Мастер – класс для воспитателей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
методическая разработка

Жилина Лейсан Шамиловна

Мастер-класс для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей

 

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

                                                

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

 Задачи:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир.

2. Научить ребёнка определять форму предмета в целом, выявлять форму, размер главных частей предмета.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны (цвета, формы, величины, вкуса, времени) .  

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.

 

Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр  в свободное время расширяют представление ребёнка об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игрыдошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

 Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т. д.:

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. «Мозаика»«Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками«Разноцветные бусы»«Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речиразвивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Сегодня я Вам помогу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.

1. Но сначала, мы с Вами, поиграем в игру «Разноцветные шнурочки»

Описание игры.

Цель: учить детей составлять простые сочетания из нескольких цветов; закреплять умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, форму, количество, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Разноцветные шнурочки и крыжечки  способствуют формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно собирать их по тематике.

Д\И «Продолжи дорожку»

Описание игры.

Сделать дорожки белого цвета (из картона) и на них нарисовать извилистые дорожки, а на дорожки  наклеить  цветные кружочки (вырезать их цветной бумаги).

Учить  детей подбирать фигуры по образцу, располагать крышки в логической последовательности, опираясь на словесное описание воспитателя, дети называют цвета, можно предложить им игры – задания.

Существует еще много различных моментов, помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч, но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка, называйте цвет одежды«это платье синего цвета, носочки желтого цвета».

2. Теперь я приглашаю Вас на следующую игру, а в какую, Вы узнаете, отгадав загадки:

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины, (круг)

Обведи кирпич мелком Злая рыба хвост-лопата

На асфальте целиком, Откусила полквадрата –

И получится фигура – Целый угол, верь не верь!

Ты, конечно, с ней знаком Кто ж он, бедненький, теперь?

(прямоугольник) (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

3. Приглашаю поиграть в игру «Блоки Дьениша»

Описание игры.

Я попрошу Вас, из лежащих на столе геометрических фигур собрать произвольное изображение. Работать будем парами.

Данное пособие поможетРазвивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.

Варианты игры:  «Выложи предмет»«Найди пару»«Найди такую же…»«Что изменилось?»«Подбери фигуру» и т. д.

4. Поиграем в следующую игру «Подбери лепестки к цветам» 

На столе лежат геометрические фигуры  разной формы. Вам необходимо разложить все фигуры так, чтобы они превратились в цветы. Эта игра закрепляет знания о геометрических формах, упражняет в их названии;  развивает творческие способности, познавательный интерес, зрительное восприятие цвета, мышление и речь.

Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!

Динамическая пауза 

Я буду давать задание, а вы быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем.

Распределитесь на группы: по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

5.Дидактические игры «Собери машину», «Собери светофор»

Из цветного картона надо вырезать разноцветные грузовички. Игровое задание: дети учатся составлять автомобили из фигур, отбирать нужные по форме и размеру детали; закрепляют представления о светофоре, его сигналах; у них формируется представление о назначении транспорта и светофора; развивается зрительно – двигательная координация, мелкая моторика рук, глазомер; воспитывается интерес к игре.

Заключительный этап

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

 Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Мастер-класс для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактичсекие игры"

Конспект мероприятия с сотрудниками ДООТема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных м...

Мастер- класс для родителей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних ...

Мастер-класс для родителей « Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры в домашних условиях»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольног...

Мастер –класс для родителей: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры в домашних условиях»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток пре...