Дополнительная общеразвивающая программа. "Маленькие секреты большой памяти"
рабочая программа (старшая группа)
Эйдотехника, как одна из разновидностей мнемотехники, направлена на развитие и обобщение различных образов через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, т.е. пользоваться «заместителями».
Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 6 лет. Рабочая программа «Маленькие секреты большой памяти» предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 64 ч.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом Образовательного учреждения Протокол от 30.08.2023 г. №1 | УТВЕРЖДЕНА Заведующим Приказ 17А-ПУ от 31.08.2023 г. |
С УЧЕТОМ МНЕНИЯ Совета родителей Образовательного учреждения Протокол от 29.08.2023 г. №1 |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Маленькие секреты большой памяти»
Срок освоения: дней
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Разработчик::
Воспитатель: - Соколова Елена Валерьевна
2024
Содержание
№п/п | Раздел | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
2 | Учебный план | |
3 | Календарный учебный график | |
4 | Рабочая программа | |
5 | Оценочные и методические материалы |
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основные характеристики программы:
Направленность программы:
Эйдотехника, как одна из разновидностей мнемотехники, направлена на развитие и обобщение различных образов через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, т.е. пользоваться «заместителями».
Адресат программы.
Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 6 лет. Рабочая программа «Маленькие секреты большой памяти» предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 64 ч.
Актуальность программы:
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (сниженная память, слабая продуктивность запоминания, недостаточное устойчивое внимание и т.д.). В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи, памяти, внимания у детей дошкольного возраста.
Уровень освоения программы: обще
развивающий
Объём и срок освоения: 64 часа (академических), 72 дня
Цель программы: Развитие образной памяти детей с помощью приемов эйдотехники.
Задачи программы
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с приемами запоминания
- научить слушать инструкцию к заданиям.
- активизировать речевые высказывания.
Развивающие:
- Развивать связную речь, наблюдательность.
- развивать зрительную и слуховую память, воображение, развивать образное и вербально-образное ассоциативное мышление и творческую активность.
Воспитывающие:
- воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к новому.
- воспитывать культуру общение; умение до конца выслушать собеседника.
Планируемые результаты.
Предметные
- увеличена продуктивность запоминания,
- дети умеют слушать инструкцию.
- обогащен словарный запас,
- запоминают больший объем информации
Метапредметные:
- развита связная речь и наблюдательность, воображение, творческие способности,
Личностные:
- положительное отношение к обучению;
- желание приобретать новые навыки и знания
- снижена эмоциональная напряженность и дети более усидчивы.
Организационно–педагогические условия реализации:
Язык реализации: русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Принцип и отличительная особенность Эйдотехники заключается в том, что любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации. Эффективность приемов эйдотехники основана на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Использование образов и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Наглядный материал облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью.
Условия набора и формирования групп: На обучение принимаются все желающие от 5 до 6 лет, специального отбора не производится, медицинский допуск не требуется.
Формы организации и проведения занятий: в процессе занятий используются различные формы организации и проведения: традиционные, комбинированные, практические занятия, дидактические игры, режиссерские игры.
Материально-техническое обеспечение: для успешной реализации программы оборудовано помещение, оформленное в соответствии с профилем занятий и оборудованное согласно санитарным нормам.
Оборудование: столы, стулья, магнитно-маркерная доска, мольберт.
Дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрационный материал, инструкционные карты.
Кадровое обеспечение: программа реализуется воспитателем.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводные занятия. Диагностика памяти и каналов восприятия информации. Знакомство. Тестовые игры на запоминание предметов. | 2 | 0,5 | 1,5 | Педагогическое наблюдение, тестовые игры. на запоминание. |
2. | Развитие образно-ассоциативного мышления. | 15 | 1 | 14 | Упражнения в подборе произвольных ассоциаций, Анализ продуктов детской деятельности. игры., работа с природным материалом. |
3. | Развитие образной речи. | 15 | 1 | 14 | Игры, тестовые упражнения, педагогическое наблюдение. |
4 | Методы и приемы эйдетики | 20 | 2 | 18 | Педагогическое наблюдение, упражнения .на выделение ключевых слов, разучивание стихов и песенок по ключевым словам, игры на закрепление навыков работы с цепочками ассоциаций. |
5 | Коммуникативные методы развития внимания и памяти Итоговое занятие | 12 | 1 | 11 | Ролевые игры, игры на расширение словарного запаса. |
Итого | 64 | 5.5 | 58,5 | ||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе «Маленькие секреты большой памяти для детей 5-6 лет»
СОГЛАСОВАНО
Заведующий ГБДОУ детского сада №29
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
_______________ Н.В. Припёкова
№ п\п | Дата | Раздел, тема занятия | Кол-во часов |
«Диагностика. Тестовые игры на запоминание объектов»" | 1 | ||
«Диагностика. Тестовые игры на запоминание объектов» | 1 | ||
«Свойства объектов. Построение заданных ассоциаций с опорой на свойства объектов | 4 | ||
«Дорисовывание отпечатка пальца до узнаваемого образа. Игра «Умелый художник» | 2 | ||
«Работа с природным материалом. Игра «Чудесные превращения» | 1 | ||
Работа с природным материалом. Игра «Чудесные превращения» | 1 | ||
«Создание объектов из одинаковых элементов (капелек, брусочков и. т. д)» | 2 | ||
«Создание объектов из одинаковых элементов (карандашей, кубиков и. т. д)» | 1 | ||
«Пары произвольных ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик»» | 1 | ||
«Мини-рассказы о буквах и геометрических фигура упражнения в подборе произвольных ассоциаций. Игра «Веер». | 2 | ||
«Упражнение в подборе произвольных ассоциаций. Игра «Веер»» | 1 | ||
«Органы чувств. «Наши помощники»» | 2 | ||
«Органы чувств. «Наши помощники»» | 2 | ||
«Органы чувств. «Наши помощники»» | 2 | ||
«Описание объектов с опорой на органы чувств» | 3 | ||
«Описание объектов с опорой на органы чувств» Игра «Скажи красиво» | 4 | ||
«Ключевые слова. Упражнения на выделение ключевых слов» «Ключевые слова. | 1 | ||
Упражнения на выделение ключевых слов» | 1 | ||
«Разучивание стихов и песенок по ключевым словам» | 1 | ||
«Метод Эмпатии. Мини-рассказ о предмете» | 4 | ||
«Метод Эмпатии. Мини-рассказ о предмете» | 4 | ||
«Метод пиктограмм. Понятие «значок». Упражнения в обозначении значками ключевых слов» | 2 | ||
«Уражнения в обозначении значками ключевых слов. Запоминание стихов и песенок» | 2 | ||
«Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций» | 2 | ||
Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций» | 2 | ||
«Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций | 2 | ||
«Цепочки ассоциаций при запоминании ключевых слов» | 2 | ||
«Диалоговые цепочки. | 2 | ||
Игры на расширение словарного запаса» | 2 | ||
«Ролевые игры «Зоопарк» | 4 | ||
«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо» | 2 | ||
«Итоговое занятие. Текстовая игра» | 1 | ||
Итого | 64 | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Содержание программы
- Вводное занятие «Диагностическое занятие».
Теория: Знакомство обучающихся с главным персонажем Эйдиком. Тестовые игры на запоминание предметов.
Практика: тесты, игры, упражнения
Форма контроля: Анализ продуктов детской деятельности, ситуативная беседа, педагогическое наблюдение.
2. Развитие образно-ассоциативного мышления
Теория: Объяснение инструкции проведения теста или игры.
Практика: тесты, игры, упражнения
Форма контроля: текущий контроль выполнения заданий на каждом занятии, анализ продуктов детской деятельности, беседа, педагогическое наблюдение.
3. Развитие образной речи
Теория: Объяснение инструкции проведения теста или игры.
Практика: тесты, игры, упражнения
Форма контроля: текущий контроль выполнения заданий на каждом занятии,.ализ продуктов детской деятельности, беседа, педагогическое наблюдение
4. Методы и приемы эйдетики
Теория: Объяснение приемов эйдотехники или игры.
Практика: тесты, игры, упражнения
Форма контроля: текущий контроль выполнения заданий на каждом занятии,.ализ продуктов детской деятельности, беседа, педагогическое наблюдение
5. Коммуникативные методы развития внимания и памяти. Итоговое занятие
Итоговое занятие. «Диагностическое»
Практика: Текстовая игра
Форма контроля: Тестирование, практические упражнения.
Календарный учебный график
программа «Маленькие секреты большой памяти для детей 5-6 лет»
СОГЛАСОВАНО
Заведующий ГБДОУ детского сада №29
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
_______________ Н.В. Припёкова
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.10.2024 | 29.05.2015 | 33 | 64 | 64 | 2 раза в неделю |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы.
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития обучающихся, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Программой предусмотрены этапы оценки достижения планируемых результатов:
- Входной контроль: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности на вводных занятиях для определения динамики развития личности обучающихся и освоения материалов программы.
- Текущий контроль: педагогическое наблюдение и анализ продуктов детской деятельности проводится на каждом занятии для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств обучающихся.
- Итоговый контроль: проводиться как в конце обучения, так и после прохождения определенной темы, что позволяет отследить мотивационно-ценностный компонент результатов освоения программы.
Формы контроля результатов: тестовые игры для определения количества и качества запоминаемого материала.
Способы отслеживания результатов:
- Педагогическое наблюдение;
- Беседы с обучающимися и родителями (законными представителями);
- Самоанализ детьми своих работ;
- Итоговая тестовая игра.
Результаты оценки используются исключительно для решения следующих задач:
- на изучение обучающегося для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;
- на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем;
- оптимизация работы с группой детей.
Оценка достижений планируемых результатов программы направлена на изучение:
- деятельностных умений обучающегося;
- интересов, предпочтений, склонностей обучающегося;
- личностных особенностей обучающегося;
- поведенческих проявлений ребенка;
Результатом оценки достижения планируемых результатов программы является составление индивидуальной справки (Таблица1) на каждого обучающегося в которой указаны его личностные достижения. Для большей информативности и наглядности возможно составление диаграммы, на которой указаны результаты зеленым цветом на начало обучения, красным цветом на конец обучения по программы.
При анализе достижения планируемых результатов используются универсальные маркеры – «обычно», «изредка», «никогда», которые имеют следующие значения:
- 3- «обычно» показатель является типичным для обучающегося;
- 2- «изредка» показатель не характерен для обучающегося, но проявляется время от времени
- 1 - «никогда» показатель не проявляется в деятельности обучающегося.
С результатами обучения знакомят родителей (законных представителей).
Таблица 1
Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие секреты большой памяти для детей 5-6 лет» Период обучения: __________________________ Срок освоения: 64 часов | ||||
ФИО обучающегося: ________________________________________________________ | ||||
Планируемые результаты | Начало обучения | 1 итоговое занятие | 2 итоговое занятие | 3 итоговое занятие |
Предметные: | ||||
- увеличена продуктивность запоминания, | ||||
дети умеют слушать инструкцию | ||||
обогащен словарный запас, | ||||
запоминают больший объем информации | ||||
Метапредметные: | ||||
развита связная речь и наблюдательность, воображение, творческие способности, | ||||
Личностные: | ||||
положительное отношение к обучению; | ||||
желание приобретать новые навыки и знания | ||||
снижена эмоциональная напряженность и дети более усидчивы | ||||
Выводы и рекомендации на начало обучения: Выводы и рекомендации на конец обучения: | ||||
Методические материалы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- практический (выполнение работ по инструкции педагога)
- игровой (организация игр)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальная работа с обучающимся.
Дидактические материалы
Для организации занятий используются следующие дидактические материалы:
- Карточки с заданиями
- Карандаши
- Набор предметных картинок
- Картон (цветной, белый)
- Сюжетные картинки
- Разные предметы для создания ассоциативных цепочек
Список литературы для обучающихся и родителей:
Е.Л.Пчелкина, А.В.Кислов
1. Маленькие секреты большой памяти — Методическое пособие по развитию образно-ассоциативного мышления и памяти Издательство СОЛОН-Пресс, 2018
для обучающихся:
2. Е.Л.Пчелкина, А.В.Кислов
Маленькие секреты большой памяти. Рабочая тетрадь по курсу «Развитие внимания и памяти методами эйдетики» СОЛОН-Пресс, 2018
Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. «Образные ассоциации», «Ассоциации по действию» и «Цепочки функций» Издательство СОЛОН-Пресс, 2019
Галина Акимова: Память - на пять! Издательство: У-Фактория, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие актеры"
Данная программа направлена на выявление и развитие творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрализованной деятельности....

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленький музыкант"
Программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Основная цель программы - помочь детям активно войти в мир музыки, через музицирование и игру на детск...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "МАЛЕНЬКИЕ РОЛИ"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "МАЛЕНЬКИЕ РОЛИ"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Маленький друг» (Little FRIEND)
Пояснительная записка Одним из возможных путей развития у детей познавательного интереса, осознанного конструктивного характера их активности может стать раннее начало обучения иностранному ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленький Tale - bot"
Сертификаты участника Всероссийского семинара "Основы программирования в детском саду" (цикл)ДОП "Маленький Tale -Bot" 2022-2023 учебный годДОП "Маленький Tale-Bot" ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие исследователи"
ДОП программа "Маленькие исследователи" предназначена для детей дошкольного возраста. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личност...

Дополнительная общеразвивающая программа Маленькие художники 2022-2024
Дополнительная общеразвивающая программа Маленькие художники 2022-2024...
