Кружок театрализованной деятельности «Карусель сказок!»
методическая разработка (старшая группа)
Кружковая работа направлена на развитие театральных способностей у детей через участие в театрализованных играх и постановках. Театр является важным инструментом познания мира и освоения культурных ценностей, поскольку сказки, составляющие основу многих спектаклей, несут в себе народную мудрость и нравственные уроки. Через игру дети учатся сопереживать героям и событиям, развивая таким образом воображение, фантазию и память. Театральные занятия способствуют улучшению речевых навыков, координации движений, а также формируют творческий потенциал ребёнка.
Кроме того, театрализованная деятельность оказывает значительное влияние на личностное развитие ребёнка, повышая его уверенность в себе, способность к самовыражению и социальную адаптацию. Это особенно важно перед началом школьного обучения, когда развитые коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с окружающими становятся ключевыми факторами успешной учёбы и социализации.
Таким образом, театральная деятельность служит универсальным средством гармоничного развития ребёнка, помогая ему раскрыть свой потенциал и подготовиться к новым жизненным этапам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Ласточка»
План работы кружка театрализованной деятельности
«Карусель сказок!»
(для детей 7 года жизни)
Разработала: воспитатель Гусева Е. П..
«В душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь».
Пояснительная записка
Театр — это удивительный мир, где ребёнок с радостью играет и через игру познаёт окружающую действительность. Сказки, обладающие огромной властью над детскими сердцами, передают народную мудрость и основы национальной культуры, неизменно показывая победу добра над злом. Театрализованные игры и спектакли по мотивам сказок помогают детям не только познакомиться с их сюжетом, но и научиться сопереживанию персонажам и событиям. Такие игры развивают фантазию, воображение, память и творческое начало детей, способствуя формированию художественно-речевых, музыкально-игровых, танцевальных и сценических навыков. Театральная деятельность также оказывает положительное влияние на развитие личности ребёнка, пробуждая интерес к литературе, улучшая интеллектуальные способности, речь и координацию движений. Она позволяет ребёнку расслабиться и выплеснуть накопившиеся эмоции и энергию.
Театрализованная деятельность становится особенно важной перед поступлением ребенка в школу. Она выступает мощным средством развития всех аспектов личности ребёнка: познавательной сферы, психических процессов, а также формирования навыков общения и социальной адаптации. Эти качества помогут будущему первокласснику легко устанавливать контакты, уверенно действовать в сложных ситуациях, активно взаимодействовать с учителем и одноклассниками, учиться у других и помогать им самим.
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности, развитие интонационной выразительности речи.
Задачи:
Учить детей принимать участие в театрализованных играх, инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений, чисто и чётко проговаривать слова, согласовывать слова в предложениях.
Развивать у детей интонационную выразительность речи, умение чувствовать характер литературного произведения, выразительность жестов, мимики. Развивать умение выделять положительные и отрицательные качества персонажей, умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор, проявлять инициативу, творчество. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Проводится одно занятие в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Материально-технические условия реализации Программы по театрализации в подготовительной группе
Для успешной реализации программы по театрализации в подготовительной группе необходимо создать соответствующую материально-техническую базу, обеспечивающую комфортное и эффективное проведение занятий. Основные требования включают следующие элементы:
1. Пространство для занятий
- Игровая зона: специально оборудованное пространство для проведения театральных игр и репетиций. Зона должна быть достаточно просторной, чтобы дети могли свободно двигаться и взаимодействовать друг с другом.
- Сцена: наличие небольшой сцены или подиума для выступлений. Это может быть стационарная конструкция или мобильная платформа, которую можно использовать для постановок.
- Зрительный зал: зона для зрителей, оборудованная стульями или скамейками, где дети смогут наблюдать за выступлениями своих сверстников.
2. Оборудование и материалы
- Костюмы и реквизит: набор костюмов, масок, головных уборов и аксессуаров для различных персонажей. Реквизит должен соответствовать возрасту детей и тематике представлений.
- Декорации: материалы для создания простых декораций, такие как картон, бумага, краски, ткани и другие поделочные материалы.
- Музыкальное оборудование: магнитофоны, проигрыватели или другое звуковое оборудование для воспроизведения музыки и звуковых эффектов.
- Световое оборудование: простые осветительные приборы для создания атмосферы на сцене (при наличии возможности).
3. Методические материалы
- Сборники пьес и сценариев: подборка детских пьес, сценариев и адаптированных сказок, подходящих для постановки в детском саду.
- Инструкции и рекомендации: методические пособия и инструкции для педагогов по организации и проведению театрализованных занятий.
- Наглядные материалы: плакаты, картинки, иллюстрации, помогающие детям лучше понимать сюжет и характеры персонажей.
4. Безопасность
- Все используемые материалы и оборудование должны соответствовать требованиям безопасности и санитарным нормам.
- Пространство должно быть хорошо освещено и вентилируемо, с достаточным количеством свободного места для предотвращения травм.
5. Организация хранения
- Специальные шкафы или полки для хранения костюмов, реквизита и декораций.
- Удобные контейнеры или коробки для мелких деталей и материалов.
- Создание благоприятных материально-технических условий позволит педагогам эффективно реализовывать программу по театрализации, а детям — получать удовольствие от участия в творческих процессах и развивать свои таланты.
Перспективный план работы кружка театрализованной деятельности ««Юные артисты!»
Месяц | 1неделя | 2неделя | 3неделя | 4неделя |
Сентябрь | Знакомство детей с театральным искусством Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению; Содержание: Вступительная беседа - Рассказ-беседа о театрах, видах театров – Игра «Познакомимся», «Здравствуй, дружок», «Назови свое имя» | Наш любимый театр очень рад встречать ребят. Цель: Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Познакомить с разновидностями театра. Способствовать развитию артистических навыков. Содержание: Беседа-воспоминание о театрализованной деятельности в старшей группе. Игра «Здравствуйте!», «Назови соседа ласково» Разыгрывание знакомых сценок. Материал и оборудование: Ширма, маски | Играем в профессии Цель: Познакомить детей с театральными профессиями гримёра и костюмера. Способствовать развитию пантомимических навыков и артикуляции. Поощрять творческую инициативу, побуждать детей к активному общению через игру расширять словарный запас. Содержание: Рассказ воспитателя, показ слайдов. Игра на имитацию движений. Упр. На развитие артикуляции «Немой диалог». Материал и оборудование: Зеркала, шкатулка гримёра | Овощной базар Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет. Побуждать детей к самовыражению в различных образах, фантазированию. Способствовать развитию интонационной выразительности речи. Содержание: хороводная игра «Веселый хоровод» Инсценировка песни «Урожай собирай». Игра «Продавцы – покупатели», Материал и оборудование: Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки, платки. |
Октябрь | Чтение сказки «Под грибом» Цель: Способствовать развитию интереса к театрализованным представлениям. Содержание: Чтение сказки «Теремок», беседа по содержанию, обсуждение поведения персонажей, проба озвучивания персонажей. Материал и оборудование: Иллюстрированная книга, театр на фланелеграфе. | Театрализованная игра по сказке «Под грибом» Цель: Способствовать развитию интереса к театрализованным представлениям. Поощрять творческую инициативу детей, желание взять на себя роль. Содержание: Показ настольного театра. Игра «Угадай героя». Материал и оборудование: Настольный театр«Под грибом» | Театрализация сказки «Под грибом» Цель: Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Расширять «словарь» мимики и жестов, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Побуждать детей к фантазированию Содержание: Распределить роли, пробовать проиграть сказку. Материал и оборудование: маски. | Игра в театр. Показ сказки «Под грибом» Цель: Приобщать детей к драматизации. Учить самостоятельно готовить всё необходимое для своего спектакля. Способствовать развитию взаимодействия между детьми. Содержание: Драматизация сказки. Материал и оборудование: Костюмы, декорации, атрибуты, музыкальное сопровождение. |
Ноябрь | У страха глаза велики Цель: Дать интонационно - образное представление о новой сказке. Побуждать к образному воплощению в роли. Формировать коммуникативные способности и навыки импровизации. Содержание: Чтение сказки «У страха глаза велики», беседа по содержанию, обсуждение поступков героев. Материал и оборудование: Иллюстрации к сказке, теарт на ложках. | Лето красное пропела Цель: Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжить развивать умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость); Расширять «словарь» мимики и жестов, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Побуждать детей к фантазированию. Содержание: Творческая игра «что за сказка». Работа над ролью. Материал и оборудование: Костюмы, декорации, атрибуты, музыкальное сопровождение | Репетиция сказки «У страха глаза велики» Цель: Продолжать работу над эпизодами сказки. Обратить внимание детей на использование средств выразительности при создании образа. Поощрять проявление инициативы детьми Содержание: Скороговорки. Игра «эхо». Рассказы детей из личного опыта. Репетиция эпизодов сказки. Материал и оборудование: Костюмы, декорации, маски, музыкальное сопровождение | Драматизация сказки. «У страха глаза велики» Цель: Приобщать детей к драматизации. Учить самостоятельно готовить всё необходимое для своего спектакля. Способствовать развитию взаимодействия между детьми.
Содержание: Драматизация сказки. Материал и оборудование: Костюмы, декорации, атрибуты, маски, музыкальное сопровождение. |
Декабрь | Здравствуй, Зимушка-зима! Цель: Создать атмосферу волшебства, сказочности. Развивать чувство ритма, координацию движений. Способствовать развитию творческого воображения. Содержание: Импровизация «Зимняя прогулка». Этюд «Получился снеговик». Хоровод «Ах ты, Зимушка-зима». Игра – пантомима «Медвежата». Материал и оборудование: Зимние декорации. | Сказка зимнего леса Цель: Познакомить детей с новой сказкой, обсудить характеры героев сказок, Вызвать эмоциональный отклик у детей. Способствовать развитию у детей пантомимических навыков. Способствовать развитию творческой инициативы. Содержание: Знакомство со сценарием. Беседа, обсуждение героев. Мимическая игра « Передавали» Материал и оборудование: иллюстрированная сказка, музыка. | Зимняя сказка Цель: Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; совершенствовать выразительность движений; развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки; вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Содержание: Чистоговорки. Пантомима «Представьте себе». Слушание сказки с музыкальными фрагментами. Репетиция сцен сказки. Материал и оборудование: Музыкальные произведения к сказке. | Новогодний праздник «Зимняя сказка» Цель: Поддерживать желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать умение детей драматизировать сценки из сказок; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность Содержание: Музыкально - ритмические композиции, драматизация отрывков сказок. Материал и оборудование: Декорация к празднику, костюмы героев. |
Январь | Каникулы. | Рождественские колядки. Цель: Приобщать детей к русской народной культуре. Вовлечь детей в фольклорное действие. Побуждать к импровизации. Содержание: Совместная театральная постановка взрослых и детей. Материал и оборудование: Карнавальные костюмы, зимние декорации | Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем. Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться не сталкиваясь, друг с другом согласовывать действия в коллективе. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью, (мимика, жесты). Учить играть спектакль, не заучивая специально текст. Содержание: Игра «Гость, из какой сказки». Придумывание сказки. Драматизация придуманной сказки. Материал и оборудование: Кукла – Буратино, волшебный сундучок, элементы костюмов, шапочки. | На полянке «Бал Жуков и бабочек». (мимики и жесты.) Цель: Развивать фантазию и творчество в процессе придумывания диалога к знакомой сказке. Поощрять проявление своей индивидуальности и неповторимости. Содержание: Игра «Театральная разминка» Творческое задание «Превращения» (мимика и жесты). Драматизация отрывка из сказки «Муха-цокотуха» Материал и оборудование: Волшебная палочка, маски, шапочки, элементы костюмов. |
Февраль | Колобок (Театр теней) Цель: Учить детей готовить всё необходимое оборудование к теневому театру, вырезать персонажей из черного картона прикреплять их к палочкам. Приобщать детей к драматизации. Учить самостоятельно, озвучивать героев. Способствовать развитию взаимодействия между детьми.
Содержание: Драматизация сказки при помощи театра теней Материал и оборудование: Настольная лампа, экран, теневой театр изготовленный детьми. | Кто стучится в нашу дверь? Цель: Побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки эмоционального чтения текста. Содержание: Игра «Кто в гости пришел?». Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов.
Материал и оборудование: Выбор костюмов к сказке. Подготовка декораций к сказке «Красная шапочка». | Подготовка к драматизации сказки «Красная шапочка» Цель: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации, готовить детей к выступлению на публике. Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации. Способствовать самовыражению ребёнка в коллективной деятельности. Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты. | Драматизации сказки «Красная шапочка» (репетиция) Цель: Совершенствовать навыки эмоционального чтения текста. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, Отработка диалогов, выразительность, интонация продолжать готовить детей к выступлению на публике. Способствовать самовыражению ребёнка в коллективной деятельности. Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты. |
Март | Постановка спектакля «Красная шапочка» для любимых мам. Цель: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации. Способствовать самовыражению ребёнка в коллективной деятельности. Воспитывать желание радовать своих близких выступлением. Содержание: Постановка сказки. Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты. | Ах, масленица! Цель: Знакомить детей с народными традициями. Вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки. Содержание: Игра «Покупай товар»; Игра импровизация «Словесная реклама товара» Разучивание песен и потешек по теме. Материал и оборудование: народные костюмы, ложки деревянные, атрибуты для торговли товарами, платки. | Весеннее настроение. Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет. Побуждать детей действовать в воображаемой ситуации, разыгрывать сценки- импровизации, развивать мимику, пантомимику. Способствовать развитию творческой инициативы и фантазии. Содержание: Волшебные превращения. Игра «Путешествие» Материал и оборудование: Сюжетные картины на тему «Весна» | Сказки «Гуси лебеди». Цель: Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. Содержание: Чтение сказки «Гуси лебеди» Материал и оборудование: Театр на стаканчиках. |
Апрель | «Гуси лебеди». Цель: Вместе с детьми готовить декорацию для постановки театра. Развивать творческие способности, поддерживать инициативу, самостоятельность. Воспитывать желание принимать активное участие.
Содержание: мастерим своими руками. Материал и оборудование: ширма, заготовка для домика из картона, цветная бумага. | Подготовка к драматизации сказки «Гуси лебеди». Цель: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации, готовить детей к выступлению на публике. Способствовать самовыражению ребёнка ввоспитывать артистические качества коллективной деятельности. Содержание: Игра «Изобрази настроение», «Чей голос?» Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты. | Постановка театра «Гуси лебеди». (Выступление детей перед детьми младшей группы) Цель: Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Воспитывать желание доставлять радость другим. Содержание: Постановка театра «Гуси лебеди». Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты. | Сказка «Заюшкина избушка» Цель: Дать интонационно - образное представление о новой сказке. Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Побуждать к образному воплощению в роли. Способствовать развитию выразительных движений. Формировать коммуникативные способности и навыки импровизации. Содержание: Чтение сказки «Заюшкина избушка», беседа по содержанию, обсуждение поступков героев. Материал и оборудование: Иллюстрации к сказке, настольный театр на киндерах. |
Май | «Заюшкина избушка» Цель: Вместе с детьми готовить декорацию для постановки кукольного театра. Развивать творческие способности, поддерживать инициативу, самостоятельность. Воспитывать желание принимать активное участие Содержание: мастерим своими руками. Материал и оборудование: ширма, заготовка для домика из картона, печки. | Драматизации сказки«Заюшкина избушка» Цель: Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас. Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации, готовить детей к выступлению на публике. Способствовать самовыражению ребёнка в коллективной деятельности. Содержание: Игра «Изобрази настроение»; «Мы артисты»- драматизация сказки. Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты, маски. | Театрализованная игра с элементами с/р игры. Сказка «Заюшкина избушка» Цель: Учить детей играть, развивать сюжет. Артисты- выступают, а зрители смотрят. Воспитывать желание играть, во время игры прорепетировать сказку. Содержание: Делимся на две группы: артисты и зрители. Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты, маски, место для зрителей, билеты, касса. | Постановка театра «Заюшкина избушка» (выступление перед детьми второй младшей группы) Цель: Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности. Воспитывать желание доставлять радость другим. Содержание: Постановка театра «Заюшкина избушка» Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты, маски. |
3.Список литературы
1. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М.: 1983г
2. Бодраченко И. В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. - М., 2006.
3. Маханёва М. Д. Театральные занятия в детском саду. - СПб.,2000.
4.. Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». С.-П. 2007г.
5. В.И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
6. Прасолова Е. Е. Театр - это здорово! - М., 2009.
7.Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок театрализованной деятельности
Моё внимание привлекла меня тема: «Театрализованная деятельность» Огромную помощь , могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у н...

Оформление уголка Театрализованная деятельность "Поляна сказок"
Моя проэктноя деятельность развитие речи через театрализованную деятельность. Уголок "Поляна сказок"...

Проект по театрализованной деятельности "Островок сказок"
Проект по театрализованной деятельности "Островок сказок" в старшей группе....

Презентация обучающая (наглядный материал) по образовательному направлению "Развитие речи", "Художественная литература", разделу Театрализованная деятельность - "Герои сказок"
Презентация обучающая (наглядный материал) по образовательному направлению "Развитие речи", "Художественная литература", разделу Театрализованная деятельность -...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. «Герои сказок». Старшая речевая группа
Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру.Задачи:Обучающие:-Обогащать словарь детей, активизировать его;-развивать речь как средство общения;- совершенствовать д...

