Программа взаимодействия с родителями на 2024-2025 гг
методическая разработка (старшая группа)

Христолюбова  Светлана Владимировна

Данная  методическая  разработка  предлагает  примерный  опыт работы  с  родителями  по  ранней  профориентации в  детском  саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа 53.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад  «Звёздочка»

                                                                Программа

              социального  партнёрства с семьёй  

               в  старшей   группе № 12  «Непоседы»

                              на 2024-2025 гг

                                                         Выполнила: воспитатель

                                                                                 Христолюбова Светлана

                                                                                 Владимировна

                                     

                                     

                                      2024 г.

                                         Пояснительная  записка

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человеком за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. Семья – это среда, где ребёнок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности.  Семья и ДОУ – два важнейших института социализации детей. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

 Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

                                                Актуальность

Для  эффективного взаимодействия педагогов  с  родителями должна  быть  создана психологически  комфортная  образовательная  среда, в  рамках  которой  осуществляется  реализация системы  психолого-педагогического  сопровождения семьи  от  первых  дней  посещения ребёнка детского  сада до  его  поступления  в  школу. Актуальность  данной  программы  состоит  в  том,  что  её содержание  отвечает  требованиям  обновления  образовательной  стратегии,  в  рамках  которой,  специалисты детского  сада создают оптимальные  условия  для повышения  культуры  психолого-педагогических  знаний родителей  в  условиях  действия  ФГОС ДО,  тем  самым,  ориентируя  их на  повышение

 активности  и  участия  в  воспитательно-образовательном  процессе  с  целью  развития  личности  ребёнка. Практическая  значимость  программы  выражается  в  том, что её  реализация   способствует  созданию  единой  образовательно-воспитательной  среды в  дошкольном  образовательном  учреждении  и  семье. Программа  даёт возможность  повысить компетенции  родителей  в  области  воспитания  о  обучения  дошкольников .На  современном  этапе  в  основу  совместной  деятельности  детского  сада  и  семьи  заложены  следующие  принципы:

  • Родители  и  педагоги  являются  партнёрами  в  воспитании  и  образовании  детей.
  • Единство  в  понимании  педагогами  и  воспитателями  целей  и  задач  воспитания  и  обучения  дошкольников.
  • Доверительное,  уважительное отношение  к  ребёнку  как  со  стороны  родителей,  так  и  педагогов.
  • Постоянный  анализ процесса  взаимодействия  семьи  и  детского  сада,  его промежуточных  и  конечных  результатов.

Цель: формирование сотрудничества между семьёй и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи:

  • установить добрые, доверительные отношения с семьёй каждого воспитанника группы;
  • приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении развивающей предметно – пространственной среды;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • приучать родителей творить, созидать вместе с ребёнком и получать от этого удовольствие;
  • обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и умение применять их на практике;
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
  • добиваться получения дополнительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

                                         Программные  мероприятия

Первоочередные  мероприятия  с  родителями:

1.Социальный  анамнез  семьи.

2.Составление  и заполнение  социального  паспорта  семьи.

3.Анкета  для  выявления  уровня  педагогических  возможностей  родителей.

4.Анализ  типов  семей воспитанников.

5.Определение   стилей  воспитания  в  семье.

6. Определение  педагогической  компетенции родителей.

              Методика  привлечения  родителей  к  деятельности  ДОУ

Первый  этап

Актуализация  потребностей родителей в  области  образования  собственного  ребёнка.

Второй  этап

Педагогическое  просвещение  родителей  как  заказчиков  на  образовательные  услуги  в  детском  саду.

Третий  этап

Партнерские  отношения  педагогов  и  родителей  в  деятельности  детского  сада, в  основу  которых  заложены  идеи  гуманизации  отношений,  приоритет общечеловеческих  ценностей с  акцентом  на  лично-деятельный  подход.

                                  Основные  блоки по  работе  с родителями

Блок

Задачи

Формы

Педагогическое  просвещение  родителей

 Повысить  педагогическую  компетенцию родителей

Беседы,  консультации, семинары-практикумы, родительские  собрания

Включение  родителей  в  деятельность  ДОУ

Привлекать  родителей  к  планированию, организации  и  контролю  за  деятельностью  ДОУ

Конкурсы, соревнования, викторины, мастер-классы, совместные  праздники,  экскурсии,квест-игры  

                                                 Ожидаемые результаты

  • Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  • У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам, как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • Сформируются тёплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
  • Повысится уровень психолого - педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Перспективный  план  мероприятий социального  партнёрства  с  семьёй

                                         на  2024-2025 г.г.

                                                                       Сентябрь          

         Формы  работы

   Индивидуальная  работа

              Сроки

  • Наглядная информация: папка-передвижка «С началом  учебного года!»
  • Анкетирование  «Давайте  знакомиться!»

  • Рекомендации  по  физическому  воспитанию.
  •  Пополнение  наглядной  информации  в  родительском  чате .  
  •  Рекомендации  по  речевой  деятельности, по закреплению  материала дома с  детьми.
  • Напоминание  о  спортивной  форме.
  • Беседы о  событиях прошедшей  недели.

1 неделя

  • Наглядная  информация:
  • папки –передвижки «Правила  дорожного  движения ».
  • Консультация

 «  Что  такое  профориентация в  детском  саду?».

Родительское  собрание

  • « Начало  учебного года. Возрастные особенности детей 5-6 лет ».

  • Консультация «Основные  правила  пешехода ».
  • Беседы  по  образовательной деятельности.
  • Рекомендации  по  образовательной деятельности    

2  неделя

  • Фотоальбом    «Как мы провели  лето!».
  • Выставка «Осенняя  фантазия».
  • Консультация  «Приобщаемся  к  народному  творчеству».
  • Опрос  «  Знают  ли  наши  дети, кем  работают  их  родители?»
  • Помощь  в  сборе  фотографий  для  газеты.
  • Пояснение   по  оформлению  и  сбору  наглядного материала

3 неделя

  • Анкетирование   родителей  «Что ждём  от  старшей группы?»
  • Консультация «Игра как средство воспитания  ребёнка».

  • Фотоотчёт  «Интересные дела в  сентябре».

 

  •  Пояснение  по  поводу  заполнения  анкеты.
  • Помощь  в  подборе дидактических игр для  всестороннего  развития  старшего  дошкольника

4  неделя

                                                                      Октябрь

  • Консультация

« Трудовое  воспитание нужно  или нет в  детском  саду? »

  • Рекомендации от доктора : «Вакцинация против гриппа. За и  против.».
  • Долгосрочный  проект «Калейдоскоп  профессий »  
  • Встреча  с  родителем  по  профессии пожарный.
  • Уточнение  и  показ  наглядной  информации по теме   недели.
  • Ознакомление  с  проектом «Мой  город».

1 неделя

  • Мастер-класс « Такая  разная  аппликация!»
  •  Рекомендации  «  Как  укрепить  здоровье  ребёнка осенью »
  • Консультация  «  Учите  правила   пожарной безопасности вместе  с  детьми».

 

  • Беседы  по  образовательной  деятельности.
  • Рекомендации  по  укреплению  иммунитета  народными  средствами.
  • Ознакомление  с  буклетом

« Нетрадиционная  аппликация ».

2 неделя

  • Консультация « Нужно  ли  нам  портфолио ?  »

  •  Час творчества «Мастерим  вместе  с  мамой».
  • Фотоальбом « Традиции  моей  семьи».

 

  • Советы  родителям  по  изобразительной деятельности.
  • Разъяснения  по  созданию  фотоальбома о  традициях  семьи.

3 неделя

  • Консультация «Знакомимся  с  историей  нашего города вместе  с  детьми».
  • Создание  фотоальбомов « Моя улица», « Мой дом».
  • Практикум « Как  создать дидактическую игру о  профессиях  ».
  • Праздник  осени.

 

  • Рекомендации  по патриотическому воспитанию .
  • Советы  по  оформлению  атрибутов и  костюмов  к  празднику.

4 неделя

                                                                       Ноябрь

  • Наглядная информация:

папка передвижка «День  Народного Единства».

  • Памятка «Бережём  осанку  с  детства».
  • Консультация «Как организовать выходной день с ребенком.
  • Создание альбома с  рисунками
  • « Профессии моих родителей »
  • Встреча  с  родителем  по профессии- машинист.
  • Напоминание  о  соблюдении режима  дня.

1 неделя

  • Наглядная  информация: папка- передвижка « Россия – моя  Родина!»
  • Консультация « Как  познакомить детей  со своей  профессией».
  • Создание  выставки фото или рисунков « О  России с  любовью!»
  • Родительское   собрание № 2:

«Труд и  его  значение в  развитии ребёнка- дошкольника»

  • Беседы  с  родителями  о  событиях  прошедшего  дня.

2  неделя

  • Советы родителям:

«Дети наше повторение». Работа над своими ошибками.

  • Консультация « Что  такое  кубик Блума? »
  •  Час творчества «Мастерим  вместе  с  мамой  атрибуты  для  игр».

  • Индивидуальные беседы. «Формируем навыки самообслуживания  у ребёнка».

3  неделя

  • Наглядная  информация:

папка-передвижка «День матери»

  • Консультация «Как  не  заболеть  осенью»
  • Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности».
  • Праздник   «Мамочка, дорогая».
  • Фотоотчёт « Люблю тебя, моя  Шахунья!»
  • Мастер – класс для родителей «Изготовление чесночных бус, кулонов для профилактики простуды»
  •  Рекомендации  по  образовательной  деятельности

4 неделя

                                                                       Декабрь

  • Наглядная  информация: папки-передвижки «Зимушка-зима».
  • Час творчества «Мастерим вместе с  мамой атрибуты  для  игр».
  • Консультация

« Как  правильно  развивать  фонематический слух у  дошкольников ».

  • Встреча  с  родителем  по  профессии художник.
  • Пояснение  по  поводу работы  с  детьми  дома по  теме  недели.
  • Рекомендации  по способам  изготовления  новогодних  костюмов  к  празднику.

1 неделя

  • Создание мини-выставка «Новогодняя  игрушка».
  • Консультация « История новогодней  игрушки»
  •  Рекомендации   «Укрепляем  иммунитет к  Новому  году».
  • Привлечение  к  пополнению  мини-выставки «Новогодняя  игрушка».
  • Рекомендации  по  образовательной  деятельности.

2  неделя

  • Наглядная  информация:

папка-передвижка

«Что  можно  смастерить  из природных  материалов на  Новый год»

  • Конкурс новогодних  поделок.
  • Консультация « Не  оставляйте  детей одних !  »
  • Сообщение о  конкурсе  новогодних  поделок  в  родительском чате.
  • Уточнение  информации  о  новогоднем  празднике в   родительском чате.

3 неделя

  • Наглядная  информация:

папка-передвижка

« Подвижные  игры зимой».

  • Рекомендации «Безопасный  Новый  год».
  • Новогодний  праздник

 

   

  • Напоминание  о  безопасности  на дорогах, о  наличии светоотражающих элементов  на  одежде  детей  в  тёмное  время  суток.
  • Рекомендации  списка     художественной  литературы  на  время  новогодних каникул.

4 неделя

                                                                       Январь

  • Наглядная  информация: папка-передвижка «Рождество.Святки».
  • Мастер-класс «Рождественский ангелок»
  • Консультация
  • « Закаливание бывает  не  только  летом»
  • Создание  фотоальбома  « Как я   помогаю дома в  новогодние  праздники»
  • Создание  альбома  рисунков  «Самая  красивая новогодняя  ёлочка города  Шахунья»
  •   Просьба  о  помощи  при  расчистке  участка  от  снега.
  • Благодарности  родителям за  помощь в уборке снега.

2 неделя

  • Наглядная  информация:

«Зимние  виды спорта»

  • Фотозарисовка «Со  спортом  я  дружу».

  • Рекомендация « Как   избавить  детей  от  плоскостопия ».

  • Встреча  с  родителем –инструктором по  физкультуре.

  • Пополнение  коллекции массажных  ковриков, сделанных  своими  руками.
  • Пояснение  о  необходимости  закрепления  дома  любой  образовательной  деятельности.
  • Помощь  в  выборе  фотографий  к  коллажу.

3 неделя

  • Наглядная  информация
  • Папка-передвижка «Зимующие  птицы», листовка «Покормите  птиц зимой».
  • Акция «Кормушка  из  бросового  материала».
  • Мастерим с  мамой атрибуты для  игр

 

  • Советы  по  изготовлению  кормушки  из  бросового  материала.
  • Рекомендации  по  подбору  дидактических  игр  и  упражнений  по теме  недели.

4 неделя

                                                                        Февраль

  • Наглядная  информация:  папка-передвижка «Расскажите  детям  об  Российской  Армии».
  • Создание  мини-музея

«Наша  Армия».

  • Создание  фотоальбома  « Мой папа- защитник Родины»
  • Консультация «Осторожно,  вирусные  инфекции!».
  • Встреча  с  родителем  по  профессии водитель.
  • Уточнение  информации  о  сборе  предметов для  музея.
  • Помощь  в  образовательном  процессе.  

1  неделя

  • Наглядная  информация:

папка-передвижка « Народное творчество ».

  • Фотоотчёт «Книги  об армии для  чтения дома».
  • Час творчества «Мастерим вместе  с   папой ».
  • Родительское  собрание  №3:

« Сюжетно-ролевая  игра в  развитии  старшего дошкольника»

  • Рекомендации о  чтении  детям художественных произведений об Армии.
  • Помощь  в  выборе речевых упражнений  по теме  недели.    

2 неделя

  • Спортивное  развлечение к  23 февраля.
  • Консультация « Каким  должно быть  воспитание  отца».
  • Анкетирование  для  пап «Какой  я  мужчина?»
  • Фотоотчёт « Как  я  тружусь  с  папой».
  • Разьяснение  информации о  развлечении в  родительском чате.

3 неделя

  • Рекомендация  от  доктора « Как  избежать гиподинамии дома?».
  • Консультация «Подвижные  игры  на  пользу взрослым и  детям  ».
  • Создание мини-выставки  народного  творчества «Любимые  народные  промыслы»
  • Напоминание  о  пользе личного  примера  родителя при   выполнении утренней зарядки.
  •  Памятки  о  пользе  здорового  образа  жизни.

4 неделя

                                                                    Март

  • Наглядная  информация:

плакат «С 8 марта»,  папка-передвижка «Международный женский  день».

  • Весенний  праздник .  
  • Стенгазета « О  профессиях мам»

  • Создание  фотоальбома  «Мамина работа!»
  • Помощь  и  рекомендации  по  поводу  изготовления  атрибутов  и  костюмов к утреннику.
  • Напоминание  о  сборе  фотографий  к  стенгазете.

1 неделя

  • Консультация « Как  научить  трудиться  с  радостью»
  • Час  творчества «Моя мама-мастерица!».
  • Анкетирование «  Труд в  вашей  семье»
  • Пояснение  о  проведении  творческой мастерской.

2 неделя

  • Наглядная  информация:
  • Папки- передвижки «Знакомимся  с  фольклором».
  • Консультация  « Народные  праздники».
  • Привлечение  к  пополнению коллекции народных  сказок в  группе.
  • Консультирование по

 образовательной  деятельности.

  • Пояснение  об  экспонатах  мини-выставки.

3 неделя

  • Консультация «Народная игрушка–оберег».
  • Игра-практикум « Трудовые  обязанности ребёнка дома».
  • Фотоотчёт  « Как  я  тружусь с  мамой».
  • Рекомендации  по  образовательной  деятельности.
  • Просьба  принести  бросовый  материал для  работы.

4 неделя

                                                                          Апрель

  • Наглядная  информация: папки-передвижки «Весна пришла »,

«Игры во  дворе весной».

  • Буклет «Народные  подвижные игры».
  •  Консультация « Как не  заболеть  весной».
  • Напоминание  о  наличии  сменной  одежды  в шкафу.
  • Рекомендации  по  образовательной  деятельности.

1  неделя

  • Наглядная  информация: папки-передвижки «О космосе», « Профессия-космонавт».
  • Групповой  конкурс «Космические  истории».
  • Консультация  « Как  развивать  мышление  старших  дошкольников?».
  • Уточнение  о  номинациях  группового  конкурса.
  •  Рекомендации   по  образовательной  деятельности.

2 неделя

  • Наглядная  информация: папки-передвижки « Дети –герои  ВОВ», «Города  Герои».
  •  Акция  « Помоги  бездомным  животным».
  • Консультация   «Математические  игры –средство  познавательного  развития».
  • Напоминание  о  подготовке  к  годовщине  победы  в  ВОВ. Привлекать  к  участию  в  Акции «Бессмертный  полк», готовить  фотографии участников  войны.
  • Беседы  о  подготовке  к  выпускному вечеру.

3  неделя

  • Наглядная  информация: папки- передвижки « 1 Мая –День  весны  и  труда», «Труд  человека  весной».
  • Круглый  стол
  • « Традиции  нашей  семьи».
  • Консультация

« Трудиться – это  здорово!»

  • Фотоотчёт  «Как  я  помогаю  бабушке ».
  • Помощь  в  образовательной  деятельности по  запросу.
  1. неделя

                                                                  Май

  • Наглядная  информация: папки-передвижки « День  Победы»,  « Как  рассказать  о  войне детям».
  • Консультация « Что  читать  детям  о  войне».
  • Памятка   «Основы нравственных отношений в семье».
  • Создание  альбома « Герои  войны в  нашей  семье!»

  • Уточнения  по  поводу словарной  работы  по  теме .
  • Показ  художественной  литературы  для  чтения  о  войне  дома.

1 неделя

  • Наглядная  информация:  папки-передвижки « Правила  дорожного  движения», «Соблюдаем  вместе  с  родителями».
  • Конкурс  рисунков  « Профессии  моих родителей».
  • Буклет «Дорожные  знаки».

 

  • Напоминание  о  правилах  дорожного  движения в   родительском чате.
  • Информирование  о конкурсе   рисунков.    

2 неделя

  • Родительское  собрание

« Конец учебного  года. Наши  достижения».

  • Консультация   « Режим  дня  превыше  всего! ».
  • Рекомендации  от доктора  «Красивая  осанка –это  важно!»
  • Рекомендации  по  образовательной  деятельности.

3 неделя

  • Акция  «Наш  цветущий  детский сад!»

 

  • Фотоотчёт «Интересные дела  в   старшей  группе».

  • Привлечь к  озеленению территории детского сада.

4 неделя