Проект "Пуговица"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Пуговица»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Предмет исследования: пуговицы
Участники проекта: дети компенсирующей группы 5-6 лет, воспитатели, родители, логопед.
Актуальность: Вокруг каждого из людей есть множество простых и привычных вещей, которые окружают его каждый день. Эти вещи настолько просты и привычны, что мы очень редко задумываемся, что они такое, когда появились на этом свете и как бы мы жили, если бы эти вещи вдруг пропали. Предмет, о котором сделан этот проект, настолько маленький, что о нем таких вопросов вообще не возникает. Этот предмет — пуговица. Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...
Ребенок по своей природе является исследователем мира, в которой он пришел, его первооткрывателем. Как же тяжело познавать окружающий мир, всю его красоту и своеобразие.
Основная задача – заинтересовать детей удивительным, многообразным рукотворным миром, расширять представление о целесообразности создания человеком предмета (в частности пуговицы) для удовлетворения собственных потребностей.
Цель проекта: развитие познавательного интереса детей к предметному миру для выявления их особенностей.
Задачи проекта:
- расширять знания детей об окружающем их предметном мире;
- познакомить детей с историей возникновения пуговиц;
- формировать представление о многообразии видов пуговиц;
- расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать мелкую моторику рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами;
- развивать у детей связную речь, коммуникативные навыки, логическое мышление, концентрацию внимания, творческие способности, воображение, фантазию;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в совместной деятельности;
- активизировать словарный запас.
Предполагаемые результаты:
Повышение познавательной активности детей, проявление интереса к предметам окружающего мира, умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Расширить кругозор детей через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения; развитие связной речи; выставка детских творческих работ совместно с родителями «Вот так чудо-пуговица!».
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Этапы реализации проекта:
На подготовительном этапе:
- подобрать методическую, познавательную и художественную литературу (пословицы, поговорки, загадки, стихи, сказки о пуговицах);
- подобрать материалы для коллекции;
- подобрать атрибуты для игровой деятельности;
- подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подготовка информации для родителей;
- привлечение родителей к сбору материала (различные пуговицы разной формы, разного цвета, размера и из разнообразного материала).
На основном этапе:
- Презентации «Волшебные пуговицы»: «Что обозначает слово пуговица», «Чем пользовались люди до изобретения пуговицы», «Какими были первые пуговицы, из какого материала сделаны?»;
- беседы: «Для чего нужны пуговицы?», «Какие виды пуговиц бывают?», «Какие есть способы пришивания пуговиц?»;
- ОД по исследовательскому экспериментированию «Мир пуговицы»;
- знакомство с народными пословицами и поговорками о пуговицах;
- отгадывание загадок о пуговицах;
- чтение сказок о пуговице «Сказка про Славика и пуговицы», «Сказка про любопытную пуговицу»;
- дидактические игры: «Найди пару», «Какая лишняя?», «Выложи узор», «Подбери по форме», «На что похожа пуговица?», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Собери пуговицы», «Подбери правильно»;
- Продуктивная деятельность: рисование «Нарисуем пуговицу»;
- Консультация для родителей «Немного об истории пуговиц».
На заключительном этапе:
Выставка творческих работ из пуговиц в группе «Вот так чудо – пуговица!».
Мини – музей «В мире пуговиц», коллекционирование пуговиц в группе.
Результат:
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Дети узнали об истории возникновения пуговицы, ее совершенствовании. Расширился кругозор детей. Дети научились сравнивать, экспериментировать, проводить исследовательскую деятельность с пуговицами.
Участие в беседах в ходе проекта, способствовало у детей обогащению словаря и развитию связной речи.
Дети совместно с родителями изготовили поделки из пуговиц.
Продуктом проекта является выставка работ «Вот так чудо – пуговица!», мини – музей, коллекционирование пуговиц.
И главное, что усвоили дети и взрослые – это осознание того, что самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
