Сценарий занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Творчество сказок с применением сторителлинга и кубиков историй".
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сторителлинг для дошкольника — это методика, основанная на устном повествовании, рассказывании историй. Она помогает не только развивать речь, но и способствует формированию креативности, эмоционального интеллекта и социальных навыков.
Цели сторителлинга: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Примеры сторителлинга для дошкольников:
Игра «Кубики историй». Для неё используются кубики с изображением различных героев, действий, явлений, предметов, цифр и т. д.. Ребёнок должен выложить их в ряд в определённой последовательности. После этого ему предлагается составить предложение или даже самому сочинить историю.
Разыгрывание историй. После прочтения сказки воспитатель вместе с детьми может разыграть её, сделав опору на иллюстрации, жесты, движения. Дети получают удовольствие от подобной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Творчество сказок с применением сторителлинга и кубиков историй".
Цель: развить навыки создания небольших сказочных рассказов.
Задачи:
Обучающие: продолжать стимулировать творческое мышление в речи и умение связно выражать мысли, используя методику сторителлинга и "Кубики историй".
Развивающие: развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления, расширять словарный запас, улучшать речь, концентрацию, мыслительные процессы, фантазию и память.
Воспитательные: формировать у детей дружелюбие и умение поддерживать друг друга, а также способность справляться с трудностями.
Материалы: книга, проектор, аудио голос из книги, волшебные грибочки, конвертик с заданиями, мост, поляна, волшебна коробка с "Кубиками историй", обруч (волшебный портал), коробка с сюрпризом.
Методы и подходы:
Словесные: Создание атмосферы сюрприза, ответы на вопросы, загадывание загадок, подбор определений для сказочных персонажей, похвала и поддержка.
Наглядные: Изучение иллюстраций с изображениями героев сказок.
Предварительная подготовка: чтение народных сказок, участие в дидактических и подвижных играх, просмотр кукольных представлений, рассматривание иллюстраций.
1 кубик – начало истории;
2 кубик – выбор героев
3 кубик - раскручивание сюжета, куда герои хотят отправиться (что найти);
4 кубик - на чем, с помощью чего герои действуют;
5 кубик - кульминация (решающее событие);
6 кубик - волшебное средство/помощник;
7 кубик – завершение истории;
Ход Занятия
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними. (Голос воспитателя наполняется лаской и теплом) Ах, какой сегодня чудесный день! Мое сердце переполняет радость, и я надеюсь, что и у вас настроение такое же солнечное. Чтобы поделиться этой радостью, давайте поиграем в игру: назовите ласково свое имя. (Приветствие «Назови ласково свое имя»). А теперь давайте пошлем друг другу лучики тепла, улыбнемся от души, подуем на ладошки и поделимся частичкой своего хорошего настроения с нашими дорогими гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас и наших уважаемых гостей в волшебный мир, где оживают чудеса, – в сказку! Вы любите сказки?
Дети: да, любим!
Воспитатель: Ох, и много же сказок вы знаете! А какие ваши самые любимые?
Дети: (Ответы)
Воспитатель: сегодня мы отправимся в одно необыкновенное, сказочное место. Готовы ли вы к этому захватывающему приключению?
Дети: да, готовы!
Воспитатель: но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, что же такое сказка?
Дети: Сказка — это рассказ о волшебных событиях, о том, чего не встретишь в обычной жизни, что-то придуманное и невероятное.
Воспитатель: А какие бывают сказки?
Дети: Народные (потому что придуманы народом) и авторские (написаны одним человеком, автором).
Воспитатель: верно! А где живут наши сказки? Где мы можем их найти?
Дети: В книгах!
Воспитатель: Молодцы! Какие вы у меня умные и внимательные! Теперь давайте присядем на стульчики, на минутку закроем наши глазки, а теперь открываем.
Основная часть занятия.
(Ребята рассаживаются на стульях, образуя полукруг.)
(На экране появляется изображение библиотеки)
Воспитатель: Оглянитесь, ребята! Видите, сколько стеллажей, заполненных книгами? Как вы думаете, где мы сейчас находимся?
Дети: это библиотека!
Воспитатель: Верно. А если здесь так много книг, как еще можно назвать это место?
Дети: Книжный домик, дом книг!
Воспитатель: Молодцы, правильно!
(Внимание детей привлекает книга, лежащая на полу)
Воспитатель: ой, посмотрите, книжка лежит прямо на полу! Разве так можно? Где должны храниться книги?
Дети: В шкафу, на полке для книг.
Воспитатель: правильно, на книжной полке. А как нам нужно относиться к книгам?
Дети: бережно, аккуратно, не рвать книги, не мять, не рисовать на страничках.
Воспитатель: сейчас мы прочтем эту книгу, а затем вернем ее на полку. (Демонстрирует книгу, открывая ее).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, она совершенно пустая! Куда же подевались все сказки?
Дети: они ушли, пропали, обиделись!
Воспитатель: скорее всего, сказки рассердились из-за небрежного отношения к книге и исчезли.
Голос из книги: Дорогие ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Нечитайка заколдовал ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Вам предстоит пройти испытания и вернуть мои сказки.
Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?
Дети: да!
Воспитатель: чтобы помочь книге, нам нужно попасть в сказочную страну. Как вы думаете, каким образом мы можем туда переместиться?
Дети: на ковре-самолете, в сказочном поезде, на воздушном шаре и так далее.
Воспитатель: а еще можно попасть в волшебную страну через чудесный портал! Давайте пройдем через него и окажемся в сказочном мире. (Проходят сквозь обруч).
Воспитатель: итак, мы прибыли в волшебную страну! Ой, что это за следы? Вероятно, они указывают направление. Последуем за ними? Мы идем по следам и оказываемся у первого волшебного гриба (небольшой столик, круглый стульчик с красным верхом, стилизованный под гриб).
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой необычный гриб! А на нем письмо с первым заданием: "Раскройте конвертик, разложите изображения и опишите их". Давайте откроем конверт и посмотрим, что внутри.
Кто же здесь нарисован? Как их еще можно назвать? (Дети отвечают: сказочные персонажи). Правильно, ребята. Это сказочные герои. Как правило, герой появляются в самом начале сказки, в первой части, которое называется - вступление. Давайте вспомним, как обычно начинаются сказки:
Дети: жили-были, в тридевятом царстве, в некотором государстве, однажды, давным-давно, много лет назад, в стародавние времена…
Воспитатель: отлично, ребята!
Продолжим наше путешествие ко второму необыкновенному грибу (небольшой столик, переделанный в гриб, с круглым табуретом с красным верхом). Теперь откроем конверт под номером два. Здесь также находятся изображения, которые нам необходимо разложить описать. Внимательно посмотрите на картинки и расскажите, что на них изображено, что происходит? (Примеры ответов детей: Дедушка пытается вытащить репку, бабушка разбивает яйцо скалкой, мышка спешит к домику, Иван Царевич сражается с драконом…).
(Я помогаю детям описывать происходящее). Где обычно разворачивается подобный сюжет или эпизод? А эти действия или события, ребята, обычно происходит в середине сказки. Вы согласны со мной? А теперь пришло время двигаться дальше.
У третьего волшебного гриба (небольшой столик, трансформированный в гриб, с круглым красным сиденьем)
Воспитатель: Дети, откройте конверт под номером три. Как вы думаете, что там внутри? (Дети отвечают). Верно, скорее всего, там тоже картинки. Что вы видите на картинках, расскажите. Дети: (Изображено, как царевич одолел дракона, вытащили репку). В какой части повествования обычно герои справляются с трудностями, женятся или находят решение проблем? (Ответы детей). Правильно, это происходит в финале, в заключительной части. А какие фразы мы обычно слышим в конце сказок? Дети: «Вот и сказке конец, кто слушал — молодец!»; «Жили они долго и счастливо, в достатке и благополучии»; «Сказка – обман, но в ней скрыт намёк, для добрых молодцев урок»; «И жили они душа в душу»; «И я там побывал, пил мёд и пиво, по бороде текло, а в рот не попало».
Воспитатель: отлично, ребята, вы прекрасно выполнили все задания! Теперь нам пора двигаться дальше. Обратите внимание, следы направляют нас к реке, и нам необходимо будет пересечь мост. Чтобы избежать падения в воду, давайте немного передохнем и наберемся сил перед переправой.
Физминутка
К сказке в гости мы пришли ( шагаем на месте)
Сундучок с замком нашли ( руки разводим в стороны)
Справа заглянули ( наклон вправо)
Слева заглянули ( наклон влево)
И присели. И привстали,
И зайчонком поскакали,
Ручки наши разомнем,
И замочек отопрем.
Воспитатель: итак, все готовы? Начинаем. Похоже, мы оказались на лесной полянке или среди цветущего луга (стоит дерево и цветущая цветочная поляна) и здесь, под одним из цветков, спрятан небольшой конверт. Внутри конверта – письмо. Давайте откроем его и узнаем, что там написано? Задание номер 4: «Вам нужно вспомнить, какие герои встречаются в сказках по характеру и поступкам?»».
Дети. Положительные и отрицательные.
Воспитатель: Верно. А кто является действующими лицами в сказках? Кто может быть основным сказочным персонажем?
Дети. Люди, звери.
Воспитатель. А насколько хорошо мы знакомы с волшебными персонажами?
Я сейчас буду задавать вам загадки о них, а вы попробуйте их отгадать.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите имя ее?( Красная шапочка)
Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленой кожей,
Превратился в девицу милую, красивую и пригожую? (царевна-лягушка)
Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
На окошке он студился,
Взял потом и укатился.
На съедение лисе. (Колобок)
Воспитатель: отлично справились! Давайте продолжим наше путешествие по следам. Приходим к волшебной коробочке.
Воспитатель: Дети, думаю, что в этой волшебной коробке нас ждет какое-то увлекательное и необычное задание. Давайте прочитаем письмо! Ой, здесь написано, что нам нужно "Сочинить сказку, используя содержимое коробки". Вот она, давайте посмотрим, что внутри. А там кубики, на которых написано "Кубики историй". Вам предстоит создать свою собственную сказку.
Воспитатель: ну что, ребята, хотите стать сказочниками? Давайте присядем на стульчики. И внимательно послушайте правила игры. Сейчас я раздам каждому из вас по одному кубику. Мы внимательно рассмотрим их, затем бросим, и по выпавшей картинке каждый по очереди начнем описывать, что там происходит. Таким образом, мы вместе сочиним нашу собственную сказку.
Первый ребенок начинает…
второй продолжает…
третья…
четвертая….
пятая……
шестой конец….
Воспитатель: -Как здорово у вас получается! Пусть теперь Вика еще раз повторит нашу сказку. Просто замечательно! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пройдем через этот волшебный портал и снова окажемся в садике.
(Дети проходят сквозь обруч)
Воспитатель обращает внимание детей: "Посмотрите, наша книжка лежит здесь. Кажется, с ней что-то произошло, она выглядит иначе. Давайте же выясним, что случилось. Ой, ребята, взгляните, все истории чудесным образом вернулись обратно в книгу! Как здорово… Мы замечательно справились с задачей…"
Голос из книги: спасибо ребята! Вы мне очень помогли! Расколдовали меня. Теперь я и дальше буду радовать детей своими сказками.
Воспитатель:
Ребята, предлагаю отнести книгу обратно в библиотечный уголок и занять свои места. Расскажите мне, как вам наше сегодняшнее приключение? Понравилось ли вам придумывать сказки? Хотели бы вы, чтобы в нашей группе были такие волшебные кубики, которые помогают придумывать истории?
Воспитатель: тогда у меня для вас кое-что есть (воспитатель показывает небольшую коробочку с миниатюрными кубиками историй). Это вам подарок! Творите, выдумывайте и получайте удовольствие от сочинения собственных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»
Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интере...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»
Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интерес и любовь ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»
Закреллять в памяти детей знакомые сказки,узнавать их по фрагментам ,иллюстрациям,предметам и т.д.....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок».
Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интерес и лю...

Занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»
Занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»
Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...

