Мастер – класс для педагогов «Мнемотехника – это интересно и полезно!»
материал
Мастер-класс предназначен для педагогов, раскрывает суть технологии мнемотехника, знакомит с этапами работы с мнемотаблицами. В практической части предлагается применить приемы мнемотехники в работе с художественными произведениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов «Мнемотехника – это интересно и полезно!»
Подготовил: воспитатель Шмидт Е.А.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам-
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Цель: познакомить педагогов с методом мнемотехники, отработать приемы мнемотехники на практике; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
Задачи: раскрыть понятие мнемотехники, определить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами; предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц в образовательной деятельности .
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, мультимедийная установка (проектор, экран); слайдовая презентация.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы бумаги, 2 ватмана
Вводная часть
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе «Мнемотехника – это интересно и полезно!»
А начать мастер-класс я хочу с практического упражнения: вам нужно в течение 1 минуты запомнить 15 слов, представленных на экране (РЫБА, ЛАМПОЧКА, КИСТЬ, ЛОШАДЬ, ЛОДКА, ИКРА,ВОРОТА, ВЕРТОЛЁТ, ШИШКА, ЧЕМОДАН, КНИГА, УЛИТКА, МИКРОФОН, ТЕЛЕФОН, НОЖНИЦЫ)
Запишите их у себя на листочке последовательно, до первой ошибки.
А теперь попробуйте на каждое слово придумать картинку и соединить образы последовательно друг за другом, получившуюся цепочку нужно нарисовать.
А теперь повторите весь ряд слов с опорой на вашу цепочку. Вы без труда вспомнили каждое слово в правильной последовательности. Такой метод запоминания называется «Цепочка» и он относится к приему мнемотехники.
А что же такое мнемотехника? Кто может раскрыть это понятие?
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Это очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат - это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.
1. На начальном этапе (в младшей группе) применяются понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, это дерево».
Затем произносится слово по слогам и предлагается ребятам несколько раз повторить его вслух. Таким образом, опираясь на наглядность, расширяется словарный запас, развивается фонематический слух и правильное произношение.
Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название.
2. Следующий шаг – формирование лексикона ребенка, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое.
3. Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями.
Солнце – желтое, яркое, теплое, светит, греет, лучится, сияет.
Дерево - ветвистое, высокое, растет, шумит, зеленеет,
Корова – большая, рогатая, пятнистая, мычит, жует.
Лиса - рыжая, хитрая, лукавая, осторожная, охотиться.
Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходят от конкретных картинок к символам.
Мнемодорожка
Далее закрепляем и развиваем новые речевые умения, познакомив ребенка с мнемодорожкой, которая состоит из 3–4 мнемоквадратов, объединенных общим смыслом (в средней группе). С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз.
При помощи этого приёма:
расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;
облегчаем запоминание последовательности действий.
учим строить связные, грамотные предложения.
Мнемотаблицы
Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы. Метод мнемотаблиц помогает эффективно запоминать и воспроизводить полученную информацию.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, запоминания сюжета сказки. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание вначале подбирается картинка (изображение), а затем все стихотворение зарисовывается схематически. При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или сказку целиком.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии ребёнка – ещё и предлагать придумывать собственные.
Виды работ с мнемотаблицами:
-Заучивание материала по готовой мнемотаблице.
-Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов .
-Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно).
-Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием (с помощью педагога, самостоятельно).
-Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога.
- Дидактические игры «Какая сказка спряталась» (разрезать мнемотаблицу на квадраты), «Составь сказку» (смешать разрезанные на квадраты две мнемотаблицы с разными сказками)
Практическая часть
А сейчас мы потренируемся с вами применять приемы мнемотехники на практике.
- Игра «Расшифруй пословицу» (индивидуальная работа)
- Игра « Зашифруй пословицу» (индивидуальная работа)
Задание: вам надо зашифровать пословицу в мнемодорожку, а остальные должны ее отгадать.
Пословицы :
Без рук, без топоренка построена избенка.
Без окон, без дверей полна горница людей.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Не руби сук на котором сидишь.
Готовь сани летом, а телегу весной.
Один в поле не воин.
- Игра «Зашифруй загадку» (групповая работа)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
- Игра «Сказки перепутались» (групповая работа)
Задание: вам нужно собрать две сказки из перепутанных мнемоквадратов (сказки «Три медведя», «Крошечка Хаврошечка»).
- Игра «Составь новую сказку»
Задание: а теперь из этих мнемоквадратов вам всем вместе нужно придумать одну новую сказку.
- И последнее задание! Вам надо зашифровать стихотворение в мнемотаблицу.
Задание: каждый получает по строчке стихотворения и рисует мнемоквадрат, затем все квадраты соединяются в мнемотаблицу.
Снегири
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
(А. Прокофьев)
На лыжах
Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной.
Хорошо в лесу зимой:
Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?
(А. Введенский)
Заключительная часть
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Хочу обратить ваше внимание, что работа с мнемотаблицами особенно хороша для работы с детьми с ОВЗ. А также с неуверенными в себе детьми, замкнутыми, застенчивыми, этот метод позволяет преодолевать робость, учит ребенка чувствовать себя свободнее в обществе.
Надеюсь, знания и умения, полученные на моем мастер-классе, вам пригодятся в вашей работе с детьми. А эффективность приемов мнемотехники вы попробовали на себе. В подарок я хочу предложить вам уже готовые мнемотаблицы к сказкам, стихотворениям, загадкам и пословицам.
Рефлексия.
-Предлагаю на мнемоквадрате выразить свое настроение, полученное на моем мастер – классе (отображение своего настроения с помощью мнемоквадрата) и приклеить его в мнемотаблицу на мольберте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Интересные опыты с детьми»...
Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"
Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"...
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми....
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает ...
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом.Задачи:1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Раз...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»...

Мастер-класс для педагогов "Мнемотехника - как одна из эффективных методик в развитии речи дошкольников"
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. В младшем и среднем дошкольном возрасте применяется мнемоквадраты и мнемодорожки, а в старшем - мнемотаблицы. Сегодня я бы хотела ...