Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Проверьте свою грамотность»
консультация

Семенова Альбина Александровна

Семинар-практикум предназначен для старших воспитателей и педагогов ДОУ.  Материал позволит педагогам проверить свою речь на грамотность и запомнить для себя главные правила. Задания направлены на грамматическую правильность, орфоэпическую правильность и лексику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_gramotnaya_rech.docx20.28 КБ
Файл praktikum_gramotnaya_rech.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Проверьте свою грамотность»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Необходимо время, чтобы ребенок начал говорить. В этот период взрослые должны приложить усилия для того чтобы речь ребенка развивалась своевременно и конечно же правильно.

Критерии к речи педагога ДОУ:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон педагога помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

Практическая часть «Проверьте свою грамотность»

Грамматическая правильность.

1.  В каком случае используется форма глагола «бегите»? («Бегите» является глаголом в повелительном наклонении, в нём ясно видна просьба или приказ. Например, «Бегите домой, а я ещё порыбачу.» А «бежите» - это глагол в третьем лице и настоящем времени, изЪявительное наклонение. Чего вы бежите по тонкому льду?»).

  1. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

  1. Определите род существительных для употребления с глаголами:
  • Окна занавешены (тюль)м.р
  • Лицо скрыто (вуаль)ж.р
  • Крышу кроют (толь)м.р
  • Вымою голову (шампунь)м.р
  • Голова покрыта (шаль)ж.р
  1. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
  • Я встала, сняв ребенка с (колени).
  • В саду много (яблони), (вишни), (смородина).яблонь, вишен, смородины
  • Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). в течение 22 суток
  • Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) грабель

Орфоэпическая правильность.

  1. Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, свекла, творог, обеспечение.
  2. Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт_, блин_, торт, бант, гусь, туфля, шарфы.
  3. Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.

Лексика.

Исправить предложение:

  • Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. (Одевают кого-то, надевают что-то)
  • Коля является ведущим лидером нашей группы.
  • Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
  • Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
  • Все дети своевременно выполнили заданное задание. (поставленное)
  • Врачиха выписала детям лекарство.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Избегай ошибки в речи:

  • побуквенное произнесение слов, нелитературное произношение («что» вместо «што»; «его» вместо «ево» и наоборот «щас» вместо «сейчас»);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах; (правильно: туфля, в туфлях, торты, стенах, звонит, шарфы, ворота, красивее, каталог, свекла, жалюзи)
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи - очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий, устаревших слов: гляжу, очи, деньга и тд.;
  • частое неоправданное употребление слов (старший возраст) с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать, это самое, чо и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье», окончание на «ся»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения, в частности - постановка вопросов (какое дерево?) и т.д.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Проверьте свою грамотность»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Необходимо время, чтобы ребенок начал говорить. В этот период взрослые должны приложить усилия для того чтобы речь ребенка развивалась своевременно и конечно же правильно.

Критерии к речи педагога ДОУ:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон педагога помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

Практическая часть «Проверьте свою грамотность»

Грамматическая правильность.

1.  В каком случае используется форма глагола «бегите»? («Бегите» является глаголом в повелительном наклонении, в нём ясно видна просьба или приказ. Например, «Бегите домой, а я ещё порыбачу.» А «бежите» - это глагол в третьем лице и настоящем времени, изЪявительное наклонение. Чего вы бежите по тонкому льду?»).

  1. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

  1. Определите род существительных для употребления с глаголами:
  • Окна занавешены (тюль)м.р
  • Лицо скрыто (вуаль)ж.р
  • Крышу кроют (толь)м.р
  • Вымою голову (шампунь)м.р
  • Голова покрыта (шаль)ж.р
  1. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
  • Я встала, сняв ребенка с (колени).
  • В саду много (яблони), (вишни), (смородина).яблонь, вишен, смородины
  • Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). в течение 22 суток
  • Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) грабель

Орфоэпическая правильность.

  1. Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, свекла, творог, обеспечение.
  2. Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт_, блин_, торт, бант, гусь, туфля, шарфы.
  3. Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.

Лексика.

Исправить предложение:

  • Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. (Одевают кого-то, надевают что-то)
  • Коля является ведущим лидером нашей группы.
  • Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
  • Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
  • Все дети своевременно выполнили заданное задание. (поставленное)
  • Врачиха выписала детям лекарство.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Избегай ошибки в речи:

  • побуквенное произнесение слов, нелитературное произношение («что» вместо «што»; «его» вместо «ево» и наоборот «щас» вместо «сейчас»);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах; (правильно: туфля, в туфлях, торты, стенах, звонит, шарфы, ворота, красивее, каталог, свекла, жалюзи)
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи - очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий, устаревших слов: гляжу, очи, деньга и тд.;
  • частое неоправданное употребление слов (старший возраст) с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать, это самое, чо и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье», окончание на «ся»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения, в частности - постановка вопросов (какое дерево?) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ» Цель: Дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей. Ход семинара:Игровое упражнение «Закончи п...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных учреждений «Укрепим свое здоровье»

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных учреждений.Цель. Поддержать желание и стремление педагогов вести здоровый образ жизни. Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью....

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Тест "Проверь свою грамотность"

Данный материал содержит тест с заданиями  по написанию сложных слов, правильной постановке ударения и т.д....

Семинар-практикум «Игры, направленные на формирование основ экономической грамотности дошкольников»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....

Семинар-практикум для родителей старших дошкольников по финансовой грамотности

данный семинар состоит из заданий экономической направленности и памяяток родителям, целью которого является повышение компетентности родителей в вопросах экономического воспитания дошколят...

РМО воспитателей ДОУ. Ознакомительный семинар-практикум: «Коллекция электронных образовательных ресурсов по финансовой грамотности" 13.10.2022 г.

Цель:- познакомить педагогов ДОУ Дергачевского района с коллекцией электронных образовательных ресурсов по финансовой грамотности ГК «Новый Диск» на сайте «Образовариум» и возм...