Мастер-класс для педагогов "Приемы формирования софт скиллс на логопедических занятиях"
материал
В данном мастер-классе для педагогов предложено знакомство с такими игровыми технологиями, как круги Луллия, кубик Блума и технологией Виммельбух, которые способствуют не только эффективной коррекционной логопедической работе, но и формируют гибкие навыки дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Приемы формирования софт скилс на логопедических занятиях».
Уважаемые коллеги, добрый день!
Слайд №1
Наш детский сад является Пилотной площадкой по формированию гибких навыков у детей дошкольного возраста. Одним из условий успешной работы в этом направлении является комплексный подход, то есть работа должна осуществляться не только воспитателями, а также родителями, и конечно узкими специалистами, работающими с детьми. Поэтому учителя-логопеды тоже находятся в поиске тех форм и приемов, которые можно использовать в своей практике. Сегодня мы представим вашему вниманию мастер-класс «Приемы формирования софт скилс на логопедических занятиях».
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля, развивается эмоциональная сфера. В соответствии с ФОГС ДО, основное внимание уделяется не только формированию базовых знаний и навыков, но и развитию личностных и социальных компетенций у детей, которые обеспечат дошкольнику успешное вхождение в социум, станут надежным фундаментом его дальнейшей жизни.
Ключевые компетенции соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства. Приобретение ребенком ключевых компетентностей – основа формирования soft skills («мягких навыков»), которые определяют способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизни.
2 слайд
Что же такое софт скиллс или мягкие навыки? Существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills.
3 слайд
Твердые навыки (hard-skills) - это навыки профессиональные, необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Их можно легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде и т.п.
Мягкие навыки (soft skills) - социально-психологические навыки, которые необходимы в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, навыки эффективного мышления. Они необходимы в учебе, на работе, но не столь очевидно измеряемы, как твердые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твердые навыки.
Слайд 5
Единой классификации софт скиллс на данный момент не существует, основные навыки представлены на данном слайде.
Гибкие навыки универсальны, многофункциональны, переносимы и применимы в различных ситуациях.
Как развивать софт скиллс у детей дошкольного возраста?
Игровые формы являются универсальным средством развития Soft skills. Игры способствуют развитию коммуникативных умений у детей, умению взаимодействовать в коллективе, укрепляют эмоционально-волевые качества личности, развивают образность мышления и творческую фантазию.
Слайд 6
Использование кругов Луллия на логопедических занятиях для развития софт скилс.
Круги Луллия — это уникальный инструмент, который может быть эффективно использован на логопедических занятиях. Эти круги представляют собой визуальные схемы, помогающие организовать информацию, развивать критическое мышление и коммуникативные навыки.
Круги Луллия можно использовать в следующих целях:
1. Формирование критического мышления: использование кругов помогает детям анализировать информацию и делать выводы.
2. Развитие коммуникативных навыков: способствуют улучшению навыков общения, позволяя детям учиться формулировать свои мысли и выражать эмоции.
Приемы работы с кругами Луллия на логопедических занятиях:
1. Уточнение и активизация словарного запаса (практическая часть - времена года).
2. Развитие фонематических процессов и звукового анализа слов (развитие и умение определять позицию звука в слове).
3. Совершенствование навыка развития артикуляционной моторики.
4. Развитие слогового анализа и синтеза слов (деление слов на слоги).
5. Совершенствование слоговой структуры слова по типу сложности.
6. Помощь в формировании навыка чтения и развитие звуко-буквенного анализа.
7. Формирование синтаксических конструкций (закрепление предложно – падежных конструкций).
8. Закрепление навыка словообразования и словоизменения. («Чей, чья, чьё?» «Мой? Моя? Мои? Моё?»).
9. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (согласование числительных с сущ).
10. Закрепление произношения поставленных звуков.
11. Совершенствования развития связной речи (пересказ сказок).
Заключение:
Использование кругов Луллия на логопедических занятиях способствуют развитию познавательной активности, формированию целостной картины мира, обогащению активного и пассивного словаря, развитию мелкой моторики, координации движение пальцев рук, формированию способности решать проблемные ситуации, развитию аналитических способностей и умению мыслить критически. Что позитивно сказывается на развитии гибких навыков у детей.
Слайд 7
Технология Виммельбух.
Технология Виммельбух — это метод работы с книгами, содержащими яркие иллюстрации и минимальный текст.
Название происходит от немецкого словосочетания Wimmelbuch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». Впервые виммельбух проиллюстрировал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Вскоре Виммельбухи завоевали широкую популярность как у взрослых, так и у детей, и распространились по всему миру.
Отличительные особенности книг – виммельбухов:
- практически полное отсутствие текста и отсутствие единого сюжета;
- много действий разворачивается одновременно;
- детальная прорисовка персонажей, их чувств и эмоций;
- формат книги. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которыми удобно пользоваться. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10;
Классификация Виммельбухов:
- классические - тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу, могут взаимодействовать с другими персонажами.
- энциклопедические – представлена широкая информация по одной теме, например, о жизни леса;
- одностраничные - тематические книги с одностраничным сюжетом. Каждый персонаж «живет» на одной странице здесь и сейчас;
-виммельбухи-раскраски.
Классический Виммельбух можно использовать не как цельную книгу, а как отдельные сюжетные и тематические картинки, что актуально при изучении лексической темы, при этом применяя классические методы и приемы работы с сюжетными картинками. Например, рассматривание, беседа, описательный рассказ и загадки, описание по плану. Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, в книжке она в динамике.
Цели использования технологии Виммельбух
- Развитие коммуникативных навыков.
Взаимодействие с иллюстрациями стимулирует обсуждение, помогает детям формулировать мысли и выражать свои чувства.
- Формирование критического мышления.
Дети учатся анализировать ситуации, делать выводы и предлагать свои интерпретации изображений.
- Развитие эмоционального интеллекта.
Так как четко прорисованы эмоции персонажей, Виммельбухи позволяют развивать эмпатию и понимание.
Слайд 8
Приемы работы с Виммельбухами (практическая часть).
- Обсуждение иллюстраций.
Выбрать Виммельбух с яркими и насыщенными изображениями.
Попросите описать, что они видят на страницах, задавайте вопросы: «Что происходит здесь? Какое место (время года) здесь изображено? По каким признакам вы это определили? Что случилось в данной конкретной ситуации? Как вы думаете, что чувствует этот персонаж?».
Это упражнение помогает развивать навыки активного слушания и самовыражения.
- Создание историй.
Используйте Виммельбух как основу для совместного создания истории. Дети могут по очереди добавлять свои идеи, основываясь на изображениях.
Это способствует развитию креативного мышления и навыков работы в команде.
- Игра «Найди и расскажи».
Попросите детей найти определенные предметы или персонажей на страницах книги и рассказать о них.
Это упражнение развивает внимательность, наблюдательность и навыки коммуникации.
- Эмоциональные размышления.
Обсуждайте эмоции персонажей, задавая вопросы: «Почему этот персонаж грустит? Как вы думаете, что его развеселит?».
Это помогает детям развивать эмпатию и понимание эмоций как своих, так и окружающих.
- Создание собственных Виммельбухов.
Можно предложить детям создать свои собственные страницы с иллюстрациями, которые они могут затем представить группе.
Это развивает навыки креативности, сотрудничества и уверенности в себе.
Заключение
Технология Виммельбух — это мощный инструмент для развития софт скилс у дошкольников. Она создает интерактивную и увлекательную среду, где дети могут учиться общению, сотрудничеству и критическому мышлению.
Слайд 9
Кубик Блума
Кубик Блума — это замечательный инструмент для структурирования вопросов и заданий, который может быть эффективно использован на логопедических занятиях для развития критического мышления, креативности мышления и умения работать в команде. Кубик включает в себя шесть уровней познания: «знание», «понимание», «применение», «анализ», «синтез» и «оценка».
Автор методики Бенджамин Блум – американский ученый и психолог.
Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить. Вопрос должен начинаться со слова, написанного на грани.
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, их эмоциях, которые вызваны названной темой.
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуации.
Технику Кубик Блума наиболее удобно применять на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии, бросает куб, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Многие дети затрудняются отвечать на вопрос, поставленный педагогом. А вот если тот же вопрос или задание просит выполнить «веселый», яркий кубик, дети подробно, свободно, и, главное - самостоятельно, отвечают, рассказывают, делятся собственным опытом и мнением. То есть с помощью этой техники снимается психологическое напряжение, которое дети с речевыми нарушениями испытывают во время беседы, диалога, аргументированного спора.
Практическая часть.
Использование заданий Кубика Блума позволяет педагогу определить какие знания усвоил каждый ребенок по пройденной теме, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала. Педагогу необходимо подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.
Тема «Звуки»
По теме буква и звук А (У, О, И, Ю и т. д.)
Назови | Почему | Объясни | Предложи | Придумай | Поделись |
Назови слова, где «а» в начале слова | Почему «а» - гласный звук | Объясни, как писать букву «а» | Предложи ребятам, угадать с каким настроением ты произнес звук «а» | Придумай загадку про букву «а» | Поделись, что первое приходит в голову, когда ты думаешь про букву «а» |
Назови слова, где «а» в середине слова | Почему «а» первая в алфавите | Объясни, как произносить «а» (артикуляция) | Предложи, ребятам выложить букву «а» из палочек | Придумай имя на букву «а» | Поделись, любимыми вкусностями/игрушкой на букву «а» |
Назови слова, где «а» в конце слова | Почему «а» можно петь | Объясни, кто лишний. 3 слова на звук а, одно – с другого звука. | Предложи, ребятам «поймать» звук «а», из ряда звуков | Придумай слово, в котором 2 звука «а» | Поделись, любимым словом с буквой «а» |
По теме «Предложение»
Назови | Почему | Объясни | Предложи | Придумай | Поделись |
Назови, что ставится в конце предложения | Почему предложение бывает короткое, а бывает длинное | Объясни, что такое предложение | Предложи, составить схему какого-нибудь предложения | Придумай предложение из 3 слов | Поделись, веселым предложением со словом «мультик» |
Назови сколько слов в данном предложении «Ворона летит домой» | Почему «Дом, компот, летел» не является предложением | Объясни, как составить схему предложения | Предложи, составить схему какого-нибудь предложения | Придумай предложение из 4 слов | Поделись, радостным предложением со словом «лето» |
Назови из чего состоит предложение | Почему «Земля, искал, дует» не является предложением | Объясни, как обозначают начало предложения | Предложи, составить схему какого-нибудь предложения | Придумай предложение со словами «мяч», «играть» | Поделись, добрым предложением со словом «мама» |
Слайд 10
Заключение
Развитие информационной среды и инновации в экономике, политике, социальной сфере предъявляют новые требования к современному активному, самостоятельному и целеустремленному человеку. Необходимо понимать, что дошкольный возраст – важнейшее время для развития гибких навыков ребенка: от того, какие коммуникативные, интеллектуальные, креативные и лидерские компетенции будут сформированы в данный период, зависит и успешность школьного обучения, и дальнейшее формирование личности. В данном случае задача педагогов – системно и непрерывно формировать комфортную среду для развития гибких навыков у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...
Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...
Мастер-класс Флексагоны как средство развития речи детей в логопедической практике ДОО
Используя флексагон как дидактическую игру, я решаю следующие цели и задачи: Цель - Развитие речи, мышления и воображения воспитанников с помощью флексагона. Задачи - развивать функц...

Мастер-класс: "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях"
Проведение артикуляционной гимнастики по мотивам русской народной сказки "Репка"...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....

Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях позволяет решать вопросы развития физиологической и психологической базы речи и проводить коррекци...

Мастер - класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий при организации логопедических занятий дома» для родителей (законных представителей) воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Практические приемы для речевого развития дошкольников с ОВЗ...
