Проект «Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В. Воскобовича»
проект (младшая группа)

Волкова Мария Леонидовна

Сенсорное развитие является важным аспектом общего развития ребенка, так как именно через органы чувств дети познают окружающий мир. Для детей раннего возраста самая лучшая форма обучения – это обучение с помощью игры и здесь мне на помощь пришла игровая технология  Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Игры В.В. Воскобовича, объединённые в игровую технологию «Сказочные лабиринты игры», предлагают уникальные инструменты для формирования у детей основных сенсорных навыков — восприятия форм, цветов, размеров, ориентировку в пространстве, а также развития моторики и координации движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Проект «Формирование сенсорных  эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В. Воскобовича»

Волкова Мария Леонидовна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №2». пгт. Пограничный

Слайд 2. Сенсорное развитие является важным аспектом общего развития ребенка, так как именно через органы чувств дети познают окружающий мир. Для детей раннего возраста самая лучшая форма обучения – это обучение с помощью игры и здесь мне на помощь пришла игровая технология  Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Игры В.В. Воскобовича, объединённые в игровую технологию «Сказочные лабиринты игры», предлагают уникальные инструменты для формирования у детей основных сенсорных навыков — восприятия форм, цветов, размеров, ориентировку в пространстве, а также развития моторики и координации движений.

Слайд 3. Выделяют следующие особенности технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича: Главной особенностью технологии является то, что она содержит  целый комплекс развивающих  игр, которые очень легко внедрить в педагогический процесс,  и все игры сопровождаются сказочным образом.  

Широкий возрастной диапазон. Данные игры  предназначены для детей в широком возрастном диапазоне:  от одного года до 10 лет. Одна и та же игра интересна и двухлетке, и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

Многофункциональность. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач. С помощью одной игры ребенок может изучить цвет и форму, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.  

Вариативность. развивающих игр В.В.Воскобовича проявляется в двух аспектах.

Во-первых, в рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Например, варианты усложнения игры «Чудо-соты 1»:

• 2-3 года – рассматривание геометрических форм, вкладывание и выкладывание, сортировка по цвету, нахождение фигур по образцу, называние форм, признаков, действий.

• 3-4 года – составление сот по цвету, по количеству деталей, по пространственному расположению на поле, выкладывание на столе по заданию взрослого, составление фигур способом наложения на схему, придумывание сюжета с помощью взрослого.

Во-вторых, каждая игра предполагает множество вариаций ее проигрывания, возможность придумывания все новых и новых способов занятий с ней.

Например, игра «Чудо-крестики 2»: кроме стандартного вкладывания и выкладывания элементов крестиков в игровое поле, можно «строить башни», «строить поезда», «возводить лесенку», «играть в радугу», «находить одинаковые части», составлять фигуры из альбома, придумывать свои фигуры, играть в «математическое конструирование», «математическое моделирование», «находить лишнее», играть в «зеркальное отражение», устраивать игры-соревнования и многое другое.

Поэтапность. Каждая развивающая игра включает в себя определённую систему: каждый новый вариант проигрывания игры или новое задание построены на основе усвоенного ранее содержания и предваряют последующий материал. 

Творческий потенциал. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в реальности и детям, и взрослым.  

Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями

«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича – это многофункциональная творческая технология,  целью которой является построение педагогического процесса, способствующего интеллектуальному и творческому развитию детей в игре.

Слайд 4. Методика данной технологии построена  на трех основных принципах:

- познание  - каждая развивающая игра представляет собой отдельную увлекательную сказку, наполненную веселыми персонажами и приключениями. В сюжете сказки ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения, которые способствуют быстрому усвоению материала, развитию логики, фантазии.

- обучение – в процессе игры ребенок одновременно запоминает цифры, буквы, формы, цвета и т.д.

- творчество – нетрадиционные задания в играх формируют у ребенка креативное мышление и развивают творческий потенциал.

Развивающие игры Воскобовича направлены на решение задач всех пяти образовательных  областей ФГОС.

Данная технология состоит из 3 блоков развивающих игр:

- универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения большого количества задач – ознакомление с окружающим миром, развитие сенсорных эталонов, познавательных интересов, способностей к анализу, сравнению, обобщению, классификации, развитие речи.  

К нему относят «Предметно-развивающую среду «Фиолетовый лес»», «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», игровые графические тренажеры «Игровизор» и «Геовизор».

- предметный блок – с помощью игр, входящих в него, можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать. В данный блок входят такие игры, как «Световозик», Серия игр «Ромашка», «Снеговик», «Яблонька» и «Теремки Воскобовича».

- конструктивный блок – включает в себя  конструкторы, такие как игра конструктор «Геоконт», конструктор цифр «Прозрачная цифра», «Чудо крестики», «Лепестки», «Корабли Брыг-Брызг», «Квадрат Воскобовича».

Слайд 5. Форма работы с детьми

Групповая (занятия, п/групповая работа, свободной деятельности)

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность

Слайд 6. Для развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста, я использую следующие развивающие игры Воскобовича

Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»

Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и сказок. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса.

Коврограф «Ларчик»

Пособие является универсальным, так как способствует  сенсорному развитию, развитию психических процессов (память,  внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей раннего возраста. В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.

 

«Квадрат Воскобовича 2-х и 4-хцветные»

Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения очень много. Это помогает научиться ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях, легко конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь схемой или собственным замыслом, что положительно влияет на развитие внимания, памяти, пространственного и логического мышления.

В раннем возрасте учим детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль). Малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку, конверт.

«Чудо-крестики»

 Ребенок складывает «крестики» из частей в рамке, на столе в виде «башни» («крестики» накладываются друг на друга), «дорожки» («крестики» прикладываются друг к другу). И самое интересное – конструирует фигурки по схемам из альбома и собственному замыслу. Это влияет на развитие сенсорных способностей, умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

«Фонарики»

Это эталоны форм. Например, игра «Зажги фонарик» может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет, и красный потух, зеленый загорелся. Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам. Тоже самой проделываем и с квадратом.

Развиваем сенсорные способности (размер, цвет и форма), используя разнообразные игры, конструирование по схемам, свободное конструирование, трафаретное рисование. Когда приступаем к конструированию, для детей раннего возраста используются схемы. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе.

«Лепестки. Ларчик»

С помощью занимательных и веселых игр, которые можно провести, используя пособие "Лепестки", я помогаю детям  с легкостью усвоить основные цветовые эталоны.

Игра "Лепестки" представляет собой набор из 8 разноцветных "лепестков": 7 цветов радуги + 1 белый. С помощью специальной контактной ленты, лепесточки, словно "репейник", крепятся на игровое поле из ковролина.

Игровой коврик можно положить на пол, а можно прикрепить к любой другой вертикальной поверхности, благодаря двум отверстиям по краям игрового коврика. К пособию прилагается небольшая инструкция с описанием основных игр.

На основе этих игр, после усвоения их ребенком, можно придумать большое число собственных игровых вариантов. Игра "Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка, а также формирует навык осмысленного выражения в речи пространственных понятий: "над", "под", "между", "рядом", "слева", "справа". И не только. "Лепестки" можно использовать и для развития навыков счета (отсчитать нужное количество, определить порядковый номер и т.п.).

Слайд 7. Используя развивающие игры из технологию «Сказочные лабиринты игры» я получила определённые результаты: дети стали более самостоятельными (сами стараются придумать и сложить свои фигуры, дают им названия). У них появилась усидчивость, улучшилась речь, они не испытывают особенных сложностей с усвоением основных цветовых эталонов, величины, геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.

Так как данная технология  способствует успешному сенсорному и познавательному развитию: 

- развитию мелкой моторики детей,

- развитию представлений детей о цвете и форме,

- развитию способности сопоставлять предметы и окружающую действительность, сопоставлять предметы и фигуры по величине.

- развитию логики, мышления, фантазии.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста с развивающими играми В.В.Воскобовича «Путешествие в сказку».

Программное содержание: Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти, речи, творческих способностей и самостоятельности; умений различать и называть цвет, форму....

«Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»

laquo;Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»...

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.Для решения воспитательных и образовательных задач  используется технология В. В. Воско...

Рекомендации для родителей «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»

laquo;Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»...

Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр Воскобовича (по итогам проекта)

 Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, в...