Кружок театрализованной деятельности «Карусель сказок!»
методическая разработка (старшая группа)


Кружковая работа направлена на развитие театральных способностей у детей через участие в театрализованных играх и постановках. Театр является важным инструментом познания мира и освоения культурных ценностей, поскольку сказки, составляющие основу многих спектаклей, несут в себе народную мудрость и нравственные уроки. Через игру дети учатся сопереживать героям и событиям, развивая таким образом воображение, фантазию и память. Театральные занятия способствуют улучшению речевых навыков, координации движений, а также формируют творческий потенциал ребёнка.

Кроме того, театрализованная деятельность оказывает значительное влияние на личностное развитие ребёнка, повышая его уверенность в себе, способность к самовыражению и социальную адаптацию. Это особенно важно перед началом школьного обучения, когда развитые коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с окружающими становятся ключевыми факторами успешной учёбы и социализации.

Таким образом, театральная деятельность служит универсальным средством гармоничного развития ребёнка, помогая ему раскрыть свой потенциал и подготовиться к новым жизненным этапам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_plan_guseva_e._p._.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Ласточка»

План работы кружка театрализованной деятельности

«Карусель сказок  

(для детей 7 года жизни)

                                                                                                                                                 Разработала: воспитатель Гусева Е. П..

«В душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь».

                                                                                      Пояснительная записка

Театр — это удивительный мир, где ребёнок с радостью играет и через игру познаёт окружающую действительность. Сказки, обладающие огромной властью над детскими сердцами, передают народную мудрость и основы национальной культуры, неизменно показывая победу добра над злом. Театрализованные игры и спектакли по мотивам сказок помогают детям не только познакомиться с их сюжетом, но и научиться сопереживанию персонажам и событиям. Такие игры развивают фантазию, воображение, память и творческое начало детей, способствуя формированию художественно-речевых, музыкально-игровых, танцевальных и сценических навыков. Театральная деятельность также оказывает положительное влияние на развитие личности ребёнка, пробуждая интерес к литературе, улучшая интеллектуальные способности, речь и координацию движений. Она позволяет ребёнку расслабиться и выплеснуть накопившиеся эмоции и энергию.

Театрализованная деятельность становится особенно важной перед поступлением ребенка в школу. Она выступает мощным средством развития всех аспектов личности ребёнка: познавательной сферы, психических процессов, а также формирования навыков общения и социальной адаптации. Эти качества помогут будущему первокласснику легко устанавливать контакты, уверенно действовать в сложных ситуациях, активно взаимодействовать с учителем и одноклассниками, учиться у других и помогать им самим.

Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности, развитие интонационной выразительности речи.

Задачи:  

      Учить детей принимать участие в театрализованных играх, инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений, чисто и чётко проговаривать слова, согласовывать слова в предложениях.

               Развивать у детей интонационную выразительность речи, умение чувствовать характер литературного произведения, выразительность жестов, мимики.  Развивать умение выделять положительные и отрицательные качества персонажей, умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор, проявлять инициативу, творчество.         Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 Проводится одно занятие в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Материально-технические условия реализации Программы по театрализации в подготовительной группе

Для успешной реализации программы по театрализации в подготовительной группе необходимо создать соответствующую материально-техническую базу, обеспечивающую комфортное и эффективное проведение занятий. Основные требования включают следующие элементы:

1. Пространство для занятий

  • Игровая зона: специально оборудованное пространство для проведения театральных игр и репетиций. Зона должна быть достаточно просторной, чтобы дети могли свободно двигаться и взаимодействовать друг с другом.
  • Сцена: наличие небольшой сцены или подиума для выступлений. Это может быть стационарная конструкция или мобильная платформа, которую можно использовать для постановок.
  • Зрительный зал: зона для зрителей, оборудованная стульями или скамейками, где дети смогут наблюдать за выступлениями своих сверстников.

2. Оборудование и материалы

  • Костюмы и реквизит: набор костюмов, масок, головных уборов и аксессуаров для различных персонажей. Реквизит должен соответствовать возрасту детей и тематике представлений.
  • Декорации: материалы для создания простых декораций, такие как картон, бумага, краски, ткани и другие поделочные материалы.
  • Музыкальное оборудование: магнитофоны, проигрыватели или другое звуковое оборудование для воспроизведения музыки и звуковых эффектов.
  • Световое оборудование: простые осветительные приборы для создания атмосферы на сцене (при наличии возможности).

3. Методические материалы

  • Сборники пьес и сценариев: подборка детских пьес, сценариев и адаптированных сказок, подходящих для постановки в детском саду.
  • Инструкции и рекомендации: методические пособия и инструкции для педагогов по организации и проведению театрализованных занятий.
  • Наглядные материалы: плакаты, картинки, иллюстрации, помогающие детям лучше понимать сюжет и характеры персонажей.

4. Безопасность

  • Все используемые материалы и оборудование должны соответствовать требованиям безопасности и санитарным нормам.
  • Пространство должно быть хорошо освещено и вентилируемо, с достаточным количеством свободного места для предотвращения травм.

5. Организация хранения

  • Специальные шкафы или полки для хранения костюмов, реквизита и декораций.
  • Удобные контейнеры или коробки для мелких деталей и материалов.
  • Создание благоприятных материально-технических условий позволит педагогам эффективно реализовывать программу по театрализации, а детям — получать удовольствие от участия в творческих процессах и развивать свои таланты.

Перспективный план работы кружка театрализованной деятельности ««Юные артисты  

Месяц

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Сентябрь

Знакомство детей с театральным искусством  

Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

Содержание: Вступительная беседа - Рассказ-беседа о театрах, видах театров –

Игра «Познакомимся», «Здравствуй, дружок»,

 «Назови свое имя»

Наш любимый театр очень рад встречать ребят.

Цель: Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

Познакомить с разновидностями театра.

Способствовать развитию артистических навыков.

Содержание: Беседа-воспоминание о театрализованной деятельности в старшей  группе.

Игра «Здравствуйте!», «Назови соседа ласково»

Разыгрывание знакомых сценок.

Материал и оборудование: Ширма, маски

 Играем в профессии

Цель: Познакомить детей с театральными профессиями гримёра и костюмера. Способствовать развитию пантомимических навыков и артикуляции. Поощрять творческую инициативу, побуждать детей к активному общению через игру расширять словарный запас.

Содержание: Рассказ воспитателя, показ слайдов.

Игра на имитацию движений.

Упр. На развитие артикуляции «Немой диалог».

Материал и оборудование: Зеркала, шкатулка гримёра

    Овощной базар

Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет. Побуждать детей к самовыражению в различных образах, фантазированию.

Способствовать развитию интонационной выразительности речи.

Содержание: хороводная игра «Веселый хоровод» Инсценировка песни «Урожай собирай». 

Игра «Продавцы – покупатели»,

Материал и оборудование: Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки, платки.

Октябрь

  Чтение сказки «Под грибом»

Цель: Способствовать развитию интереса к театрализованным представлениям.

 Содержание: Чтение сказки «Теремок», беседа по содержанию, обсуждение поведения персонажей, проба озвучивания персонажей.

Материал и оборудование: Иллюстрированная книга,  театр на фланелеграфе.

  Театрализованная игра по сказке «Под грибом»

Цель: Способствовать развитию интереса к театрализованным представлениям. Поощрять творческую инициативу детей, желание взять на себя роль.

 Содержание:

Показ настольного театра.        Игра «Угадай героя».

 Материал и оборудование: Настольный театр«Под грибом»

Театрализация сказки «Под грибом»

Цель: Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Расширять «словарь» мимики и жестов, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Побуждать детей к фантазированию

 Содержание: Распределить роли, пробовать проиграть сказку. 

Материал и оборудование: маски.

Игра в театр. Показ сказки «Под грибом»

Цель: Приобщать детей к драматизации.

Учить самостоятельно готовить всё необходимое для своего спектакля.

Способствовать развитию взаимодействия между детьми.

Содержание: Драматизация сказки.

Материал и оборудование: Костюмы, декорации, атрибуты,

музыкальное сопровождение.

Ноябрь

У страха глаза велики

Цель: Дать интонационно - образное представление о новой сказке.

Побуждать к образному воплощению в роли.

Формировать коммуникативные способности и навыки импровизации.

Содержание: Чтение сказки «У страха глаза велики», беседа по содержанию, обсуждение поступков героев.

Материал и оборудование: Иллюстрации к сказке, теарт на ложках.

 Лето красное пропела

Цель: Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжить развивать умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость);

Расширять «словарь» мимики и жестов, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Побуждать детей к фантазированию.

Содержание:

Творческая игра «что за сказка». Работа над ролью. Материал и оборудование: Костюмы, декорации, атрибуты,

музыкальное сопровождение

Репетиция сказки «У страха глаза велики»

Цель: Продолжать работу над эпизодами сказки. Обратить внимание детей на использование средств выразительности при создании образа. Поощрять проявление инициативы детьми  

Содержание: Скороговорки.

Игра «эхо».

Рассказы детей из личного опыта.

Репетиция эпизодов сказки.

Материал и оборудование: Костюмы, декорации, маски,

музыкальное сопровождение

Драматизация сказки. «У страха глаза велики»

Цель: Приобщать детей к драматизации.

Учить самостоятельно готовить всё необходимое для своего спектакля.

Способствовать развитию взаимодействия между детьми.

 

Содержание: Драматизация сказки.

Материал и оборудование: Костюмы, декорации, атрибуты, маски,

музыкальное сопровождение.

Декабрь

Здравствуй, Зимушка-зима! 

Цель: Создать атмосферу волшебства, сказочности. Развивать чувство ритма, координацию движений. Способствовать развитию

творческого воображения.

Содержание: Импровизация «Зимняя прогулка».

Этюд «Получился снеговик».

Хоровод «Ах ты, Зимушка-зима».

Игра – пантомима «Медвежата».

Материал и оборудование: Зимние декорации.

Сказка зимнего леса

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, обсудить характеры героев сказок, Вызвать эмоциональный отклик у детей.

Способствовать развитию у детей пантомимических навыков.

Способствовать развитию творческой инициативы.

                                       Содержание: Знакомство со сценарием. Беседа, обсуждение героев. Мимическая игра                                « Передавали» 

Материал и оборудование: иллюстрированная сказка, музыка.

Зимняя сказка

Цель: Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; совершенствовать выразительность движений; развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки; вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Содержание:

 Чистоговорки.

 Пантомима «Представьте себе». Слушание сказки с музыкальными

фрагментами.

 Репетиция сцен сказки.

Материал и оборудование: Музыкальные произведения к сказке.

Новогодний праздник «Зимняя сказка»

Цель: Поддерживать желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать умение детей драматизировать сценки из сказок; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность

Содержание: Музыкально - ритмические композиции, драматизация отрывков сказок.

Материал и оборудование: Декорация к празднику, костюмы героев.

Январь

Каникулы.

Рождественские колядки.

Цель: Приобщать детей к русской народной культуре. Вовлечь детей в фольклорное действие. Побуждать к импровизации.

Содержание: Совместная театральная постановка взрослых и детей. 

Материал и оборудование: Карнавальные костюмы, зимние декорации

Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем.

Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться не сталкиваясь, друг с другом согласовывать действия в коллективе. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью, (мимика, жесты). Учить играть спектакль, не заучивая специально текст.

Содержание: Игра «Гость, из какой сказки».

Придумывание сказки.

Драматизация придуманной сказки.  

Материал и оборудование: Кукла – Буратино, волшебный сундучок, элементы костюмов, шапочки.

 На полянке

 «Бал Жуков и бабочек». (мимики и жесты.)

Цель: Развивать фантазию и творчество в процессе придумывания диалога к знакомой сказке. Поощрять проявление своей индивидуальности и неповторимости.

Содержание: Игра «Театральная разминка»

Творческое задание «Превращения» (мимика и жесты).

Драматизация отрывка из сказки «Муха-цокотуха»

Материал и оборудование: Волшебная палочка,

маски, шапочки, элементы костюмов.

Февраль

Колобок (Театр теней)

Цель: Учить детей готовить всё необходимое оборудование к теневому театру, вырезать персонажей из черного картона прикреплять их к палочкам.

Приобщать детей к драматизации.

Учить самостоятельно, озвучивать героев.

Способствовать развитию взаимодействия между детьми.

 

Содержание: Драматизация сказки при помощи театра теней

Материал и оборудование: Настольная лампа, экран, теневой театр изготовленный детьми.

 Кто стучится в нашу дверь? 

Цель: Побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки эмоционального чтения текста.

Содержание: Игра «Кто в гости пришел?».

Упражнения на выразительность голоса,

 мимики, жестов.

 

Материал и оборудование: Выбор костюмов к сказке.

Подготовка декораций к сказке «Красная шапочка».

Подготовка к драматизации сказки «Красная шапочка» 

Цель: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации, готовить детей к выступлению на публике. Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации. Способствовать самовыражению ребёнка в коллективной деятельности. 

Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты.

Драматизации сказки «Красная шапочка» (репетиция)

Цель: Совершенствовать навыки эмоционального чтения текста. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, Отработка диалогов, выразительность, интонация продолжать готовить детей к выступлению на публике. Способствовать самовыражению ребёнка в коллективной деятельности. 

Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты.

Март

Постановка спектакля «Красная шапочка» для любимых мам.

Цель: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации.  Способствовать самовыражению ребёнка в коллективной деятельности. Воспитывать желание радовать своих близких выступлением.

Содержание: Постановка сказки. 

Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты.

        Ах, масленица!

Цель: Знакомить детей с народными традициями. Вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки.

Содержание: Игра «Покупай товар»; Игра импровизация «Словесная реклама товара» Разучивание песен и потешек по теме.

Материал и оборудование: народные костюмы, ложки деревянные, атрибуты для торговли товарами,  платки.

     Весеннее настроение.

Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет. Побуждать детей действовать в воображаемой ситуации, разыгрывать сценки- импровизации, развивать мимику, пантомимику.

Способствовать развитию творческой инициативы и фантазии.

Содержание: Волшебные превращения.                     Игра «Путешествие»

Материал и оборудование:   Сюжетные картины на тему «Весна»

Сказки «Гуси лебеди».

Цель: Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

Содержание: Чтение сказки «Гуси лебеди»

Материал и оборудование:

Театр на стаканчиках.

Апрель

 «Гуси лебеди».

Цель: Вместе с детьми готовить декорацию для постановки театра. Развивать творческие способности, поддерживать инициативу, самостоятельность. Воспитывать желание принимать активное участие.

 

  Содержание: мастерим своими руками.

Материал и оборудование: ширма, заготовка для домика из картона, цветная бумага.

Подготовка к драматизации сказки «Гуси лебеди».

Цель: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации, готовить детей к выступлению на публике. Способствовать самовыражению ребёнка ввоспитывать артистические качества коллективной деятельности. 

Содержание: Игра «Изобрази настроение», «Чей голос?»

Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты.

Постановка театра «Гуси лебеди».  (Выступление детей перед детьми младшей группы)

Цель: Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Воспитывать желание доставлять радость другим.

Содержание: Постановка театра «Гуси лебеди». 

 Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты.

Сказка «Заюшкина избушка»

Цель: Дать интонационно - образное представление о новой сказке. Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.         Побуждать к образному воплощению в роли. Способствовать развитию выразительных движений.     Формировать коммуникативные способности и навыки импровизации.

Содержание: Чтение сказки «Заюшкина избушка», беседа по содержанию, обсуждение поступков героев.

Материал и оборудование: Иллюстрации к сказке, настольный  театр на киндерах.

Май

«Заюшкина избушка»

Цель: Вместе с детьми готовить декорацию для постановки кукольного театра. Развивать творческие способности, поддерживать инициативу, самостоятельность. Воспитывать желание принимать активное участие

 Содержание: мастерим своими руками.

Материал и оборудование: ширма, заготовка для домика из картона, печки.

 Драматизации сказки«Заюшкина избушка»  

Цель: Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас. Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к театрализации, готовить детей к выступлению на публике. Способствовать самовыражению ребёнка в коллективной деятельности.

Содержание: Игра «Изобрази настроение»; «Мы артисты»- драматизация сказки.

Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты, маски.

Театрализованная игра с элементами с/р игры. Сказка «Заюшкина избушка»

Цель: Учить детей играть, развивать сюжет. Артисты- выступают, а зрители смотрят.               Воспитывать желание играть, во время игры прорепетировать сказку.

Содержание: Делимся на две группы: артисты и зрители.

Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты, маски, место для зрителей, билеты, касса.

Постановка театра «Заюшкина избушка»  (выступление перед детьми второй младшей группы)

Цель: Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности. Воспитывать желание доставлять радость другим.

Содержание: Постановка театра «Заюшкина избушка»

 Материал и оборудование: Декорации к сказке, костюмы, атрибуты, маски.


3.Список литературы

1. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М.: 1983г

2. Бодраченко И. В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. - М., 2006.

3. Маханёва М. Д. Театральные занятия в детском саду.  - СПб.,2000.  

4.. Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». С.-П. 2007г.

5. В.И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

 6. Прасолова Е. Е. Театр - это здорово! - М., 2009. 

7.Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок театрализованной деятельности

Моё  внимание привлекла меня  тема: «Театрализованная деятельность»  Огромную помощь , могут оказать театрализованные занятия в ДОУ.  Они всегда радуют детей и пользуются у н...

Оформление уголка Театрализованная деятельность "Поляна сказок"

Моя проэктноя деятельность развитие речи через театрализованную деятельность. Уголок "Поляна сказок"...

Проект по театрализованной деятельности "Островок сказок"

Проект по театрализованной деятельности "Островок сказок" в старшей группе....

Кружок театрализованной деятельности «Теремок»

Кружок театрализованной деятельности«Теремок»...

Презентация обучающая (наглядный материал) по образовательному направлению "Развитие речи", "Художественная литература", разделу Театрализованная деятельность - "Герои сказок"

Презентация обучающая (наглядный материал)  по образовательному направлению "Развитие речи", "Художественная литература", разделу  Театрализованная деятельность  -...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. «Герои сказок». Старшая речевая группа

Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру.Задачи:Обучающие:-Обогащать словарь детей, активизировать его;-развивать речь как средство общения;- совершенствовать д...