Адаптированная образовательная программа ЗПР
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающей направленности «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом и.о. директора МДОАУ
протокол № 1 д/с «Золотой ключик»
«30» августа 2022 г. _____________Е.Ю. Малахова
Приказ № 229-ОД от 30.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГАММА
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕДА
МДОАУ д/с «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы:
учитель-логопед
Мошкина Жанна Валерьевна
г. Пыть-Ях
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАДЕЛ | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи по реализации Программы | 3 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.4. | Характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи | 5 |
1.5. | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
Обязательная часть | ||
2.1. | Описание коррекционной- развивающей деятельности учителя-логопеда | 7 |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 9 |
2.3. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 14 |
2.4. | Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей | 16 |
3.ОГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Описание материально- технического обеспечения Программы | 17 |
3.2. | Организация предметно-пространственной развивающей среды | 18 |
3.3. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания. | 19 |
Литература | 20 | |
Приложение | 21 | |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по логопедическому сопровождению воспитанников с задержкой психического развития (далее Программа) разработана для воспитанников, имеющих (по заключению ТПМПК) статус обучающегося с задержкой психического развития, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155, с учетом адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психич6еского развития (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой и локальными актами МДОАУ д/с «Золотой ключик».
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст.14 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Программа направлена на:
- обеспечение коррекции нарушения развития детей с задержкой психического развития, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение воспитанниками с задержкой психического развития Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
1.2. Цели и задачи по реализации программы
Цель Программы: оказание логопедической помощи воспитанникам с задержкой психического развития в освоении адаптированной основной образовательной программы МДОАУ д/с «Золотой ключик». Организация специальных условий для устранения речевых недостатков у воспитанников с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, способствующих эффективному усвоению ими содержания образования.
Задачи:
Образовательные:
-формирование навыков учебной деятельности
-расширение представлений детей об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Коррекционно-развивающие:
-систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми:
а) формирование и развитие артикуляционных навыков, речевого дыхания, фонематического слуха у детей с нарушением речи;
б) коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
в) развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установленной звуковой структуры слова);
-уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
-осуществление преемственности в работе с родителями законными представителями) детей, посещающих детский сад.
Воспитательные:
-воспитание коммуникативности, успешности в общении;
-воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляются с учетом следующих принципов:
1.Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
2.Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой.
3.Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.
4.Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.
5.Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.
6.Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
7.Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
8.Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
В программе учитываются следующие подходы:
- личностно-ориентированный подход -ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей;
- деятельностный подход -предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней;
-комплексный подход-выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря интеграции усилий педагогов и семей воспитанников.
1.4. Характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития
Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном
возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запомнить много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с задержкой психического развития догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.
Память. Дети с задержкой психического развития плохо запоминаю
информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия. Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации.
Восприятие. Из – за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях
у детей с задержкой психического развития складывается фрагментарное представления: общая картинка есть, но часть все равно отсутствует. Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.
Внимание. При задержке психического развития ребенку трудно долго
удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается, неусидчив.
Мышление. Образное мышление у таких детей нарушено, то есть, они не
могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно – следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый. Самостоятельно ребенок не может сделать какой- то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т.д.
Речь. Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые
нарушения, как: дислалия (неспособность произносить звуки про нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением). Дети с задержкой психического развития часто поздно начинают говорить, неправильно произносить многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение.
Таким образом, задержка психического развития- это сложное
полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально- волевой, социально – личностной, познавательной, коммуникативно – речевой, моторной сфер. Все перечисленные особенности обуславливают низкий уровень овладения детьми с задержкой психического развития коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью.
Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого
развития детей с задержкой психического развития обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:
- отставание в овладении речью как средством общения и всеми
компонентами языка;
- низкая речевая активность;
- бедность, недифференцированность словаря;
- выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования,
словоизменения, синтаксической системы языка;
- слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и
словесного отчета;
- задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых
речевых высказываний;
- трудности в осознании звуко – слогового строения слова, состава
предложения;
- недостатки устной речи и несформированность функционального базиса
письменной речи обуславливают особые проблемы при овладении грамотой.
- недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях
понимания значения слова, логико –грамматических конструкций, скрытого смысла текста.
Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи,
эмоционально – волевой сферы обуславливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с задержкой психического развития в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. А именно на этих компонентах основано формирование универсальных учебных действий. Важнейшей задачей является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к началу школьного обучения.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок; у него сформированы элементарные навыки звукового анализа, это обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешить конфликт.
Ребенок владеет воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
-понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
-пользоваться в самостоятельной речи простыми и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказах;
-владеть элементарными навыками пересказа;
-владеть навыками диалогической речи;
-владеет навыками словообразования: продуцировать названия прилагательных от существительных, уменьшительно- ласкательных форм существительных проч.;
-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
-владеть элементами грамоты; навыками печатания некоторых букв, слогов в пределах программы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. Вся индивидуально-коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
1.Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
-развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
2.Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.
3. Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С’, З’;
- шипящий Ш;
- сонор Л;
- шипящий Ж;
- соноры Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
4.Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок»,
«Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,
«Погреем руки»;
- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
5. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах
- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З, не автоматизируются в обратных слогах.
- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
- Р, Р' можно начинать автоматизировать и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации
в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно
вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки. Стишки с данным словом.
Дифференциация звуков:
- С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;
- Ж – З, Ж – Ш;
- Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;
- Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
Коррекция нарушения слоговой структуры слова параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта, и выбираемых с учетом возраста воспитанников, особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей детей.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителей (законных представителей) и педагогов учреждения.
Работа по речевому развитию детей проводится не только учителем-логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром и т.д. Родители (законные представители) ребёнка и педагоги детского сада по мере возможности закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического
воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
Практические методы (упражнения игры и моделирование).
Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.
1.Подражательно-исполнительские методы. Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).
2.Конструирование. Используется при устранении оптической дисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.
3.Упражнения творческого характера. Использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
− осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;
− систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, в режимные моменты с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);
− постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;
− самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью учителя-логопеда, с механической помощью и т. д.);
− дифференцированный анализ и оценка выполнения.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).
С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
− модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
− быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
− должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.
Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения (показ, показ с называнием, демонстрация, наблюдение, приёмы работы с техническими средствами).
Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
Наглядные средства должны:
− быть хорошо видны всем;
− подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
− соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
− сопровождаться точной и конкретной речью;
− словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.
Использование пособий может преследовать различные цели:
- коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),
- развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),
-развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),
- закрепление правильного произношения звука,
- развитие лексического запаса слов,
- развитие грамматического строя,
- развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
Воспроизведение аудиозаписей сопровождаются беседой учителя-логопеда, пересказом. Аудиозаписи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия (речевой образец, приём имитации, указания, словесные упражнения, повторение – сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое; вопросы –прямые, наводящие; рассказ, беседа, чтение, объяснение, устный инструктаж).
В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.
Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
Предварительная беседа. Учитель-логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.
Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.
Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:
− опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
− соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
− активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
− вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
− характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
Задачи беседы:
1. Развитие познавательной деятельности.
2. Закрепление правильного произношения.
3. Уточнения грамматической структуры предложений.
4. Закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом учитель-логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.
В работе с детьми делается упор на методологические подходы развивающего обучения:
− необычное начало занятия;
− удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
− предусмотрительность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
− не оставление без внимания ни одного ответа;
− развитие речи в любых формах деятельности;
− учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
− обучение видению многовариативности выполнения задания;
− поддержка у детей ощущения успешности.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в Программе:
− организация санитарно-эпидимиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
− обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятиях;
− учёт возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребёнка;
− дыхательная гимнастика;
− пальчиковая гимнастика;
− артикуляционная гимнастика;
− су-джок-терапия;
− кинезитерапия;
− физминутки.
Формы реализации Программы (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Формы обучения:
Простые формы обучения: беседа; чтение литературных произведений; обучение в повседневной жизни/режимные моменты и т.п.;
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях:
− традиционная форма работы: занятие/ООД; занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга); занятия в центрах активности; конкурс; праздничный вечер и др.;
− комплексные формы обучения создаются, как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм: дни открытых дверей; недели театра, книги, музыки, спорта, конкурс чтецов и т.д.
Способы обучения совместной деятельности учителя-логопеда с ребёнком:
− с одним ребенком;
− с подгруппой детей.
Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, сложности материала.
Основную нагрузку несёт индивидуальная логопедическая работа, которая проводится не реже 2-х раз в неделю с ребёнком. Частота проведения индивидуальных занятий и их продолжительность определяются характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребёнка. Интервал между индивидуальными занятиями можно исключить, если работу с ребенком начинать по дороге в кабинет (например, игры «Посчитаем ступеньки», «Что впереди, что позади» и др.). Индивидуальные – цель которых – подбор комплекса артикуляционных упражнений, упражнений на развитие речевого дыхания, голоса, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для различных нозологических форм речевой патологии. Учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции.
Задачи индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционной моторики;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков;
- развитие речевого дыхания и голосообразования;
- постановка отсутствующих или искажённых звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Структура индивидуального логопедического занятия:
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения, упражнения для развития мимических мышц.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по формированию речевого голоса.
5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
9. Формирование лексико-грамматических представлений и связной речи.
10. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
В зависимости от этапа работы над звуком структурное содержание занятия может варьироваться. Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться исходя из индивидуальных особенностей детей.
Индивидуально-подгрупповые: для занятий в подгруппах объединяются дети, имеющие идентичные нарушения звукопроизношения (не более трёх детей).
Продолжительность подгруппового занятия не должно превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста, в соответствии с СанПином.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы.
На данных занятиях осуществляется:
- расширение лексического запаса;
- закрепление грамматических категорий;
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
-отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов;
-развитие связной речи.
Средства реализации Программы (средства обучения) – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и воспитанников для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения: центр речевого развития в групповых помещениях (материалы по лексическим темам, демонстрационные картины, предметные картины, игрушки, дидактические игры, сюжетные картины, иллюстрации, аудиозаписи, мультимедийные презентации).
Учитель-логопед и педагоги используют весь комплекс форм работы, методов и средств реализации Программы. Формы, способы, методы и средства реализации Программы, применяемые педагогами. Учреждения для всех направлений работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям дошкольников.
ей — как в речевом, так и в общем развитии.
2.3. Формы работы с родителями по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего
- в семье и в семейных отношениях.
В дошкольном учреждении к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, театрализованных представлениях, экскурсиях.
Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, мастер-классы.
Логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на индивидуальных консультациях, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют». Материалы «Родительских уголков» помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке.
Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий, участвуя в их подготовке и художественном оформлении, подключаясь к работе на разных этапах занятия. В группах компенсирующей направленности учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Взаимодействие с родителями
Форма работы | Цель | Сроки проведения |
Родительское собрание | На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. В течение учебного года целесообразно провести три родительских собрания. | В течении года, по плану |
Тематические консультации | Логопед консультирует родителей по вопросам, связанным с особенностями обучения детей, с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными. | Ежедневно, по запросам родителей |
Оформление уголка для родителей | Стенды для родителей логопед оформляет систематически раз в месяц, обновляя материал. На стенде помещаются материалы по формированию звукопроизношения у детей; материалы о развитии речи детей в норме и при патологии; советы родителям по преодолению недоразвития речи; игры, речевой материал, который родители могут использовать для занятий с детьми дома; текущая информация. | Еженедельно |
Собеседование. Рекомендации родителям по проведению занятий с детьми в летний период | Подготовка методических рекомендаций для родителей по закреплению навыков правильной речи. | По итогам года |
Консультации для родителей в печатном формате | Различные темы по речевому развитию детей. | В постоянном доступе |
Выполнения домашних заданий | В тетради прописываются домашние задания для каждого ребенка индивидуально. | Ежедневно |
2.4. Содержание образовательной деятельности
Направления коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования воспитанников с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у детей с ЗПР особых потребностей в адаптации к освоению образовательной программы, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии детей с ЗПР;
-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР в освоении адаптированной образовательной программы, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации детей с ЗПР;
-информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ЗПР, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).
Содержание направлений работы учителя - логопеда
Диагностическая работа включает:
- изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях детей с ЗПР, представленных в заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
- комплексный сбор сведений о воспитанниках с ЗПР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;
- выявление симптоматики речевого нарушения у воспитанников с ЗПР;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ЗПР;
-анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи детям с ЗПР;
-осуществление мониторинга динамики развития детей с ЗПР, их успешности в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-системное и разностороннее развитие речи у воспитанников с ЗПР;
- совершенствование коммуникативной деятельности;
-развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у детей с ЗПР;
- развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);
-формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации детей с ЗПР;
-достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах занятий и вне их, различных коммуникативных ситуациях
Консультативная работа включает:
-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с задержкой психического развития для всех участников образовательного процесса;
-консультирование педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и детям, их родителям (законным представителям) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР;
-проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) воспитанника.
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Описание материально- технического описания Программы:
Условия, созданные в кабинете, обеспечивают психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребёнка. Помещение оборудовано в оптимальной цветовой гамме, соблюдается уровень освещённости. Место для работы с ребёнком оформлено в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями, что способствует организации неформального, игрового общения учителя-логопеда с ребёнком. Площадь кабинета позволяет рационально разместить логопедические материалы.
Материально-техническое обеспечение соответствует требованиям СанПиН. Расположение мебели и пособий обеспечивает ребенку постоянный визуальный контакт со взрослыми.
Кабинет логопеда | ||
1 | Настенное зеркало | 1 |
2 | Стол для детей | 1 |
3 | Стол для логопеда | 1 |
4 | Стулья детские | 6 |
5 | Полка «Горка» для пособий, картотек и игрушек | 1 |
6 | Шкаф (стеллаж) открытый для пособий | 1 |
7 | Палас | 1 |
8 | Шкаф закрытый для пособий и игрушек | 1 |
9 | Дидактический матераил по лексическим темам | 10 |
10 | Магнитная доска | 1 |
11 | Набор для творчества магнитная мозайка | 1 |
12 | Деревянная игрушка «Курочка ряба» | 1 |
13 | Пирамидка «Жирафик» | 1 |
14 | Пирамидка напольная | 1 |
15 | Деревянные кубики томик | 5 |
16 | Таблица кубики Н.А. Зайцева | 1 |
17 | Набор «Тактило» | 1 |
18 | Логические блоки Дьенеша | 1 |
19 | Игрушка шнуровка (деревянная) | 1 |
20 | Кукла | 1 |
21 | Цветные счетные палочки Кюзинер | 1 |
22 | Развивающая игра «Ладошки» | 1 |
23 | Краснокамская игрушка | 1 |
24 | Набор вееров «Гласные, согласные, цыфры» | 1 |
25 | Счетные палочки | 2 |
26 | Песочные часы (1 мин, 5 мин, 15 мин, 20 мин) | 4 |
27 | Набор логопедических зондов | 8, 7 |
28 | Мозайка | 2 |
29 | Су Джок | 2 |
2.2. Организация предметно-пространственной развивающей среды
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда:
1. Создает возможности для успешного устранения речевого дефекта;
2.Преодоления отставания в речевом развитии;
3.Позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности;
4.стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности;
5.помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Логопедический кабинет так же, как и групповые помещения, имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
1.Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Методическая литература по коррекции речи детей;
- Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
2.Информационная зона для педагогов и родителей.
Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
3.Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.
4.Зона подгрупповых занятий.
Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, учебными планшетами, детскими столами.
В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.
2.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Для реализации задач Программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы:
- Е.Ф. Архипова, «Логопедическая помощь детям раннего возраста»
- Н В. Нищева, «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»
- Н. В. Нищева «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)»;
- Н.В. Нищева «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи» (речевая карта прилагается);
- Н.В. Нищева, «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп»
- Н.В. Нищева, «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет»
- О. А. Новиковская, «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет»
- О.А. Новиковская, «Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет»
- О.А. Новиковская, «Логопедическая азбука»
- О.Б. Иншакова «Обследование устной речи детей»;
- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»
Список литературы:
- Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80;
- Нищева Н.В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет / Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.;
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.;
- Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно- тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 3 до 5 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.;
- Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно- тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 5 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.;
- Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Цифровые образовательные ресурсы
https://vk.com/rechecvetik
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24076
http://moyschool3.68edu.ru
.
Приложение
Перспективный план коррекционно-развивающей деятельности при ЗПР
Направления работы | I период обучения | II период обучения | III период обучения |
Развитие общих речевых навыков | 1.Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата. 2.Обучения детей короткому и бес шумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плановому вдоху не надувая щеки). 3.Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. | 1.Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. | 1.Продолжить работу над речевым дыханием. 2.Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
Звукопроизношение | 1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастике) 2.Уточнение произношение гласных звуков и наиболее легких согласных звуков. 3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа) | 1.Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2.Автоматизация и дифференция поставленных звуков. | 1.Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа) 2. Автоматизация и дифференция поставленных звуков. |
Работа над слоговой структурой 1 слова | 1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова | 1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова, в середине. | 1.Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением |
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического ,слогового, анализа предложения | 1.Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2.Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.) 4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.). 5. Подбор слов на гласные звуки. 6. Знакомство с согласными звуками 7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). | 1. Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з']; [ц], [ш], [ж], [ш], [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч. 2. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом). 3. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука. 4. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово». 5. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв. | 1. Знакомство со звуками [и], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство буквами И, Л, Р 2. Обучать звуковому анализу слов из 3звуков без наглядной основы 3. Закрепить навыки слогового анализа слов 4.Обучать навыку послогового слитного чтения слов 5.Полный звуковой анализ и синтез трех звуковых СЛОВ С изученными звуками (ива, мак и т.п.) |
Лексика | Расширение и уточнение словаря по темам: «Игрушки», «Осень», «Фрукты, сад», «Овощи, огород», «Поздняя осень» «Человек, части тела человека». | Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима, зимующие птицы»; «Зимние забавы и развлечения»; «Новый год»; «Моя семья»; «Посуда. Продукты питания»; «Профессии»; «Мебель. Квартира»; «Одежда. Обувь. Головные уборы»; «Папин праздник – День защитников Отечества» | Расширение и уточнение словаря по темам: «Мамин праздник – 8 Марта»; «Ранняя весна»; «Перелетные птицы»; «Насекомые»; «Весна. Сады цветут!»; «Мой город. Моя улица»; «День Победы», «Труд людей весной. Парк, сад, огород»; «Времена года». |
Грамматический строй речи (по лексическим темам периода) | 1.Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. 2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. 3.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 4.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 5.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п. | 1.Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3.Согласование существительных с числительными. 4.Образование названий детенышей животных. 5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7.Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за).Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. | 1.Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из под), закрепить правильное употребление предлогов. 2.Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3.Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый— быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый). 4.Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами. 5.Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар). |
Развитие связной речи | 1.Составление простых распространенных предложений. 2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3.Обучение составлению описательных рассказов по различным лексическим темам с использованием опорных схем и мнемотаблиц. 4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). | 1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы. 2.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. | 1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 2.Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. |
Развитие мелкой моторики | 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода). 2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой | 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Работа по развитию конструктивного праксиса. 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по темам II периода). 4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради. | 1. работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. работа по развитию конструктивного праксиса. 3. продолжить работу по обводке и штриховке фигур 4. составление букв из элементов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...
