Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии «Я хочу танцевать» для детей дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами обучающиеся развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Обучающийся познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Новизна настоящей общеобразовательной общеразвивающей программы "Я хочу танцевать" заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для них. Ее отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 300.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Тулы
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования № 23»
Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № 1 от
Утверждаю:
Директор МБОУ «ЦО № 23
И. Ю. Башкирова
Дополнительная общеразвивающая программа
по хореографии «Я хочу танцевать»
для детей дошкольного возраста
Возраст воспитанников 5-7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Составитель:
В.Б. Александрова
Содержание
Психологическая характеристика развития детей в хореографической работе 5
Ожидаемые результаты и способы их проверки. 5
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 7
Формы, способы, методы и средства реализации программы. 7
Основные разделы занятий дополнительного образования. 8
Перспективное планирование танцевального кружка «я хочу танцевать» старшая группа 9
Способы поддержки детской инициативы 16
Методика выявления уровня развития чувства ритма 17
Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка 19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по хореографии реализуется на базе МБОУ ЦО № 23 учебный корпус № 5, разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/, технологией по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной программой по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.
Рассчитана на возраст детей 5-7 лет, срок реализации программы один год.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Цель и задачи программы.
Основные задачи:
- Приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
- Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту.
- Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи программы
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию Программы.
- принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
- принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
- принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений;
- принцип наглядности — ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
- принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую взаимосвязь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Особенности хореографической работы с детьми 5-7 лет
Дети этого возраста хорошо ориентируются в пространстве, правильно используют многообразные обозначения пространственных отношений, перестроений в танце: «Побежали по кругу, закружились вправо, перестроились в линию, закружились влево». Теперь ребенок осознанно выполняет задания, а обучение становится более целенаправленным.
Различные перестроения, координация движений в танцах развивают у ребенка такие мыслительные операции, как сравнивание, абстрагирование, установление причинно-следственных связей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма. Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы танцевального кружка «Я хочу танцевать» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Дошкольник будет знать:
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- знать позиции ног.
Воспитанник будет уметь:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
Результат занятий родители могут наблюдать на мероприятиях учреждения. Показательные выступления на мероприятиях является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования), используется научно-методическое пособие
П.Г. Нежнова Н.А. Короткова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах».
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Модель образовательного процесса.
Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет.
Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1-2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36-72 ч.
Занятия длятся в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.
Группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в год |
Старшая группа | 25 мин. | 2 | 72 |
Подготовительная к школе группа | 30 мин. | 2 | 72 |
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЗАНЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Структура построения занятий
Занятие по хореографии строится по классическому принципу. Это вводная, подготовительная, основная, заключительная части занятия.
Вводная часть:
- вход детей в зал;
- расстановка детей в зале;
- проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
- приветственный поклон.
Подготовительная часть:
- Разминка;
- дыхательная гимнастика.
Основная часть:
- разучивание элементов и комбинаций танца;
- разучивание хореографических номеров;
- элементы партерной гимнастики;
- музыкально-танцевальная игра.
Заключительная часть:
- проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
- прощальный поклон;
- выход детей из зала.
Перспективное планирование танцевального кружка «Я хочу танцевать» Старшая группа
Месяц | Тема |
Сентябрь | 1. Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. 2. а) Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»: - познакомить детей с правилами и манерой поведения; - с формой одежды и прической; - с отношениями между мальчиками и девочками. б) Разминка «Фиксики» в) танец-игра «Пяточка-носочек» 3. а) Разминка «Фиксики» б) Классический экзерсис: Упражнения на ориентировку в пространстве:положение прямо (анфас), полуоборот, профиль. Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve по 1,2,3 позициям. в) танец-игра: «Пяточка-носочек» 4. а) Разминка «Фиксики» б) Классический экзерсис: Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат. Положения и движения ног: sotte по 1,, sotte в повороте (по точкам зала). в) танец-игра: «Пяточка-носочек» |
Октябрь | 1. а) Разминка «Фиксики» б) Классический экзерсис: Положения и движения ног: demi – plie по 1,2,3 позициям; сочетание маленького приседания и подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад. в) танец-игра «Почесали ручкой ушки» 2. а) Разминка «Фиксики» б) Классический экзерсис: Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки. Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; demi-plie с одновременной работой рук. в) танец-игра «Почесали ручкой ушки» 3. а) Разминка «Фиксики» в) Классический экзерсис: Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца. г) танец-игра «Почесали ручкой ушки» 4. а) Разминка «Фиксики» в) Классический экзерсис: Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца. г) танец-игра «Почесали ручкой ушки» |
Ноябрь | 1. а) Тема «Танцевальное искусство». - Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность». б) Разминка «Фиксики» в) танец-игра «Разноцветная игра» 2. а) Разминка «Фиксики» б) Народный экзерсис: Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок. Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом. в) танец-игра «Разноцветная игра» 3. а) Разминка «Фиксики» б) Народный экзерсис: Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца). в) танец-игра «Разноцветная игра» 4. а) Разминка «Фиксики» б) Народный экзерсис: Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию). в) танец-игра «Разноцветная игра» |
Декабрь | 1. а) Тема «Виды хореографии». - Познакомить детей с видами хореографии: классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы. б) Разминка «Фиксики» в) Народный экзерсис: Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной. г) разучивание движений к танцу «Новогодняя сказка» 2. а) Разминка «Фиксики» б) Народный экзерсис: Положения и движения рук: «приглашение». Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные; руки перед грудью – «полочка». в) разучивание движений к танцу «Новогодняя сказка» 3. а) Разминка «Фиксики» б) Народный экзерсис: Положения рук в паре: «лодочка» (поворот под руку). Движения ног: Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга). в) разучивание танца «Новогодняя сказка» 4. а) Разминка «Фиксики» б) разучивание танца «Новогодняя сказка» в) танец-игра «Новогодний хоровод» |
Январь | 1. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание движений к танцу «Зима» г) танец-игра «Запрещенное движение» 2. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание движений к танцу «Зима» г) танец-игра «Запрещенное движение» 3. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание танца «Зима» г) танец-игра «Запрещенное движение» 4. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание танца «Зима» г) танец-игра «Запрещенное движение» |
Февраль | 1. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание движений к танцу «Папуасы» г) танец-игра «У оленя дом большой» 2. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание движений к танцу «Папуасы» г) танец-игра «У оленя дом большой» 3. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание танца «Папуасы» г) танец-игра «У оленя дом большой» 4. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание танца «Папуасы» г) танец-игра «У оленя дом большой» |
Март | 1. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание движений к танцу «Мы маленькие звезды» г) танец-игра «У жирафа пятна» 2. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание движений к танцу «Мы маленькие звезды» г) танец-игра «У жирафа пятна» 3. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание танца «Мы маленькие звезды» г) танец-игра «У жирафа пятна» 4. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) разучивание танца «Мы маленькие звезды» г) танец-игра «У жирафа пятна» |
Апрель | 1. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) повторение танцев «Новогодняя сказка», «Зима» г) танец-игра «Давай попрыгаем» 2. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) Повторение танцев «Папуасы», «Мы маленькие звезды», г) танец-игра «Давай попрыгаем» 3. а) Разминка «Фиксики» б) Репетиция к концерту. 4. Отчетный концерт для родителей. |
Май | 1. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) танец-игра «Давай попрыгаем» 2. а) Разминка «Фиксики» б) Партерный экзерсис в) танец-игра «Давай попрыгаем» 3. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на конец года. |
Перспективное планирование танцевального кружка «Я хочу танцевать» Подготовительная к школе группа
Месяц | Тема |
Сентябрь | 1. Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. 2. а) Тема «Танцы народов мира». - Познакомить детей с особенностями национальных культур. б) Разминка «По странам» в) Партерный и классический экзерсис г) танец-игра «Запрещенное движение» 3. а) Разминка «По странам» б) Партерный экзерсис в) разучивание танца «Африканская саванна» г) танец-игра «Запрещенное движение» 4. а) Разминка «По странам» б) Партерный и классический экзерсис в) разучивание танца «Африканская саванна» г) танец-игра «Запрещенное движение» |
Октябрь | 1. а) Разминка «По странам» б) Партерный и классический экзерсис в) разучивание танца «Африканская саванна» г) танец-игра «Паровозик» 2. а) Разминка «По странам» б) Партерный и классический экзерсис в) разучивание танца «Танго» г) танец-игра «Паровозик» 3. а) Разминка «По странам» б) Партерный и классический экзерсис в) разучивание танца «Танго» г) танец-игра «Паровозик» 4. а) Разминка «По странам» б) Партерный экзерсис в) разучивание танца «Танго» г) танец-игра «Паровозик» |
Ноябрь | 1. а) Разминка «По странам» б) Партерный экзерсис в) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка» г) танец-игра «Чуча-чача» 2. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка» д) танец-игра «Чуча-чача» 3. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка» д) танец-игра «Чуча-чача» 4. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка» д) танец-игра «Чуча-чача» |
Декабрь | 1. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька» д) танец-игра «Буги-вуги» 2. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька» д) танец-игра «Буги-вуги» 3. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька» д) танец-игра «Буги-вуги» 4. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька» д) танец-игра «Буги-вуги» |
Январь | 1. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Восточная сказка» д) танец-игра «Злобная повторялка» 2. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Восточная сказка» д) танец-игра «Злобная повторялка» 3. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Восточная сказка» д) танец-игра «Злобная повторялка» 4. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Восточная сказка» д) танец-игра «Злобная повторялка» |
Февраль | 1. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры» д) танец-игра «Я ракета» 2. а) Разминка «По странам» в) Партерный и народный экзерсис г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры» д) танец-игра «Я ракета» 3. а) Разминка «По странам» в) Партерный и народный экзерсис г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры» д) танец-игра «Я ракета» 4. а) Разминка «По странам» в) Партерный и народный экзерсис г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры» д) танец-игра «Я ракета» |
Март | 1. а) Разминка «По странам» в) Партерный и народный экзерсис г) разучивание танца «Матрешки», «Париж» д) танец-игра «Ищи» 2. а) Разминка «По странам» в) Партерный и народный экзерсис г) разучивание танца «Матрешки», «Париж» д) танец-игра «Ищи» 3. а) Разминка «По странам» в) Партерный и народный экзерсис г) разучивание танца «Матрешки», «Париж» д) танец-игра «Ищи» 4. а) Разминка «По странам» в) Партерный и народный экзерсис г) разучивание танца «Матрешки», «Париж» д) танец-игра «Ищи» |
Апрель | 1. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) повторение танцев д) танец-игра «Нарисуем лето» 2. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) Повторение танцев д) танец-игра «Нарисуем лето» 3. а) Разминка «По странам» в) Репетиция к концерту. 4. Отчетный концерт для родителей. |
Май | 1. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) танец-игра «Нарисуем лето» 2. а) Разминка «По странам» в) Партерный экзерсис г) танец-игра «Нарисуем лето» 3. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на конец года. |
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
5-6 лет
Приоритетная сфера инициативы — внеситуативно-личностное общение.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече: использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
- Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
- Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу: обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
- Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой пли познавательной деятельности детей по интересам.
6-7 лет
Приоритетная сфера инициативы — научение.
Деятельность воспитателя но поддержке детской инициативы:
- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилии и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
- Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
- Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
- Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
- Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
- Привлекать детей к планированию жизни группы надень, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
(РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ МЕТОДИК А.Н.ЗИМИНОЙ И А.И.БУРЕНИНОЙ).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
- Движение.
- передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки.
- передача в движении характера незнакомого музыкального произведения
(фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
4)координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
- Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок
- Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении;
самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
- Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.
3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.
2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.
1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;
- Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.
3см и меньше – низкий уровень (1 балл).
4-7см – средний уровень (2 балла)
8-11см – высокий уровень (3 балла).
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).
Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.
3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балл – средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
- Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).
Упражнение «Страусы».
Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
- Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).
Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».
- Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.
- 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
- 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
- 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
- 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.
2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.
3 балла – точно передает ритмический рисунок.
Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.
Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Режим дня.
Занятия проводятся во второй половине дня во вторник-пятницу в отведенное для групп время
Учебный план.
Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет.
Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1-2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36-72 ч.
Занятия длятся в младшей группе 15 мин, в средней группе 20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.
Группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в год |
Старшая группа | 25 мин. | 2 | 72 |
Подготовительная к школе группа | 30 мин. | 2 | 72 |
Материально – техническое обеспечение:
- Музыкальный зал.
- Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.
- Аудиокассеты, СД – диски, флешки, видеодиски.
- Аппаратура для озвучивания занятий: портативная колонка, музыкальный центр.
- Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.
Условия реализации программы. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников танцевально-творческих навыков:
- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами;
-наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, компьютер, мультимедиаплеер;
-наличие музыкально-танцевальных игр, пособий и атрибутов к танцам;
-костюмерная с достаточным количеством костюмов для танцевального творчества дошкольников, выступлений
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Барышникова Т. Азбука хореографии - М.: Айрис-пресс, 1999. – 264 с.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Калинина О.Н. Планета танца. – Харьков «Факт», 2016. – 71 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста «Почемучка»
Кружок «Почемучка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологическ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста через логоритмику»
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя и ...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)
Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...
