Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
материал

Феденых Наталья Владимировна

Цель: Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей с ОНР.

Задачи:

1.  Познакомить родителей с понятием «фонематический слух».

2.  Побудить родителей использовать в семейном досуге игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_trening.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

Цель: Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей с ОНР.

Задачи:

1.  Познакомить родителей с понятием «фонематический слух».

2.  Побудить родителей использовать в семейном досуге игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха.

Материал:  презентация «Развитие  фонематического  слуха»,  аудиозаписи  природных  и  бытовых шумов,  буклет  для  родителей «Игры  для  развития  фонематического  слуха  у  детей»,  подборка речевых игр.

 

Ход:

I. Вступление.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребѐнок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился  в  школе?  Грамотная,  четкая,  правильная  и  лексически  богатая  речь  очень  важна  для  человека.

Развитие  речи  должно  основываться  на  фонематическом  восприятии.  Но  если  у  ребѐнка  нарушен  или недостаточно  сформирован  фонематический  слух,  это  может  помешать  овладению  процессами  чтения  и письма. Например: ребѐнок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

1.  Замены  звонких  согласных  парными  глухими  и  наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»),

2.  Замены  мягких  согласных  соответствующими  твердыми  и  наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»,

3.  Замены  свистящих звуков ([с], [з], [ц]) шипящими ([ш], [ж], [ч], [щ]) ( «сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т. д.).

4.  Разнообразные  буквенные  замены  в  группе  сонорных согласных ([р], [р"], [л], [л"]) и [й] ( «глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т. д.).

Речевой и неречевой слух.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы.

Неречевой слух – это восприятие и способность ориентироваться в неречевых звуках, к которым относятся музыка, природные и бытовые шумы.

Вот  сейчас  посмотрим,  у  кого  хорошо  развито  слуховое  внимание  и  неречевой  слух,  поиграем  в игру «Угадай, что звучит?» (аудиозаписи бытовых и природных шумов).

Понятие речевого слуха.

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного.

Речевой слух делят на:

  • фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
  • физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
  • звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
  • тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
  • ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.

Речевой  слух  позволяет  осуществлять  контроль  над  произносимым  текстом,  приспосабливаться  к  тону собеседника,  контролировать  слуховое  восприятие  речи  и  звучание  собственного  голоса.  При  нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму.

Что же такое «фонематический слух»?

Фонематический  слух (фонематика) –  различение (анализ  и  синтез) звуков (фонем) частей  речи,  которое

является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Это способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток)
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Фонема – это звук, который придаѐт слову определѐнный смысл. Возьмѐм, к примеру, пару слов: сом – дом.

Звучат похоже, различаются всего одной фонемой и имеют совершенно разный смысл: сом  – рыба, дом – строение.

При  несформированности  речевого (фонематического) слуха  ребѐнок  воспринимает (запоминает, повторяет,  пишет) не  то,  что  ему  сказали,  а  то,  что  он  услышал,  что-то  точно,  а  что-то  очень приблизительно. Пример, «игла» превращается  во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина  каша» в «мыши  на  машине» и т. д.

Фонематическое восприятие.

Хорошо  подготовить  ребенка  к  школе,  создать  основу  для  обучения  грамоте  можно  только  в  процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический  слух  —  это  способность  воспринимать  на  слух  и  точно  дифференцировать (значит различать звуки, например: Мишка – миска, коза – коса, крыша, крыса) все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие– первая ступень в овладении грамотой.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Преодоление  недоразвития  фонематического  слуха  достигается  путем  целенаправленной,  кропотливой работы  по  коррекции  звуковой  стороны  речи  и  развитию  фонематического  слуха.  Поэтому  наша  задача состоит  в  том,  чтобы  научить  детей  правильно  воспринимать  и  различать  звуки  речи.  А  помогут  в  этом специальные  игры,  в  которые  вы  можете  поиграть  с  ребенком  дома.  Помощь  родителей,  всех  взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребѐнку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

II. Игры с родителями.

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе поиграем в игры, которые помогут развить фонематический слух у ваших детей. Вы выступите в роли детей.

1. Игра «Будь внимательным!»
Цель: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

2. «Звуковая цепочка».

Цель: развитие слухового внимания, памяти.

Предлагаю прослушать цепочки звуков (звуковой ряд, сначала внимательно еѐ послушай, а затем повторить их. Постепенно объѐм цепочки увеличивается. Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки.

Рекомендации: самое главное – постепенное увеличение объѐма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребѐнок легко справляется с предыдущим упражнением.

3. Игра «Назови картинки».

Цель: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите  и  покажите  предметы,  в  названии  которых  есть  звук [ш].  Например,  картинки:  машина,  мышь, банка, тапки, шапка.

4. Игра «Придумай имя».

Цель; учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте  имя  мальчику (девочке) на  заданный  звук.  Например: [н] –  Настя,  Надя,  Наташа; [в] –  Ваня, Валера, Вася, Валя.

5. Игра «Назови последний звук в слове».

Цель: учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [м], дуб – [п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ([я], [е], [ѐ], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]).

6. Игра «Отгадай слово» (карточки).

Цель: учить составлять слова по первым звукам предметов на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

7. Игра «Определи место звука в слове».

Цель: развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина).

Определите,  где «живет» заданный  звук  в  слове:  в  начале,  в  середине  или  в  конце  слова.  Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

8. Игра «Прохлопай слова».

Цель: учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога). Напоминаю  правило  русского  языка: «Сколько  в  слове  гласных  звуков,  столько  и  слогов».  Для определения  количества  слогов  можно  использовать  и  такой  приѐм:  кулачки  прижать  к  подбородку  и произносить  слово  по  слогам,  как  бы  ритмизируя  его.  Сколько  раз  подбородок  опустится  вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

9. Игра «Позови слово».

Цель: учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в  слове.  Напоминаю,  что  ударный  гласный  произносится  в  слове  более  длительно,  протяжно. Например: «ноооты» – ударный гласный [о].

10. Игра «Твѐрдый-мягкий»

Цель: учить определять на слух твѐрдый или мягкий звук в начале слова.

Выкладываются на стол предметные картинки и два домика – синий и зелѐный. К синему домику будем подбирать предметные картинки, названия которых начинаются с твердого звука, а к зелѐному домику предметные картинки, название которых начинается c мягкого звука.

11. Игровое задание «Составь звуковую схему слова» (карточки со словами; цветные кружочки).

III. Рефлексия.

Экспресс-тест:

Выберите один из вариантов ответа:

1. Фонематический слух это:

а) способность различать речевые звуки;

б) способность различать фонограммы;

в) способность различать музыкальный фон.

2. Неречевой слух это:

а) умение анализировать услышанные звуки речи;

б) восприятие и способность ориентироваться в неречевых звуках.

Самопроверка:  на  доске  написаны  правильные  варианты  ответов: (А,  Б).  Обсуждение  результатов самопроверки.

Предлагаем поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с экрана: Мне понравилось … Сегодня я узнала…было интересно…было трудно…я выполняла задания… Я поняла, что…теперь я могу… Я почувствовала, что…я приобрела… Я научилась…я попробую… меня удивило… мне не понравилось…

Обмен  впечатлениями  от  встречи,  раздача  буклетов  для  родителей «Упражнения  для  развития фонематического слуха у детей» с описаниями игр, представленных выше.

IV. Заключение.

Наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить. Надеемся, что смогли  убедить  Вас  в  необходимости  развития  фонематического  слуха  у  детей  и  в  том,  что  только совместными усилиями мы поможем каждому ребѐнку хорошо подготовиться к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей"

В буклете  представлены игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста....

Рекомендации родителям "Развитие фонематического слуха у детей"

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.Развитие фонематического слуха ...

Рекомендации родителям "Развитие фонематического слуха у детей"

Буклет: игры на развитие фонематического слуха для детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста....

Мастер- класс для детей и родителей "Развитие фонематического слуха у детей"

упражнения и задания для совместного выполнения с ребёнком дома...

Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей с ОНР....

Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

Цель – Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей с ОНР  III уровня речевого развития....