Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая Программа воспитателя разработана на основе основной образовательной программы дошкольного учреждения, определяет комплекс условий и средств воспитания, обучения, реализуемых на основе имеющихся ресурсов в соответствии с современным социальным заказом и является составной частью основной образовательной программы дошкольного учреждения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик»
Рабочая программа
подготовительной группы № 13 (для детей 6 - 7 лет) общеразвивающей направленности
на 2022 -2023учебный год. Срок реализации - 1 год
Разработчики рабочей программы:
Янтурина Эльвира Фатиховна, воспитатель, Юдина Татьяна Егоровна, воспитатель.
г. Когалым, 2022г.
Актуальность
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273- Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой ступенькой образования России. Это повлекло принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет – какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В связи с этим возрастает значение планирующей функции в системе дошкольного образования, то есть рабочей программы воспитателя.
Рабочая Программа воспитателя разработана на основе основной образовательной программы дошкольного учреждения, определяет комплекс условий и средств воспитания, обучения, реализуемых на основе имеющихся ресурсов в соответствии с современным социальным заказом и является составной частью основной образовательной программы дошкольного учреждения.
Рабочая образовательная программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989г.);
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 г. № 1155 г.;
- СанПин 2.4.1. 3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Основной образовательной программы МАДОУ «Цветик - семицветик»;
- Устава МАДОУ «Цветик - семицветик».
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель и задачи реализации рабочей образовательной программы Цель программы:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника позитивная социализация и всестороннее развитие детей дошкольного возраста в адекватный возраст детских видах деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие:
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие:
- Владение речью как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие:
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие:
- Развитие физических качеств.
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
- Правильное выполнение основных движений.
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
- Овладение подвижными играми с правилами.
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому:
-содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
-отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону их ближайшего развития, но также возможность применения полученной информации в практической деятельности детей.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса – это объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» (виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события»,
«реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции») и тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
- Принцип доступности;
- Принцип наглядности;
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Образовательная программа реализует также: системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально - коммуникативного. Художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.
От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.
Образовательная область «Познавательное развитие» Сенсорное развитие:
- различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
- обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
- классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
- способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
- способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.
Формирование элементарных математических представлений:
- владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;
- решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- определяет временные отношения.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
- выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
- устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
- использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;
- знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Образовательная область «Речевое развитие»
У детей 6-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм
(родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к
элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
Образовательная область «Физическое развитие»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).
- воспитание культурно-гигиенических навыков:
- усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, , правильно пользуется носовым платком и расческой;
- следит за своим внешним видом;
- быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);
- мягко приземляться;
- прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);
- с разбега (180 см);
- в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
- может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);
- бросать предметы в цель из разных исходных положений;
- попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;
- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;
- метать предметы в движущуюся цель;
- проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
- умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,
- шеренги после расчета на первый-второй;
- соблюдать интервалы во время передвижения;
- выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
- следит за правильной осанкой.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- участвует в играх с элементами спорта
- умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
- проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
У детей 6-7-летнего возраста на первый план выдвигается задача здоровья и общего физического развития и двигательной активности ребенка. Развитие двигательной сферы - одна из основных характеристик достижений ребенка.
Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка. Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности.
В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель- шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.
В продуктивных видах деятельностях старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе
зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности
не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
К семи годам у детей происходит становление высших психических функций. Формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей подготовительной к школе группе:
- дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют
со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;
- дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; дети владеют разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, могут выделять звуки в словах, у детей складываются предпосылки грамотности;
- у детей развита крупная и мелкая моторика; они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими;
- дети способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать;
- дети обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут;
- знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
План работы с родителями на 2022-2023 учебный год
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Консультация «Как подготовить ребёнка к школе». Совместное участие родителей и детей в выставук из природного материала «Осенняя мозаика». Консультация «Ребёнок учится тому - что видит у себя в дому». |
Октябрь | Выставка детских рисунков «Осень». Родительское собрание: «Развитие математических способностей». Праздник посвящённый «Осени». |
Ноябрь | Спортивное развлечение «Весёлые старты». Беседа – игра «Развитие самостоятельности в выборе игры в развитии замысла». Беседа «Самостоятельная художественная деятельность – развитие интереса и любви к художественной литературе». |
Декабрь | «Совместная подготовка с родителями к Новому году». Конкурс новогодней игрушки. Консультация – «Домашний игровой уголок дошкольника». «Праздник Новый Год». |
Январь | Новогодние каникулы – как их интересно провести. Обмен мнениями. Консультация - «Закаливать организм ребёнка можно и продуктами питания». |
Февраль | Совместная игра «КВН». «Что мы знаем о природе родного края?» Досуг «Мама папа – я спортивная семья». Родительское собрание – «Ваш ребёнок идёт в школу». |
Март | Консультация на тему «Книга – детям». «День открытых дверей» Выставка «Весенняя капель». Утренник посвященный « 8 марта». |
Апрель | Анкетирование «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью». Выставка рисунков «День Космоса». Консультация «Как избавить ребёнка от страхов». |
Май | Тематический день, посвящённый «Дню Победы». Экскурсия к памятнику, возложение цветов. Участие в выставке детских поделок, рисунков, акциях ко «Дню Победы». Итоговое родительское собрание на тему «До свидания детский сад». Утренник. Выпускной «До свиданья детский сад. Здравствуй школа». |
Расписание непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы №11
- Конструктивно-модельная деятельность -1 раз в неделю в соответствии с циклограммой.
2.Чтение художественной литературы – ежедневно во вторую половину дня
День недели | Вид деятельности | Время |
Понедельник | 1. Познавательное развитие 2. Музыкальное 3. Бассейн | 9.00 – 9.30 9.35 – 10 .05 10.20 – 10.50 |
Вторник | 1.ФЭМП 2. Лепка /Аппликация/ Ручной труд 3. Развитие речи | 9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.10 – 10.35 |
«Социокультурные истоки» 3 неделя «Экономическое воспитание» 4 неделя | 11.00 -11.30 | |
Среда | 1. ФЭМП 2. Рисование 3. Физкультура | 9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.40 – 11.10 |
Четверг | 1. Рисование 2. Музыкальное 3. Бассейн | 9.00 – 9.30 9.35 – 10.05 10.20 – 11.20 |
Пятница | 1. Подготовка к обучению грамоте 2. Шахматы 3. Физкультура | 9.00 – 9.30 9.40-10.10 10.20–10.50 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
- Насыщенность;
- Трансформируемость;
- Полифункциональность;
- Вариативность;
- Доступность;
- Безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста и дошкольного возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Групповое помещение условно подразделяется на микроцентры:
Микроцентр «Физкультурный уголок»
Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.
Микроцентр «Уголок природы»
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности.
Микроцентр «Уголок развивающих игр»
Расширение познавательного сенсорного опыта детей.
Микроцентр «Строительная мастерская»
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.
Микроцентр «Игровая зона»
Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта.
Микроцентр «Уголок безопасности»
Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности.
Микроцентр «Краеведческий уголок»
Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта.
Микроцентр «Книжный уголок»
Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
Микроцентр «Уголок уединения» , «Театрализованный уголок»
Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях.
Микроцентр «Творческая мастерская»
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.
Микроцентр «Музыкальный уголок».Развитие творческих способностей в самостоятельно- ритмической деятельности.
Литература
- "Подготовка к обучению грамоте в детском саду" под ред. Воронцовой Н.С., Старжинской Н.С., Самара, 1993г.;
- А.А.Столяр «Давайте поиграем».
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Б.Никитин «Развивающие игры».
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» - из-во
«Мозаика-синтез», Москва, 2015 г.;
- Гризик Т.И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: метод. Пособие для педагогов Просвещение, 2006.
- Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 20
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Жукова Н.С. Логопедический букварь
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте - М., «Школьная пресса». 2001.
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
- И.А.Фомина, Г.А.Зайцева «Сказочный театр физической культуры» В., 2003г
- Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья» М.,2007г.,
- Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Усханская «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
- Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
- Лыкова И.А, «Цветные ладошки» программа художественного воспитания детей 2-7 лет.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987.
- Михайлова, Данилова «Математическая подготовка детей в ДОУ».
- Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» М. Мозаика-Синтез, 2010
- О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -3-е изд.
- Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозайка-Синтез, 2011.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
- Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002.
- Севостьянова Е.О. «Дружная семейка» ТЦ Сфера, 2007 г.,
- Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада
/ Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999.
- Стеркина Р. Б,. Князева О.Л, Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» М., 2002г.,
- Т.М.Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми от двух до семи лет».
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Аcademia, 2001.
- Физическое воспитание в детском саду / Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2006
18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МДОУ «Детский сад п. Белоглинный» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу для подготовительной группы...

МДОУ «Детский сад п. Белоглинный» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу для подготовительной группы...

Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2015-2016 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана с учетом проекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, ...

Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2017 - 2018 учебный год.
Программа также была опубликована на сайте МКДОУ "Детский сад №6 "Ягодка"....

Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа (далее - Программа) – локальный акт ДОО, разработана на основе основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад «Теремок» с.Питерка Питерского района ...

Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2020-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельности в подготовительной группе №6 «Ягодка» общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год...

