2022-2023 Программа по выявлению и развитию у дошкольников способностей к творческой деятельности
рабочая программа

Зайцева Дарья Сергеевна

Известные ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец отмечали, что раннее вовлечение детей в творческую репродуктивную деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. У детей широко развивается самостоятельное творчество: художественное, музыкальное, театральное, литературное, эстетическое и т.д.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.

Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, является продолжением детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

Рассмотрена

На Педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад № 80

«Веснушка»

Протокол от ______2022 г. № _____

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 80 «Веснушка»

______________ Я.Н.Корнилова

Приказ № _____ от ______2022 г.

Программа

по выявлению и развитию

у дошкольников способностей

к творческой деятельности

Авторы-составители:

учителя-логопеды

Зайцева Д.С., Ковалёва Л.С.

Смоленск, 2022-2023 г.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Известные ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец отмечали, что раннее вовлечение детей в творческую репродуктивную деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. У детей широко развивается самостоятельное творчество: художественное, музыкальное, театральное, литературное, эстетическое и т.д.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.

Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, является продолжением детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Исследования детского творчества позволяет выделить как минимум три стадии развития творческого мышления (один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности по его созданию):

наглядно-действенное (дошкольный возраст 5-7 лет);

причинное (младший школьный возраст);

эвристическое (с 12 лет и старше).

Рассмотрим стадию наглядно-действенного мышления. Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи.

В старшем дошкольном возрасте дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный, образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действенными.

Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа представления. Дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может предоставить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающие такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

четкое и ясное представление образов предметов; хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазий являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход из рамок привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью, и зависит оно от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов.

Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.

Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер – мышления, воображения и эмоций в программе по развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста.

1.2 Цели и задачи

Цель программы

Раскрыть интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциал детей дошкольного возраста в процессе творческой активности.

Задачи программы

  1. Сформировать у детей интерес к творческой деятельности.
  2. Сформировать личностно-значимые качества, навыки социально-психологической компетентности, способствующие реализации творческой личности.
  3. Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность.

4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания и развития творческих способностей детей.

1.3.  Возрастные и индивидуальные особенности детей

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики.

Ребенок способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

  • 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе с взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

 Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться диалогическая и монологическая связная речь. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Рабочая программа учителя-логопеда сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
  • полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Рабочая программа учителя-логопеда строится на методологических подходах и принципах определёнными ФГОС, основными положениями основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, парциальных программ:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации
  • практике дошкольного образования;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) развитие;

основывается на фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследованиях, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, нормативных правовых актах, регулирующих деятельность системы дошкольного образования;

  • направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Рабочая программа учителя-логопеда имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, формирование у детей все психических процессов;
  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в последующих возрастных группах;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Кроме этого, успешность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета детского сада в соответствии с ФГОС ДО обеспечивается реализацией таких принципов, как:

  • единство диагностики и коррекции.

Согласно этому принципу, учитель-логопед детского сада проводит обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуального коррекционно-развивающего плана работы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.

Для реализации этих принципов проводится следующая работа:

  • комплектование подгрупп детей в соответствии с логопедическими заключениями;
  • составление расписания ООД учителя-логопеда с учетом основного расписания образовательной деятельности ДОУ;
  • составление календарно-тематическое планирования коррекционной логопедической работы с подгруппами, исходя из специфики речевых недостатков детей.
  • Зачисление и выпуск воспитанников для коррекционно-развивающей деятельности с учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета детского сада проводится в течение учебного года.
  • связи с этим, диагностическое направление работы включает обследование речи детей в начале, в середине и в конце учебного года.

- Деятельностный принцип коррекции.

  • логопедической образовательной деятельности дети в игровой форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая предметно-пространственная среда способствует реализации этого принципа. В логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.

- Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

  • своей работе учитель-логопед использует различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, таким образом, ребёнок получает возможность самореализовываться в образовательной деятельности.

- Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей с нарушениями речи всё многообразие методов, приемов, средств.

- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с детьми.

С этой целью проводится консультирование родителей (законных представителей) по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

 Содержание психолого-педагогической работы

Для успешной реализации рабочей программы учителя-логопеда обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,
  • соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

 Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Физическое развитие»

Учитель-логопед предоставляет возможность детям самостоятельно использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни и деятельности

  • Предоставляет возможность самостоятельно отбирать способы действий по обеспечению здоровья в игровых ситуациях.
  • Предоставляет детям возможность практического овладения навыками соблюдения безопасности при выполнении дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, самомассаже ушных раковин, пальцев и ладоней рук и т.д.
  • Поощряет самостоятельную двигательную активность детей, поддерживает положительные эмоции.

Учитель-логопед поддерживает и развивает детскую инициативность

  • Поддерживает стремление у детей развивать координацию и гибкость движений, крупную и мелкую моторику рук.
  • Поддерживает стремление детей узнавать о возможностях собственного организма, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни.

Учитель-логопед поощряет творческую двигательную деятельность

- Предоставляет возможность детям использовать воображаемые ситуации, игровые образы (животных, растений и т.п.) на физкультурных минутках и т.д.

- Предоставляет возможность активно использовать предметы для самостоятельной двигательной деятельности.

- Предоставляет возможность детям использовать элементы двигательной активности в разных видах деятельности.

- Предоставляет возможность детям видоизменять подвижные игры новым содержанием, усложнением правил, введением новых ролей.

       Учитель-логопед поддерживает диалоги детей о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны, поощряют использование различных источников информации.

   Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Учитель-логопед поддерживает самостоятельность и уверенность детей в выполнении действий

  • Поддерживает стремление детей проговаривать свои желания, чувства и мысли.

- Поддерживает и поощряет самостоятельность в действиях с предметами.

  • Предоставляет возможность детям проявлять самостоятельность.

- Поддерживает стремление к самостоятельному познанию пространства.

- Предоставляет возможность самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Учитель-логопед поддерживает инициативу в разных видах деятельности

- Предоставляет возможность выбора игрушек, действий, партнеров по игре и совместным действиям.

- Помогает ребенку осознать собственные цели, предоставляют возможность реализовать задуманное.

- Поощряет стремление ребенка к речевому общению всеми доступными средствами (пение, движение, мимика, жесты, слова) с взрослыми и сверстниками.

- Поддерживает инициативу ребенка в движении, в стремлении преодолевать препятствия.

- Поощряет инициативу в обследовании новых предметов, стремлении освоить действия с ними.

    Учитель-логопед способствует развитию предпосылок творчества

  • Поощряет перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в

другие условия.

  • Поощряет использование в игре предметов-заместителей.

- Поддерживает вокализации звуков и импровизации движений под музыку.

     Учитель-логопед поощряет детей использовать разные источники информации, опираться на собственный опыт

- Поддерживает любознательность детей, позволяя исследовать предметы и материалы, наблюдать за явлениями и событиями окружающей действительности.

Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

Учитель-логопед поощряет самостоятельную познавательную деятельность детей

  • Поощряет самостоятельное использование детьми познавательного опыта в разных видах деятельности.
  • Предоставляет возможность самостоятельно планировать познавательную деятельность (обозначение, удержание или изменение цели, определение последовательности действий, фиксация и оценка конечного результата, стремление достичь хорошего качества).
  • Предоставляет право выбора различных средств (материалов, деталей и пр.) для удовлетворения собственных познавательных интересов.
  • Поддерживает в стремлении находить различные способов решения проблем с помощью самостоятельных действий.
  • Уважительно относится к детским высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям, гипотезам).

Учитель-логопед поощряет познавательную инициативу ребенка

  • Поощряет инициативу ребенка в познании (стремление обследовать предметы, высказывание гипотез, задавание вопросов и др.).
  • Поддерживает инициативу в организации совместных познавательных действий со сверстниками (играть, конструировать, экспериментировать и пр.).

Учитель-логопед поддерживает развитие творческих способностей детей в познавательной и речевой деятельности

  • Поощряет поиск вариантов решения проблемных ситуаций, придумывание необычных идей.
  • Поддерживает стремление использовать предметы окружающей обстановки оригинальным способом.

Учитель-логопед        поощряет        детей        в        обращении        к разнообразным     источникам информации

  •  Предоставляет возможность обмениваться информацией.
  • Поощряет детей использовать и называть источники информации, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям.

Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Речевое развитие»

Учитель-логопед        поощряет        самостоятельную        речевую деятельность   детей

  • Поддерживает в стремлении находить различные способов решения проблем с помощью самостоятельных действий.
  • Уважительно относится к детским высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям, гипотезам).

Учитель-логопед поощряет познавательную инициативу ребенка

  • Поощряет инициативу ребенка в познании (проявление интереса к новым предметам, стремление обследовать предметы, высказывание гипотез, вопросов и др.).
  • Поощряет интерес к познавательной литературе и символическим языкам (энциклопедии, графические схемы и пр.).

Учитель-логопед поддерживает развитие творческих способностей детей в речевой деятельности

  • Поощряет поиск вариантов решения проблемных ситуаций, придумывание необычных идей.
  • Поощряет словотворчество.

Учитель-логопед        поощряет        детей        в        обращении к разнообразным   источникам информации

  • Предоставляет возможность обмениваться информацией.
  • Поощряет детей использовать и называть источники информации, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям
  • Обеспечивает возможности для обогащения словаря (знакомит с названиями предметов и явлений, действиями, свойствами и качествами, назначением, помогает освоить слова, обозначающие видовые и родовые обобщения, уточняет смысловые оттенки слов, переносных значений и т. д.).
  • Создает условия для овладения детьми грамматическим строем речи (освоение морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний, овладение способами словообразования).
  • Развивает диалогическую и монологическую связную речь детей.
  • Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы.
  • Развивает речевое творчество (изменение и придумывание слов и т. д.).

Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной    работы в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Учитель-логопед поощряет самостоятельность в художественно – продуктивной, музыкальной и театрализованной деятельности.

  • Поддерживает стремление детей замечать красоту окружающего мира, передавать впечатления об окружающем различными средствами.
  • Поощряет организованную изобразительную, музыкальную, театрализованную и конструктивную деятельность детей.
  • Предоставляет возможность и право самостоятельно определять цели и средства, технику и результаты творческой деятельности, исходя их собственных позиций, предпочтений.

Учитель-логопед поощряет творческую инициативу детей

  • Поддерживает стремление проводить разнообразную творческую деятельностью
  • Поощряет стремление к свободному выбору сюжета и изобразительных средств.

Учитель-логопед создает широкие возможности для творчества и самовыражения детей в разных видах деятельности

- Поощряет активность и экспериментирование с цветом, композицией, в освоении и использовании различных изобразительных материалов и техник.

- Поощряет возникновение разнообразных игровых замыслов.

- Поощряет исполнительское и музыкально-двигательное творчество детей, импровизацию средствами мимики, пантомимы, импровизацию в пении.

Учитель-логопед предоставляет возможность детям получать информацию из разнообразных источников

- Поощряет обмен между детьми информацией творческого характера, поддерживает обращение ребенка к собственному опыту, знаниям и умениям в разных видах творческой деятельности.

- Поддерживает стремление детей получать информацию о творческой жизни детского сада, города, страны (книги, альбомы, телепередачи, слайды, мероприятия и пр.) из разных источников.

1.5. Взаимодействие учителя-логопеда с семьей, социумом

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей (законных представителей);
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.

Основной целью взаимодействия с родителями (законными представителями) является:

Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в процесс развития творческих способностей детей.

Задачи:

1) формирование психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей) по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

2) приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни детского сада;

3)оказание помощи семьям воспитанников детского сада в развитии, воспитании и обучении детей

4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Система работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) включает:

  • ознакомление родителей (законных представителей) с результатами работы по развитию творческих способностей детей на родительских собраниях, на сайте детского сада, в открытой образовательной деятельности;
  • ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы по развитию речевых творческих способностей;
  • участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, конкурсах;
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытой индивидуальной ООД.

Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей (законных представителей). Консультирование предполагает работу по запросу родителей (законных представителей) или педагогов.

На индивидуальных консультациях родителям (законным представителям)

воспитанников учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования творческих способностей детей, дает ответы по вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.

Родители (законные представители) постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) осуществляется на протяжении всего учебного года.

Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей (законных представителей) появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по развитию речевых творческих способностей.

Консультирование педагогов проводится в индивидуальной (с целью выработки общих подходов к работе с конкретным ребенком и его семьей) или групповой форме (семинар-практикум, выступление с сообщением на педагогическом совете ДОУ и т.п. с целью повышения компетенций педагогов по вопросам развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста).

Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь учителя-логопеда, родителей, воспитателей и детей.

Работа с воспитателями включает в себя:

  1. Ознакомление педагогов с принципами, этапами и целями программы по развитию творческих способностей. Нацеливание их на совместную с учителем-логопедом деятельность.

     2. Рекомендации по работе с детьми, имеющими предпосылки одаренности.

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников

  1. Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей по достижению положительного результата в развитии творческих способностей: консультации, рекомендации, открытая деятельность.
  2. Использование учителем-логопедом коррекционно-развивающих заданий для развития речевых творческих способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании помощи детям в выполнении логопедических упражнений.

3.   Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей.

1.6. Организация системы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада

Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников.

        В работе по таким образовательным областям, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) учитель-логопед выступает в роли консультанта и

помощника. Он может помочь педагогам выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи, и этапа коррекционной работы.

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей (законных представителей) дошкольников.

Система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей по созданию условий для развития творческих способностей воспитанников в детском саду

Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики

Закрепление скорректированных учителем-логопедом звуков в режимных моментах.

Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций.

     Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях

Развитие и совершенствование связной речи.

Проведение консультаций, семинар-практикумов, мастер-классов.

Система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя по созданию условий для развития творческих способностей воспитанников в детском саду

  • Использование упражнений на развитие общей моторики и координации движений.
  • Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.
  • Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.
  • Работа над просодической стороной речи.
  • Проведение консультаций.

Система взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по созданию условий для развития творческих способностей воспитанников в детском саду

  • Использование упражнений на развитие общей и мелкой моторики и координации движений.
  • Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.
  • Работа над саморегуляцией в двигательной сфере.
  • Проведение консультаций.

1.7. Планируемые результаты освоения программы

  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих видах деятельности, к которым у них есть способности.
  2. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
  3. Повышение уровня развития продуктивного творческого мышления детей.
  4. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
  5. Повышение мотивации взрослых на продолжение работы по развитию творческого мышления у детей.
  6. Формирование банка технологий и программ ранней диагностики детей с высоким уровнем развития творческого мышления.


Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Учебный план реализации программы

Образовательные области

Виды деятельности

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа

Социально-коммуникативное развитие

Формирование социокультурных ценностей

1

1

Речевое развитие

Развитие речи

1

1

Общее количество в неделю

2

2

Продолжительность ООД

25 мин.

30 мин.

Рабочая программа по развитию творческих способностей детей 5-7 лет рассчитана на 2 года, форма проведения – подгрупповая, организация - игра-занятие, длительность:

- для детей 5-6 лет – 25 мин.;

- для детей 6-7 лет – 30 минут.

Всего – 72 игры-занятия.

Основное содержание организованной образовательной деятельности в соответствии с рабочей программой носит игровой характер, насыщено разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Мониторинг.

Диагностика развития творческих способностей проводится три раза в год (стартовая – в сентябре, промежуточная – в декабре, итоговая – в апреле).

Формы подведения итогов программы - открытая образовательная деятельность, досуг.

2.2. Этапы программы

Программа осуществляется в 3 этапа.

1 этап – диагностический

Цель: выявление у детей 5-7 лет способностей.

Методики:

1.Методика определения склонностей ребенка, автор: А. И. Савенков

  1. Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо в 1990 году).
  2. Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

2 этап – развивающий

Цель: развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.

  Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений:

  • воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
  • угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
  • воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-т его части;
  • комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  • находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
  • узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
  • переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
  • составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
  • находить действия, противоположные по значению (увеличивать – уменьшать, разрезать – соединять).

Задачи, направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока:

1). Творческое воображение – предполагает самостоятельное создание образа вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов, используемых ребенком неосознанно:

агглютинации, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей (человек – зверь или человек – птица);

гиперболизации, парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик);

аналогии (близкая: самолет – парящая птица; непосредственная, отдаленная: космический кораблю – морской корабль); синтеза; анализа.

  1. Развитие эмоционального мира детей в программе предполагает работу в следующих направлениях:
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие самосознания, повышение самооценки и уверенности в себе;
  • развитие умений общаться друг с другом.

3 этап - заключительный

Цель: выявить результативность развивающей деятельности

Методика: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» П.Торренса.

Организация игры-занятия

Каждая игра-занятие включает в себя:

1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.

2. Основную часть, которая направлена на достижение цели и задач каждой игры-занятия занятия.

3. Игра на повышение двигательной активности.

4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.

5. Ритуал прощания.

На каждой игре-занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал усваивается трудно, то он повторяют 1-2 раза, но с заданиями аналогичными основному. Например, на первой игре-занятии учитель-логопед рассказывает, что и как делать, показывает, т.е. действует как учитель. На второй игре-занятии он выступает уже как партнер (совместная деятельность). Взрослый – организатор среды.

                           

2.3. Календарно-тематический планирование

№ п/п

Тема

Содержание

Срок проведения

Кол-во

часов

1.

Стартовая диагностика

Цель: выявление у детей 5-7 лет способности к творчеству.

1. Методика определения задатков, склонностей и интересов А.И. Савенкова.

2. Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо в 1990 году).

Сентябрь

2

2.

«Общение»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Упражнение «Назови имя»

Беседа «Как можно общаться без слов?» Этюд «Медвежата»

Сентябрь

3

3.

«Находим друзей»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Упражнение «Кого я называю добрым?»

Упражнение «Три подружки»

Игра «Найди варежку» 

Сентябрь

3

4.

Знакомство

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Упражнения: «Назови свое имя», «Подарок», «Воспроизведение внешнего вида предмета и его свойств по памяти», «Использование предмета не по назначению», «Море волнуется», «Улыбка», «Какое настроение», «Предмет и его признаки»

Октябрь

3

5.

«Я и другие»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Упражнение «Насос и мяч»

Упражнение «Угадай-ка»

Этюд «Отдых» Игра «Новоселье»

Октябрь

3

6.

«Мое настроение»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Упражнение «Кого я называю вежливым?»

Упражнение «Поводырь»

Упражнение «Страна Настроения». Упражнение «Азбука настроения»

Октябрь

2

7.

Волшебная страна

Цель: развитие творческого воображения. Упражнения: «Улыбка», «На что похоже настроение», «Возьмемся за руки», «Собери фантастическое существо и назови его», «Предмет и его признаки», «Дотронься до…»,«Фантастические рисунки».

Ноябрь

2

8.

«О дружбе и друзьях»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце»

Игра «Клубок»

Упражнение «Мой друг»

Упражнение «Страна Дружбы»

Ноябрь

3

9.

«Я и мои друзья»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Упражнение «Какой я?»

Упражнение «Зоопарк»

Игра «Семья животных»

Этюд «Отдых»

Ноябрь

3

10.

Промежуточная диагностика

Цель: выявление динамики развития творческого мышления у детей. Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренса.

Декабрь

2

11.

«На кого я похож?»

Цель: развитие творческого воображения. 

Психогимнастика «Солнце» Упражнение «Походки»

Игра «На кого похож?»

Игра «Ролевая гимнастика»

Декабрь

3

12.

«Мои друзья»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Упражнение «Что умеет делать мой друг?» Игра «Чей шар больше?»

Упражнение «Мои друзья»

Декабрь

3

13.

«Умней-ка»

Цель: знакомство с элементами ТРИЗ-технологий.

Упражнения: «Отгадай-ка», «Незаконченный рисунок», «Превращалки», «Порви круг»,

«Часть-целое», «Незаконченный рисунок», «Чем похожи», «Гиперболизация».

Январь

2

14.

«Я рад общаться с тобой»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Игра «Паровозик» Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа об общении по итогам чтения стихотворения.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Январь

3

«Такие разные друзья»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Упражнение «Клеевой дождик»

Игра «Как поступить?» 

Упражнение «Маленький скульптор»

Упражнение «Зоопарк»

Упражнение «Слушаем себя»

Этюд «Поросенок Чуня просит прощенья» Упражнение «На кого похож твой сосед?» Упражнение «Остров» Упражнение «Передай мяч»

Январь

3

15.

«Сочиняй-ка»

Цель: развитие активного воображения. Упражнения: «Чем пахнет настроение?», «Подарок», «Кляксы», «Придумай сказку», «Где спряталась зебра?», «Кто здесь нарисован?», «Порви круг», «Путешествие на Голубую звезду», «Волшебники», «Волк и Иван-Царевич».

Февраль

2

16.

«Взаимоотношения»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Игра «Путанка» Упражнение «Окажи внимание другому» Упражнение «Наш дом». Упражнение «Спина к спине»

Упражнение «Разыгрывание ситуаций»

Упражнение «Карикатура»

Упражнение «Передай ритм по кругу»

Рисунок «Какой я есть»

Февраль

3

17.

«Как мы видим друг друга»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Игра «Ассоциации» Игра «Мальчик (девочка) – наоборот»

Рисование «Нарисуй портрет друга»

Февраль

1

18.

«Доброта»

Цель: развитие творческого воображения.

Психогимнастика «Солнце»

Игра «День рождения»

Упражнение «Волшебная чашка»

Февраль

1

19.

«Рассказчики»

Цель: развитие конвергентного и дивергентного мышления. Упражнения: «Мое настроение», «Подарок», «Лишнее слово», «Назови отличие», «Торт», «Угадай-ка», «Сравнение по величине», «Чем измерить?», «Три краски», «Свободный танец».

Март

2

20.

«Как правильно дружить?»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Упражнение «Связующая нить»

Беседа «Как правильно дружить?»

Рисунок «Каким я мог быть»

Игра «Путанка» Упражнение «Разыгрывание ситуации»

«Рисуем настроение музыки»

Упражнение «Проигрывание ситуации»

Упражнение «Рисуем настроение стихотворения» Этюд «Слушай хлопки» Упражнение «Составь рассказ»

Упражнение «Страна клякс»

Март

3

21.

«Мои эмоции»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Приветствие «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Наоборот».

Упражнение «Назови эмоцию».

Игра «Собери эмоцию». Этюд «Теремок».

Упражнение «Закончи предложение».

Упражнение «Пирог эмоций».

Упражнение «Цвет настроения».

Упражнение «Доброе животное».

Март

3

22.

Мониторинг

Цель: оценка результативности и

эффективности программы. Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренса.

Апрель

2

23.

«Планета эмоций»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Приветствие «Хорошее настроение».

Упражнение «Ладонь на ладонь» Этюды на выражение основных эмоций.

Упражнение «Соедини ниточками слова-эмоции» Упражнение «Доброе животное».

Апрель

1

24.

«Путешествие в страну «Понимание»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Приветствие «Хорошее настроение».

Упражнение «Ракета» Игра «Слепой и поводырь». Игра «Скала» Игра «Волшебный круг». Игра «Только весёлые слова». Игра «Лисонька, где ты?» Игра «Чтение эмоций». Игра «Зеркало». Этюд «Танец пяти движений». Этюд «На крыше у Шуры жил журавль Жура».

Упражнение «Доброе животное».

Апрель

2

25.

«Выбор»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Психогимнастика «Солнце» Игра «Паровозик» Работа с текстом «Мишутка выбирает» Игра «Изображение предметов»

Игра «Магазин» Упражнение «Рисуем картинки в уме» Упражнение «Догадайся из какой коробки?»

Апрель

3

26.

«Удивительная история»

Цель: развитие мотивации на продолжение творческой деятельности. Упражнения: «Передай мяч», «Подарок», «Расставь по росту и объясни», «Противоположности», «Игрушки и волшебник», «Придумай сказку», «Продолжи рассказ», «Необычное начало и необычный конец»

Май

2

27.

«Как поступить!»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Упражнение «День рождения»

Упражнение «Подарок»

Психогимнастика «Солнце»

Чтение стихотворения А. Барто «Копейкин» Упражнение «Будь вежлив» Игра «Узнай меня»

Май

2

28.

«Дерево дружбы»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Приветствие «Хорошее настроение».

Упражнение «Градусник настроения». Упражнение «Дерево дружбы».

Упражнение «Веселое лицо». Упражнение «Раскрась ежика».

Упражнение «Настоящий друг».

Упражнение «Комплименты».

Упражнение «Опишите друг друга».

Упражнение «Доброе животное».

Май

1

29.

«Волшебные средства взаимопонимания»

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения

Приветствие «Хорошее настроение». Разминка. Игра «Дотронься...». Этюды на различные позиции в общении. Упражнение «Друг к дружке». Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Игра «Мы - силачи».

Групповой рисунок «Бабочка взаимопонимания».

Игра «Волшебники».

Упражнение «Угадай, что в мешочке».

Упражнение «Доброе животное».

Май

2

30.

Открытая ООД

Театрализованное представление

Май

1

Итого

72

Список литературы

  1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одарённости. // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997 – с. 275-294.
  2. Зельцерман Б.А., Рогалева Н.В. Учись! Твори! Развивайся! – Рига, 1997.
  3. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. – СПб., 1998.
  4. Колпакова Н.В. Познаём себя и мир вокруг. Курс развивающих занятий для старших дошкольников. Барнул: АКИПКРО, 2006. – 34 с.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  6. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабчая тетрадь для детей 6-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
  7. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999.- 22 с.
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  9. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  10. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию у дошкольников способностей к творческой деятельности

Программа по выявлению и развитию у дошкольников способностей к творческой деятельности...

2022-2023 Программа по выявлению и развитию у дошкольников способностей к творческой деятельности

Известные ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец отмечали, что раннее вовлечение детей в творческую репродуктивную деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям ...