консультация
консультация

Несвет Марина Юрьевна

рекомендации для родителей на летний период по игре в Шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_kruzhku_shahmaty.docx505.59 КБ

Предварительный просмотр:


https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2023/11/19/k_6559f92d5129e/user_file_6559f92e47849_html_db08bff864d7b844.png

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ЛЕТНЕ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ПО ИГРЕ В ШАХМАТЫ

                                                                                                                                               Составила:

педагог по кружку

                                                                                                                                 Несвет.М.Ю.

Видное 2025г.

Шахматы – это гимнастика памяти, воли, ума!

Шахматы оказывают благоприятное воздействие на развитие детей дошкольного возраста. Так, шахматы развивают у ребенка пространственное воображение, логическое мышление, память и способность самостоятельно мыслить. Сейчас древняя игра активно используются в качестве метода воспитания детей. Во время партии у детей концентрируется внимание на одном процессе, благодаря чему вырабатывается усидчивость. Во время игры в шахматы у ребенка одновременно работают два полушария мозга. В частности, за построение логических цепочек и поиск сильнейших ходов отвечает левое полушарие мозга. Правое полушарие мозга способствует развитию пространственного воображения, в результате чего дошкольник учится просчитывать возможные варианты течения партии и предугадывать действия противника.

Маленькие хитрости:

•        Включайте элементы шахматной игры в обыденную жизнь.

Попробуйте сделать из теста шахматные фигурки, сочинить для каждой из них маленькую сказку. Можно лепить фигурки из пластилина — и тогда на свет появятся пластилиновые шахматы. Рисуйте, лепите, сочиняйте весёлые истории, стихи и рассказы, придумывайте конкурсы — к примеру, кто быстрее и правильнее расставит шахматные фигуры на доске.

•        Ищите различные ребусы, загадки, кроссворды, связанные с шахматами, включайте их в регулярное повторение шахматной игры.

•         Двигайтесь от простого к сложному.

•        Учите ребёнка не только выигрывать, но и проигрывать. Объясняйте, что научиться играть можно только методом проб и ошибок. Лишь поняв, что сделал не так, он сможет двигаться дальше.

Постепенно приучайте его к мысли, что шахматы — это серьёзная игра, которая требует вдумчивых решений.

  • Соблюдайте правила игры: основное правило шахматистов: «взялся за фигуру — ходи». Возвращать ход назад «перехаживать» - нельзя. Пусть ребёнок постепенно приучается к тому, что прежде чем действовать, нужно хорошо подумать. В будущем это убережёт его от многих ошибок уже в реальной, а не шахматной жизни.
  • Ребенка, который занимается шахматами, следует оградить от переизбытка сладостей, его наличие повышает активность у ребенка, в результате страдает усидчивость, концентрация, а это две основные составляющие успешной игры.
  • Постепенно нужно ребенка приучать к серьёзному восприятию игры.

Объясняйте, что шахматы любят тишину, торопиться делать ход не нужно, важно подумать,
выбрать наилучший вариант. Важно научить малыша вначале думать головой, после чего играть
руками;

Рекомендовано повторять с ребенком такую последовательность выбора хода:

  1. Смотрим, нельзя ли побить фигуру противника.
  2. Выясняем, нельзя ли сделать фигурой такой ход, после которого противник не сможет сделать своей фигурой ни одного хорошего хода (при любом ходе фигуру он потеряет).
  3. Определяем, не ставим ли мы свою фигуру под бой.
  4. Делаем ход.

Постепенно нужно ребенка приучать к серьёзному восприятию игры. Объясняйте, что шахматы любят тишину, торопиться делать ход не нужно, важно подумать, выбрать наилучший вариант. Важно научить малыша вначале думать головой, после чего играть руками, а не наоборот.

Для закрепления материала попросите ребенка:

  • Начертить мелом на асфальте фрагмент шахматной доски;
  • Раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным);
  • Правильно положить шахматную доску между вами или между куклами;
  • Детей старше 5 лет можно попросить показать, вертикальные линии (черно-белые дорожки, которые проходят сверху вниз) и горизонтальные (черно-белые дорожки, которые идут слева направо).

Не переутомляйте ребенка игрой.

  • Очень важно отметить то, что не нужно переутомлять ребенка игрой, это может навредить. Шахматы для него должны ассоциироваться с удовольствием, малыш должен сам предлагать поиграть в игру.
  • Даже взрослый человек устает от партии длительностью в 1,5-2 часа, что говорить тогда о ребенке. Поэтому достаточно играть 30-40 минут в день, поэтому, как только вы замечаете, что ребенок начинает терять внимание, зевает, сразу останавливайте игру и переключайте ребенка на что-нибудь другое. А партию можно предложить доиграть на следующий день. Игру можно записать в виде нотации в блокнот. Пример: (см. в конце) 
  • Кроме этого, нужно стараться с ребёнком не только играть, но и в процессе, а также после каждой игры анализировать выполненные ходы.

«Учимся играть честно: как научить ребенка проигрывать!»

КАК ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ГЛАВНОЕ НЕ ПОБЕДА, А УЧАСТИЕ!?

Несколько советов о том, как научить детей относиться к чужой победе.

  • Игра на равных.

Ребенок должен понимать настоящие правила игры и что ему не будут уступать постоянно.

  • Играйте с ребенком в игры «на удачу» — лото или игры-бродилки. С помощью подобных игр ребенок начинает понимать, что победа может быть случайной: кому-то повезло, кому-то — нет.
  • Не нужно ребенка ругать, если у него не получается, хвалите. Главная задача чтобы
    ребенку понравилось играть.
  • На результат давить ненужно, у малыша обязательно должно сформироваться верное отношение к победам и поражениям.
  • Причины проигрыша следует анализировать, это позволит ребёнку со временем начать понимать ошибки, которые он допускает во время игры. У ребёнка не должен быть страх перед поражением, важно ему объяснить, что без проигрыша не бывает побед.
  • Если у ребёнка появится страх к поражению, за которое его ругают, то больше ему не будет интересно играть в шахматы.
  • Чужой пример.

Ребенок должен понимать, что победа — это достижение, и просто так ее не получить. Для этого нужно усердно работать и тренироваться. Посмотрите вместе с детьми какие-нибудь соревнование по телевизору, чтобы дети увидели, как спортсмены реагируют на свои победы и поражения.

  • Будьте открыты для ребенка, чтобы всегда иметь возможность поговорить с ним о борьбе и конкуренции.

Игры для закрепления.

«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите ребенка на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и ребенок с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок наощупь ищет определенную фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....