Сценарий занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Творчество сказок с применением сторителлинга и кубиков историй".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Васильева Раиса Валерьевна

Сторителлинг для дошкольника — это методика, основанная на устном повествовании, рассказывании историй. Она помогает не только развивать речь, но и способствует формированию креативности, эмоционального интеллекта и социальных навыков.

Цели сторителлинга: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Примеры сторителлинга для дошкольников:

Игра «Кубики историй». Для неё используются кубики с изображением различных героев, действий, явлений, предметов, цифр и т. д.. Ребёнок должен выложить их в ряд в определённой последовательности. После этого ему предлагается составить предложение или даже самому сочинить историю.

Разыгрывание историй. После прочтения сказки воспитатель вместе с детьми может разыграть её, сделав опору на иллюстрации, жесты, движения. Дети получают удовольствие от подобной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Творчество сказок с применением сторителлинга и кубиков историй".

Цель: развить навыки создания небольших сказочных рассказов.

Задачи:

Обучающие: продолжать стимулировать творческое мышление в речи и умение связно выражать мысли, используя методику сторителлинга и "Кубики историй".

Развивающие: развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления, расширять словарный запас, улучшать речь, концентрацию, мыслительные процессы, фантазию и память.

Воспитательные: формировать у детей дружелюбие и умение поддерживать друг друга, а также способность справляться с трудностями.

Материалы: книга, проектор, аудио голос из книги, волшебные грибочки, конвертик с заданиями, мост, поляна, волшебна коробка с "Кубиками историй", обруч (волшебный портал), коробка с сюрпризом.

Методы и подходы:

Словесные: Создание атмосферы сюрприза, ответы на вопросы, загадывание загадок, подбор определений для сказочных персонажей, похвала и поддержка.

Наглядные: Изучение иллюстраций с изображениями героев сказок.

Предварительная подготовка: чтение народных сказок, участие в дидактических и подвижных играх, просмотр кукольных представлений, рассматривание иллюстраций.

1 кубик – начало истории;

2 кубик – выбор героев

3 кубик - раскручивание сюжета, куда герои хотят отправиться (что найти);

4 кубик - на чем, с помощью чего герои действуют;

5 кубик - кульминация (решающее событие);

6 кубик - волшебное средство/помощник;

7 кубик – завершение истории;

                                          Ход Занятия

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними. (Голос воспитателя наполняется лаской и теплом) Ах, какой сегодня чудесный день! Мое сердце переполняет радость, и я надеюсь, что и у вас настроение такое же солнечное. Чтобы поделиться этой радостью, давайте поиграем в игру: назовите ласково свое имя. (Приветствие «Назови ласково свое имя»). А теперь давайте пошлем друг другу лучики тепла, улыбнемся от души, подуем на ладошки и поделимся частичкой своего хорошего настроения с нашими дорогими гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас и наших уважаемых гостей в волшебный мир, где оживают чудеса, – в сказку! Вы любите сказки?

Дети: да, любим!

Воспитатель: Ох, и много же сказок вы знаете! А какие ваши самые любимые?

Дети: (Ответы)

Воспитатель: сегодня мы отправимся в одно необыкновенное, сказочное место. Готовы ли вы к этому захватывающему приключению?

Дети: да, готовы!

Воспитатель: но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, что же такое сказка?

Дети: Сказка — это рассказ о волшебных событиях, о том, чего не встретишь в обычной жизни, что-то придуманное и невероятное.

Воспитатель: А какие бывают сказки?

Дети: Народные (потому что придуманы народом) и авторские (написаны одним человеком, автором).

Воспитатель: верно! А где живут наши сказки? Где мы можем их найти?

Дети: В книгах!

Воспитатель: Молодцы! Какие вы у меня умные и внимательные! Теперь давайте присядем на стульчики, на минутку закроем наши глазки, а теперь открываем.

Основная часть занятия.

(Ребята рассаживаются на стульях, образуя полукруг.)

(На экране появляется изображение библиотеки)

Воспитатель: Оглянитесь, ребята! Видите, сколько стеллажей, заполненных книгами? Как вы думаете, где мы сейчас находимся?

Дети: это библиотека!

Воспитатель: Верно. А если здесь так много книг, как еще можно назвать это место?

Дети: Книжный домик, дом книг!

Воспитатель: Молодцы, правильно!

(Внимание детей привлекает книга, лежащая на полу)

Воспитатель: ой, посмотрите, книжка лежит прямо на полу! Разве так можно? Где должны храниться книги?

Дети: В шкафу, на полке для книг.

Воспитатель: правильно, на книжной полке. А как нам нужно относиться к книгам?

Дети: бережно, аккуратно, не рвать книги, не мять, не рисовать на страничках.

 Воспитатель: сейчас мы прочтем эту книгу, а затем вернем ее на полку. (Демонстрирует книгу, открывая ее).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, она совершенно пустая! Куда же подевались все сказки?

Дети: они ушли, пропали, обиделись!

Воспитатель: скорее всего, сказки рассердились из-за небрежного отношения к книге и исчезли.

Голос из книги: Дорогие ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Нечитайка заколдовал ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Вам предстоит пройти испытания и вернуть мои сказки.

Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

Дети: да!

Воспитатель: чтобы помочь книге, нам нужно попасть в сказочную страну. Как вы думаете, каким образом мы можем туда переместиться?

Дети: на ковре-самолете, в сказочном поезде, на воздушном шаре и так далее.

Воспитатель: а еще можно попасть в волшебную страну через чудесный портал! Давайте пройдем через него и окажемся в сказочном мире. (Проходят сквозь обруч).

Воспитатель: итак, мы прибыли в волшебную страну! Ой, что это за следы? Вероятно, они указывают направление. Последуем за ними? Мы идем по следам и оказываемся у первого волшебного гриба (небольшой столик, круглый стульчик с красным верхом, стилизованный под гриб).

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой необычный гриб! А на нем письмо с первым заданием: "Раскройте конвертик, разложите изображения и опишите их". Давайте откроем конверт и посмотрим, что внутри.

Кто же здесь нарисован? Как их еще можно назвать? (Дети отвечают: сказочные персонажи). Правильно, ребята. Это сказочные герои. Как правило, герой появляются в самом начале сказки, в первой части, которое называется - вступление.   Давайте вспомним, как обычно начинаются сказки:

Дети: жили-были, в тридевятом царстве, в некотором государстве, однажды, давным-давно, много лет назад, в стародавние времена…

Воспитатель: отлично, ребята!

Продолжим наше путешествие ко второму необыкновенному грибу (небольшой столик, переделанный в гриб, с круглым табуретом с красным верхом). Теперь откроем конверт под номером два. Здесь также находятся изображения, которые нам необходимо разложить описать. Внимательно посмотрите на картинки и расскажите, что на них изображено, что происходит? (Примеры ответов детей: Дедушка пытается вытащить репку, бабушка разбивает яйцо скалкой, мышка спешит к домику, Иван Царевич сражается с драконом…).

(Я помогаю детям описывать происходящее). Где обычно разворачивается подобный сюжет или эпизод?  А эти действия или события, ребята, обычно происходит в середине сказки. Вы согласны со мной?  А теперь пришло время двигаться дальше.

У третьего волшебного гриба (небольшой столик, трансформированный в гриб, с круглым красным сиденьем)

Воспитатель: Дети, откройте конверт под номером три. Как вы думаете, что там внутри? (Дети отвечают). Верно, скорее всего, там тоже картинки. Что вы видите на картинках, расскажите. Дети: (Изображено, как царевич одолел дракона, вытащили репку). В какой части повествования обычно герои справляются с трудностями, женятся или находят решение проблем? (Ответы детей). Правильно, это происходит в финале, в заключительной части. А какие фразы мы обычно слышим в конце сказок? Дети: «Вот и сказке конец, кто слушал — молодец!»; «Жили они долго и счастливо, в достатке и благополучии»; «Сказка – обман, но в ней скрыт намёк, для добрых молодцев урок»; «И жили они душа в душу»; «И я там побывал, пил мёд и пиво, по бороде текло, а в рот не попало».

Воспитатель: отлично, ребята, вы прекрасно выполнили все задания! Теперь нам пора двигаться дальше. Обратите внимание, следы направляют нас к реке, и нам необходимо будет пересечь мост. Чтобы избежать падения в воду, давайте немного передохнем и наберемся сил перед переправой.

Физминутка

К сказке в гости мы пришли ( шагаем на месте)

Сундучок с замком нашли ( руки разводим в стороны)

Справа заглянули ( наклон вправо)

Слева заглянули ( наклон влево)

И присели. И привстали,

И зайчонком поскакали,

Ручки наши разомнем,

И замочек отопрем.

Воспитатель: итак, все готовы? Начинаем. Похоже, мы оказались на лесной полянке или среди цветущего луга (стоит дерево и цветущая цветочная поляна) и здесь, под одним из цветков, спрятан небольшой конверт. Внутри конверта – письмо. Давайте откроем его и узнаем, что там написано? Задание номер 4: «Вам нужно вспомнить, какие герои встречаются в сказках по характеру и поступкам?»».

Дети. Положительные и отрицательные.

Воспитатель: Верно. А кто является действующими лицами в сказках? Кто может быть основным сказочным персонажем?

Дети. Люди, звери.

Воспитатель. А насколько хорошо мы знакомы с волшебными персонажами?

Я сейчас буду задавать вам загадки о них, а вы попробуйте их отгадать.

 

 Бабушка девочку очень любила,

 Шапочку красную ей подарила.

 Девочка имя забыла свое,

  А ну, подскажите имя ее?( Красная шапочка)

 

 Летела стрела и попала в болото,

  А в том болоте поймал ее кто-то.

  Кто, простившись с зеленой кожей,

  Превратился в девицу милую, красивую и пригожую? (царевна-лягушка)

   Отворили дверь козлята,

   И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

   На окошке он студился,

   Взял потом и укатился.

   На съедение лисе. (Колобок)

Воспитатель: отлично справились! Давайте продолжим наше путешествие по следам. Приходим к волшебной коробочке.

Воспитатель: Дети, думаю, что в этой волшебной коробке нас ждет какое-то увлекательное и необычное задание. Давайте прочитаем письмо! Ой, здесь написано, что нам нужно "Сочинить сказку, используя содержимое коробки". Вот она, давайте посмотрим, что внутри. А там кубики, на которых написано "Кубики историй". Вам предстоит создать свою собственную сказку.

Воспитатель: ну что, ребята, хотите стать сказочниками? Давайте присядем на стульчики. И внимательно послушайте правила игры. Сейчас я раздам каждому из вас по одному кубику. Мы внимательно рассмотрим их, затем бросим, и по выпавшей картинке каждый по очереди начнем описывать, что там происходит.  Таким образом, мы вместе сочиним нашу собственную сказку.

Первый ребенок начинает…

второй продолжает…

третья…

четвертая….

пятая……

шестой конец….

Воспитатель: -Как здорово у вас получается! Пусть теперь Вика еще раз повторит нашу сказку. Просто замечательно! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пройдем через этот волшебный портал и снова окажемся в садике.

(Дети проходят сквозь обруч)

Воспитатель обращает внимание детей: "Посмотрите, наша книжка лежит здесь. Кажется, с ней что-то произошло, она выглядит иначе. Давайте же выясним, что случилось. Ой, ребята, взгляните, все истории чудесным образом вернулись обратно в книгу! Как здорово… Мы замечательно справились с задачей…"

Голос из книги: спасибо ребята! Вы мне очень помогли! Расколдовали меня. Теперь я и дальше буду радовать детей своими сказками.

Воспитатель:

Ребята, предлагаю отнести книгу обратно в библиотечный уголок и занять свои места. Расскажите мне, как вам наше сегодняшнее приключение? Понравилось ли вам придумывать сказки? Хотели бы вы, чтобы в нашей группе были такие волшебные кубики, которые помогают придумывать истории?

Воспитатель: тогда у меня для вас кое-что есть (воспитатель показывает небольшую коробочку с миниатюрными кубиками историй). Это вам подарок! Творите, выдумывайте и получайте удовольствие от сочинения собственных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»

Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интере...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»

Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интерес и любовь ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»

Закреллять в памяти детей знакомые сказки,узнавать их по фрагментам ,иллюстрациям,предметам и т.д.....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок».

Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интерес и лю...

Занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»

Занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»

Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...