Методическая разработка "С чего начинается Родина"
методическая разработка (старшая группа)
"Человек, не знающийй своего прошлого, не знает ничего". Без знаний своих корней. традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, заботящего своих родителей, свой дом, свою страну. Не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем возрасте под воздействовать ближайщего окружения, с которого начинается. Родина для маленького человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.08 КБ | |
| 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Боханский детский сад №1»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«С чего начинается Родина»
в старшей группе.
Подготовила на муниципальный конкурс
воспитатель старшей группы Мененова Е. С.
Бохан 2024-2025г.
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Паспорт проекта
Тип проекта:
Информационно-творческий, краткосрочный
Форма проведения: групповая
Цель:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, о родном поселке, о городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
1 Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, о родном поселке, о городе, в котором они живут, о стране.
2 Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих
становление ребенка, как субъекта разнообразных видов
деятельности
3 Воспитание нравственно- эстетических чувств, эмоционально-
ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
4 Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и достопримечательностей.
5 Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Проблема:
Выяснить с детьми – что такое Родина, с чего она начинается.
Целевая группа: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации:
Сентябрь 2024г. –декабрь 2024г.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди», «Мой край», «Моя страна Россия».
- У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
- Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников.
- Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
- Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
Общая характеристика проекта
I этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам (беседы с детьми), создание предметно-развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы, составление плана реализации проекта, подбор тематических бесед для родителей.
II этап основной
Состоит из четырех взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом, моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Мой поселок- Бохан»
4. «Моя страна Россия»
Этапы реализации проекта
Первый этап: «Мой дом, моя семья»
• Познавательное занятие «Моя семья»
• Беседа «Мой дом»
•Составление рассказов на тему: «Моя семья»
• Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы», посвященное к дню Матери.
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо и что такое плохо».
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
•Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
• Пальчиковая гимнастика «Семья»
• Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощницы»
• Чтение сказок: «Крылатый мохнатый да масляный», «Никита Кожемяка».
• Дидактическая игра «Кто больше назовет ласковых слов для своих родных»
• Просмотр сказки «Три поросёнка»
• Сотворчество детей с родителями: «Фото альбом «Моя семья»
Второй раздел «Мой детский сад»
Беседа на тему: «Детский сад – это…»
Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
Экскурсия по детскому саду
Прослушивание аудиозаписей: «Детский сад – наш так хорош», «По дороге в детский сад» (Слова и музыка Елены Александровой).
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Выставка рисунков и поделок «Мой любимый детский сад»
НОД «Труд взрослых в детском саду»
Третий раздел «Мой поселок Бохан»
Беседа «Как и почему называется наш Бохан?»
Рассматривание альбомов, иллюстраций о природе родного края, животных, растениях.
Рассматривание фото альбома «Наши земляки»
Рассматривание фото альбома «Мой поселок – Бохан
Рассматривание иллюстраций «Поселок, в котором я живу»,
«достопримечательности нашего поселка»
Экскурсии по ближайшим улицам (школа)
Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
НОД «Путешествие по родному поселку»
Конкурс рисунка на асфальте «Я гуляю по Бохану»
Конкурс чтецов «Мой поселок лучше всех на свете»
Четвертый раздел «Моя страна Россия»
- Беседа о Москве
-Рассматривание кукол в народных костюмах
-Иллюстрации «Русский народный костюм», «Бурятский народный костюм».
- Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
-Лепка: «Флаг России»
-Рисование: «Русская березка»
-Прослушивание: гимна РФ, народных песен
-Русские народные пословицы «Где родился – там и сгодился», «Родина любимая – мать родимая»,»Жить Родине служить», «Кто Родину любит, тому она в долгу не будет»
-Д/и «Народные промыслы»
- Просмотр мультфильма «Три богатыря», «Князь Владимир», «Три кота»
-Драматизация русских народных сказок: «Добрые поступки», «Теремок», «Репка»
- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Формы взаимодействия с родителями:
- консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
- сотворчество детей и родителей.
Заключение
По прошествии первого учебного полугодия намечены положительные тенденции в повышении заинтересованности родителей данной темой. Родители стали активными участниками в педагогическом процессе, оказывают посильную помощь в реализации проекта. С большим удовольствием участвуют в конкурсах; изготовили поделки к празднику осени, своими руками сделали замечательные открытки к « Дню дошкольного работника». Приняли участие в конкурсе «В родной природе столько красоты».Дети с интересом участвуют в проекте, предлагают свой темы для исследований, трое детей впервые приняли участие в познавательно – исследовательской деятельности на тему «Год семьи», заняли призовые места. Приняли активное участие в конкурсе чтецов, где стали победителями в различных номинациях. Было решено продолжать работу по данному проекту, включая подготовительную группу. Дети с интересом будут участвовать в проекте, праздников (День Матери, Международный женский день, День защитника Отечества) и пр. Родители высказывают положительные отзывы о проделанной работе, отмечают заинтересованность детей, повышение их уровня самостоятельности и чувства уверенности в себе, ответственности.
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Боханский детский сад №1»
Мененова Екатерина Семеновна, воспитатель
Номинация № 1«Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая в рамках освоения основной образовательной программы»
(Наименование номинации)
Конспект организованной образовательной деятельности«С чего начинается Родина»
(Название занятия)
«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, кака любили и берегли ее наши предки, отцы и дети»
И. А Ильин.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - тому самому месту, где человек родился и вырос. Поэтому, я считаю, в наше очень непростое время, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного образования. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности
Но, к всеобщему сожалению, в современной обстановке нынешнего российского общества имеется такое явление как падение нравов и преобразований не в лучшую сторону ценностных ориентиров у людей. Экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране, не всегда, однако, оказывают утвердительное и благотворное влияние на развитие и становление молодого поколения, находящегося в поисках своего «я» и смысла своей жизни.
Именно с раннего возраста, ребенок начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины
Данная проблема подтолкнула меня на изучение темы – «Нравственно- патриотического воспитания у дошкольников»
Актуальность темы: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна, из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается. Родина для маленького человека. История и культура города, края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.
Исходя из проблемы, я поставила перед собой цель:
Цель – формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, к своей Родине.
Работа по данной теме велась по трем направлениям:
- первое направление - работа с родителями;
- второе направление -обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
- третье направление - работа с детьми;
- четвертое направление - итоговое мероприятие с родителями и детьми «Пока все дома»
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию не менее важным, условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»— эту заповедью А. С. Макаренко пользовался при работе с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Провела анкетирование среди родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка». По результатам анкетирования, а также из бесед с родителями я сделала вывод, что не все представляют, что такое патриотическое воспитание у дошкольников
Родителям были предложены разные консультации, беседы, оформлены папки - передвижки: «Как воспитывать маленького патриота», консультации: «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Наша Родина Россия»,
Были предложены такие рекомендации: «Несколько рекомендаций родителям по формированию у детей чувства патриотизма». « Как знакомить ребенка с родным краем», «Нравственно - патриотическое воспитание в семье».
Предметно-развивающая пространственная среда имеет большое значение для развития детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Поэтому это направление и являлось следующим этапом в моей работе.
В группе при участии родителей был оформлен центр нравственно- патриотического воспитания.
В нем размещен необходимый материал:
Государственная символика с портретом президента
Тематические папки по темам: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя любимая мамочка», «Мой поселок» и др.;
Были изготовлены фотоальбомы, нескольких семей.
Книги на военную тематику, военные машины, корабли, головные уборы (кепка, пилотка, бескозырка и т д.
Карта нашего района, глобус, флаги, матрешки
Предметы декоративно - прикладного искусства, предметы старины; куклы в национальных костюмах, балалайки, гитары ( изготовлены студентами), бурятская юрта, бурятские головные уборы.
Также в этом уголке расположены дидактические игры, настольно – печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам. «Как жили люди на Руси», стихи о ВОВ. Созданы условия для проведения сюжетно – ролевых игр и необходимая атрибутика. Изучая методическую литературу, я могу выделить методы ознакомления патриотического воспитания
- чтение рассказов, стихотворений, бесед воспитателем.
– рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
- выразительное чтение произведения с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ героя.
- беседа, это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам героев, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.
В своей работе с детьми я преследую конкретную цель, а именно воспитание нравственно - патриотических качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким, смелость и т.д.
Все эти качества я формирую в ходе бесед по произведениям, стихотворений задавая такие вопросы как:
Нравится ли вам герой этого произведения?
Что сделал он сделал?
Какой поступок он совершил?
Как герой повёл себя по отношению к другим героям?
Как вы поступаете по отношению к родителям? (проводится аналогия поступков),
А вы слушаетесь родителей? и т.п.
В ходе применения деятельного подхода мной активно использую сцены из произведений. В ней ребенок исполняет роль храброго, смелого героя, все это содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как смелость, уверенность в своих силах и даже артистичность. Такой вид восприятия я применяю и на занятиях.
К продуктивным методам можно отнести рисование, аппликацию, лепку, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы создают живой интерес к патриотическому воспитанию, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника.
Не менее эффективным методом работы, являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта: поделки, рисунки и т.д. Так, при совместном рисовании на тему «Мой любимый поселок», дети показывали свои работы, рассказывали, какие достопримечательности нашего поселка они нарисовали. В ДОУ был проведен конкурс «Наш поселок», где наши дети заняли призовые места. Также наши ребята приняли участие в познавательно- исследовательской конференции, посвященную «Году семьи», заняли призовые места. Для закрепления знаний полезны дидактические игры, например: «Найди по картинкам символы нашей России» Знаешь ли ты героя этого произведения?» «Назови памятники нашего поселка», «Найди наш флаг среди других флагов» и другие.
На заключительном этапе проведено итоговое мероприятие с родителями и детьми. «Пока все дома»по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС».
Анализируя свое мероприятие, можно отметить, что у детей появились определенные знания. Для успешного решения обозначенных задач подготовила соответствующий наглядный и демонстрационный материал. Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно и познавательно.
Использовала такие методы как:
- создание игровой мотивации(приветствие «Доброе утро»);
-словесный – Рассказ педагога, беседа - «Назови, какие традиции существуют у вас в семье?»
.Был проведен с родителями конкурс «Доскажи пословицу»,
- игровой – игры «Найди своего ребенка по ладошке», «Кто быстрее оденет ребенка в детский сад?»
Виды деятельности:
- коммуникативная – общение совзрослым и сверстниками, ситуативный разговор;
- двигательная - подвижная игра «Наша дружная семья».
-познавательная- вспоминали пословицы и поговорки, стихотворения.
ООД началась с приветствия, положительного настроя на работу, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей деятельности.
Поэтапно происходила смена видов деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная. Переход от одного вида деятельности к другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время ООД, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На заключительном этапе подвела итог и поощрение детей. В конце все родители, поблагодарили за такое мероприятие, оно им очень понравилось.
С родителями планирую проводить консультации, мастер- классы, круглые столы о воспитании в детях нравственно патриотических качеств, совместное посещение родителей и детей музея нашего поселка
За весь период этой работы, мы вместе с родителями будем плодотворно работать по нравственно – патриотическому воспитанию, чтобы наши дети выросли патриотами своей Родины. Ведь именно сообща мы достигнем, хороших результатов
Это наша с вами главная задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие к программе «С чего начинается Родина»
В последнее время в нашем мире идей стремительное развитие науки, когда на смену одной технической новинке приходит другая с такой быстротой, что мы не всегда успеваем следить за этим прогрессом. Совр...

Методическая разработка — альбом детских рисунков «С чего начинается Родина?».
В рамках проекта "Мой любимый город" мы совместно с детьми, родителями создали альбом "С чего начинается Родина? ", который хранится теперь в уголке патриотического воспитания.В непосредственно органи...

Методическая разработка "С чего начинается Родина"
Актуальность: Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «М...

Методическая разработка «С чего начинается Родина…»
В данной методический разработке подобраны дидактические игры для дошкольников среднего возраста, посредством которых дети приобретают знания о своем родном городе и стране. Прививает любовь и преданн...
Методическая разработка "Комплект материалов по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина..."
Календарное планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию...
Методическая разработка " Проект по патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста "С чего начинается Родина""
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, мате...

Методические разработки: Программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
Программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»...