Универсальный помощник (методическое пособие для воспитателей ДОУ)
методическая разработка (старшая группа)
В работу над проектом «Будущие инженеры» входит постоянное повышение педагогичного мастерства сотрудников. В нашем детском саду регулярно проводятся конкурсы педагогического мастерства педагогов, главным и обязательным элементом которых являются открытые занятия, способствующие формированию предпосылок инженерного мышления. Анализируя их проведение, мы обратили внимание на то, что многие педагоги, несмотря на подготовленные интересные мероприятия затрудняются в составлении технологической карты (конструкта). Для того, чтобы упростить для них эту работу я подготовила «Универсальный помощник».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 213.13 КБ | |
| 27.7 КБ | |
| 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» Колобок»
городского округа Рефтинский
Методическое пособие
«Универсальный помощник для подготовки к занятиям
по формированию предпосылок инженерного мышления
старших дошкольников»
Подготовил: руководитель проекта «Будущие инженеры»
воспитатель ВКК Гребенкина Ирина Анатольевна
пгт Рефтинский
2025 г.
Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники. Структура инженерного мышления | Предпосылки для развития инженерного мышления
Самым продуктивным вариантом развития предпосылок инженерного мышления дошкольников являются систематические занятия по различным предметам и областям. |
Компоненты инженерного мышления | Задачи | Занятия (НОД) | Технологии | Методы и приемы | ||||||||
ФОП и ФГОС ДО | Формирования инженерного мышления | |||||||||||
Профессиональное самосознание – это сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды, общения с профессионалами и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно включает в себя: сознание своей принадлежности к определённой профессиональной общности; знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования. | Социально-коммуникативное развитие: формировать представления о разнообразии и взаимосвязи разных видов труда и профессий; поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками. | Больше внимания уделять формированию представлений о технических и инженерных профессиях, наиболее востребованных в регионе проживания, с градообразующими предприятиями. Знакомить с техникой и технологиями, которые используются на градообразующих предприятиях. | Развитие речи | Игровая технология: позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях и используемых орудиях труда. Информационно-коммуникационные технологии: позволяют сделать образовательный процесс более емким, зрелищным. Проектная технология: дает возможность детям приобретать новые знания и умения в процессе планирования и выполнения проектов. Образовательная квест-технология: позволяет в увлекательной для детей форме решать разнообразные образовательные и воспитательные задачи. LEGO-конструирование: развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение. | Сюжетно-ролевые и дидактические и интеллектуальные игры о технических профессиях: «Мы конструируем макет нового цеха», «Чьи это инструменты?», «Что лишнее», «Что? Где? Когда?» и пр. ИКТ: мультимедийные презентации, видеосюжеты, мультфильмы, аудиотека о профессиях. Профориентационные проекты, например «Инженерная династия моей семьи», «Самые востребованные профессии на Рефтинской ГРЭС». Квесты: «Путешествие по эклектической цепочке», «Как появляются золоблоки» и пр. Конструируем: «Роботы-помощники», «Модель парковки для технического транспорта» и т.д. | |||||||
Развитие элементарных математических представлений | ||||||||||||
Окружающий мир и природа | ||||||||||||
Изобразительная деятельность | ||||||||||||
Конструирование | ||||||||||||
Музыка | ||||||||||||
Физкультура Приветствуется интеграция занятий и образовательных областей | ||||||||||||
Компоненты инженерного мышления | Задачи | Занятия (НОД) | Технологии | Методы и приемы | ||||||||
ФОП и ФГОС ДО | Формирования инженерного мышления | |||||||||||
Рациональный элемент инженерного мышления включает в себя теоретическую и методологическую основу, которую составляют знания: технические, технологические, естественно-научные, инженерные. Также к рациональному элементу относят логическое мышление, с помощью которого человек пользуется четкими и конкретными понятиями. | Познавательное развитие: поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности; обогащать пространственные и временные представления; обогащать пространственные и временные представления; поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира; развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира. | Акцентировать внимание на знаниях, которые способствуют пониманию инженерно-технических технологий, важных для работы градообразующих предприятий. Обращать внимание на важность умения структурировать и представлять материал с помощью разнообразных средств. | Окружающий мир и природа. Развитие элементарных математических представлений. | 1. Конструирование: формирует навыки моделирования пространства. 2. Проектная технология: позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. 3. Формирование элементарных математических представлений. 4. Ознакомление с основами робототехники. 5. Технология «Сказочные лабиринты игры»: синтез игровой технологии и технологии развивающего обучения. 6. Технология познавательно-исследовательской деятельности: формирование у дошкольников способности устанавливать причинно-следственные и временные связи. | 1. Различные формы конструирования: по модели, по условиям, по чертежам и наглядным схемам, по замыслу. 2. Общение с представителями инженерных и технических профессий: экскурсии, совместные мероприятия, проекты, выполнение заданий, связанных с изучением различных технологических процессов. 3. Логические и математические игры: счетные палочки, Кюизенера и логические блоки Дьенеша, игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Голосовая почта», «Лего мозаика», «Мемо блоки», «Инженериум» и т.д. 4. Программирование: использование программируемого мини-робота Code&GoRobotMouse и настольной игры Code&GoRobotMouse. 5. Игры Воскобовича: «Квадрат Воскобовича», «Логорифмочки», «Геоконт» и др. 6. Экспериментирование и исследование объектов окружающего мира: «Собери картинку», «Разложи планеты на орбитах», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик». | |||||||
Компоненты инженерного мышления | Задачи | Занятия (НОД) | Технологии | Методы и приемы | ||||||||
ФОП и ФГОС ДО | Формирования инженерного мышления | |||||||||||
Рациональный элемент инженерного мышления включает в себя теоретическую и методологическую основу, которую составляют знания: технические, технологические, естественно-научные, инженерные. Также к рациональному элементу относят логическое мышление, с помощью которого человек пользуется четкими и конкретными понятиями. | Художественно-эстетическое развитие изобразительная деятельность: обогащать у детей сенсорный опыт, развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. | Акцентировать внимание на знаниях, которые способствуют пониманию инженерно-технических технологий, важных для работы градообразующих предприятий. Обращать внимание на важность умения структурировать и представлять материал с помощью разнообразных средств. Способствовать развитию креативности мышления в различных видах продуктивной деятельности. | Изо-деятельность | 7. Нетрадиционное рисование как технология: использование специальных навыков, методов и приемов для создания произведений искусства с помощью различных подручных средств. 8. Нетрадиционная лепка: использование «не общепринятых» материалов, инструментов и способов. Данные технологии развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, творческие способности. | 7. Нетрадиционное рисование: нитками, ребром картона, помощью соли, «Оттиск поролоном» (пенопластом), «Знакомая форма – новый образ» и т.д. 8. Нетрадиционная лепка: пластилинография, пластилиновая мозаика, «рисование» пластилиновыми жгутиками, тестопластика, лепка в технике миллефиори («пирожковая»), лепка из фольги. | |||||||
Художественно-эстетическое развитиеконструктивная деятельность: формировать умение у детей видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, их функциональное назначение. | Конструирование | Конструирование: в процессе которого ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями между находящимися в нем предметами. Основы робототехники: способствует развитию технических и творческих навыков, получению опыта проектной работы. | Различные формы конструирования: по модели, по условиям, по чертежам и наглядным схемам, по замыслу. Программирование: использование программируемого мини-робота Code&GoRobotMouse и настольной игры Code&GoRobotMouse. | |||||||||
Компоненты инженерного мышления | Задачи | Занятия (НОД) | Технологии | Методы и приемы | |
ФОП и ФГОС ДО | Формирования инженерного мышления | ||||
Аксиологический элемент инженерного мышления — это ценностное отношение к окружающему миру и возможностям человека, проявляющееся через признание общечеловеческих ценностей в области духовной и материальной культуры, а также понимание необходимости сохранения человеческой идентичности. | Социально-коммуникативное развитие формировать представления о труде как ценности общества; развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; воспитывать ответственность, добросовестность. развитие начал социально-значимой активности. Познавательное развитие поощрять избирательность познавательных интересов; развивать умения детей включаться в коллективное исследование. | Знакомить старших дошкольников с достижениями отечественной науки и техники на градообразующих предприятиях. Воспитывать гордость за людей, благодаря которым это стало возможным. Организовать общение и продуктивное сотрудничество с семейными династиями инженеров и техников своего района. Формировать начальные представления о востребованных технических профессиях региона, и значения для развития технического прогресса в целом и в конкретном регионе в частности. Объяснять важность физического и психологического здоровья для успешной профессиональной самореализации. | Развитие речи | 1. Конструирование: в процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями между находящимися в нем предметами. 2. Проектная технология: Позволяет воспитанникам более углубленно знакомиться с точными науками с учетом возрастных особенностей, развивать творческое, наглядное, образное и техническое мышление. 3. Системный метод в ТРИЗ: помогает сформировать целостную картину мира. Он учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. | 1. Конструирование из конструкторов Lego. Обучение составлению алгоритма сборки того или иного продукта и изображению его в трех проекциях. 2. Проект: «Семейная династия инженеров и техников» 3. Игры, основанные на сравнении. Например, «Учимся сравнивать». Ребенок выбирает объект, определяет его признак и по этому признаку подбирает второй подходящий объект. 4. Синектика. Это игровой прием перевоплощения в объект проблемной ситуации. Ребёнок отождествляет себя с каким-либо персонажем или предметом, старается передать эмоциональное состояние объекта, характер образа. 5. «Волшебный экран», «Системный лифт». |
Развитие элементарных математических представлений | |||||
Окружающий мир и природа | |||||
Изобразительная деятельность | |||||
Конструирование | |||||
Музыка | |||||
Физкультура Приветствуется интеграция занятий и образовательных областей | |||||
Компоненты инженерного мышления | Задачи | Занятия (НОД) | Технологии | Методы и приемы | |
ФОП и ФГОС ДО | Формирования инженерного мышления | ||||
Аксиологический элемент инженерного мышления– это ценностное отношение к окружающему миру и возможностям человека, проявляющееся через признание общечеловеческих ценностей в области духовной и материальной культуры, а также понимание необходимости сохранения человеческой идентичности. | Развитие речи: воспитывать культуру речевого общения. Продолжать развивать коммуникативно-речевые умения. Художественно-эстетическое развитие: воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за свою страну, в процессе ознакомления с разными видами искусства; расширять представления детей о творческих профессиях (художник, архитектор, дизайнер и пр.). Физическое развитие: развивать самоконтроль, самостоятельность; поощрять соблюдение правил в подвижной игре, партнерское взаимодействие в команде; сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, развивать стремление к сохранению своего здоровья. | Знакомить старших дошкольников с достижениями отечественной науки и техники на градообразующих предприятиях. Воспитывать гордость за людей, благодаря которым это стало возможным. Организовать общение и продуктивное сотрудничество с семейными династиями инженеров и техников своего района. Формировать начальные представления о наиболее востребованных технических профессиях региона, и значения для развития технического прогресса в целом и в конкретном регионе в частности. Объяснять важность физического и психологического здоровья для успешной профессиональной самореализации. | Развитие речи | 4. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ): позволяет развивать ИКТ-компетенции – знания, умения и ценностное отношение к информации и информационным процессам. 5.Здоровьесберегающие технологии: Физкультурно-оздоровительные: связаны с физическим развитием и поддержанием здоровья детей. Социально-психологические: направлены на развитие коммуникативных и когнитивных способностей, эмоционального интеллекта и умения работать в коллективе. | 4. Физические упражнения, игры, которые улучшают функциональные возможности организма детей, развивают координацию и гибкость, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы; квесты, эстафеты, соревнования, игры с правилами. Тренинги по развитию социальных навыков, методы психологической коррекции, игры, психологические консультации. 5.Театрализованные игры. Игры для развития эмоционального интеллекта: «Фантазеры», «Эмоциональные танцы», «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию». Игры для развития речевого этикета: «В кругу симпатий», «Волшебное кресло», «Пожалуйста» и др. |
Развитие элементарных математических представлений | |||||
Окружающий мир и природа | |||||
Изобразительная деятельность | |||||
Конструирование | |||||
Музыка | |||||
Физкультура Приветствуется интеграция занятий и образовательных областей | |||||
Компоненты инженерного мышления | Задачи | Занятия (НОД) | Технологии | Методы и приемы | |||||
ФОП и ФГОС ДО | Формирования инженерного мышления | ||||||||
Логическая память предполагает осмысленное, сознательное усвоение материала. Без нее трудно логически увязать между собой понятия из разных предметных областей, понять их сущность и использовать при решении практических задач. Также в структуре инженерного мышления выделяют техническую наблюдательность, ярко выраженные зрительную и моторную память, точность глазомера. По данным психологов, новая информация усваивается и запоминается лучше, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти. Поэтому представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий и способы действий. | Познавательное развитие: поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира. Развитие речи: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста; совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок;развивать интерес к изданиям познавательного и энциклопедического характера. | Обращать внимание на значимость логической памяти и системного мышления для овладения инженерно-техническими профессиями. Способствовать осознанному стремлению к совершенствованию логической памяти, технической наблюдательности, зрительной и моторной памяти, точности глазомера. Создавать условия для овладения умением структурировать материал. | Развитие речи | 1. Игровая технология, с помощью которой ребенок, беря на себя роль и стараясь успешно следовать ей, запоминает наибольшее количество материала. 2. Мнемотехника позволяет детям продуктивнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. 3. STEАM–технология дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь. | 1. Сюжетно-ролевые игры, игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игры-путешествия. 2. Использование мнемотаблиц для схематичного изображения какой-либо информации: рассказа, стихотворения, загадки, скороговорки, алгоритма действий и т. д. 3. Конструирование из разных видов конструктора и материалов. Игры и упражнения для освоения с основными математическими понятиями. Научные эксперименты помогают понять и запомнить принципы и правила научного исследования. Проблемные ситуации, которые помогают приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. | ||||
Развитие элементарных математических представлений | |||||||||
Окружающий мир и природа | |||||||||
Изобразительная деятельность | |||||||||
Конструирование | |||||||||
Музыка | |||||||||
Физкультура Приветствуется интеграция занятий и образовательных областей | |||||||||
Компоненты инженерного мышления | Задачи | Занятия (НОД) | Технологии | Методы и приемы | |||||
ФОП и ФГОС ДО | Формирования инженерного мышления | ||||||||
Логическая память предполагает осмысленное, сознательное усвоение материала. Без неё трудно логически увязать между собой понятия из разных предметных областей, понять их сущность и использовать при решении практических задач. Также в структуре инженерного мышления выделяют техническую наблюдательность, ярко выраженные зрительную и моторную память, точность глазомера. По данным психологов, новая информация усваивается и запоминается лучше, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти. Поэтому представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий и способы действий. | Художественно-эстетическое развитие: развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета.развивать у детей художественно-творческие способности и самостоятельную творческую конструктивную деятельность детей; развивать у детей поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. Физическое развитие: развивать психофизические качества, точность, меткость, глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве; самоконтроль, самостоятельность; поощрять соблюдение правил в подвижной игре. | Обращать внимание на значимость логической памяти и системного мышления для овладения инженерно-техническими профессиями. Способствовать осознанному стремлению к совершенствованию логической памяти, технической наблюдательности, зрительной и моторной памяти, точности глазомера. Создавать условия для овладения умением структурировать материал. | Развитие речи | «STEАM» включает в себя: - «science» - науку, - «technology» -технологию, - «engineering» - инженерию, - «art» - искусство, - «math»- математику. 4. Проектная технология:позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. 5.Здоровьесберегающие технологии: Физкультурно-оздоровительные: связаны с физическим развитием и поддержанием здоровья детей. | Игры с моделированием. Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных — условными). Игры-этюды. Это небольшие драматизации на основе стихотворного текста, которые осуществляются детьми совместно с педагогом. Мультистудия позволяет демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребенком собственного мультипликационного фильма. 4. Организация проектной деятельности по выбору детей, связанной с наукой и техникой. 5. Применение при обучении новым движениям схем и мнемотаблиц; различные эстафеты, соревнования, игры с правилами. | ||||
Развитие элементарных математических представлений | |||||||||
Окружающий мир и природа | |||||||||
Изобразительная деятельность | |||||||||
Конструирование | |||||||||
Музыка | |||||||||
Физкультура Приветствуется интеграция занятий и образовательных областей | |||||||||
Компоненты инженерного мышления | Задачи | Занятия (НОД) | Технологии | Методы и приемы | |||||
ФОП и ФГОС ДО | Формирования инженерного мышления | ||||||||
Основа инженерного мышления — высокоразвитое творческое воображение и фантазия, владение методологией технического творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей. | Познавательное развитие: расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов. Развитие речи: развивать образность речи и словесное творчество. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала. | Создавать условия для развития умения находить оригинальные решения разнообразных проблем, развития технического творчества и умения его презентовать. | Развитие речи | 1.Технология ТРИЗ: предлагает методы и алгоритмы, которые помогают ребенку в творческом поиске. Способствует развитию нестандартного мышления, поисковой активности, творческого воображения. 2. Технология нетрадиционного рисования и лепки: развивает воображение, мышление, память, внимание, интерес, мелкую моторику, а также формирует словарный запас исвязную речь. | 1. Метод маленьких человечков (ММЧ) позволяет формировать представление о простейших биологических и физических процессах. Ситуационные игры: способствуют нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения детей. Системный метод в ТРИЗ учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта (прием «Волшебный экран»). Метод «мозговой штурм»: реализуется при коллективном поиске оригинальных идей. Метод фокальных объектов: внимание фокусируется на выбранном объекте, на который случайным образом переносятся свойства других предметов. 2. Приемы нетрадиционного рисования и лепки: монотипия; смешанный техники (восковые мелки + акварель и др.); кляксография и др. | ||||
Развитие элементарных математических представлений | |||||||||
Окружающий мир и природа | |||||||||
Изобразительная деятельность | |||||||||
Конструирование | |||||||||
Музыка | |||||||||
Физкультура Приветствуется интеграция занятий и образовательных областей | |||||||||
Компоненты инженерного мышления | Задачи | Занятия (НОД) | Технологии | Методы и приемы | |
ФОП и ФГОС ДО | Формирования инженерного мышления | ||||
Основа инженерного мышления — высокоразвитое творческое воображение и фантазия, владение методологией технического творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей. | Художественно-эстетическое развитие: творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства; создавать условия для разнопланового экспериментирования с художественными материалами; развивать художественно-творческие способности, творческую конструктивную деятельность детей; развивать детское музыкально-художественное творчество, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении; поощрять способность творчески передавать образ в играх драматизациях, спектаклях. Физическое развитие: развивать самостоятельность, творчество; поощрять проявление инициативы и самостоятельности в игре и ее организации. | Создавать условия для умения находить оригинальные решения для решения разнообразных проблем, развития технического творчества и умения его презентовать. | Развитие речи | 3. Технология нетрадиционного конструирования: основывается на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов. 4. Творческая импровизация на музыкальных занятиях. 5. Игровая технология на занятия физкультурой. | 3. Конструирование из: бросового материала; бумаги и картона; природного материала, фольгопластика, конструирование из смешанных материалов и из разных типов и видов конструкторов. 4. Импровизации: инструментальная, танцевальная, вокальная, драматическая. 5. Физкультурные занятия по сюжету сказки или выдуманного образа. Создание проблемных игровых ситуаций, применение разнообразного физкультурного оборудования, «двигательных перевертышей», музыкального сопровождения, двигательные импровизации и творческие задания, подвижные игры, развивающие творческую активность («Море волнуется», «Волшебник», «Что делаешь?» «Фигуры», «Ровным кругом», «Упрямые обезьянки» и другие.) |
Развитие элементарных математических представлений | |||||
Окружающий мир и природа | |||||
Изобразительная деятельность | |||||
Конструирование | |||||
Музыка | |||||
Физкультура Приветствуется интеграция занятий и образовательных областей | |||||
«Творчество заразительно. Распространяйте его»
А. Эйнштейн
пгт Рефтинский
2025 г.
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития предпосылок инженерного мышления
на занятиях в детском саду
1 слайд. В свете задач, поставленных пред нами региональной программой «Уральская инженерная школа» одной из целей дошкольного образования, становится формирование предпосылок инженерного мышления. Это значит, что общество ждет на производство перспективные молодежные кадры с креативным мышлением, способных ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющих самостоятельно создавать новые технические формы.
2 слайд. Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее определение: «Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…».
3 слайд. Представители отечественной науки и практики активно разрабатывают проблемы, связанные с инженерным мышлением и его развитием у подрастающего поколения. На слайде представлены имена ученых, которые посвятили свои труды изучению особенностей и структуры инженерного мышления.
4 слайд. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать. Инженерным мышлением обладает не каждый человек. Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.
- слайд. Структура инженерного мышления.
- Профессиональное самосознание – это сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды, общения с профессионалами и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно включает в себя: сознание своей принадлежности к определённой профессиональной общности; знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своём месте в системе профессиональных ролей; знание о степени своего признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач. Степень сформированности профессионального самосознания выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности и её успешности в профессиональной деятельности
- Рациональный элемент инженерного мышления включает в себя теоретическую и методологическую основу, которую составляют знания: технические, технологические, естественно-научные, инженерные. Также к рациональному элементу относят логическое мышление, с помощью которого человек пользуется чёткими и конкретными понятиями.
- Аксиологический элемент инженерного мышления — это ценностное отношение к окружающему миру и возможностям человека, проявляющееся через признание общечеловеческих ценностей в области духовной и материальной культуры, а также понимание необходимости сохранения человеческой идентичности.
- Логическая память предполагает осмысленное, сознательное усвоение материала. Без неё трудно логически увязать между собой понятия из разных предметных областей, понять их сущность и использовать при решении практических задач. Также в структуре инженерного мышления выделяют техническую наблюдательность, ярко выраженные зрительную и моторную память, точность глазомера. По данным психологов, новая информация усваивается и запоминается лучше, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти. Поэтому представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий и способы действий.
- Основа инженерного мышления — высокоразвитое творческое воображение и фантазия, владение методологией технического творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей.
6 слайд. Самым продуктивным вариантом развития предпосылок инженерного мышления дошкольников являются систематические занятия по различным предметам и областям.
7 слайд. Главные условия формирования предпосылок инженерного мышления:
- Взаимный интерес детей и взрослых.
- Знание должно быть открыто в совместной или самостоятельной деятельности и применено детьми на практике.
- Обучение детей должно проходить в занимательной форме.
- Системность, планомерность, целенаправленность в обучении.
Сейчас я хочу предоставить слово педагогам творческой группы проекта «Будущие инженеры», которые расскажут о методах и приёмах, которые они активно используют в работе с детьми на разнообразных занятиях для формирования предпосылок развития инженерного мышления.
8 слайд. Развитие математических способностей у дошкольников имеет большое значение при подготовке к школе. Очень важно, чтобы ребенок не только владел определенными навыками и умениями, но и умел применять их на практике, умел рассуждать, самостоятельно думать, искать решения, делать выводы. Все эти качества формируются у ребенка через познавательный процесс на занятиях. В наше врем можно приобрести достаточное количество развивающих игр, но при этом необходимо понимать, что игра должна быть интересна ребенку, вызывать удивление и желание играть. Такими играми являются для старших дошкольников, прежде всего, головоломки и геометрический конструктор. Особенно хорошо зарекомендовали себя «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьеныша». Благодаря им дети учатся решать проблемные задачи, проявлять творчество, формировать предпосылки инженерного мышления.
9 слайд. В формировании предпосылок инженерного мышления на занятиях по развитию речи большое значение имеет мнемотехника. Во-первых – это визуализация информации: мнемотаблицы представляют информацию в виде наглядных картинок, символов и схем. Это особенно важно для дошкольников, так как у них преобладает наглядно-образное мышление. Визуальные образы легче запоминаются и воспроизводятся. Во-вторых – организация информации: Мнемотаблицы помогают структурировать информацию, представляя ее в логической последовательности. Это облегчает понимание и запоминание материала. В-третьих – это развитие памяти и внимания. И, конечно же, использование мнемотаблиц влияет на развитие связной речи детей и обогащение их словарного запаса. Таким образом, применение мнемотехники делает процесс обучения более интересным и увлекательным для дошкольников.
10 слайд. В коррекционно-развивающей работе педагога-психолога со старшими дошкольниками формирование таких компонентов инженерного мышления, как аксиологический элемент, рациональный элемент, логическая память, творческое воображение также является важным, так как многие из применяемых упражнений способствуют развитию памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, творчества и креативности. Все предлагаемые упражнения направлены на межполушарное взаимодействие, так как предлагаются перекрестные движения руками или ногами, при этом образуется большое количество нервных путей, связывающих наши полушария. Упражнения с мячом очень хороши для развития моторной координации, а также для развития координация глаз-рука, ребенок учится удерживать внимание на мяче, что поможет в дальнейшем удерживать внимание на строчке при чтении или при письме.
11 слайд. На занятиях по физической культуре возможно развитие практически всех компонентов инженерного мышления. Для этого подходят занятия с применением подвижных игр с правилами, эстафет, полосы препятствий и пр. Играя и соревнуясь в грамотно и планомерно подобранные подвижные игры и эстафеты, дети овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения и укрепляют свое здоровье. Также очень полезны упражнения для развитие пространственных представлений, формирование которых начинается с изучения пространства собственного тела. Так, например, чтобы пройти по дорожке со следами, нужно сообразить, какой ногой (правой или левой) шагать. В таких упражнениях ребенок учится понимать свое тело и управлять им. Упражнения на балансировочном диске помогают развивать гибкость и координацию, улучшает осанку, стимулирует действие вестибулярного аппарата, что, в свою очередь, способствуют развитию познавательной активности.
12 слайд. Основой инженерного мышления является высокоразвитое воображение и фантазия, владение методологией технического творчества, позволяющий сознательно управлять процессом генерирования новых идей. Все это можно развивать с помощью упражнений для формирования эффективной коммуникации. Коммуникация — это процесс получения и передачи информации, которому дети учатся через взаимодействие с другими скобочка открывается открытая скобочка взрослыми и сверстниками. Как же влияет коммуникация на развитие предпосылок инженерного мышления? Все просто: с помощью коммуникации мы развиваем высшие психические функции: память, восприятие, мышление, речь, внимание, воображение и творчество. Передача информации может производиться разными путям. Например, игры для развития невербальной коммуникации, с помощью символьной графики и объяснения без слов. Хорошим упражнением для тренировки вербальной коммуникации является игра «Загадай, не называя». Систематическое использование представленных разнообразных для развития вербальной и невербальной коммуникации способствуют всестороннему развитию воспитанников, умению самостоятельной передачи мысли и поиску нестандартных решений.
13 слайд. Грамотно организованные занятия по художественно-эстетическому развитию также способствуют развитию практически всех компонентов инженерного мышления. Так, например, очень полезно использование в занятиях по музыкальному воспитанию мнемотехники в форме рисования небольших картинок для запоминания текста песен (пиктограмм). Этот способ запоминания развивает не только логическую память, но и активизирует все мыслительные процессы, ведь происходит раскодировка и кодировка информации. Прием «Следуй заданному маршруту» - визуализация и схематическое изображения изменения звукового тона. Выполнение подобных упражнений способствует умению сопрягать зрительный и звуковой стимул и узнавать его в схеме.
14 слайд. В работу над проектом «Будущие инженеры» входит постоянное повышение педагогичного мастерства сотрудников. В нашем детском саду регулярно проводятся конкурсы педагогического мастерства педагогов, главным и обязательным элементом которых являются открытые занятия, способствующие формированию предпосылок инженерного мышления. Анализируя их проведение, мы обратили внимание на то, что многие педагоги, несмотря на подготовленные интересные мероприятия затрудняются в составлении технологической карты (конструкта). Для того, чтобы упростить для них эту работу я подготовила «Универсальный помощник». Он представляет собой большую таблицу.
1 графа – компонент инженерного мышления.
2 графа – задачи ФОП и ФГОС ДО.
3 графа – задачи развития инженерного мышления.
4 графа – названия занятий.
5 графа – технологии педагогической работы.
6 графа – методы и приемы работы с детьми.
15 слайд Алгоритм подготовки технологической карты занятия (конструкта).
- Определение компонента инженерного мышления, который планируете формировать – см. 1 столбик таблицы 9каждый компонент обозначен отдельным цветом.
- Выбор занятия (НОД) – см. 4 столбик таблицы.
- Рассмотрение цели и задач занятия – см. 2и 3 столбик таблицы.
- Проектирование основной идеи занятия – чем будете заниматься с детьми (что строить, рисовать и для чего, какой продукт получится в результате) – субъектный образовательный опыт.
- Подбор наиболее эффективных средств для работы – см. столбики 5 и 6.
- Обозначение основных этапов работы и их наполнение (чем будете мотивировать детей, как организуете продуктивную деятельность, рефлексию и пр.).
16 слайд. «Творчество заразительно. Распространяйте его»
А. Эйнштейн
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)
Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Авторская разработка из опыта работы методического пособия для воспитателей и методистов "Перспективное планирование работы с родителями с учетом адаптационного периода в младшей группе"
Предлагаю перспективное планирование в работе с семьей с учетом ФГТ. Очень сложно работать с родителями когда не налажен контакт и начался адаптационный период вновь набранной группы. Большую помощь в...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...
Методическое пособие для воспитателей Подготовительных групп
Методическое пособие. «Подготовка детей к школе»Советы воспитателям от психологаПедагог - психолог: Дворянкина Д. А. ...
Методическое пособие для воспитателей "Искусство для дошкольников"
Сборних может быть полезен студентам педагогических колледжей и воспитателям дошкольных образовательных учреждений....

"Методическое пособие для воспитателей ДОУ" составил: воспитатель логопедической группы Коршунова О.В.
В пособии предлагаются наработки по взаимодействию ДОУ и семьи в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Материал будет интересен как воспитателям, так и другим специалистам ДОУ. В нем о...













