Знакомим малышей со сказкой
материал

Мосеева Ирина Алексеевна

 

 Знакомим малышей со сказкой.

Много лет назад, когда не изобрели ни телевидения, ни радио, лучшим развлечением для детей были сказки. Прошли века, за это время неузнаваемо изменился мир, но и сейчас, укладывая своих детей спать, мамы и бабушки, дедушки и папы по-прежнему слышат умоляющее: «Расскажи сказку!».

Знакомство ребёнка с миром сказок лучше всего начинать с раннего возраста. Годовалый малыш с интересом будет внимать несложному сюжету истории про Колобка и Репку.

Сказки можно преподносить ребёнку двумя способами- читать вместе с ним книгу или рассказывать их по памяти. Каждый способ хорош по-своему.

Чтение книги с рассматриванием картинок позволяет ребёнку лучше понимать текст: он знакомится с новыми словами, узнаёт из книжки, кто такой Колобок, как выглядит Дед с Бабой, Курочка Ряба и т.д. Слуховое и зрительное восприятие одновременно делают для ребёнка более полным процесс узнавания новой информации.

Пересказывание сказки мамой или бабушкой имеет совсем другую функцию. Издавна повелось, что сказки рассказывали детям по вечерам. Замысловатые истории должны были успокоить ребёнка в конце дня, переключить его с активной деятельности на пассивную, подготовить ко сну.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно.    Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.  Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. 

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – "воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою".

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Для чтения детям берутся сказки : «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). Во второй младшей группе «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, особенно важно это учитывать воспитателям младших групп детского сада. Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например, самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,— сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной ("Коза-дереза"). Волк ловит рыбу — опустил хвост в прорубь и приговаривает: "Ловись, рыбка, и мала и велика! ("Лиса и волк"). Лиса извещает тетерева о новом "указе" — тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит ("Лиса и тетерев"). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности— ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomim_malyshey_so_skazkoy.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим малышей со сказкой

Много лет назад, когда не изобрели ни телевидения, ни радио, лучшим развлечением для детей были сказки. Прошли века, за это время неузнаваемо изменился мир, но и сейчас, укладывая своих детей спать, мамы и бабушки, дедушки и папы по-прежнему слышат умоляющее: «Расскажи сказку!».

Знакомство ребёнка с миром сказок лучше всего начинать с раннего возраста. Годовалый малыш с интересом будет внимать несложному сюжету истории про Колобка и Репку.

Сказки можно преподносить ребёнку двумя способами- читать вместе с ним книгу или рассказывать их по памяти. Каждый способ хорош по-своему.

Чтение книги с рассматриванием картинок позволяет ребёнку лучше понимать текст: он знакомится с новыми словами, узнаёт из книжки, кто такой Колобок, как выглядит Дед с Бабой, Курочка Ряба и т.д. Слуховое и зрительное восприятие одновременно делают для ребёнка более полным процесс узнавания новой информации.

Пересказывание сказки мамой или бабушкой имеет совсем другую функцию. Издавна повелось, что сказки рассказывали детям по вечерам. Замысловатые истории должны были успокоить ребёнка в конце дня, переключить его с активной деятельности на пассивную, подготовить ко сну.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно.    Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.  Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. 

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – "воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою".

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Для чтения детям берутся сказки : «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). Во второй младшей группе «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, особенно важно это учитывать воспитателям младших групп детского сада. Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например, самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,— сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной ("Коза-дереза"). Волк ловит рыбу — опустил хвост в прорубь и приговаривает: "Ловись, рыбка, и мала и велика! ("Лиса и волк"). Лиса извещает тетерева о новом "указе" — тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит ("Лиса и тетерев"). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности— ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.

Библиографический список:

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Зинкевич: Воспитание Доброй Сказкой. Сказкотерапия для детей и родителей
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.:Мозаика-Синтез,2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие" Знакомим малыша с цветом"

пособие подскажет как грамотно построить игровое занятие по ознакомлению с цветом малыша 2-х лет...

Знакомим малышей с зелеными друзьями на окне

В младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обуче...

Занятие "знакомим малышей с правилами дорожного движения"

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать нормы и правила поведения в дорожно- транспортной обстановке. С самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, тран...

Знакомим малыша с окружающим миром

Знакомим малыша с окружающим миром...

Знакомим малыша со сказкой

«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ре...

"Знакомим малышей со сказкой"

Много лет назад, когда не изобрели ни телевидения, ни радио, лучшим развлечением для детей были сказки. Прошли века, за это время неузнаваемо изменился мир, но и сейчас, укладывая своих детей спа...