Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с среднего дошкольного возраста, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
материал (младшая группа)
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2023 - 2024 учебный год
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с среднего дошкольного возраста, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 "Росинка"
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2023 - 2024 учебный год
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с среднего дошкольного возраста, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Кирилюк Ю.В.
(Ф.И.О. педагога)
Воспитатель
(специальность)
Сентябрь 2023 года
(дата начала работы над темой)
Май 2024года
(предполагаемая дата окончания работы)
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с среднего дошкольного возраста, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Актуальность выбранной темы: Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей.
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения .
• Детям,артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка
• Дети,смогут при помощи артикуляционнойгимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема ««Развитие артикуляционной моторики у детей с среднего дошкольного возраста, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Является актуальной, так как благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети могут научиться говорить четко, чисто и правильно. Кроме того, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Цель работы по теме самообразования: Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
- Изучить методическую литературу в соответствии с темой самообразования.
- Повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
- Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо)
- Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.
- Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.
- Пополнить развивающую среду логопедического центра.
Предполагаемый результат:
Значительно улучшить состояние артикуляционной моторики.
Повысить уровень развития артикуляционной моторики, проявить интерес к трудоемкому процессу освоения правильного произношения, а также повысить педагогическую грамотность родителей.
Этапы работы по самообразованию
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Изучение методической литературы:
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.
Воробьёва Т.А,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.
Косинова Е. Гимнастика для развития речи.
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.
Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. и др.
Выступления на родительском собрании .
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий, презентаций, конспектов НОД.
Подборка диагностического материала.
2. Практический этап.
- Составить картотеку: "Артикуляционная гимнастика для детей среднего дошкольного возраста"
- Разработка конспектов занятий;
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей;
- Подготовить консультации по теме;
- Участвовать в конкурсе - чтецов.
3. 3. Итоговый этап (отчет). Формы отчета:
- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта;
- Мастер – классы;
- Участие в конкурсе : «Мой лучший урок»;
- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);
- Презентация результатов работы за год.
Перспективный план работы по самообразованию на 2022-2023 год
Месяц | Формы работы
| ||
| с детьми | с педагогами | с родителями |
сентябрь | Проведение диагностики по теме самообразования 1.Дидактические игры: «Дикие животные» и «Домашние животные» 2.Знакомство с органами артикуляции: «Знакомство с язычком и его домиком» 3.Мяч для игры, игрушки. Сказка «Теремок». 4.Дидактическая игра «Четвертый лишний». Игра «Съедобное не съедобное» | Консультация «Развиваем мелкую моторику». | |
октябрь | #1042;недрение в практику освоения навыков проведения артикуляционной гимнастики 2. Слайды по сказкам о весёлом Язычке. 3. Дидактическая игра «Один-много». 4. Упр. «Грабли», «Цепочка», «Скворечник». 5.Игра «Опиши куклу Машу» (игрушка). Расскажи что нарисовано на картинке (сюжетные иллюстрации) 6. Игра «Овощи», «Фрукты» (муляж овощей и фруктов; картинки) | Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения. | |
ноябрь | Внедрение в практику освоения навыков проведения артикуляционной гимнастики 1.Дидактическая игра: «С Мишкой» (использовать глагол лежать в повелительном наклонении). 2.Игровое упр. губки, зубки, язычок: упр «Слоник», «Слоник пьет водичку», «Страшный волк», «Месим тесто». «Блинчик». 3. «Наша неваляшка» (игрушка, картинки сюжетные). 4. Дидактическая игра «Назови одним словом»" (музыкальные инструменты). | 1) Семинар – практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»» | Выставка детских работ. |
декабрь | Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика и компьютер»; 1.Стихотворение В.Орлова «Почему медведь спит зимой». 2.Игры для плавности выдоха. «Футбол». 3. Сказка «Лисичка-сестричка и волк». 4.Дидактическая игра «Транспорт» (картинки). | Участие в конкурсе на уровне МДОУ- конкурс чтецов. | |
январь | Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме: - картинки для проведения артикуляционной гимнастики; - игры для выполнения упражнений;
- стихи, считалки, сказки для проведения арт. гимнастики - индивидуальные зеркала 1.Дидактическая игра «Чего не достает?» 2. Игровые упр. «Кошка», «Мышка», «Коза». 3. Беседа Расскажи как провел выходные?« 4.Дидактическая игра «Одежда». | Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» для детей) | Видеопрезентация – по теме самообразования |
февраль | Внедрение в работу по подготовке рече двигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование игрушки – «Антошка», использование авторского пособия «Логокуб». 1.Игровое упр. «Один-много» (огурец — огурцов, яблоко — яблок). 2.Игровое упражнение «Чье перышко улетит дальше». 3.Сказка «Рукавичка» . 4.Дидактическая игра «Головной убор». | Презентация методических разработок по теме самообразования. | Составление буклета для родителей «Поиграйте вместе с нами». |
март | 1.Дидактическая игра «Где Мишка искал свой мяч?». 2. Преодоление твердой атаки гласных упр: «Лесенка», «Покачаем малыша», «Заблудились в лесу» (ау) -громко-тихо, «Эхо». 3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот», «Игрушки». «Выложи картинку» ( из пуговиц), «Обведи картинку» (по точкам). 4. Игра «Один — много», «Один-несколько — много» (с картинками), «Нет кого?». | 1.Индивидуальные беседы. Советы родителям. 2. Показ игрового занятия «Сказки веселого язычка» | |
апрель | 1. Подбор артикуляционных игр и упражнений: для мальчиков: «Машина» для девочек: «Принцессы из сказок». 2. Игры для плавности выдоха «Чей одуванчик улетит дальше?». 3. Разучивание стихотворения с использованием голоса «Весна». Хороводная игра «Мы по лесу идем». 4. Упр. «Раскрась картинку пластилином», Самомассаж пальчиков с шишками«, Упр «Собери картинки» (разрезные). | Показ открытого занятия по теме самообразования. | Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика». |
Май | 1. Подбор артикуляционных игр и упражнений: «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Трубочка». 2. Разучивание стихотворения «День победы». 3. Д/игры: «Семья», «Насекомые», «Рыбы». 4. Упр. "Просклонять в падежах слова (рыба, паук и т.д). | Отчет- презентация о проделанной работе. | Задания родителям и детям – сочинение своих сказок о весёлом Язычке с использованием любимых артикуляционных упражнений. |
Практические выходы (представление практического применения):
1. Проведение открытого занятия по теме самообразования;
2. Оформление выставки детских работ по теме самообразования;
3. Разработка методических рекомендаций по теме самообразования;
4. Отчёт- презентация о проделанной работе за учебный год.
5. Оформление альбомов по артикуляционной гимнастике.
6. Популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме среди родителей и педагогов.
7. Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования
(на отдельной странице, в мае)
Целью моей работы по самообразованию в 2022– 2023 году было:
- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
- .......................
- .........................
- .............................
Для работы с детьми были созданы .....................................................
С родителями проводились ...................................................................
Результаты:
Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию ................................................................................
Для себя я поставила цель на следующий учебный год продолжать работу по теме самообразования (буду продолжать работу по этой теме или возьму новую тему по самообразованию)......................
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
laquo;Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения» направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие...

«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих...
«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, прини...

Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих...

«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, прини...

«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие си...
