Программа по самообразованию "Использование методов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Благовещенский центр развития ребенка – детский сад «Журавушка»

                   Благовещенского района Алтайского края

Тема по самообразованию

«Использование методов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                                                             Срок реализации 2024-2025г

                                                                     Воспитатель : Серезинтинова Т.Л.

Возрастные особенности детей 45 лет

 Ребенок 45 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым  малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

  Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил

  В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

 В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как  мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

  Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

  Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

  Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

  Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.

  Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

  Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Важно  детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план по использованию мнемотехники

в развитии речи детей (средняя группа)

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

примечание

Сентябрь

1.Ознакомление детей с мнемотаблицами и символами для них.

2.Диагностика развития речи детей.

Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей.

        Октябрь

1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года».

2.Стихотворение  «Осень в гости к нам пришла»

Закрепление стихотворения с детьми.

Ноябрь

1.В. Орлов «Почему медведь спит зимой».

2.Составление рассказа про осень.

Семинар-практикум.

Декабрь

1. Составление рассказа про любимую игрушку.

2.Стихотворение «Елка» К. Чуковского

Предложить стихи для закрепления с детьми

Январь

1.Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой».

2. Загадывание и отгадывание загадок о зиме.

Февраль

1.Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года».

2. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

Март

1.Стихотворение «Олененок» Ю. Кушака.

«Дед хотел  уху сварить»

2.Рассказ детей  о приметах весны по мнемотаблице. Дидактическая игра «Времена года».

Родителям предложить стихотворение для закрепления с детьми  «Олененок» Ю.Кушака.

Апрель

1.Считалка про цифру (восемь).

2.Стихотворение «Весенняя песенка»

С. Маршак.

Родителям предложить стихотворение для закрепления с детьми «Весенняя песенка» С. Маршак.

Май

1.Итоговая диагностика развития речи детей.

2.Стихотворение «Тучка» Т.Белозёров

Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Самообразование: «Приемы мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ОВЗ.»

Развитие связной речи детей с  ОВЗ ,  посредством использования мнемотехники....

Использование метода «мнемотехники» в развитии речи детей дошкольного возраста-

Использование метода «мнемотехники» в развитии речи детей дошкольного возраста- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение  и    ...