«Игровые упражнения на развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей
консультация

Развитие познавательных способностей ребенка является важнейшей задачей его всестороннего развития. В этом помогает основной метод развития дошкольника - проблемно-поисковый, при котором активизируются психические процессы, происходит  его обучение. Как известно, основная форма организации детей - игра.  Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Обучение  и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Роль взрослых в этом процессе – помочь в организации обучающих игр. При продуманной организации игра обучает прекрасно! Во время  игрового обучения происходит развитие психических процессов,  что является важнейшей задачей его всестороннего развития.  

Для развития внимания, памяти, мышления дошкольников, а значит познавательных способностей, в консультации представлены игровые упражнения, которые можно применять воспитателям в педагогической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

«Игровые упражнения на развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Воспитатель: Петренко И.Д.

п. Малиновский.

Развитие познавательных способностей ребенка является важнейшей задачей его всестороннего развития. В этом помогает основной метод развития дошкольника - проблемно-поисковый, при котором активизируются психические процессы, происходит его обучение. Как известно, основная форма организации детей - игра. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Обучение и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Роль взрослых в этом процессе – помочь в организации обучающих игр. При продуманной организации игра обучает прекрасно! Во время игрового обучения происходит развитие психических процессов, что является важнейшей задачей его всестороннего развития.

Для развития внимания, памяти, мышления дошкольников, а значит познавательных способностей, далее представлены игровые упражнения, которые можно применять воспитателям в педагогической практике.

Упражнение №1. «Найди картинки»

На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.). Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.

При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.

Упражнение №2 «Кто лишний? »

На столе выставлены 3-6 знакомые ребёнку игрушки (в зависимости от возраста ребенка). Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.

Упражнение №3 «Повтори за мной»

Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.

Упражнение №4 «Кого не стало? »

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.

Упражнение №5 «Кто самый внимательный?»

Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.

Упражнение №6 «Какой предмет лишний?»

Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)

Упражнение №7 «Назови одним словом»

Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша, апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)

Упражнение №8 «Четвёртый лишний»

Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т. д)

При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)

Упражнение №9 «Найди меня»

На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.

Упражнение №10 «Чего не хватает? »

Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.

Упражнение№11 «Какие предметы спрятались? »

Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.

Упражнение №12 «Загадки»

Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.

Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса? » (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как игровая педагогическая технология развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Презентация посвящена поиску новых методик организации дидактических игр. Рассматриваются новые направления в способе организации дидактических nuh/ Лэпбук и бизиборд. Их место в современном детском с...

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

        Детство – пора поисков и ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства познавательная деятельность играет огромное значение в развитии реб...

Папка-передвижка «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Папка-передвижка «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Консультация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Папка-передвижка «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Детство – пора поисков и ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства познавательная деятельность играет огромное значение в развитии ребенка...