Моя педагогическая философия
материал
Стремление к красоте, заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре. "Бить на красоту по мнению А.С. Макаренко, - значит, бить наверняка."
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лычакская СШ» филиал МОУ «Зеленовская СШ»
Фроловского района Волгоградской области
ЭССЕ
Моя педагогическая философия
Моя педагогическая философия
Стремление к красоте, заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре. "Бить на красоту по мнению А.С. Макаренко, - значит, бить наверняка."
Нет и не может быть более высокой цели эстетического воспитания, чем формирование человека, способного увидеть прекрасное и полюбить его в природе, в искусстве.
Я воспитатель и должна не просто изучать программу, а пропагандировать новое, влиять положительно на формирование эстетического и психологического облика воспитанника. Я хочу, чтобы дети должно воспринимали и правильно оценивали прекрасное в искусстве, в жизни, в отношениях между людьми.
Среди педагогов и психологов есть несколько взглядов на детское творчество. Одни считают, что все дети от природы поэты и художники, поэтому не надо им мешать, пусть развиваются свободно. Другие считают наоборот. И совсем не важно - каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность; способности, разум и становился он чувствительней к тончайшим средствам влияния к слову и красоте. "Я не знаю, - какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И это самая большая ценность, которой награждает человека искусство - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее", - писал Д.С. Лихачев в "Письмах о добром и прекрасном".
Красота обязательно выражается в чем-либо конкретном, красивым может быть любое явление окружающего нас мира: мысль, дело, чувство, поступки, вещь. Следовательно, понимать и чувствовать красоту окружающего мира - значит суметь оценить красоту труда, нравственного поступка, правды, взаимоотношений между людьми, произведения искусств. Воспитание красотой может служить тем средством, которое позволит наиболее действенно формировать гармонически развитую личность, ибо, если положительно решаются эти задачи, то это наиболее близкий путь к воспитанию других сторон личности.
Человек, тонко чувствующий красоту природы, никогда не потерпит надругательства над ней. Тот, кого сумели приобщить к пониманию сути красоты человеческих отношений, станет активным носителем и защитником гуманизма во взаимоотношениях с людьми. Значит, своей работой воспитателя, я принимаю прямое участие и оказываю влияние на нравственное совершенствование личности - развитые эстетические чувства ведут к формированию нравственного идеала, эстетическому пониманию добра и зла - к формированию нравственных убеждений.
Воспитатель помогает ребенку не обижаться на мир даже тогда, когда его жизненное пространство сужается до минимума, - любить мир, жить с ним в согласии и преображать его своим теплом и светом. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное в жизни вызовет отвращение ко всему безобразному, уродливому
Мои детки приобщаются к культурному таинству. Стихи, музыка, живопись становятся частью жизни души, может даже личным переживанием. Я творю, но ребенок не объект воздействия, а субъект переживаний, открытий, творчества. Сколько детей - столько открытий. "Через красивое к человеческому" - такова закономерность моей педагогической философии воспитания. Свою задачу вижу в том, чтобы суметь перенести ценности искусства в духовный мир детей 5-7 лет, привить им потребность в прекрасном, научить беречь их и ценить.
В своей работе практикую тесную связь с родителями, потому что это как сообщающийся сосуд, через который перетекает, входит в кровь и в мысль ребенка нравственная сущность человеческая. Это основа, заповедь всей нашей педагогики, Ведь именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Вместе МЫ-СИЛА, огромная воспитательная.
Но неизменным инструментом воспитателя, элементом его педагогической техники, мастерства, искусства воспитания красотой было и остается слово. Никто и ничто не заменит слово - ласкового и требовательного, призывного и увлеченного. Слово - важнейшее средство в воспитании эстетических чувств, и в гармонии с музыкальным и изобразительным искусством оно незаменимо.
Детское учреждение на селе - важнейший родник культуры. Детский сад - маленький кораблик, а дает он море знаний. Я чувствую себя капитаном этого корабля, который плывет в голубые дали, маня за собой в прекрасное.
Все использую для педагогических целей, потому что чувство прекрасного развивается в песнях, хороводах, в фольклоре, в поделках, украшениях избы, посуде. Сказки - это тоже своеобразный воспитательный прием, в них "проигрываются" различные ситуации, в которые попадали сказочные герои. Можно говорить о воспитании чувства прекрасного через любовь к природе, об обрядах и веселых, ярких праздниках, - во всем можно показать детям мощное средство приобщения к художественному творчеству.
Стараюсь пользоваться ненавязчивыми методами воспитания. Пластичность и богатейший арсенал приемов и методов педагогики создают непринужденную, естественную атмосферу, где основными моментами воспитания служат не приказание и принуждение, а интерес.
Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия, а это все красота, которая спасет мир: Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Детские души как губка впитывают в себя все доброе и прекрасное, т. е. то, что "красотой спасется мир". Поэтому "началом воспитания человеческого рода должно быть облагораживание не только всех и во всем, но и всестороннее... оно означает, чтобы всякий кто воспитал в мудрости, красноречии, красоте и в благочестии, стал не полузнайкой, а знатоком". Все это написано в XVII веке Я.А. Коменским, но актуально и сегодня, "ведь душа ребенка чиста, как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама".
"Прекрасное побуждает доброе" - и к этому должен стремиться каждый воспитатель. Это и мое кредо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия
В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...
Моя педагогическая философия "ЭССЕ"
Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...


