Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности в современной системе образования РФ
консультация
Управление качеством воспитательной деятельности образовательной организации связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения, которое подразделяется на внешнее и внутреннее. Внешнее обеспечение включает директивные и нормативные документы международного, федерального и регионального уровней. Внутреннее — локальные акты образовательной организации и ее документацию по организации воспитательного процесса. Содержание лекции не предполагает изучение документов регионального уровня и локальных актов образовательной организации, это станет предметом самостоятельной работы слушателей курсов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
- Проанализируйте нормативно-правовые основы воспитательной деятельности в современной системе образования РФ.
Управление качеством воспитательной деятельности образовательной организации связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения, которое подразделяется на внешнее и внутреннее. Внешнее обеспечение включает директивные и нормативные документы международного, федерального и регионального уровней. Внутреннее — локальные акты образовательной организации и ее документацию по организации воспитательного процесса. Содержание лекции не предполагает изучение документов регионального уровня и локальных актов образовательной организации, это станет предметом самостоятельной работы слушателей курсов.
Федеральные нормативные акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Он обеспечивает и защищает конституционные права граждан Российской Федерации на образование, создает правовые гарантии для свободного функционирования и развития системы образования, определяет права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования, регулирует их отношения в данной области.
В законе дается определение государственного образовательного стандарта, который обеспечивает: единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
2. Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 №51-ФЗ);
3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120-ФЗ;
4. Федеральный закон «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ;
5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ;
6. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.95 № 98-ФЗ.
7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. от 29 мая 2015 г. N 996-р.
9. Федеральный закон №124-ФЗ от 23.06.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка»
Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ:
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751;
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761;
3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р;
5. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
8. Примерная программа воспитания, разработанная ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по заказу Министерства просвещения и воспитания Российской Федерации и одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20)
- Какие направления и особенности воспитательной работы вы соотнесете с формированием в ОО службы медиации.
Некоторые направления и особенности воспитательной работы, которые можно соотнести с формированием службы медиации в образовательной организации (ОО):
- Просветительская и профилактическая работа. Включает информирование учеников и их родителей о существовании службы медиации, проведение информационных мероприятий, информирование общественности о результатах работы службы.
- Урегулирование конфликтов. Служба медиации помогает разрешать различные конфликты: межличностные, межкультурные, связанные с деятельностью, поведением, отношениями.
- Формирование коммуникативных компетенций. Служба направлена на совершенствование навыков культуры диалога, конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения.
- Воспитание культуры конструктивного поведения. Служба помогает заложить основу воспитания будущих поколений на основе ценностей жизни, уважения к окружающим и самому себе, справедливости.
- Содействие успешной социализации. Служба медиации способствует снижению напряжённости в детском сообществе, успешной социализации воспитанников и выпускников.
- Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Служба позволяет создать систему защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп.
3. Принципы и способы взаимодействия субъектов воспитательного процесса при возникновении конфликтной ситуации.
Принципы взаимодействия | Способы взаимодействия |
Признание наличия конфликта. Важно не думать, что ситуация разрешится сама собой, а правильно определить проблему, которая привела к конфликту | Сотрудничество. Предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. Эта стратегия позволяет понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них. |
Совместный поиск разрешения. После выявления проблемы конфликта начинается совместный поиск его разрешения. В процессе обсуждения важно не давать оценку высказанным предложениям. | Открытый диалог. Стороны должны быть равны. Анализ ситуации помогает выразить мысли и представления о проблеме, проявить понимание, прояснить общую цель и вместе найти выход из сложившейся ситуации. |
Уважение к инициатору конфликта. За его претензиями стоят существенные причины, которые его беспокоят. | Создание рабочей группы. В неё могут входить непосредственные оппоненты, свидетели, коллеги, классный коллектив. Важно, чтобы соотношение сил было равное. |
Контроль негативных эмоций. Негативные эмоции снижают объективность оценки окружающего, а также вызывают ответную неприязнь со стороны оппонента. | Метод вмешательства «авторитетного третьего». Конфликтующий, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие может некто «третий», пользующийся доверием. |
Уважение к собеседнику. Нужно уважать собеседника, невзирая на то, что он представитель конфликтующей стороны. | Стимулирование. Включает в себя совокупность средств и приёмов, побуждающих воспитанника к определённым действиям. |
Предложение позитивного решения. Необходимо предлагать позитивное решение конфликта, учитывая взгляды противоположной стороны. | |
Создание рабочей группы. Если ситуация затруднительна, конфликт усугубляется и существуют тенденции его перехода на личностный уровень, можно создать рабочую группу по разрешению сложившегося конфликта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая база профессиональной педагогической деятельности
основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам по направлению профессиональной педагогической деятельности...

Нормативно-правовая база профессиональной педагогической деятельности
Документы,с которыми должен быть ознакомлен каждый педагог...

Нормативно-правовые документы для педагогической деятельности
Педагогам ДО необходимо знать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность педагогических работников. Некоторые из них представлены в виде документов или презентаций....

Включение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс как ключевой компонент в решении основопологающих задач современной системы образования
Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования....

«Включение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс как ключевой компонент в решении основополагающих задач современной системы образования» (из опыта работы)
laquo;Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» – одна из приоритетных задач дошкольного образования в соответствии ...

Нормативно-правовая база-основа взаимодействия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Обзор основополагающих нормативных документов, регламентирующих деятельность групп компенсирующей направленности для детей с ТНР в части взаимодействия участников образовательного процесса...

Анализ нормативно-правовых основ воспитательной деятельности в современной системе образования РФ
Воспитательная деятельность в российских образовательных организациях регулируется комплексом законодательных и подзаконных актов, отражающих государственную политику в сфере образования, духовно-нрав...