Дидактические игры
картотека

Голубчикова Альбина Альбертовна

Дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx638.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на определение характера музыки

«Три подружки»

Цель:

Развивать умение детей передавать характер музыки через мимику, жесты, эмоции; развивать творческую активность детей.

Музыкально-дидактическая игра проводиться в основной части занятия в разделе слушания музыки.

Игровой материал:

Платочки на количество играющих, запись пьес Д. Кабалевского «Резвушка», «Плакса», «Злюка».

Ход игры:

Слайд

1

Ребята, вы знаете, что музыка может выражать разное настроение человека, его переживания, чувства и даже черты характера.

У композитора Дмитрия Кабалевского есть пьесы «Плакса», «Злюка», «Резвушка».

Музыка в этих пьесах рисует портрет человека.

А как вы думаете, где здесь «Плакса»? «Злюка»? «Резвушка»?

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\img0.jpg

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\img6.jpg

2

Давайте попробуем передать движениями платочка характер музыки. Во время звучания тихой, жалобной музыки («Плакса») движения будут плавными, печальными.

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\img3.jpg

3

А когда музыка будет передавать сердитый характер («Злюка») движения будут резкими, четкими, более быстрыми.

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\img5.jpg

4

А характер девочки резвушки мы будем передавать легкими размашистыми, стремительными, изящными, игривыми движениями платочка.

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\img4.jpg

5

А теперь, угадайте какая по характеру девочка перед вами и покажите это в движениях с платочками.

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\img6.jpg

«Сложи песенку».

Цель:

Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющих элементов в виде условного изображения.

Музыкально-дидактическая игра проводиться в основной части занятия в разделе слушания музыки.

Игровой материал: картонные прямоугольники одного цвета и кружки разных цветов, магнитная доска.

Ход игры:

Ход игры:

Игровой материал:

1

Ребята, послушайте знакомую вам песню, и постарайтесь определить есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. (например :«От носика до хвостика»)

(По окончанию песни обсуждение)

2

Предлагаю одному из вас сложить песенку с помощью геометрических фигур: каждый новый куплет обозначается кружком, какого – либо цвета; а припев – прямоугольником.

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\желтый круг.jpg D:\Все для аттестации\Моя аттестация\Красный круг.jpg C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\круги.jpg

          D:\Все для аттестации\Моя аттестация\прямоугольник.png

3

Во время повторного прослушивания ребенок прикрепляет на магнитную доску  геометрические фигуры в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены фигуры.

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\желтый круг.jpgD:\Все для аттестации\Моя аттестация\прямоугольник.pngD:\Все для аттестации\Моя аттестация\Красный круг.jpgD:\Все для аттестации\Моя аттестация\прямоугольник.pngC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\круги.jpgD:\Все для аттестации\Моя аттестация\прямоугольник.png

Дидактическая игра для развития звуковысотного слуха.

«Повтори звуки».

Цель:

Развивать звуковысотный слух, внимание и память.

Музыкально-дидактическая игра проводиться в основной части занятия в разделе распевание, пение.

Игровой материал: Изображение трех колокольчиков: красный - "дан", зеленый - "дон", желтый - "динь"  металлофон.

Ход игры:

Слайд

1

Ребята, посмотрите на экран, на нем изображены три колокольчика.

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\Без имени.png

2

Красный колокольчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет do первой октавы играя на металлофоне): дан-дан-дан.

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\Красный.png

3

Зеленый колокольчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы играя на металлофоне): дон-дон-дон.

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\Зеленый.png

4

Желтый колокольчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы играя на металлофоне): динь-динь-динь».

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\Желтый.png

5

Предлагаю вам спеть, и послушать как звучат наши колокольчики: низкий, средний, высокий. (пропели все три звука играя на металлофоне).

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\Без имени.png

6

Ребята, кто узнал, как звучит этот колокольчик? (Ребенок поет динь-динь-динь)

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\Желтый.png

7

А как звучит этот колокольчик, и как его зовут?

(Колокольчики чередуются в разной последовательности)

D:\Все для аттестации\Моя аттестация\Красный.png

8

Металлофон используется для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Дидактическая игра для развития динамического слуха.

«Тихо-громко».

Цель: 

Побудить интерес детей к музыкальной деятельности.  Развивать память, внимание, чувство ритма, динамический слух.

Музыкально-дидактическая игра проводиться в заключительной части занятия в разделе игра.

Ход игры:

1 Вариант (для детей низкого уровня развития):

Муз. руководитель:

Ребята, у меня есть игра, и я хочу с вами в нее поиграть.

Правила игры такие:

Когда произведение играет громко ( «f» - форте ) вы бегаете по кругу на носочках.  

Если вы услышали,  что произведение утихло, и играет тихо («P» - пиано), вы приседаете и идете на корточках.

Дети идут по кругу и меняют движения со сменой звучания произведения.

2 Вариант (для детей высокого и среднего уровня развития):

Проводиться аналогично, дети также соотносят характер звучаний с различными  движениями. 

(«f» форте – громко) - бегают по кругу на носочках.  

(«P» пиано- тихо) - приседают и идут на корточках.

И добавляется еще один динамический оттенок («mf» меццо форте – не очень громко) – идут спокойным шагом.

Дидактическая игра для развития чувства ритма.

«Эхо».

Цель:

Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Музыкально-дидактическая игра проводиться в заключительной части занятия в разделе игра.

Игровой материал: Бубен, барабан, музыкальный молоточек, ритмические палочки и т. д.

Ход игры:

Муз. руководитель:

Ребята скажите, а что такое эхо?

(Ответы детей)

Эхо можно сравнить с отражением в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо — это отражение звука, и мы его слышим.

А где оно бывает?

Дети: в лесу, в горах и т.д.

Муз. руководитель:

Правильно, услышать его можно не только в горах или в лесу, но и в пустой комнате, и в большом зале.

Предлагаю изобразить эхо с помощью музыкальных инструментов.

Дети берут на выбор понравившийся им музыкальный инструмент и садятся на стульчики.

Муз. руководитель:

Сейчас я проиграю вам ритмический рисунок, вы должны повторить его по цепочке, передавая заданный ритм.

(Муз. руководитель играет простой ритмический рисунок, дети по цепочке повторяют.)

Игра повторяется несколько раз со сменой ритмического рисунка.

Список литературы

М.Б. Зацепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;

В.А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;

Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

И. Новоскольцева «Праздник каждый день»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...