«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»
материал

Хакимова Наталья Николаевна

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Степнячок»

Акбулакского района Оренбургской области

Семинар на тему «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»

Подготовила : Н.Н. Хакимова

2025г.

1.Игровое задание «Кто быстрее?» 

Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:

1. «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»(Развивающая предметно-пространственная среда);

2. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?

(игровая деятельность);

3. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);

4. О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?

(«Центр физического развития»);

5О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);

6. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д.

(«Центр экспериментирования»);

7. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т.д.

( «Центр конструирования»);

8. Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»?

(предмет-заместитель);

9. Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде

(участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток)

    Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.

Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальный путь развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Подведение итогов семинара.

     Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

    Таким образом, проектирование РППС, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:

- обеспечение баланса  между совместной и индивидуальной деятельностью детей

-организация «зон приватности»

- представление  права и свободы выбора

-создание условий для моделирования, поиска экспериментирования

-полифункциональности использования помещений и оборудования

-возрастной и гендерной адресованности оборудования и материалов

- независимой оценки деятельности материалов

- учет уровня развития  познавательных возможностей каждого ребенка

   

Рефлексия.

Какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации для полноценного развития личности ребёнка?

(ответы участников)

·         содержательно насыщенной

·         трансформируемой

·         полифункциональной

·         вариативной

·         доступной

·         безопасной

     По каким образовательным областям РППС должна обеспечить работу в целях содержательного насыщения пространства?

•        Социально-коммуникативное развитие

•        Познавательное развитие

•        Речевое развитие

•        Художественно-эстетическое развитие

•        Физическое развитие

Благодарю за внимание! Желаю успехов!

Памятка для воспитателей ДОУ

Какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации для полноценного развития личности ребёнка?

·         содержательно насыщенной

·         трансформируемой

·         полифункциональной

·         вариативной

·         доступной

·         безопасной

По каким образовательным областям РППС должна обеспечить работу в целях содержательного насыщения пространства?

•        Социально-коммуникативное развитие

•        Познавательное развитие

•        Речевое развитие

•        Художественно-эстетическое развитие

•        Физическое развитие

Памятка для воспитателей ДОУ

Какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации для полноценного развития личности ребёнка?

·         содержательно насыщенной

·         трансформируемой

·         полифункциональной

·         вариативной

·         доступной

·         безопасной

По каким образовательным областям РППС должна обеспечить работу в целях содержательного насыщения пространства?

•        Социально-коммуникативное развитие

•        Познавательное развитие

•        Речевое развитие

•        Художественно-эстетическое развитие

•        Физическое развитие

  1. «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…

  1. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?

  1.  Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? 

4. О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?

  1. О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? 

6. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д.

7. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т.д.

8. Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»?

9. Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...

Семинар для педагогов «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам р...

Консультация «Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»

   В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная ...

Консультация для воспитателей: «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»

Цели консультации:- Понять значение индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды для развития детей в дошкольной образовательной организации.- Изучить основные подходы к индивидуализа...

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности ребенка в рамках реализации ФОП»

Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми -   создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.Развивающая среда должна служить интересам и п...