Доклад «Внедрение инновационных технологий экологического образования для формирование естественно-научных предпосылок экологических знаний у дошкольников младшего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОО.
Что же такое - экология? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления; формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Основная задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.
Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.
Методы работы с детьми по экологическому воспитанию.
Для работы с детьми в процессе экологического воспитания используют как традиционные, так и инновационные методы, технологии обучения.
Методы, технологии обучения – это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
Приведу примеры инновационных технологий, методов экологического образования в работе с детьми.
1. Природоохранные акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
2.Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости — Экологических сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади, «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и т.д.
3.Кейс - технология— это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.
Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».
4.Опытно - экспериментальная деятельность
Формирует и расширяет представления детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации: Я – солнце, я –дождь, ты – ветер, Саша – облачко, Оля – березка. Такие игры дают новые впечатления о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. В этих играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. «ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе.
5.Метод игрового проблемного обучения
6.Информационно-компьютерные технологии Мультимедийные презентации, технология ИКТ — мотивируют к действию. С их помощью дети могут слушать голоса птиц, увидеть удивительные явления природы, узнать об экологических катастрофах.
7.Моделирование, мнемотехника
8. Технология ТРИЗ, целью которой является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Она позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
Разрешение противоречий в ходе ТРИЗ – ключ к творческому мышлению, выявление противоречий в объекте, явлении. Сначала объект исследуется:
— что – то в нем хорошо, а что- то плохо,
— что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно
9. Проектная деятельность
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.
А в заключение мне бы хотелось провести с вами игру, используя один из методов экологического воспитания: «Компьютерные технологии и мультимедийные презентации».
Игра называется «Узнай по объявлению».
С экрана дают объявление от лица какого-нибудь животного, а вы должны будете отгадать, от какого животного поступило объявление?
Объявление 1
Я еще маленький, но собираюсь стать большим, как мои папа и мама. Ты знаешь, что мы самые крупные хищники на земной суше, чем очень гордимся. Живем мы только на севере. Белая шуба помогает нам подкарауливать добычу, делает нас не заметными. Я очень люблю плавать. В море мы чувствуем себя, как рыба в воде! Едим и рыбу, и яйца, и то, что выбрасывает на берег море. Очень вкусная еда водится у полярников в железных баночках — сладкое густое молоко. Иногда мы не выдерживаем и тайком съедаем часть их запасов, за что они на нас сердятся. Прости, устал писать, да и мама зовет подкрепиться, ведь, чтобы вырасти большим, нужно много всего съесть. (Белый медведь)
Объявление 2
Мы такие красивые, яркие, мой основной окрас крылышек – желтый. На них черные узоры, около тела и на краях крыльев. Узоры в виде полосок и пятнышек. На задних крылышках у меня есть хвостики, длиной до 10 мм. Питаюсь я цветочным нектаром. А вот моя гусеница питается морковью, тмином, диким укропом. Я почти все время в полете, даже садясь на цветок, чтобы поесть. Встретится мы можем летом. Я обитаю на цветущих лугах и могу прилететь в цветущий сад, который находится около твоего дома! (Бабочки)
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №31 городского округа города Райчихинска Амурской области
Доклад
«Внедрение инновационных технологий экологического образования для формирование естественно-научных предпосылок экологических знаний у дошкольников младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Михайлюк В.Ю
Г. Райчихинск 2025г.
Технология поисково-исследовательской деятельности позволяет детям открывать новое, делать шаг в неизведанное, думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться. Опыты с водой, почвой, растениями помогают ребенку найти самому ответы на вопросы как? и почему? Почему растение без воды и солнца погибает? Почему им для роста и развития нужен свет? Почему дует ветер? Здесь очень уместны проблемно-поисковые ситуации, в которых дети выстраивают гипотезы, что является основой творческого мышления. И это – одна из основных целей ФГОС ДО — умение творчески мыслить. Давайте подумаем, как птицы узнают дорогу на юг? Может по солнцу? Может по растениям? А может быть их ведут те, кто уже летал и знает дорогу? А может у птиц внутри компас?
Метод игрового проблемного обучения
Информационно-компьютерные технологии
Моделирование, мнемотехника
Следующая технология — Упражнения на обстоятельства:
Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему зимой идет снег, а летом только дождь?
Кейс-технологии — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.
Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».
Технология дискуссий: «Почему листочек пожелтел? Почему у тополя почки большие, а у березы маленькие? Почему у дуба листья округлой формы, а у клена острой? Почему грибы прячутся под деревьями и листьями? Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Вышеперечисленные технологии направлены на формирование первичных представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, т.е. на развитие личностных качеств ребенка
Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию
1 Непосредственная образовательная деятельность (НОД)
2. Экскурсии
3. Экологические праздники и досуги
4. Экологические акции
5. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни
6. Труд детей в природе
7. Участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах
1. нод являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
2 Экскурсии. Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, а также развитию
3. Экологические праздники и досуги. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.
4. Экологические акции. Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
6.Труд детей в природе. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы :
• Анкетирование, проведение опросов
• Родительские собрания, мастер-классы, консультации;
• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
• Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.
• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее. Хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.
А в заключение мне бы хотелось провести с вами игру, используя один из методов экологического воспитания: «Компьютерные технологии и мультимедийные презентации».
Игра называется «Узнай по объявлению».
С экрана дают объявление от лица какого-нибудь животного, а вы должны будете отгадать, от какого животного поступило объявление?
Объявление 1
Я еще маленький, но собираюсь стать большим, как мои папа и мама. Ты знаешь, что мы самые крупные хищники на земной суше, чем очень гордимся. Живем мы только на севере. Белая шуба помогает нам подкарауливать добычу, делает нас не заметными. Я очень люблю плавать. В море мы чувствуем себя, как рыба в воде! Едим и рыбу, и яйца, и то, что выбрасывает на берег море. Очень вкусная еда водится у полярников в железных баночках — сладкое густое молоко. Иногда мы не выдерживаем и тайком съедаем часть их запасов, за что они на нас сердятся.
Прости, устал писать, да и мама зовет подкрепиться, ведь, чтобы вырасти большим, нужно много всего съесть.(Белый медведь)
Объявление 5
Живу я в лесной стране, в зимнем лесу. В лесу обитаю и летом. Только зимой все под снегом, корма не хватает, вот и прилетаю в село, к вам, людям, поближе. Может, даже иногда под твоим окном сижу, ожидая крошек хлеба или еще чего-нибудь вкусненького. Много в селе добрых ребят, они нас, птиц, зимой подкармливают, от голода спасают. Мы им очень благодарны за это. Если вдруг кто-нибудь из ребят летом в лесу заблудится, мы его тоже подкормим, от голода спасем: принесем разных ягод, семян. Птичка я заметная, яркой окраски, перышки на спине серые, на головке — черные, а грудка, как яблоко спелое, красная.(Снегирь)
Объявление 9
Мы такие красивые, яркие, мой основной окрас крылышек – желтый. На них черные узоры, около тела и на краях крыльев. Узоры в виде полосок и пятнышек. На задних крылышках у меня есть хвостики, длиной до 10 мм. Питаюсь я цветочным нектаром. А вот моя гусеница питается морковью, тмином, диким укропом. Я почти все время в полете, даже садясь на цветок, чтобы поесть. Встретится мы можем летом. Я обитаю на цветущих лугах и могу прилететь в цветущий сад, который находится около твоего дома!(Бабочки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Формирование экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Актуальность проблемы.I Анализ психолого – педагогических исследований по проблеме экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.Дидак...

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»
На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...
Инновационная игровая технология, как эффективный способ реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в нашей используется такая инновационная технология, ка...

ПРОГРАММА естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста (3-8 лет) «АРХИМЕДИКИ»
Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать...

Программа естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста (3-7 лет) «АРХИМЕДИКИ»
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности. Программа «Архимедики» ориентирован...
