Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии «Я хочу танцевать» для детей дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)

Валерия Александрова

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами обучающиеся развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Обучающийся познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Новизна настоящей общеобразовательной общеразвивающей программы "Я хочу танцевать" заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для них. Ее отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_hochu_tantsevat.docx300.87 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Тулы

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования № 23»

Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол № 1 от

Утверждаю:

Директор МБОУ «ЦО № 23

И. Ю. Башкирова

Дополнительная общеразвивающая программа

по хореографии «Я хочу танцевать»

для детей дошкольного возраста

Возраст воспитанников 5-7 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Составитель:

В.Б. Александрова

Содержание

Пояснительная записка. 3

Психологическая характеристика развития детей в хореографической работе 5

Ожидаемые результаты и способы их проверки. 5

Содержательный раздел. 7

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 7

Формы, способы, методы и средства реализации программы. 7

Основные разделы занятий дополнительного образования. 8

Перспективное планирование танцевального кружка «я хочу танцевать» старшая группа 9

Перспективное планирование танцевального кружка «я хочу танцевать» подготовительная к школе группа 13

Способы поддержки детской инициативы 16

Методика выявления уровня развития чувства ритма 17

Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка 19

Организационный раздел 22

Используемая литература 23


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по хореографии реализуется на базе МБОУ ЦО № 23 учебный корпус № 5, разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/, технологией по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной программой по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.

Рассчитана на возраст детей 5-7 лет, срок реализации программы один год.

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

Цель и задачи программы.

Основные задачи:

  1. Приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
  2. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту.
  3. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.

Задачи программы

Образовательные:

  • Обучить детей танцевальным движениям.
  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Развить музыкальный слух и чувство ритма.
  • Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию Программы.

  • принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
  • принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений;
  • принцип наглядности — ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
  • принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую взаимосвязь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Особенности хореографической работы с детьми 5-7 лет

Дети этого возраста хорошо ориентируются в пространстве, правильно используют многообразные обозначения пространственных отношений, перестроений в танце: «Побежали по кругу, закружились вправо, перестроились в линию, закружились влево». Теперь ребенок осознанно выполняет задания, а обучение становится более целенаправленным.

Различные перестроения, координация движений в танцах развивают у ребенка такие мыслительные операции, как сравнивание, абстрагирование, установление причинно-следственных связей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма. Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.

У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы танцевального кружка «Я хочу танцевать» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.

Дошкольник будет знать:

  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;
  • хореографические названия изученных элементов;
  • требования к внешнему виду на занятиях;
  • знать позиции ног.

Воспитанник будет уметь:

  • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
  • владеть корпусом во время исполнения движений;
  • ориентироваться в пространстве;
  • координировать свои движения;
  • исполнять хореографический этюд в группе.

Результат занятий родители могут наблюдать на мероприятиях учреждения. Показательные выступления на мероприятиях является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников.

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования), используется научно-методическое пособие

П.Г. Нежнова Н.А. Короткова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах».

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Модель образовательного процесса.

Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет.

Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1-2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36-72 ч.

Занятия длятся в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество в год

Старшая группа

25 мин.

2

72

Подготовительная

к школе группа

30 мин.

2

72

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЗАНЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Структура построения занятий

Занятие по хореографии строится по классическому принципу. Это вводная, подготовительная, основная, заключительная части занятия.

Вводная часть:

  • вход детей в зал;
  • расстановка детей в зале;
  • проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
  • приветственный поклон.

Подготовительная часть:

  • Разминка;
  • дыхательная гимнастика.

Основная часть:

  • разучивание элементов и комбинаций танца;
  • разучивание хореографических номеров;
  • элементы партерной гимнастики;
  • музыкально-танцевальная игра.

Заключительная часть:

  • проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
  • прощальный поклон;
  • выход детей из зала.

Перспективное планирование танцевального кружка «Я хочу танцевать» Старшая группа

Месяц

Тема

Сентябрь

1. Вводное занятие.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

2. а) Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»:

- познакомить детей с правилами и манерой поведения;

- с формой одежды и прической;

- с отношениями между мальчиками и девочками.

б) Разминка «Фиксики»

в) танец-игра «Пяточка-носочек»

3. а) Разминка «Фиксики»

б) Классический экзерсис: Упражнения на ориентировку в пространстве:положение прямо (анфас), полуоборот, профиль. Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve по 1,2,3 позициям.

в) танец-игра: «Пяточка-носочек»

4. а) Разминка «Фиксики»

б) Классический экзерсис: Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат. Положения и движения ног: sotte по 1,, sotte в повороте (по точкам зала).

в) танец-игра: «Пяточка-носочек»

Октябрь

1. а) Разминка «Фиксики»

б) Классический экзерсис: Положения и движения ног: demi – plie по 1,2,3 позициям; сочетание маленького приседания и подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад.

в) танец-игра «Почесали ручкой ушки»

2. а) Разминка «Фиксики»

б) Классический экзерсис: Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки. Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; demi-plie с одновременной работой рук.

в) танец-игра «Почесали ручкой ушки»

3. а) Разминка «Фиксики»

в) Классический экзерсис: Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца.

г) танец-игра «Почесали ручкой ушки»

4. а) Разминка «Фиксики»

в) Классический экзерсис: Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца.

г) танец-игра «Почесали ручкой ушки»

Ноябрь

1. а) Тема «Танцевальное искусство».

- Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность».

б) Разминка «Фиксики»

в) танец-игра «Разноцветная игра»

2. а) Разминка «Фиксики»

б) Народный экзерсис: Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок. Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом.

в) танец-игра «Разноцветная игра»

3. а) Разминка «Фиксики»

б) Народный экзерсис: Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца).

в) танец-игра «Разноцветная игра»

4. а) Разминка «Фиксики»

б) Народный экзерсис: Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию).

в) танец-игра «Разноцветная игра»

Декабрь

1. а) Тема «Виды хореографии».

- Познакомить детей с видами хореографии:

классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы.

б) Разминка «Фиксики»

в) Народный экзерсис: Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной.

г) разучивание движений к танцу «Новогодняя сказка»

2. а) Разминка «Фиксики»

б) Народный экзерсис: Положения и движения рук: «приглашение». Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные; руки перед грудью – «полочка».

в) разучивание движений к танцу «Новогодняя сказка»

3. а) Разминка «Фиксики»

б) Народный экзерсис: Положения рук в паре:

«лодочка» (поворот под руку).

Движения ног: Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга).

в) разучивание танца «Новогодняя сказка»

4. а) Разминка «Фиксики»

б) разучивание танца «Новогодняя сказка»

в) танец-игра «Новогодний хоровод»

Январь

1. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание движений к танцу «Зима»

г) танец-игра «Запрещенное движение»

2. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание движений к танцу «Зима»

г) танец-игра «Запрещенное движение»

3. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание танца «Зима»

г) танец-игра «Запрещенное движение»

4. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание танца «Зима»

г) танец-игра «Запрещенное движение»

Февраль

1. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание движений к танцу «Папуасы»

г) танец-игра «У оленя дом большой»

2. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание движений к танцу «Папуасы»

г) танец-игра «У оленя дом большой»

3. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание танца «Папуасы»

г) танец-игра «У оленя дом большой»

4. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание танца «Папуасы»

г) танец-игра «У оленя дом большой»

Март

1. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание движений к танцу «Мы маленькие звезды»

г) танец-игра «У жирафа пятна»

2. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание движений к танцу «Мы маленькие звезды»

г) танец-игра «У жирафа пятна»

3. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание танца «Мы маленькие звезды»

г) танец-игра «У жирафа пятна»

4. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание танца «Мы маленькие звезды»

г) танец-игра «У жирафа пятна»

Апрель

1. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) повторение танцев «Новогодняя сказка», «Зима»

г) танец-игра «Давай попрыгаем»

2. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) Повторение танцев «Папуасы», «Мы маленькие звезды»,

г) танец-игра «Давай попрыгаем»

3. а) Разминка «Фиксики»

б) Репетиция к концерту.

4. Отчетный концерт для родителей.

Май

1. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) танец-игра «Давай попрыгаем»

2. а) Разминка «Фиксики»

б) Партерный экзерсис

в) танец-игра «Давай попрыгаем»

3. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на конец года.


Перспективное планирование танцевального кружка «Я хочу танцевать» Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема

Сентябрь

1. Вводное занятие.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

2. а) Тема «Танцы народов мира».

- Познакомить детей с особенностями национальных культур.

б) Разминка «По странам»

в) Партерный и классический экзерсис

г) танец-игра «Запрещенное движение»

3. а) Разминка «По странам»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание танца «Африканская саванна»

г) танец-игра «Запрещенное движение»

4. а) Разминка «По странам»

б) Партерный и классический экзерсис

в) разучивание танца «Африканская саванна»

г) танец-игра «Запрещенное движение»

Октябрь

1. а) Разминка «По странам»

б) Партерный и классический экзерсис

в) разучивание танца «Африканская саванна»

г) танец-игра «Паровозик»

2. а) Разминка «По странам»

б) Партерный и классический экзерсис

в) разучивание танца «Танго»

г) танец-игра «Паровозик»

3. а) Разминка «По странам»

б) Партерный и классический экзерсис

в) разучивание танца «Танго»

г) танец-игра «Паровозик»

4. а) Разминка «По странам»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание танца «Танго»

г) танец-игра «Паровозик»

Ноябрь

1. а) Разминка «По странам»

б) Партерный экзерсис

в) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка»

г) танец-игра «Чуча-чача»

2. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка»

д) танец-игра «Чуча-чача»

3. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка»

д) танец-игра «Чуча-чача»

4. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка»

д) танец-игра «Чуча-чача»

Декабрь

1. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька»

д) танец-игра «Буги-вуги»

2. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька»

д) танец-игра «Буги-вуги»

3. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька»

д) танец-игра «Буги-вуги»

4. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька»

д) танец-игра «Буги-вуги»

Январь

1. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Восточная сказка»

д) танец-игра «Злобная повторялка»

2. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Восточная сказка»

д) танец-игра «Злобная повторялка»

3. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Восточная сказка»

д) танец-игра «Злобная повторялка»

4. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Восточная сказка»

д) танец-игра «Злобная повторялка»

Февраль

1. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры»

д) танец-игра «Я ракета»

2. а) Разминка «По странам»

в) Партерный и народный экзерсис

г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры»

д) танец-игра «Я ракета»

3. а) Разминка «По странам»

в) Партерный и народный экзерсис

г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры»

д) танец-игра «Я ракета»

4. а) Разминка «По странам»

в) Партерный и народный экзерсис

г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры»

д) танец-игра «Я ракета»

Март

1. а) Разминка «По странам»

в) Партерный и народный экзерсис

г) разучивание танца «Матрешки», «Париж»

д) танец-игра «Ищи»

2. а) Разминка «По странам»

в) Партерный и народный экзерсис

г) разучивание танца «Матрешки», «Париж»

д) танец-игра «Ищи»

3. а) Разминка «По странам»

в) Партерный и народный экзерсис

г) разучивание танца «Матрешки», «Париж»

д) танец-игра «Ищи»

4. а) Разминка «По странам»

в) Партерный и народный экзерсис

г) разучивание танца «Матрешки», «Париж»

д) танец-игра «Ищи»

Апрель

1. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) повторение танцев

д) танец-игра «Нарисуем лето»

2. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) Повторение танцев

д) танец-игра «Нарисуем лето»

3. а) Разминка «По странам»

в) Репетиция к концерту.

4. Отчетный концерт для родителей.

Май

1. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) танец-игра «Нарисуем лето»

2. а) Разминка «По странам»

в) Партерный экзерсис

г) танец-игра «Нарисуем лето»

3. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на конец года.

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

5-6 лет

Приоритетная сфера инициативы — внеситуативно-личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече: использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу: обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой пли познавательной деятельности детей по интересам.

6-7 лет

Приоритетная сфера инициативы — научение.

Деятельность воспитателя но поддержке детской инициативы:

  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилии и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
  • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
  • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы надень, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА

(РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ МЕТОДИК А.Н.ЗИМИНОЙ И А.И.БУРЕНИНОЙ).

Цель: выявление уровня развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

подобранных заданий.

Старший дошкольный возраст.

Критерии уровня развития чувства ритма:

  1. Движение.
  1. передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):

высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;

средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не

соответствуют характеру музыки.

  1. передача в движении характера незнакомого музыкального произведения

(фрагмента) после предварительного прослушивания:

высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;

средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;

низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.

3) соответствие ритма движений ритму музыки:

высокий – чёткое выполнение движений;

средний – выполнение движений с ошибками;

низкий – движение выполняется не ритмично.

4)координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний – допускает 1-2 ошибки;

низкий – не справляется с заданием.

  1. Воспроизведение ритма.

1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

3) воспроизведение ритма песни шагами:

высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.

4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):

высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний – допускает 2-3 ошибки;

низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок

  1. Творчество.

1) сочинение ритмических рисунков:

высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

средний – использует стандартные ритмические рисунки;

низкий – не справляется с заданием.

2) танцевальное:

высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении;

самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;

средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;

низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

- Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

3 балла - правильное одновременное выполнение движений.

2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.

1 балл - неверное выполнение движений.

- Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».

Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.

3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.

2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.

1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;

- Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.

Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).

Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.

3см и меньше – низкий уровень (1 балл).

4-7см – средний уровень (2 балла)

8-11см – высокий уровень (3 балла).

Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).

Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.

3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.

2 балл – средняя подвижность позвоночника.

1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.


- Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Упражнение «Кто из лесу вышел?»

После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).

Упражнение «Заведи мотор».

Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).

Упражнение «Страусы».

Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).

3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)

2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

- Эмоциональностьвыразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).

Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».

- Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.

Упражнения с ладошками.

Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.

  1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
  2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
  3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
  4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.

2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.

3 балла – точно передает ритмический рисунок.

Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.

Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.

Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.

Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Режим дня.

Занятия проводятся во второй половине дня во вторник-пятницу в отведенное для групп время

Учебный план.

Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет.

Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1-2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36-72 ч.

Занятия длятся в младшей группе 15 мин, в средней группе 20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество в год

Старшая группа

25 мин.

2

72

Подготовительная

к школе группа

30 мин.

2

72

Материально – техническое обеспечение:

  1. Музыкальный зал.
  2. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.
  1. Аудиокассеты, СД – диски, флешки, видеодиски.
  2. Аппаратура для озвучивания занятий: портативная колонка, музыкальный центр.
  3. Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.

Условия реализации программы. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников танцевально-творческих навыков:

- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами;

-наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, компьютер, мультимедиаплеер;

-наличие музыкально-танцевальных игр, пособий и атрибутов к танцам;

-костюмерная с достаточным количеством костюмов для танцевального творчества дошкольников, выступлений


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М.: Айрис-пресс, 1999. – 264 с.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
  4. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
  5. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  6. Калинина О.Н. Планета танца. – Харьков «Факт», 2016. – 71 с.
  7. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
  8. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
  9. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
  10. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста «Почемучка»

Кружок «Почемучка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологическ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста через логоритмику»

В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя и ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...