консультация
консультация
рекомендации для родителей на летний период по игре в Шахматы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 505.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ЛЕТНЕ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
ПО ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Составила:
педагог по кружку
Несвет.М.Ю.
Видное 2025г.
Шахматы – это гимнастика памяти, воли, ума!
Шахматы оказывают благоприятное воздействие на развитие детей дошкольного возраста. Так, шахматы развивают у ребенка пространственное воображение, логическое мышление, память и способность самостоятельно мыслить. Сейчас древняя игра активно используются в качестве метода воспитания детей. Во время партии у детей концентрируется внимание на одном процессе, благодаря чему вырабатывается усидчивость. Во время игры в шахматы у ребенка одновременно работают два полушария мозга. В частности, за построение логических цепочек и поиск сильнейших ходов отвечает левое полушарие мозга. Правое полушарие мозга способствует развитию пространственного воображения, в результате чего дошкольник учится просчитывать возможные варианты течения партии и предугадывать действия противника.
Маленькие хитрости:
• Включайте элементы шахматной игры в обыденную жизнь.
Попробуйте сделать из теста шахматные фигурки, сочинить для каждой из них маленькую сказку. Можно лепить фигурки из пластилина — и тогда на свет появятся пластилиновые шахматы. Рисуйте, лепите, сочиняйте весёлые истории, стихи и рассказы, придумывайте конкурсы — к примеру, кто быстрее и правильнее расставит шахматные фигуры на доске.
• Ищите различные ребусы, загадки, кроссворды, связанные с шахматами, включайте их в регулярное повторение шахматной игры.
• Двигайтесь от простого к сложному.
• Учите ребёнка не только выигрывать, но и проигрывать. Объясняйте, что научиться играть можно только методом проб и ошибок. Лишь поняв, что сделал не так, он сможет двигаться дальше.
Постепенно приучайте его к мысли, что шахматы — это серьёзная игра, которая требует вдумчивых решений.
- Соблюдайте правила игры: основное правило шахматистов: «взялся за фигуру — ходи». Возвращать ход назад «перехаживать» - нельзя. Пусть ребёнок постепенно приучается к тому, что прежде чем действовать, нужно хорошо подумать. В будущем это убережёт его от многих ошибок уже в реальной, а не шахматной жизни.
- Ребенка, который занимается шахматами, следует оградить от переизбытка сладостей, его наличие повышает активность у ребенка, в результате страдает усидчивость, концентрация, а это две основные составляющие успешной игры.
- Постепенно нужно ребенка приучать к серьёзному восприятию игры.
Объясняйте, что шахматы любят тишину, торопиться делать ход не нужно, важно подумать,
выбрать наилучший вариант. Важно научить малыша вначале думать головой, после чего играть
руками;
Рекомендовано повторять с ребенком такую последовательность выбора хода:
- Смотрим, нельзя ли побить фигуру противника.
- Выясняем, нельзя ли сделать фигурой такой ход, после которого противник не сможет сделать своей фигурой ни одного хорошего хода (при любом ходе фигуру он потеряет).
- Определяем, не ставим ли мы свою фигуру под бой.
- Делаем ход.
Постепенно нужно ребенка приучать к серьёзному восприятию игры. Объясняйте, что шахматы любят тишину, торопиться делать ход не нужно, важно подумать, выбрать наилучший вариант. Важно научить малыша вначале думать головой, после чего играть руками, а не наоборот.
Для закрепления материала попросите ребенка:
- Начертить мелом на асфальте фрагмент шахматной доски;
- Раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным);
- Правильно положить шахматную доску между вами или между куклами;
- Детей старше 5 лет можно попросить показать, вертикальные линии (черно-белые дорожки, которые проходят сверху вниз) и горизонтальные (черно-белые дорожки, которые идут слева направо).
Не переутомляйте ребенка игрой.
- Очень важно отметить то, что не нужно переутомлять ребенка игрой, это может навредить. Шахматы для него должны ассоциироваться с удовольствием, малыш должен сам предлагать поиграть в игру.
- Даже взрослый человек устает от партии длительностью в 1,5-2 часа, что говорить тогда о ребенке. Поэтому достаточно играть 30-40 минут в день, поэтому, как только вы замечаете, что ребенок начинает терять внимание, зевает, сразу останавливайте игру и переключайте ребенка на что-нибудь другое. А партию можно предложить доиграть на следующий день. Игру можно записать в виде нотации в блокнот. Пример: (см. в конце)
- Кроме этого, нужно стараться с ребёнком не только играть, но и в процессе, а также после каждой игры анализировать выполненные ходы.
«Учимся играть честно: как научить ребенка проигрывать!»
КАК ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ГЛАВНОЕ НЕ ПОБЕДА, А УЧАСТИЕ!?
Несколько советов о том, как научить детей относиться к чужой победе.
- Игра на равных.
Ребенок должен понимать настоящие правила игры и что ему не будут уступать постоянно.
- Играйте с ребенком в игры «на удачу» — лото или игры-бродилки. С помощью подобных игр ребенок начинает понимать, что победа может быть случайной: кому-то повезло, кому-то — нет.
- Не нужно ребенка ругать, если у него не получается, хвалите. Главная задача чтобы
ребенку понравилось играть. - На результат давить ненужно, у малыша обязательно должно сформироваться верное отношение к победам и поражениям.
- Причины проигрыша следует анализировать, это позволит ребёнку со временем начать понимать ошибки, которые он допускает во время игры. У ребёнка не должен быть страх перед поражением, важно ему объяснить, что без проигрыша не бывает побед.
- Если у ребёнка появится страх к поражению, за которое его ругают, то больше ему не будет интересно играть в шахматы.
- Чужой пример.
Ребенок должен понимать, что победа — это достижение, и просто так ее не получить. Для этого нужно усердно работать и тренироваться. Посмотрите вместе с детьми какие-нибудь соревнование по телевизору, чтобы дети увидели, как спортсмены реагируют на свои победы и поражения.
- Будьте открыты для ребенка, чтобы всегда иметь возможность поговорить с ним о борьбе и конкуренции.
Игры для закрепления.
«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите ребенка на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и ребенок с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок наощупь ищет определенную фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....


