Дополнительная общеразвивающая программа. "Маленькие секреты большой памяти"
рабочая программа (старшая группа)

Соколова Елена Валерьевна

Эйдотехника, как одна из разновидностей мнемотехники, направлена на развитие и обобщение различных образов через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, т.е. пользоваться «заместителями».

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 6 лет. Рабочая программа «Маленькие секреты большой памяти» предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 64 ч.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_malenkie_sekrety_bolshoy_pamyati_itog_1.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Образовательного учреждения

Протокол от 30.08.2023 г. №1

УТВЕРЖДЕНА

Заведующим
__________________Н. В. Припёкова  

Приказ 17А-ПУ от 31.08.2023 г.

С УЧЕТОМ МНЕНИЯ

Совета родителей

Образовательного учреждения

Протокол от 29.08.2023 г.  №1

Дополнительная общеразвивающая программа

«Маленькие секреты большой памяти»

Срок освоения: дней

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Разработчик::

Воспитатель: - Соколова Елена Валерьевна

2024


Содержание

№п/п

Раздел

Стр.

1

Пояснительная записка

2

Учебный план

3

Календарный учебный график

4

Рабочая программа

5

Оценочные и методические материалы


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основные характеристики программы:

Направленность программы:

Эйдотехника, как одна из разновидностей мнемотехники, направлена на развитие и обобщение различных образов через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, т.е. пользоваться «заместителями».

Адресат программы.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 6 лет. Рабочая программа «Маленькие секреты большой памяти» предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 64 ч.

Актуальность программы:

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (сниженная память, слабая продуктивность запоминания, недостаточное устойчивое внимание и т.д.). В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи, памяти, внимания у детей дошкольного возраста.

Уровень освоения программы: обще

развивающий

Объём и срок освоения: 64 часа (академических), 72 дня

Цель программы:  Развитие образной  памяти детей  с помощью приемов эйдотехники.

Задачи программы

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с  приемами запоминания

- научить слушать инструкцию к заданиям.

- активизировать речевые высказывания.

Развивающие:

- Развивать связную речь, наблюдательность.

- развивать зрительную и слуховую память, воображение, развивать образное и вербально-образное ассоциативное мышление  и творческую активность.

Воспитывающие:

- воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к новому.

- воспитывать культуру общение; умение до конца выслушать собеседника.

Планируемые результаты.

Предметные

- увеличена продуктивность запоминания,

- дети умеют слушать инструкцию.

- обогащен словарный запас,

- запоминают больший объем информации

Метапредметные:

- развита связная речь и наблюдательность, воображение, творческие способности,

Личностные:

- положительное отношение к обучению;

- желание приобретать новые навыки и знания

- снижена эмоциональная напряженность и дети более усидчивы.

Организационно–педагогические условия реализации:

Язык реализации: русский.

Форма обучения: очная.

Особенности реализации

Принцип и отличительная особенность Эйдотехники заключается в том, что любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации. Эффективность приемов эйдотехники основана на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Использование образов и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Наглядный материал облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью.

Условия набора и формирования групп: На обучение принимаются все желающие от 5 до 6 лет, специального отбора не производится, медицинский допуск не требуется.

Формы организации и проведения занятий: в процессе занятий используются различные формы организации и проведения: традиционные, комбинированные, практические занятия, дидактические игры, режиссерские игры.

Материально-техническое обеспечение: для успешной реализации программы оборудовано помещение, оформленное в соответствии с профилем занятий и оборудованное согласно санитарным нормам.

Оборудование: столы, стулья, магнитно-маркерная доска, мольберт.

Дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрационный материал, инструкционные карты.

Кадровое обеспечение: программа реализуется воспитателем.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные занятия.

Диагностика  памяти и каналов восприятия информации.

Знакомство. Тестовые игры на запоминание предметов.

2

0,5

1,5

Педагогическое наблюдение, тестовые игры. на запоминание.

2.

Развитие образно-ассоциативного мышления.

15

1

14

Упражнения в подборе произвольных ассоциаций, Анализ продуктов детской деятельности. игры., работа с природным материалом.

3.

 Развитие образной речи.

15

1

14

Игры, тестовые упражнения, педагогическое наблюдение.

4

Методы и приемы эйдетики

20

2

18

Педагогическое наблюдение, упражнения .на выделение ключевых слов,  разучивание стихов и песенок по ключевым словам, игры на закрепление навыков работы с цепочками ассоциаций.

5

Коммуникативные методы развития внимания и памяти

Итоговое занятие

12

1

11

Ролевые игры, игры на расширение словарного запаса.

Итого

64

5.5

58,5


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к рабочей программе «Маленькие секреты большой памяти для детей 5-6 лет» 

  СОГЛАСОВАНО

Заведующий ГБДОУ детского сада №29

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

_______________ Н.В. Припёкова

№ п\п

Дата

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

«Диагностика. Тестовые игры на запоминание объектов»"

1

«Диагностика. Тестовые игры на запоминание объектов»

1

«Свойства объектов. Построение заданных ассоциаций с опорой на свойства объектов

4

«Дорисовывание отпечатка пальца до узнаваемого образа. Игра «Умелый художник»

2

«Работа с природным  материалом. Игра «Чудесные превращения»

1

Работа с природным  материалом. Игра «Чудесные превращения»

1

«Создание объектов из одинаковых элементов (капелек, брусочков и. т. д)»

2

«Создание объектов из одинаковых элементов (карандашей, кубиков и. т. д)»

1

«Пары произвольных ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик»»

1

«Мини-рассказы о буквах и геометрических фигура упражнения в подборе произвольных ассоциаций. Игра «Веер».

2

«Упражнение в подборе произвольных ассоциаций. Игра «Веер»»

1

«Органы чувств. «Наши помощники»»

2

«Органы чувств. «Наши помощники»»

2

«Органы чувств. «Наши помощники»»

2

«Описание объектов с опорой на органы чувств»

3

«Описание объектов с опорой на органы чувств» Игра «Скажи красиво»

4

«Ключевые слова. Упражнения на выделение ключевых слов»

«Ключевые слова.

1

Упражнения на выделение ключевых слов»

1

«Разучивание стихов и песенок по ключевым словам»

1

«Метод Эмпатии. Мини-рассказ о предмете»

4

«Метод Эмпатии. Мини-рассказ о предмете»

4

«Метод пиктограмм. Понятие «значок». Упражнения в обозначении значками ключевых слов»

2

«Уражнения в обозначении значками ключевых слов. Запоминание стихов и песенок»

2

«Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций»

2

Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций»

2

«Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций

2

«Цепочки ассоциаций при запоминании ключевых слов»

2

 «Диалоговые цепочки.

2

Игры на расширение словарного запаса»

2

«Ролевые игры «Зоопарк»

4

«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо»

2

«Итоговое занятие. Текстовая игра»

1

Итого

64


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание программы

  1. Вводное занятие «Диагностическое занятие».

Теория: Знакомство  обучающихся с главным персонажем Эйдиком. Тестовые игры на запоминание предметов.

Практика: тесты, игры, упражнения

Форма контроля: Анализ продуктов детской деятельности, ситуативная беседа, педагогическое наблюдение.

2. Развитие образно-ассоциативного мышления

Теория: Объяснение инструкции проведения теста или игры.

Практика: тесты, игры, упражнения

Форма контроля: текущий контроль выполнения заданий на каждом занятии, анализ продуктов детской деятельности, беседа, педагогическое наблюдение.

3. Развитие образной речи

Теория: Объяснение инструкции проведения теста или игры.

Практика: тесты, игры, упражнения

Форма контроля: текущий контроль выполнения заданий на каждом занятии,.ализ продуктов детской деятельности, беседа, педагогическое наблюдение

4. Методы и приемы эйдетики

Теория: Объяснение приемов эйдотехники или игры.

Практика: тесты, игры, упражнения

Форма контроля: текущий контроль выполнения заданий на каждом занятии,.ализ продуктов детской деятельности, беседа, педагогическое наблюдение

5. Коммуникативные методы развития внимания и памяти. Итоговое занятие

Итоговое занятие. «Диагностическое»

Практика:  Текстовая игра

Форма контроля: Тестирование, практические упражнения.


Календарный учебный график

программа «Маленькие секреты большой памяти для детей 5-6 лет»

  СОГЛАСОВАНО

Заведующий  ГБДОУ детского сада №29

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

_______________ Н.В. Припёкова

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.10.2024

29.05.2015

33

64

64

2 раза в неделю

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Оценочные материалы.

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития обучающихся, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Программой предусмотрены этапы оценки достижения планируемых результатов:

  • Входной контроль: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности на вводных занятиях для определения динамики развития личности обучающихся и освоения материалов программы.
  • Текущий контроль: педагогическое наблюдение и анализ продуктов детской деятельности проводится на каждом занятии для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств обучающихся.
  • Итоговый контроль: проводиться как в конце обучения, так и после прохождения определенной темы, что позволяет отследить мотивационно-ценностный компонент результатов освоения программы.

Формы контроля результатов: тестовые игры для определения количества и качества запоминаемого материала.

Способы отслеживания результатов:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Беседы с обучающимися и родителями (законными представителями);
  • Самоанализ детьми своих работ;
  • Итоговая тестовая игра.

Результаты оценки используются исключительно для решения следующих задач:

  • на изучение обучающегося для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;
  • на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем;
  • оптимизация работы с группой детей.

Оценка достижений планируемых результатов программы направлена на изучение:

  • деятельностных умений обучающегося;
  • интересов, предпочтений, склонностей обучающегося;
  • личностных особенностей обучающегося;
  • поведенческих проявлений ребенка;

Результатом оценки достижения планируемых результатов программы является составление индивидуальной справки (Таблица1) на каждого обучающегося в которой указаны его личностные достижения. Для большей информативности и наглядности возможно составление диаграммы, на которой указаны результаты зеленым цветом на начало обучения, красным цветом на конец обучения по программы.

При анализе достижения планируемых результатов используются универсальные маркеры – «обычно», «изредка», «никогда», которые имеют следующие значения:

  • 3- «обычно» показатель является типичным для обучающегося;
  • 2- «изредка» показатель не характерен для обучающегося, но проявляется время от времени
  • 1 - «никогда» показатель не проявляется в деятельности обучающегося.

С результатами обучения знакомят родителей (законных представителей).


Таблица 1

Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие секреты большой памяти для детей 5-6 лет» 

Период обучения: __________________________

Срок освоения: 64 часов

ФИО обучающегося: ________________________________________________________

Планируемые результаты

Начало обучения

1 итоговое занятие

2 итоговое занятие

3 итоговое занятие

Предметные:

- увеличена продуктивность запоминания,

дети умеют слушать инструкцию

обогащен словарный запас,

запоминают больший объем информации

Метапредметные:

развита связная речь и наблюдательность, воображение, творческие способности,

Личностные:

положительное отношение к обучению;

желание приобретать новые навыки и знания

снижена эмоциональная напряженность и дети более усидчивы

Выводы и рекомендации на начало обучения:

Выводы и рекомендации на конец обучения:


Методические материалы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
  • практический (выполнение работ по инструкции педагога)
  • игровой (организация игр)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальная работа с обучающимся.

Дидактические материалы

Для организации занятий используются следующие дидактические материалы:

  • Карточки с заданиями
  • Карандаши
  • Набор предметных картинок
  • Картон (цветной, белый)
  • Сюжетные картинки
  • Разные предметы для создания ассоциативных цепочек

Список литературы для обучающихся и родителей:

Е.Л.Пчелкина, А.В.Кислов
1.
Маленькие секреты большой памяти — Методическое пособие по развитию образно-ассоциативного мышления и памяти Издательство СОЛОН-Пресс, 2018

для обучающихся:

2. Е.Л.Пчелкина, А.В.Кислов
Маленькие секреты большой памяти. Рабочая тетрадь по курсу «Развитие внимания и памяти методами эйдетики» СОЛОН-Пресс, 2018

Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. «Образные ассоциации», «Ассоциации по действию» и «Цепочки функций» Издательство СОЛОН-Пресс, 2019

Галина Акимова: Память - на пять! Издательство: У-Фактория, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие актеры"

Данная программа направлена на выявление и развитие творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрализованной деятельности....

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленький музыкант"

Программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Основная цель программы - помочь детям активно войти в мир музыки, через музицирование и игру на детск...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "МАЛЕНЬКИЕ РОЛИ"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "МАЛЕНЬКИЕ РОЛИ"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Маленький друг» (Little FRIEND)

Пояснительная записка Одним из возможных путей развития у детей познавательного ин­тереса, осознанного конструктивного характера их активности может стать раннее начало обучения иностранному ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленький Tale - bot"

Сертификаты участника Всероссийского семинара "Основы программирования в детском саду" (цикл)ДОП "Маленький Tale -Bot" 2022-2023 учебный годДОП "Маленький Tale-Bot" ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие исследователи"

ДОП программа "Маленькие исследователи" предназначена для детей дошкольного возраста. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личност...

Дополнительная общеразвивающая программа Маленькие художники 2022-2024

Дополнительная общеразвивающая программа Маленькие художники 2022-2024...