Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства
консультация (старшая, подготовительная группа)
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В старшем возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей общей работы, умение готовить заранее всё необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В старшем возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей общей работы, умение готовить заранее всё необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования; умения намечать последовательность работы, распределить обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т. д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми; умением работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, и корректной форме делать замечания и давать советы.
Одним из способов трудового воспитания рассматривается разные виды дежурств в детском саду. Формы его организации: поручения, дежурства и коллективный труд детей могут позволить решить вопросы развития у детей трудовых умений и навыков.
Дежурство-форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурства происходит ежедневно. Дежурство ставит ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое — делать все быстро и аккуратно и второе — если товарищ от тебя отстал — помоги. На протяжении всего дежурства воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно ценится проявления творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощрение желания дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех. При назначении дежурных следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Дежурство по подготовки к занятиям требует сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, нужно помочь детям, напомнить, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Дежурство в уголке природы организуется так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание растениям. Таким образом у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность. Дежурные по уголку природы должны поливать, рыхлить, протирать листья комнатных растений, отмечать погоду в календаре природы.
Дежурные на занятиях должны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить их на столах; после занятия они аккуратно все убирают. Дежурные по столовой договаривается, кто за какими столами будет дежурить: вымыв руки и надев передники, ставят тарелки и бокалы на столы, проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, приглашают к столу детей. После еды убирают грязную посуду, протирают столы, подметают пол. Следует учитывать, что прямое замечание или высказанное неудовлетворение качеством работы может вызвать у ребенка негативное отношение, нежелание продолжать работу, обиду. Учитывая это, воспитатель предупреждает нежелательные поступки. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает детям задания в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения», «Подготовьте столы к занятиям». Это требует от детей последовательности работы. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устанавливается доска дежурств, содержащая информацию, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях. Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. В конце дежурства обсуждается с детьми качество выполненной работы. В результате такой организации дежурств и учета работы дежурных, воспитатель получает обширный материал о каждом ребенке в отдельности и звена в целом, что помогает осуществлению индивидуального подхода. Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях. Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединение детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Организации процесса дежурства происходит в виде соединения детей в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом предполагается, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желательному результату только в том случае, если обращать внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление обучать навыкам другого ребенка, оставаясь при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. При организации дежурств приходится уделять внимание сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, в том, чтобы он не носил формальный характер, а был конкретным, необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряя их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение их действий укрепляет уверенность в своих силах. Воспитатель всегда опирается на помощь дежурных, всячески подчеркиваю ее важность, и у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличивается требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности. Точно также нужно продумываю и работу по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, то дети за раннее могут готовить своё рабочее место, а дежурные ту часть необходимого раздаточного материала. Это тем более важно, потому что приучает детей к будущей работе в школе (продумывать, что нужно достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определенной последовательности). Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой. В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это следует учитывать, поручать, им дежурить вместе. Дежурство как форма трудового воспитания важна для детей старшего дошкольного возраста, потому что дети этого возраста хорошо развиты физически, но у них продолжает развиваться психологические процессы. Дежурство приучает ребенка планировать, организовывать, быть ответственным. В процессе выполнения трудовых поручений дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся ставить цель и выполнять задание до конца. Разные виды дежурств помогают детям познакомиться с разными способами самообслуживания и умение поддерживать порядок в окружающем его пространстве.
Следовательно, дежурство может быть рассмотрено, как эффективная и основная форма трудового воспитания и развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурств"
Раскрывается важность проблемы воспитания чувства ответственности в процессе разных видов дежурств....

Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы на педсовет...
Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности
Использование метода проектов для развития изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления творческих работ для участия в конкурсах, выставках...

Перспективный план работы с родителями по проблеме формированию конструктивных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста через оригами
перспективный план работы с родителями по формированию конструктивных умений и навыков старшегот дошкольного возраста через оригами...

Использование элементов аквагимнастики как средство повышения плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Проблема научить плавать и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по разв...

Методические рекомендации по использованию игр, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста»
Основные проблемы современного нравственного воспитания ребенка заключаются: в разладе между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения; от...
Папка передвижка "Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства."
Цель: формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда....
