Мастер – класс для педагогов «Мнемотехника – это интересно и полезно!»
материал

Мастер-класс предназначен для педагогов, раскрывает суть технологии мнемотехника, знакомит с этапами работы с мнемотаблицами.  В практической части предлагается применить приемы мнемотехники в работе с художественными произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_mnemotehnika_1.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Мнемотехника – это интересно и полезно!»

Подготовил: воспитатель Шмидт Е.А.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам-

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

Цель: познакомить педагогов с методом мнемотехники, отработать приемы мнемотехники на практике; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.

Задачи: раскрыть понятие мнемотехники, определить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами; предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц в образовательной деятельности .

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, мультимедийная установка (проектор, экран); слайдовая презентация.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы бумаги, 2 ватмана

Вводная часть

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе «Мнемотехника – это интересно и полезно!»

А начать мастер-класс я хочу с практического упражнения: вам нужно в течение 1 минуты запомнить 15 слов, представленных на экране (РЫБА, ЛАМПОЧКА, КИСТЬ, ЛОШАДЬ, ЛОДКА, ИКРА,ВОРОТА, ВЕРТОЛЁТ, ШИШКА, ЧЕМОДАН, КНИГА, УЛИТКА, МИКРОФОН, ТЕЛЕФОН, НОЖНИЦЫ)

Запишите их у себя на листочке последовательно, до первой ошибки.

А теперь попробуйте на каждое слово придумать картинку и соединить образы последовательно друг за другом, получившуюся цепочку нужно нарисовать.

А теперь повторите весь ряд слов с опорой на вашу цепочку. Вы без труда вспомнили каждое слово в правильной последовательности. Такой метод запоминания называется «Цепочка» и он относится к приему мнемотехники.

А что же такое мнемотехника? Кто может раскрыть это понятие?

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Это очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат - это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

1. На начальном этапе (в младшей группе) применяются понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, это дерево».

Затем произносится слово по слогам и предлагается ребятам несколько раз повторить его вслух. Таким образом, опираясь на наглядность, расширяется словарный запас, развивается фонематический слух и правильное произношение.

Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название.

2. Следующий шаг – формирование лексикона ребенка, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое.

3. Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями.

Солнце – желтое, яркое, теплое, светит, греет, лучится, сияет.

Дерево - ветвистое, высокое, растет, шумит, зеленеет,

Корова – большая, рогатая, пятнистая, мычит, жует.

Лиса - рыжая, хитрая, лукавая, осторожная, охотиться.

Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходят от конкретных картинок к символам.

Мнемодорожка

Далее закрепляем и развиваем новые речевые умения, познакомив ребенка с мнемодорожкой, которая состоит из 3–4 мнемоквадратов, объединенных общим смыслом (в средней группе). С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз.

При помощи этого приёма:

 расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;

 облегчаем запоминание последовательности действий.

 учим строить связные, грамотные предложения.

Мнемотаблицы

Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы. Метод мнемотаблиц помогает эффективно запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, запоминания сюжета сказки. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание вначале подбирается картинка (изображение), а затем все стихотворение зарисовывается схематически. При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или сказку целиком.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии ребёнка – ещё и предлагать придумывать собственные.

Виды работ с мнемотаблицами:

-Заучивание материала по готовой мнемотаблице.

-Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов .

-Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно).

-Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием (с помощью педагога, самостоятельно).

-Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога.

- Дидактические игры «Какая сказка спряталась» (разрезать мнемотаблицу на квадраты), «Составь сказку» (смешать разрезанные на квадраты две мнемотаблицы с разными сказками)

Практическая часть

А сейчас мы потренируемся с вами применять приемы мнемотехники на практике.

  1. Игра «Расшифруй пословицу» (индивидуальная работа)
  2. Игра « Зашифруй пословицу» (индивидуальная работа)

Задание: вам надо зашифровать пословицу в мнемодорожку, а остальные должны ее отгадать.

Пословицы :

Без рук, без топоренка построена избенка.

Без окон, без дверей полна горница людей.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Не руби сук на котором сидишь.

Готовь сани летом, а телегу весной.

Один в поле не воин.

  1. Игра «Зашифруй загадку» (групповая работа)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

  1. Игра «Сказки перепутались» (групповая работа)

Задание: вам нужно собрать две сказки из перепутанных мнемоквадратов (сказки «Три медведя», «Крошечка Хаврошечка»).

  1. Игра «Составь новую сказку»

Задание: а теперь из этих мнемоквадратов вам всем вместе нужно придумать одну новую сказку.

  1. И последнее задание! Вам надо зашифровать стихотворение в мнемотаблицу.

Задание: каждый получает по строчке стихотворения и рисует мнемоквадрат, затем все квадраты соединяются в мнемотаблицу.

Снегири

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!

А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

(А. Прокофьев)

На лыжах

Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной.
Хорошо в лесу зимой:

Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?

(А. Введенский)

Заключительная часть

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Хочу обратить ваше внимание, что работа с мнемотаблицами особенно хороша для работы с детьми с ОВЗ. А также с неуверенными в себе детьми, замкнутыми, застенчивыми, этот метод позволяет преодолевать робость, учит ребенка чувствовать себя свободнее в обществе.

Надеюсь, знания и умения, полученные на моем мастер-классе, вам пригодятся в вашей работе с детьми. А эффективность приемов мнемотехники вы попробовали на себе. В подарок я хочу предложить вам уже готовые мнемотаблицы к сказкам, стихотворениям, загадкам и пословицам.

Рефлексия.

-Предлагаю на мнемоквадрате выразить свое настроение, полученное на моем мастер – классе (отображение своего настроения с помощью мнемоквадрата) и приклеить его в мнемотаблицу на мольберте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Интересные опыты с детьми»...

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми....

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает ...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом.Задачи:1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Раз...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию  «Интересные опыты с детьми»...

Мастер-класс для педагогов "Мнемотехника - как одна из эффективных методик в развитии речи дошкольников"

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. В младшем и среднем дошкольном возрасте применяется мнемоквадраты и мнемодорожки,  а в старшем - мнемотаблицы. Сегодня я бы хотела ...