Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников
картотека
Данная картотека содержит дидактические игры по следующим направлениям:
1. Россия – родная страна.
2. Родной город.
3. Природа родного края.
4. Они прославили Россию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 374.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
Для детей дошкольного возраста
Разделы:
1. Россия – родная страна.
2. Родной город.
3. Природа родного края.
4. Они прославили Россию.
РАЗДЕЛ №1.
«РОССИЯ – РОДНАЯ СТРАНА»
1. Иностранец
2. Узнай наш флаг (герб)
3. Кто в какой стране живёт
4. Скажи красиво о России
5. Оденем куклу в народный костюм
6. Собери узор
7. сложи картинку
8. Русский народный костюм
9. Подбери головной убор к сарафану
10. Праздники
11. Какие праздники ты знаешь
12. Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме,
бабушке
13. Русские богатыри
14. С кем бились богатыри
15. Служу России
16. Что нужно артиллеристу
17. Кем я буду в армии служить
18. Кто защищает наши границы
19. Отгадай военную профессию
20. Соберём картинку
21. Как прадеды мир отстояли
РАЗДЕЛ №2.
«РОДНОЙ ГОРОД»
1. Где я живу?
2. Улицы родного города
3. Гости города
4. Собери картинку
5. Наш детский сад
6. Как найти дорожку в детский сад
7. Погуляем по городу
8. Где находится памятник
9. Герб города Острова
10. Узнай герб своего города
11. Ленты дорог
12. Район, в котором мы живём
13. Загадки о городе
14. Особенности жизни в современном городе
15. Ассоциации
16. Найди пару
17. Сложи картинку
18. Путешествие из прошлого в настоящее
РАЗДЕЛ №3
«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
1. Что за ягодка такая
2. Малая Красная книга
3. Зелёная аптека
4. С какого дерева листок
5. Птицы нашего края
6. Узнай по описанию, кто это
7. У кого какой домик
8. Богатства недр земли
9. Природа и человек
10. Животные нашего края
11. Третий лишний
12. Думаем о родном городе
РАЗДЕЛ №4
«Они прославили Россию»
1. Великие соотечественники
2. Назови кто
3. Слава земли Русской
«Узнай наш флаг (герб)»
Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить
узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ,
назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно
выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10).
Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет
расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг
среди других. Игра повторяется несколько раз.
«Кто в какой стране живет»
Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать
понимание, что на свете много разных стран.
Ход игры
Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.
Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборном полотне
выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках
соответствующий национальный флаг.
Воспитатель.
Кто живет в Америке? — Американцы.
Кто живет в России? — Россияне.
Кто живет в Японии? — Японцы.Кто живет в Китае? — Китайцы.
Кто живет в Украине? — Украинцы.
Кто живет в Грузии?— Грузины.
Кто живет в Англии? — Англичане.
Кто живет в Испании? — Испанцы.
Кто живет в Литве? — Литовцы.
Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.
«Скажи красиво о России»
Цель: упражнение в умении дополнять предложения;
упражнение в установлении причинно-следственных связей;
составление предложения с использованием двух разных
картинок.
Материал: иллюстрации с изображениями различных городов
страны, природных пейзажей.
Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения,
подобрать слова-определения.
Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много
озер, рек. Я люблю нашу страну.
А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут
вам в этом предложения, которые нужно дополнить.
Я рад, что живу в России, потому что.Я люблю свою страну за то, что.
Города страны становятся красивее, потому что.
Мне нравится отдыхать в России, потому что.
Я люблю свой народ за то, что.
Я горжусь тем, что Россия…
Я уверен, что Россия…
Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки,
составить на их основе предложения.
Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам
нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки,
иллюстрации.
«Оденем куклу в русский народный костюм»
Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей
связную речь путем сравнения и обобщения.
Игровое задание: Одеть куклу.
Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие
выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный
костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм
выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.
«Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к
русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
«Сложи картинку»
Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать
зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание:
1 вариант:
Составить картинку в точности по образцу.
2 вариант:
Составить картинку в точности по памяти.
Правила игры:
1 вариант:
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения
барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку
внимательно и по образцу составить полное изображение из частей ( по типу
«пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.
2 вариант
В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения
барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку
внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок
самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.
"Русский народный костюм"
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры.
Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы,
элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство
гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин).
Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством
художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника
Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм,
объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских
народных сказок и героев зарубежных сказок
.«Подбери головной убор к сарафану»
Цель: учить различать между собой и называть предметы женских костюмов;
воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Ход игры.
Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов,
перемешанные в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают
названия каждому предмету (сарафан, кокошник и др.)
Таким образом, опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской
народной культуре является результатом многолетних наблюдений,
практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка
как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и
процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное
условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной
действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
«Праздники»
Цель:
- ввести детей в круг основных праздников жизни своего народа;
- развивать логику и мышление.
Ход игры
Карточки лежат на столе у детей. Дети внимательно смотрят и подбирают
соответствующие друг другу картинки.
Игровое правило:
Выигрывает тот, кто первым осуществить подбор соответствующих
карточек.
Игровое действие:
Подбор нужных карточек.
В комплект игры входит 12 карточек: 4 с видом праздников и по 2 карточки -
с основными атрибутами к ним. В игре могут участвовать два игрока и более.
«Какие праздники ты знаешь ?»
Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о
праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила
поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к
разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные,
показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с
праздником, а к ней тематическую открытку.
«Служу России»
Цель: Учить подбирать воинскую должность к виду войск (например: танк-
танкист). Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.
Игровое действие: Разложить карточки на столе, изображением вниз.
Ребенок (или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней
изображено, и подбирает к изображению военную профессию
«Что нужно артиллеристу»
Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать
зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники,
атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка, бинокль,
пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной профессии
артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет
артиллеристу).
«Кем я буду в Армии служить?»
Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение;
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия,
техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что
сделал ребёнок, следует определить военную профессию.
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.
«Кто защищает наши границы»
Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском
транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов
своей страны.
Ход игры:
На карте воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание
детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет,
что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы
воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют
границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря,
границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже
стоят танки, пушки, военная техника.
«Отгадай военную профессию»
Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный
лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память;
воспитывать любовь к Родине.
Ход игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий.
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий.
Кто отгадал первым, становится ведущим.
«Соберём картинку»
Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую
моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного
вертолёта, военного
катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение.
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют
целое из частей на время, на скорость.
«Как прадеды мир отстояли»
Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт;
развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за
наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры
Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В
соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в
соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей
страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер,
граница – морская акватория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников....

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников
Предлагаю вам подборку игр по формированию первых чувств патриотизма у дошкольников. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей, а также для тех, кого интересует данная тема....

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно пр...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников...
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников (старшая группа)
Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творчес...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников (старшая группа компенсирующей направленности)
Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формиров...






