Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию в ДОУ»
консультация
Воспитание патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, которая начинается в дошкольном возрасте. Положительные результаты возможны при систематической работе, с использованием различных воспитательных методов и координации усилий детского сада и семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.4 КБ | |
| 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Инновационные подходы и эффективные формы работы
по нравственно – патриотическому воспитанию в ДОУ»
подготовила: Методист
МКДОУ Сортавальского МО РК ДС №23,
корпус №6
Уварова И.С.
Вопрос патриотического воспитания молодого поколения сегодня стоит особенно остро. Уже с дошкольного возраста дети демонстрируют недостаток знаний о своем городе, стране, русских традициях. Они проявляют равнодушие к близким и сверстникам, испытывают дефицит сочувствия и сострадания к чужим бедам. Без чувства личной связи с Родиной, без понимания, как любили и берегли ее предыдущие поколения, невозможно воспитать настоящего патриота. Как известно, фундамент воспитания закладывается в дошкольном периоде, после чего процесс воспитания продолжается на протяжении всей жизни. Из детства человек выносит ценные уроки, которые остаются с ним навсегда, поскольку детское восприятие отличается особой чистотой и яркими впечатлениями. Важнейшие знания о принадлежности к обществу, о правах и обязанностях каждого человека, лучше всего усваиваются в раннем возрасте. Всё усвоенное в дошкольном возрасте – знания, умения, привычки, поведенческие модели, составляющие основу характера – приобретает особую прочность и становится фундаментом для дальнейшего развития человека. При благоприятном воспитании в дошкольном периоде интенсивно формируется целостное восприятие мира, наглядно-образное мышление, творческая способность воображения, эмоциональная отзывчивость на окружающих, а также сопереживание их потребностям и переживаниям.
Значение
В период дошкольного детства дети быстро усваивают базовые общечеловеческие ценности: привязанность к родителям, семье, близким и месту, где они выросли, а также формируется чувство любви к своей Родине. Однако важно помнить, что патриотизм – это не просто набор знаний, это чувство, идущее из глубины души, а не только из интеллектуального понимания. Знания, конечно, важны, они питают разум, но именно душевное тепло, любовь и эмоциональная связь с родными и своей страной формируют истинное патриотическое мировоззрение. Интеллект помогает духовному развитию, но именно любящее сердце является основой для развития чувства патриотизма.
Задачи нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:
• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
• Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
• Давать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
• Расширять представления детей о регионах страны, ее больших городах.
• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
- Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
- Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
- «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Современное воспитание детей невозможно представить без использования технологий. Инновационные подходы к патриотическому воспитанию активно применяют компьютерные технологии, открывая новые возможности. Рассмотрим три примера таких технологий: проектная деятельность, флеш-анимация и квесты.
1. Проектная деятельность:
Этот метод позволяет детям самостоятельно исследовать темы, связанные с историей, культурой и традициями своей страны. В рамках проекта они могут собирать информацию из разных источников (интернет, книги, интервью), анализировать её, создавать презентации, видеоролики или другие продукты, демонстрирующие их знания и понимание патриотизма. Например, проект может быть посвящен изучению жизни выдающегося деятеля, исследованию исторического события или созданию виртуального музея, посвященного местным достопримечательностям. Такой подход развивает исследовательские навыки, критическое мышление и чувство ответственности.
2. Флеш-анимация:
Создание коротких анимационных роликов – это увлекательный способ передачи патриотических идей и ценностей. Дети могут создавать мультфильмы о героях, важных событиях или народных традициях. Этот метод позволяет ярко и эмоционально донести информацию до аудитории, развивая при этом творческие способности, навыки работы с графическими редакторами и умение работать в команде.
3. Квесты:
Игровой формат квестов делает процесс обучения интересным и захватывающим. Патриотические квесты могут быть построены вокруг исторических мест, знаменитых личностей или важных событий. Дети, работая в командах, решают загадки, выполняют задания, используя компьютерные технологии для поиска информации и взаимодействия. Это развивает командный дух, способность к сотрудничеству, креативность и интерес к истории.
В целом, эти три технологии – проектная деятельность, флеш-анимация и квесты – представляют собой эффективные инструменты для современного нравственно-патриотического воспитания, способствующие не только усвоению знаний, но и развитию ключевых компетенций у детей.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
Формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Основные методы образовательного процесса
- игровые;
- поисково-исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Патриотическое воспитание в детском саду объединяет социальные методы обучения и укрепления здоровья ребенка, развивая волю, выносливость, смелость и знание традиций. Оно включает изучение исторического контекста, семейной гармонии и поэтического восприятия мира, а также ознакомление с трудовыми и военными подвигами. В дошкольный период формируются основы гражданских качеств и представления о человеке, обществе и культуре. Чрезвычайно важно в этом возрасте привить любовь и привязанность к природным и культурным ценностям родного края, так как на этом фундаменте строится патриотизм.
Воспитание патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, которая начинается в дошкольном возрасте. Положительные результаты возможны при систематической работе, с использованием различных воспитательных методов и координации усилий детского сада и семьи. Ответственность взрослых за слова и поступки становится основой для дальнейшего патриотического воспитания.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Инновационные подходы и эффективные формы работы
по нравственно – патриотическому воспитанию в ДОУ»
подготовила: Методист
МКДОУ Сортавальского МО РК ДС №23,
корпус №6
Уварова И.С.
Вопрос патриотического воспитания молодого поколения сегодня стоит особенно остро. Уже с дошкольного возраста дети демонстрируют недостаток знаний о своем городе, стране, русских традициях. Они проявляют равнодушие к близким и сверстникам, испытывают дефицит сочувствия и сострадания к чужим бедам. Без чувства личной связи с Родиной, без понимания, как любили и берегли ее предыдущие поколения, невозможно воспитать настоящего патриота. Как известно, фундамент воспитания закладывается в дошкольном периоде, после чего процесс воспитания продолжается на протяжении всей жизни. Из детства человек выносит ценные уроки, которые остаются с ним навсегда, поскольку детское восприятие отличается особой чистотой и яркими впечатлениями. Важнейшие знания о принадлежности к обществу, о правах и обязанностях каждого человека, лучше всего усваиваются в раннем возрасте. Всё усвоенное в дошкольном возрасте – знания, умения, привычки, поведенческие модели, составляющие основу характера – приобретает особую прочность и становится фундаментом для дальнейшего развития человека. При благоприятном воспитании в дошкольном периоде интенсивно формируется целостное восприятие мира, наглядно-образное мышление, творческая способность воображения, эмоциональная отзывчивость на окружающих, а также сопереживание их потребностям и переживаниям.
Значение
В период дошкольного детства дети быстро усваивают базовые общечеловеческие ценности: привязанность к родителям, семье, близким и месту, где они выросли, а также формируется чувство любви к своей Родине. Однако важно помнить, что патриотизм – это не просто набор знаний, это чувство, идущее из глубины души, а не только из интеллектуального понимания. Знания, конечно, важны, они питают разум, но именно душевное тепло, любовь и эмоциональная связь с родными и своей страной формируют истинное патриотическое мировоззрение. Интеллект помогает духовному развитию, но именно любящее сердце является основой для развития чувства патриотизма.
Задачи нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:
• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
• Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
• Давать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
• Расширять представления детей о регионах страны, ее больших городах.
• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
- Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
- Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
- «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Современное воспитание детей невозможно представить без использования технологий. Инновационные подходы к патриотическому воспитанию активно применяют компьютерные технологии, открывая новые возможности. Рассмотрим три примера таких технологий: проектная деятельность, флеш-анимация и квесты.
1. Проектная деятельность:
Этот метод позволяет детям самостоятельно исследовать темы, связанные с историей, культурой и традициями своей страны. В рамках проекта они могут собирать информацию из разных источников (интернет, книги, интервью), анализировать её, создавать презентации, видеоролики или другие продукты, демонстрирующие их знания и понимание патриотизма. Например, проект может быть посвящен изучению жизни выдающегося деятеля, исследованию исторического события или созданию виртуального музея, посвященного местным достопримечательностям. Такой подход развивает исследовательские навыки, критическое мышление и чувство ответственности.
2. Флеш-анимация:
Создание коротких анимационных роликов – это увлекательный способ передачи патриотических идей и ценностей. Дети могут создавать мультфильмы о героях, важных событиях или народных традициях. Этот метод позволяет ярко и эмоционально донести информацию до аудитории, развивая при этом творческие способности, навыки работы с графическими редакторами и умение работать в команде.
3. Квесты:
Игровой формат квестов делает процесс обучения интересным и захватывающим. Патриотические квесты могут быть построены вокруг исторических мест, знаменитых личностей или важных событий. Дети, работая в командах, решают загадки, выполняют задания, используя компьютерные технологии для поиска информации и взаимодействия. Это развивает командный дух, способность к сотрудничеству, креативность и интерес к истории.
В целом, эти три технологии – проектная деятельность, флеш-анимация и квесты – представляют собой эффективные инструменты для современного нравственно-патриотического воспитания, способствующие не только усвоению знаний, но и развитию ключевых компетенций у детей.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
Формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Основные методы образовательного процесса
- игровые;
- поисково-исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Патриотическое воспитание в детском саду объединяет социальные методы обучения и укрепления здоровья ребенка, развивая волю, выносливость, смелость и знание традиций. Оно включает изучение исторического контекста, семейной гармонии и поэтического восприятия мира, а также ознакомление с трудовыми и военными подвигами. В дошкольный период формируются основы гражданских качеств и представления о человеке, обществе и культуре. Чрезвычайно важно в этом возрасте привить любовь и привязанность к природным и культурным ценностям родного края, так как на этом фундаменте строится патриотизм.
Воспитание патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, которая начинается в дошкольном возрасте. Положительные результаты возможны при систематической работе, с использованием различных воспитательных методов и координации усилий детского сада и семьи. Ответственность взрослых за слова и поступки становится основой для дальнейшего патриотического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования»
Из опыта работы по программе дополнительного образования "Юный гид"...

"Инновационные формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
Консультация для воспитателей...

«Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»
консультация для воспитателей «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»...

Консультация для педагогов «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»
Патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных....

Консультация для педагогов «Инновационные подходы формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в...

Консультация на тему «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особе...

Консультация для педагогов «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию»
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особе...
- Мне нравится (1)
