятий на год

Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям

Конструирование по условиям

Конструирование по замыслу

24

4

8

С детьми 4-5 лет несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке (по 2-3 ребенка в подгруппе).

После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.

На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.

С детьми 5-7 лет основные формы занятий: моделирование по схеме, замыслу, образцу; работа над проектами (второе полугодие). Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:

- подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта;

 - основной: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях;

- заключительный: вывод о проделанной работе; дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.

5. Структура занятия, представление результатов

                5.1. Структура занятия:

                - в первой части занятия проводятся игровые упражнения на формирование пространственного мышления и воображения, развития логического мышления.

                 - вторая часть - непосредственно конструирование (форма организации зависит от сложности постройки, от уровня овладения конструктивными навыками). 

         - третья часть - обыгрывание построек, выставка работ.

5.2. Формы представления результатов деятельности детей:

- открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;

- выставки по лего-конструированию;

- представление проектов, собственных моделей;

- участие в конкурсах.

6. Оценка качества образовательных результатов

Мониторинг личностных достижений воспитанников и качества освоения Дополнительной общеобразовательной программы «Лeго-конструирование» проводится с детьми в конце учебного года с использованием следующих методов: наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1. Материально-техническое обеспечение Программы

№ п/п

Наименование

Конструкторы Lego на каждого ребенка

Игрушки для  обыгрывания конструкций  (животные, машинки и др.); по необходимости строительные наборы и конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые – с разными способами крепления)

Изобразительные средства (цветные карандаши, бумага, картон; пластилин, гуашь, фломастеры)

Демонстрационная магнитная доска

Магнитофон

Диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы)

Компьютер

Экран

Принтер

Фотоаппарат

2. Методическое обеспечение программы

№ п/п

Наименование

Картотеки игр и упражнений на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений, наблюдательности, коммуникативных навыков

Схемы пошагового конструирования

Схемы, иллюстрации, фотографии, презентации построек

Стихи, загадки по темам занятий

Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий

3. Литература

№ п/п

Наименование

Комарова Л.Г. Строим из лего. Линка-Пресс, Москва, 2011

Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Сфера, Москва, 2012

Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего». Гуманитарный издательский центр Владос, Москва, 2009

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду –  М, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по легоконструированию.

     Программа курса «Легоконструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.  Жизнь современных детей протекает в быстро м...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЮ «ЛЕГОЛАНДИЯ»

данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию ...

Программа по легоконструированию «ЛЕГО-LAND»

Программа определяет организацию, содержание образовательного процесса по легоконструированию....

Программа по легоконструированию "Лего- мастер"

Программа по легоконструированию...

программа по легоконструированию "Леготека"

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его ли...

Программа по легоконструированию в старшей возрастной группе

Программа по легоконструированию в старшей возрастной группе....