Рабочая программа дополнительного образования детей раннего возраста "В мире прекрасного "
рабочая программа (младшая группа)

Федченко Ирина Владимировна

Программа дополнительного образования для детей раннего возраста "В мире прекрасного"

Направленность программы:  программа «В мире прекрасного»  является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы:

Направленность программы:  программа «В мире прекрасного»  является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности.

Адресат программы: Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 3-4 года. Дети набираются в группы одного возраста, в составе от 6 человек, мальчики и девочки. Для приема в группу необходимо желание ребенка, согласие родителей.

Актуальность программы: 

Базируется на анализе предыдущего педагогического опыта и определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы художественно-эстетического развития. Программа позволяет обучающимся овладеть выразительными средствами, эстетическими эталонами и операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта, освоить образный «язык» изобразительного и декоративно-прикладного искусства, развивает восприятия образов отраженных в произведениях искусства, в природном и бытовом окружении. Структура Программы построена таким образом, что позволяет обучающимся в своем эстетическом развитии пройти путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, а также от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и понимания типичного осуществляется под влиянием педагога предающего обучающимся основы социальной и духовной культуры.  Оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями обеспечивается за счет интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности обучающихся на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент). Реализация данной Программы предполагает интеграцию видов художественной деятельности, что наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого обучающегося свободно проявлять свои способности и выражать интересы, тем самым обеспечивая высокий творческий потенциал и привнося в деятельность обучающихся  разнообразие и новизну.

Отличительные особенности программы:

 В Программу включён материал разной степени сложности, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности, что даёт возможность каждому ребенку развиваться с постоянным успехом.

Большое внимание в программе уделяется знакомству с произведениями художников, работающих в разных жанрах, знакомство с произведениями иллюстраторов. Дети учатся изображению различными художественными материалами, обучаются традиционной технике изображения и нетрадиционной.

Включение в программу литературных, театральных, музыкальных произведений, игровых упражнений, направленных на сохранение здоровья детей, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.

Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

Уровень освоения: общекультурный

Объем и срок освоения программы: 32 дня, 32 часа.

Цель и задачи программы:

Цель: формирование у обучающихся эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью через восприятия художественного произведения (произведений искусства)

Задачи программы:

Воспитательные - Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Развивающие - Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

Обучающие - Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание — художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.

Планируемые результаты:

Предметные результаты. 

Обучающийся может экспериментировать с художественными материалами и инструментами;

Метапредметные результаты.

Обучающийся планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  •  Умеет собирать и использовать информацию по теме.
  •  Умеет характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту вещей, предметов, которые окружают человека в повседневной жизни, испытывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
  • Умеет вести диалог, с уважением и интересом относиться к работам ребят.

Личностные результаты.

Обучающийся проявляет творческую активность, эмоциональность, инициативность.

  • Находит оригинальные и вариативные способы решения творческой задачи.
  • Находит адекватные выразительно-изобразительные средства для создания художественного образа;
  • Проявляет индивидуальный «почерк» детской продукции
  • Обучающийся может: воспринимать художественные образы в произведениях искусства и предметы окружающего мира как эстетические объекты .Обучающийся проявлятет индивидуальный «почерк» детской продукции;

Организационно-педагогические условия реализации:

Язык реализации: Осуществляется на государственном языке РФ.

Форма обучения: очная

Особенности реализации: Основной формой обучения детей по программе является занятие в игровой форме. При реализации программы используются методы, каждый из которых является своеобразной игрой для обучающихся (тычок жесткой кистью, тычок мятой бумагой, оттиск поролоном, восковые мелки  и акварель, свеча, отпечатки листьев)

В начале каждого занятия  дети знакомятся с темой, затем проводится теоретическая беседа с наглядной демонстрацией иллюстраций известных художников, изделия декоративно-прикладного искусства. Для сохранения  и укрепления  физического и психического здоровья обучающихся после теоретической части проводятся физкультминутки и пальчиковые гимнастики. Практическая часть проходит под музыкальное сопровождение. Обучающимся предлагается для прослушивания русская народная музыка по теме, или спокойная классическая фоновая музыка. Подобные занятия являются стимулом для развития наиболее важных для психической деятельности  обучающихся видов произвольного воображения- воссоздающего (при прослушивании песен) и творческого (при слушании инструментальных композиций). После практической части  с обучающимися проводится совместный  просмотр работ и их обсуждение.

Взаимодействие с семьями:

  1. Знакомство с Программой – родительское собрание (сентябрь).
  2. Тема и задачи работы – информационный стенд.
  3. Общение с родителями через мессенджер «Whats App» с целью увидеть, чем занимаются дети, какие испытывают затруднения.
  4. Открытые занятия (ноябрь, апрель)

Условия набора и формирования групп: принимаются обучающиеся ГБДОУ детский сад  № 69 «Марина» Красногвардейского района Санкт-Петербурга 

Формы организации и проведения занятий: теоретические и практические занятия, художественная групповая деятельность.

Материально-техническое оснащение: Столы и стулья, шкафы и стеллажи для пособий и различных материалов, репродукции картин, игры на развитие творчества, натюрморты, букеты, диски с музыкальными произведениями), наличие    изостудии.

Кадровое обеспечение: программа реализуется без привлечения иных специалистов

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  3-4 года

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0

1

Тестирование

2

Рисование с  натуры

4

1

3

Наблюдение, практическая работа,

3

Изображение декоративных  мотивов ( геометрические фигуры, растительные узоры)

4

1

3

Наблюдение, практическая работа

4

Изображение животных

4

1

3

Наблюдение, практическая работа

5

Изображение человека

2

1

1

Наблюдение, практическая работа

6

Изображения различных состояний природы

7

1

6

Наблюдение, практическая работа

7

Экспериментирование

4

1

3

Наблюдение, практическая работа

8

Поделки, элементы дизайна

5

1

4

Наблюдение, практическая работа

9

Контрольные и итоговые занятия

1

0

1

Тестирование

Итого

32

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к рабочей программе педагога Федченко Ирины Владимировны

«В мире прекрасного».

2023-2024 учебный год.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

_____ __________________20__Г.

_______________/_____________/

№ п\п

Дата

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

октябрь

Вводное занятие «Рисунок на свободную тему»

1

октябрь

Лепка «Мухомор

1

октябрь

Аппликация «Листопад и звездопад»

1

октябрь

Рисование с натуры

«Яблоко — спелое, красное, сладкое»

1

ноябрь

Лепка

«Вот какой у нас арбуз!»

1

6

ноябрь

Лепка «Вот ежик — ни головы, ни ножек …»

1

7

ноябрь

Рисование «Мышь и воробей»

1

8

ноябрь

Рисование «Зайка серенький стал беленьким»

1

9

декабрь

Рисование с элементами аппликации «Перчатки и котятки»

1

10

декабрь

Лепка из пластилина «Снегурочка танцует»

1

11

декабрь

Рисование «Наша елочка»

1

12

декабрь

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги

«Снегири и яблочки»

1

13

январь

Рисование «Кто-кто в рукавичке живет»

1

14

январь

Лепка сюжетная «Снежная баба-франтиха»

1

15

январь

Рисование «Крючка, Злючка и Закорючка»

1

16

январь

Аппликация «Избушка ледяная и лубяная"

1

17

февраль

Лепка «Веселые вертолеты»

1

18

февраль

Рисование Мышка и мишка»

1

19

февраль

Рисование «Храбрый мышонок»

1

20

февраль

Аппликация декоративная (полихромная, накладная)

"Сосульки на крыше"

1

21

март

Лепка декоративная «Цветы-сердечки»

1

22

март

Рисование «Веселые матрешки»

1

23

март

Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше»

1

24

март

Рисование «Кошка с воздушными шариками»

1

25

апрель

Аппликация «Живые облака»

1

26

апрель

Лепка рельефная «Наш аквариум»

1

27

апрель

Аппликация «Ракеты и кометы»

1

28

апрель

Рисование «Радуга-дуга, не давай дождя»

1

29

май

Аппликация «У солнышка в гостях»

1

30

май

Цыплята и одуванчики

31

май

Рисование. Филимоновские игрушки

32

май

Рисование-фантазирование по замыслу «Путаница-перепутаница». Итоговое занятие

1

Итого за уч. год

32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Особенности организации: 

Совместная познавательная, развивающая, художественная деятельность взрослого и детей.

Программа построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного

мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения

заданий.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий. 

Организация занятий с детьми 3-4 лет:

1.Каждое занятие начинается с приветствия и разговора о настроении каждого ребёнка.

2. Тема занятия, знакомство с техникой выполнения

3. Практическое выполнение задания.

Задачи:

Воспитательные:

-Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

-Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя

-Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

-Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

Развивающие:

-Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

-Развивать интерес к окружающим предметам.

-Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

-Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного

Обучающие:

-Учить правильно держать кисть и карандаш

-Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

-Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

-Знакомить с разнообразием  изобразительных материалов.

-Учить отделять от большого куска глины небольшие кусочки, раскатывать их прямыми  и круговыми движениями.

-Учить  лепить различные предметы состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

-Знакомить с дымковской и филимоновской игрушкой

Планируемые результаты

К концу учебного года обучающийся 3-4 года может:

-Правильно пользоваться  карандашами, кистью и красками.

-Уметь отделять от большого куска глины небольшие кусочки, раскатывать их прямыми  и круговыми движениями.

-Лепить различные предметы состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

-Создавать изображения предметов из готовых фигур

-Украшать заготовки из бумаги разной формы

-Подбирать цвета ,соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, уметь аккуратно использовать материалы

-Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

-Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписью

Содержание программы  3-4 года

1.Тема «Рисунок на свободную тему». Вводное занятие.

Теория: Познакомить детей с мастерской художника, ее оборудованием, рассказать о профессии художника, показать многообразие материалов, которыми он работает. Выявления уровня творческого развития детей .

Практика: рисунок на свободную тему

2.Тема «Мухомор»

Теория: познакомить детей  с конструктивным способом лепки из четырех частей (ножка, шляпка, юбочка, полянка)

Практика: лепка мухомора

3.Тема «Листопад и звездопад»

Теория: знакомство с техникой обрывной аппликации.

Практика: аппликация, освоение техники обрывной аппликации.

4.Тема «Яблоко спелое, красное сладкое»

Теория: знакомство с натюрмортом.

Практика: освоение навыков композиции при рисовании с натуры.

5.Тема «Вот какой у нас арбуз

Теория: знакомство с техникой рельефной лепки.

Практика: освоение рельефной лепки.

6.Тема «Вот ежик ни головы, ни ножек»

Теория: знакомство с техникой вкручивания и вытягивания.

Практика: лепка, освоение лепки животных.

7. Тема «Мышь и воробей»

Теория: знакомство с приемами рисования животных.

Практика: рисование, освоение навыков рисования животных и птиц.

8. Тема «Зайка серенький стал беленький»

Теория: знакомство с техникой рисования зайца.

Практика: рисование, освоение навыков рисования животных.

9. Тема «Перчатки и котятки»

Теория: знакомство с  техникой рисования перчаток

Практика: рисование с элементами аппликации, освоение навыков создания изобразительного образа в смешанной технике.

10. Тема «Снегурочка танцует»

Теория: знакомство  с комбинированной техникой лепки.

Практика: лепка, освоение навыков лепки сказочных героев.

11. Тема «Наша елочка»

Теория: техника рисования ели.

Практика: рисование, освоение навыков создания изобразительного образа деревьев.

12. Тема «Снегири и яблочки»

Теория: знакомство с техникой моделирования.

Практика: моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги, освоение навыков моделирования и стилизации.

13. Тема «Кто-кто в рукавичке живет»

Теория: Знакомство со смешанной техникой рисования.

Практика: рисование, отработка навыков рисования животных.

14. Тема «Снежная баба – франтиха»

Теория: Знакомство с  конструктивной техникой.

Практика: лепка сюжетная, освоение навыков создания сюжетных  изображений в лепки.

15. Тема «Крючка, Злючка, Закорючка»

Теория: Знакомство с графическими изображениями.

Практика: рисование, освоение навыков создания графических изображений.

16. Тема «Избушка лубяная и ледяная»

Теория: техника комбинированная.

Практика: аппликация, освоение навыков создания противоположных образов.

17. Тема. «Веселые вертолеты»

Теория: знакомство с моделированием.

Практика: лепка, освоение навыков моделирования.

18. Тема «Мышка и мишка»

Теория: знакомство с нетрадиционной техникой – рисование мятой бумагой.

Практика: рисование, отработка навыков компоновки и рисования животных.

19. Тема «Храбрый мышонок»

Теория: знакомство с техникой тушевки и графики.

Практика: рисование, освоение графических навыков рисования.

20. Тема «Сосульки на крыше»

Теория: знакомство с объемной аппликацией.

Практика: аппликация, освоение навыков создания изобразительного образа в смешанной технике.

21.Тема «Цветы-сердечки»

Теория: техника рельефная лепка.

Практика: лепка, отработка навыков  рельефной лепки.

22. Тема «Веселые матрешки»

Теория: Декоративно – прикладное искусство.

Практика: рисование, освоение навыков создания декоративно – прикладных образов.

23. Тема «Сосульки на крыше»

Теория: смешанная техника в аппликации.

Практика: аппликация с элементами рисования, освоение навыков создания изобразительного образа в смешанной технике.

24. Тема «Кошка с воздушными шарами»

Теория: знакомство с нетрадиционной техникой рисования свечой.

Практика: рисование, отработка навыков графического рисования.

25. Тема «Наш аквариум»

Теория: рельефная техника.

Практика: лепка, отработка навыков рельефной лепки.

26. Тема «Живые облака»

Теория: объемная аппликация.

Практика: аппликация, отработка навыков создания объемной аппликации.

27. Тема «Ракеты и кометы»

Теория: композиция в аппликации.

Практика: аппликация, отработка навыков композиции в аппликации.

28. Тема «Радуга-дуга,  не давай дождя»

Теория: техника рисования по сырому листу.

Практика: рисование, освоение техники рисования  по сырому листу.

29. Тема «У солнышка в гостях»

Теория: закрепление умений композиционных и технических навыков в аппликации.

 Практика: выполнение аппликации

30. Тема «Цыплята и одуванчики»

Теория: знакомство с монохромной композицией на цветовом поле

Практика: рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционным способом ( ватными палочками, пальчиком)

31. Тема «Филимоновские игрушки»

Теория: продолжение знакомства с филимоновской игрушкой

Практика : лепка филимоновской игрушки

32. Тема «Путаница – перепутаница». Итоговое занятие.

Практика: рисование фантазирование, закрепление освоенных техник.

Календарный учебный график

педагога Федченко Ирины Владимировны

программа «В мире прекрасного»

2023-2024 уч. г.

УТВЕРЖДЕН

Заведующий

_____ __________________20__Г.

 _________________Е.А. Винокурова

 

Год обучения, номер группы

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Первый, группа № 1

2 октября 2023

31 мая

2024

32

32

32

Среда

16-16.30

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(методика Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой)

  1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
  1. искренность, непосредственность;
  2. увлеченность;
  3. интерес;
  4. творческое воображение;
  5. характер вхождения в образ;
  6. специфические способности.
  1. Характеристика качества способов творческой деятельности:
  1. применение известного в новых условиях;
  2. самостоятельность в нахождении способов (приемов), новых для ребенка;
  3. нахождение оригинальных способов (приемов) создания образа;
  4. создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
  1. Характеристика качества продукции:
  1. нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
  2. соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;
  3. проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа.

Уровень подготовки знаний дошкольников

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова)

Анализ продукта деятельности

1. Форма

  • 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
  • 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
  • 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция

  • 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
  • 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет

  • 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
  • 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
  • 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна

  • 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
  • 2 балла – справляется при помощи взрослого;
  • 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности

  1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
  2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
  3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.

Педагогический анализ

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:

  1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
  2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
  3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
  4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.
  5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
  6. Общая ручная умелость.

Ожидаемый результат

  1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  2. Расширение и обогащение художественного опыта.
  3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  4. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).
  5. Формирование навыков трудовой деятельнос

Диагностическая карта

  0 – не соответствует возрасту; 1 – частично соответствует возрасту; 2 – соответствует возрасту полностью.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Уровень развития

Эстетическая компетентность

Творческая активность

Эмоциональность

(возникновение «умных эмоций»)

Креативность

(творческость)

Произвольность и свобода поведения

Инициативность

Самостоятельность и ответственность

Способность к самооценке

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

0-6 баллов – низкий уровень;

7-13 баллов – средний уровень;

14-16 баллов – высокий уровень.

Список литературы

1. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: «Карапуз-дидактика», 2018.

2. И.А. Лыкова «Цветные ладошки». Программа художественного воспитания, обучения и развития. - М.: «Карапуз-дидактика», 2018.

3. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: «Карапуз-дидактика», 2018.

4. И.А. Лыкова «Цветные ладошки». Программа художественного воспитания, обучения и развития. - М.: «Карапуз-дидактика», 2018



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация ППО "Нетрадиционные техники рисования в дополнительном образовании детей раннего возраста"

Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования пальчиками и ладошками....

Малыш и музыка. Музыкальное образование детей раннего возраста.

Статья о важной роли музыкального воспитания в развитии детей раннего возраста....

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...

Эстафета педагогического мастерства "Культурные практики в образовании детей раннего возраста"

Прелставляю свой доклад - вступительное слово «Зарождающиеся культурные практики в раннем возрасте», на межрайонном мероприятии....

Педагогический совет на тему: "Экологическое образование детей раннего возраста"

Средствами природы мы формируем у детей милосердие, доброту, сопереживание. Цель экологического воспитания детей раннего возраста согласована с концепцией дошкольного воспитания, которая ставит задачу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с 2 - 3 лет II группы раннего возраста «» Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей группы раннего возраста разработана в соответствии...