ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
опыты и эксперименты (старшая группа)

Фролова Татьяна Алексеевна

Главное достоинство применения детского экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают различные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другим объектом и со средой обитания. Идет главным образом развитие психических процессов ребенка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения классификации и обобщения. Развивается и обогащается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppfrolova_tatyana_alekseevna_10-09-2024.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

                        В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это метод экспериментирования.

                        Главное достоинство применения детского экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают различные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другим объектом и со средой обитания. Идет главным образом развитие психических процессов ребенка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения классификации и обобщения. Развивается и обогащается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

                        Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно действенное и наглядно образное мышление. И экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

                        При формировании основ естественно-научных экологических понятий экспериментирование может рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

                         Исходной формой экспериментирования, из которой развелись все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирования предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет природоведческий и социальный эксперимент. В последующие 2-3 года манипулирование предметами Усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

                        После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период развития. Любопытство, которое при условии правильного воспитания переходит в период любознательности после 5 лет. Именно в этот период экспериментальная деятельность приобретает типичные черты любопытства. Теперь уже для экспериментирования становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, то есть он приобретает следующий ряд способностей. следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факторы, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. Приобретение данных навыков требует систематичной целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

                        Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы. А в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, тонет или не тонет, пробуют на язык в сильный мороз металлические предметы и т.д. Но опасность такой самодеятельности заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами Смешивание веществ элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов и законами жизни природы, и необходимости их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога. Затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространство-предметную среду – для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждения эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ним, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

                         Вывод. Итак, наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка является не просто обогащение его представления об окружающем, а развитие познавательной инициативы, (любознательности) и освоение культурных форм, упорядочение опыта на (материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого увлекательного обучения для ребенка. Как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности и как предпосылка Формирование готовности личности к непрерывному образованию.                         Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:

- экспериментирование понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

- экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;

- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка активирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни и общества;

-детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

                        Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами – вода, снег, песок, стекло и воздух – представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как и почему»? Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных научных позиций. При этом будут формироваться, пусть не полные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс. И задача воспитателя поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины связи и отношения явления окружающего мира.

                        В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему: ставить цели, решать проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Осуществлять эксперимент, делать вывод, фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношений к ним субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношения детей к деятельности экспериментирования. Отношения мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности, участия в обсуждении и процессе деятельности.

                        Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс её реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели   сформированности деятельности экспериментирования необходимости исследовать, как на внешнем, так и внутреннем уровнях – то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.

Список литературы:

1.Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Комплексная инновационная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой - М.: Мозаика-Синтез, 2020г.,

3. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

4. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

5. Белая К.Ю. «Особенности планирования работы с учётом ФОП» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2023 №11

2e7266c1-000f-5000-9000-10958b40fa8d


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира...

Презентация: Экспериментирование как средство познания окружающего мира

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, ...

Отчет по самообразованию на тему:"«Экспериментирование как средство познания окружающего мира»

В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание ини­циативной преобразующей активности дошкольника, развитие его позна­вательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме по­ис...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий об окружающем мире. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность ...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира в современном ДОУ.

1.     Введение.2.     Актуальность темы.3.     Экспериментирование как средство познания  окружающего мира в современном  Д...

Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира

Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Сам...

Консультация для родителей "Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Консультация для родителей "Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира"...