Мастер-класс для педагогов "Приемы формирования софт скиллс на логопедических занятиях"
материал

Вера Евсеенко

В данном мастер-классе для педагогов предложено знакомство с такими игровыми технологиями, как круги Луллия, кубик Блума и технологией Виммельбух, которые способствуют не только эффективной коррекционной логопедической работе, но и формируют гибкие навыки дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приемы формирования софт скилс на логопедических занятиях».

Уважаемые коллеги, добрый день!

Слайд №1

Наш детский сад является Пилотной площадкой по формированию гибких навыков у детей дошкольного возраста. Одним из условий успешной работы в этом направлении является комплексный подход, то есть работа должна осуществляться не только воспитателями, а также родителями, и конечно узкими специалистами, работающими с детьми. Поэтому учителя-логопеды тоже находятся в поиске тех форм и приемов, которые можно использовать в своей практике. Сегодня мы представим вашему вниманию мастер-класс «Приемы формирования софт скилс на логопедических занятиях».

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля, развивается эмоциональная сфера. В соответствии с ФОГС ДО, основное внимание уделяется не только формированию базовых знаний и навыков, но и развитию личностных и социальных компетенций у детей, которые обеспечат дошкольнику успешное вхождение в социум, станут надежным фундаментом его дальнейшей жизни.

Ключевые компетенции соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства. Приобретение ребенком ключевых компетентностей – основа формирования soft skills («мягких навыков»), которые определяют способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизни.

2 слайд

Что же такое софт скиллс или мягкие навыки? Существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills.

3 слайд

Твердые навыки (hard-skills) - это навыки профессиональные, необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Их можно легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде и т.п.

Мягкие навыки (soft skills) - социально-психологические навыки, которые необходимы в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, навыки эффективного мышления. Они необходимы в учебе, на работе, но не столь очевидно измеряемы, как твердые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твердые навыки.  

Слайд 5

Единой классификации софт скиллс на данный момент не существует, основные навыки представлены на данном слайде.

Гибкие навыки универсальны, многофункциональны, переносимы и применимы в различных ситуациях.

Как развивать софт скиллс у детей дошкольного возраста?

Игровые формы являются универсальным средством развития Soft skills. Игры способствуют развитию коммуникативных умений у детей, умению   взаимодействовать в коллективе, укрепляют эмоционально-волевые качества личности, развивают образность мышления и творческую фантазию.

Слайд 6

Использование кругов Луллия на логопедических занятиях для развития софт скилс.

Круги Луллия — это уникальный инструмент, который может быть эффективно использован на логопедических занятиях. Эти круги представляют собой визуальные схемы, помогающие организовать информацию, развивать критическое мышление и коммуникативные навыки.

Круги Луллия можно использовать в следующих целях:

1. Формирование критического мышления: использование кругов помогает детям анализировать информацию и делать выводы.  

2. Развитие коммуникативных навыков: способствуют улучшению навыков общения, позволяя детям учиться формулировать свои мысли и выражать эмоции.

Приемы работы с кругами Луллия на логопедических занятиях:

1. Уточнение и активизация словарного запаса (практическая часть - времена года).

2. Развитие фонематических процессов и звукового анализа слов (развитие и умение определять позицию звука в слове).

3. Совершенствование навыка развития артикуляционной моторики.                            

4. Развитие слогового анализа и синтеза слов (деление слов на слоги).

5. Совершенствование слоговой структуры слова по типу сложности.

6. Помощь в формировании навыка чтения и развитие звуко-буквенного анализа.

7. Формирование синтаксических конструкций (закрепление предложно – падежных конструкций).

8. Закрепление навыка словообразования и словоизменения. («Чей, чья, чьё?» «Мой? Моя? Мои? Моё?»).

9. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (согласование числительных с сущ).

10. Закрепление произношения поставленных звуков.

11. Совершенствования развития связной речи (пересказ сказок).

Заключение:

Использование кругов Луллия на логопедических занятиях способствуют развитию познавательной активности, формированию целостной картины мира, обогащению активного и пассивного словаря, развитию мелкой моторики, координации движение пальцев рук, формированию способности решать проблемные ситуации, развитию аналитических способностей и умению мыслить критически. Что позитивно сказывается на развитии гибких навыков у детей.

Слайд 7

Технология Виммельбух.

Технология Виммельбух — это метод работы с книгами, содержащими яркие иллюстрации и минимальный текст.

Название происходит от немецкого словосочетания Wimmelbuch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». Впервые виммельбух проиллюстрировал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Вскоре Виммельбухи завоевали широкую популярность как у взрослых, так и у детей, и распространились по всему миру.

Отличительные особенности книг – виммельбухов:

- практически полное отсутствие текста и отсутствие единого сюжета;

- много действий разворачивается одновременно;

- детальная прорисовка персонажей, их чувств и эмоций;

- формат книги. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которыми удобно пользоваться. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10;

Классификация Виммельбухов:

- классические - тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу, могут взаимодействовать с другими персонажами.

- энциклопедические – представлена широкая информация по одной теме,  например, о жизни леса;

 - одностраничные - тематические книги с одностраничным сюжетом.  Каждый персонаж «живет» на одной странице здесь и сейчас;

-виммельбухи-раскраски.

        Классический Виммельбух можно использовать не как цельную книгу, а как отдельные сюжетные и тематические картинки, что актуально при изучении лексической темы, при этом применяя классические методы и приемы работы с сюжетными картинками. Например,  рассматривание, беседа, описательный рассказ и загадки, описание по плану. Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, в книжке она в динамике.

Цели использования технологии Виммельбух

  1. Развитие коммуникативных навыков.

Взаимодействие с иллюстрациями стимулирует обсуждение, помогает детям формулировать мысли и выражать свои чувства.

  1. Формирование критического мышления.

Дети учатся анализировать ситуации, делать выводы и предлагать свои интерпретации изображений.

  1. Развитие эмоционального интеллекта.

 Так как четко прорисованы эмоции персонажей, Виммельбухи позволяют  развивать эмпатию и понимание.

Слайд 8

Приемы работы с Виммельбухами (практическая часть).

  1. Обсуждение иллюстраций.

Выбрать Виммельбух с яркими и насыщенными изображениями.

Попросите описать, что они видят на страницах, задавайте вопросы: «Что происходит здесь? Какое место (время года) здесь изображено? По каким признакам вы это определили? Что случилось в данной конкретной ситуации?  Как вы думаете, что чувствует этот персонаж?».

Это упражнение помогает развивать навыки активного слушания и самовыражения.

  1. Создание историй.

Используйте Виммельбух как основу для совместного создания истории. Дети могут по очереди добавлять свои идеи, основываясь на изображениях.

Это способствует развитию креативного мышления и навыков работы в команде.

  1. Игра «Найди и расскажи».

Попросите детей найти определенные предметы или персонажей на страницах книги и рассказать о них.

Это упражнение развивает внимательность, наблюдательность и навыки коммуникации.

  1. Эмоциональные размышления.

Обсуждайте эмоции персонажей, задавая вопросы: «Почему этот персонаж грустит? Как вы думаете, что его развеселит?».

Это помогает детям развивать эмпатию и понимание эмоций как своих, так и окружающих.

  1. Создание собственных Виммельбухов.

Можно предложить детям создать свои собственные страницы с иллюстрациями, которые они могут затем представить группе.

Это развивает навыки креативности, сотрудничества и уверенности в себе.

Заключение

Технология Виммельбух — это мощный инструмент для развития софт скилс у дошкольников. Она создает интерактивную и увлекательную среду, где дети могут учиться общению, сотрудничеству и критическому мышлению.

Слайд 9

Кубик Блума

Кубик Блума — это замечательный инструмент для структурирования вопросов и заданий, который может быть эффективно использован на логопедических занятиях для развития критического мышления, креативности мышления и умения работать в команде. Кубик включает в себя шесть уровней познания: «знание», «понимание», «применение», «анализ», «синтез» и «оценка». 

Автор методики Бенджамин Блум – американский ученый и психолог.

Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить. Вопрос должен начинаться со слова, написанного на грани.

1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.

2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

3. Грань «Объясни» развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

5. Грань «Поделись» развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, их эмоциях, которые вызваны названной темой.

6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуации.

Технику Кубик Блума наиболее удобно применять на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.  Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии, бросает куб, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Многие дети затрудняются отвечать на вопрос, поставленный педагогом. А вот если тот же вопрос или задание просит выполнить «веселый», яркий кубик, дети подробно, свободно, и, главное - самостоятельно, отвечают, рассказывают, делятся собственным опытом и мнением. То есть с помощью этой техники снимается психологическое напряжение, которое дети с речевыми нарушениями испытывают во время беседы, диалога, аргументированного спора.

Практическая часть.

Использование заданий Кубика Блума позволяет педагогу определить какие знания усвоил каждый ребенок по пройденной теме, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала. Педагогу необходимо подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.

Тема «Звуки»

По теме буква и звук А (У, О, И, Ю и т. д.)

Назови

Почему

Объясни

Предложи

Придумай

Поделись

Назови слова, где «а» в начале слова

Почему «а» - гласный звук

Объясни, как писать букву «а»

Предложи ребятам, угадать с каким настроением ты произнес звук «а»

Придумай загадку про букву «а»

Поделись, что первое приходит в голову, когда ты думаешь про букву «а»

Назови слова, где «а» в середине слова

Почему «а» первая в алфавите

Объясни, как произносить «а» (артикуляция)

Предложи, ребятам выложить букву «а» из палочек

Придумай имя на букву «а»

Поделись, любимыми вкусностями/игрушкой на букву «а»

Назови слова, где «а» в конце слова

Почему «а» можно петь

Объясни, кто лишний. 3 слова на звук а, одно – с другого звука.

Предложи, ребятам «поймать» звук «а», из ряда звуков

Придумай слово, в котором 2 звука «а»

Поделись, любимым словом с буквой «а»

По теме «Предложение»

Назови

Почему

Объясни

Предложи

Придумай

Поделись

Назови, что ставится в конце предложения

Почему предложение бывает короткое, а бывает длинное

Объясни, что такое предложение

Предложи, составить схему какого-нибудь предложения

Придумай предложение из 3 слов

Поделись, веселым предложением со словом «мультик»

Назови сколько слов в данном предложении «Ворона летит домой»

Почему «Дом, компот, летел» не является предложением

Объясни, как составить схему предложения

Предложи, составить схему какого-нибудь предложения

Придумай предложение из 4 слов

Поделись, радостным предложением со словом «лето»

Назови из чего состоит предложение

Почему «Земля, искал, дует» не является предложением  

Объясни, как обозначают начало предложения

Предложи, составить схему какого-нибудь предложения

Придумай предложение со словами «мяч», «играть»

Поделись, добрым предложением со словом «мама»

Слайд 10

Заключение

 Развитие информационной среды и инновации в экономике, политике, социальной сфере предъявляют новые требования к современному активному, самостоятельному и целеустремленному человеку. Необходимо понимать, что дошкольный возраст – важнейшее время для развития гибких навыков ребенка: от того, какие коммуникативные, интеллектуальные, креативные и лидерские компетенции будут сформированы в данный период, зависит и успешность школьного обучения, и дальнейшее формирование личности. В данном случае задача педагогов – системно и непрерывно формировать комфортную среду для развития гибких навыков у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...

Мастер-класс Флексагоны как средство развития речи детей в логопедической практике ДОО

Используя флексагон как дидактическую игру, я решаю следующие цели и задачи: Цель - Развитие речи,  мышления и воображения воспитанников  с помощью флексагона.  Задачи - развивать функц...

Мастер-класс: "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях"

Проведение артикуляционной гимнастики по мотивам русской народной сказки "Репка"...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....

Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях позволяет решать вопросы развития физиологической и психологической базы речи и проводить коррекци...