Дополнительная общеразвивающая программа "Калейдоскоп природы"
методическая разработка (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Калейдоскоп природы» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области»;
- Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11 декабря 2023 г. № 3.12-Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 26 детский сад «Островок» г.Южно-Сахалинска от 24 января 2023 № 37 https://dou26.yuzhno-sakh.ru/userfiles/ustav_soglasovannyy.pdf
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам МАДОУ № 26 г. Южно-Сахалинска от 05.04.2023 № 104 https://dou26.yuzhno-sakh.ru/userfiles/skanirovanie(3).pdf
Актуальность программы
У детей уже имеются первоначальные знания в области экологии, имеется определенный уровень знаний, умений и навыков.
Программа «Калейдоскоп природы» представляет собой развитие экологических знаний у обучающихся 5-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы. Программа направлена на совершенствование интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков. Дети устанавливают связи, обнаруживают причины и следствия, решают проблемные ситуации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 401 КБ |
Предварительный просмотр:
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Калейдоскоп природы» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области»;
- Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11 декабря 2023 г. № 3.12-Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 26 детский сад «Островок» г.Южно-Сахалинска от 24 января 2023 № 37 https://dou26.yuzhno-sakh.ru/userfiles/ustav_soglasovannyy.pdf
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам МАДОУ № 26 г. Южно-Сахалинска от 05.04.2023 № 104 https://dou26.yuzhno-sakh.ru/userfiles/skanirovanie(3).pdf
Актуальность программы
У детей уже имеются первоначальные знания в области экологии, имеется определенный уровень знаний, умений и навыков.
Программа «Калейдоскоп природы» представляет собой развитие экологических знаний у обучающихся 5-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы. Программа направлена на совершенствование интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков. Дети устанавливают связи, обнаруживают причины и следствия, решают проблемные ситуации.
Направленность программы: естественнонаучная.
Вид деятельности: экология.
Уровень программы: стартовый.
Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Форма обучения: очная.
Язык образования: русский.
Формы занятий: подгрупповая.
Формы и методы: работа в малых группах:
В процессе обучения используются различные формы и методы организации образовательной деятельности:
- наблюдения, беседа;
- создание проблемных ситуаций;
- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- трудовые поручения;
- опыты и эксперименты;
- чтение художественной литературы (рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки).
Типы занятий:
- практические;
- поисковые;
- игровые ситуации.
Объем программы: количество часов - 68 часов.
Срок реализации программы: 1 год.
Адресат программы: Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программе 5-7 лет (мальчики и девочки).
Программа предполагает работу подгруппами от 7 до 10 человек, что обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям.
Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу - 25 минут.
Режим занятий утверждается расписанием, составляем в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Период | Продолжительность занятия, ч | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю, ч | Кол-во недель | Кол-во часов в год, ч |
1 год | 1 | 2 | 2 | 34 | 68 |
Итого | 68 |
Цели и задачи программы
Цель: Формирование экологических знаний о состоянии окружающей среды и ответственного отношения к природе и здоровью человека на основе воспитания экологической культуры к природе родного края.
Задачи:
Метапредметные:
- Научить общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;
- Воспитывать экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Предметные:
- Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- Расширить знания элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.
Личностные:
- Формировать доброжелательное отношение к живому миру;
- Формировать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
1.3. Учебный план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Форма аттестации/ контроль | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Входящая диагностика. Вводное занятие. Знакомство. «Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности». | 1 | 1 | - | Входной контроль (тестирование, собеседование) |
2 | «Что изучает экология? Как стать юным экологом?» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
3 | «Человек и неживая природа» | 11 | 3 | 8 | Практические занятия |
4 | Промежуточный контроль | 1 | - | 1 | Промежуточный контроль (практическое занятие) |
5 | «Многообразие растительного и животного мира» | 51 | 14 | 37 | Практические занятия |
6 | Итоговое занятие «Мы-экологи!» Итоговый контроль. | 1 | - | 1 | Итоговый контроль (открытое занятие, опрос) |
Итого | 68 | 19 | 49 | ||
1.4. Содержание программы
1. Вводное занятие. Входящая диагностика (тестирование, собеседование).
Вводное занятие. «Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности». Техника безопасности на занятиях при работе с инструментами и приспособлениями.
2. «Что изучает экология? Как стать юным экологом?»
Теория: Понятия об экосистеме природы Земли в границах обитания человека.
Практика: Овладение исследовательскими методами познания природы.
3. «Человек и неживая природа»
Теория: Знакомство с факторами, угрожающими природе.
Практика: Систематизация знаний о природоохранных мероприятиях.
Установление причинно-следственных связей и представлений о свойствах песка, глины, камня. Воспитание бережного отношения к природным богатствам, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
4. Промежуточный контроль (практическое занятие).
5. «Многообразие растительного и животного мира»
Теория: Представления детей о растениях и животных, как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек
Практика: Наблюдения за домашними питомцами. Понимание значимости животных на Земле. Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.
Привлечение внимания дошкольников к необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесу.
6. Итоговое занятие «Мы-экологи!». Итоговый контроль (открытое занятие, опрос).
Практика: Обобщение знаний по изученным темам.
- Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные:
- Научился общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;
- Знает экологическую культуру, проявляют любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Предметные:
- Развито представление об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- Владеет знаниями элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.
Личностные:
- Сформировано доброжелательное отношение к живому миру;
- Сформировано творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2024 | 31.05.2025 | 34 | 68 | 68 | 2 раза в неделю по 1 академическому часу |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы требуется следующее материально-техническое обеспечение:
- кабинет соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям для занятий;
- столы, стулья;
- проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- музыкальные колонки;
- коллекция мультимедийных презентаций.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Калейдоскоп природы» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующей естественнонаучной направленности и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в соответствии с Приказом Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н.
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Схемы, таблицы;
2. Энциклопедии «Мир диких животных. Хищники», «Мир домашних животных»;
3. Презентации, книги познавательного характера.
4. Природные материалы, приборы-помощники, прочие материалы;
План воспитательной работы
Период | Название мероприятия |
сентябрь | Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Конкурс рисунков: «Земля глазами детей» |
октябрь | Практическое занятие «Мы-экологи» |
ноябрь | Изготовление мини-книжки «Неживая природа» Игра «Определи погоду» |
декабрь | Просмотр фильма «Стихийные бедствия природного характера». Кроссворд ЧС. |
январь | Творческая работа: аппликация «необычный цветок» (семена арбуза, подсолнечник, тыква, пластилин). |
февраль | Изготовление карточек о правилах поведения в лесу. Воспитательное мероприятие: Экологические задания: «правила поведения в лесу»; «как бы ты поступил»; «занимательные вопросы» |
март | Рисование божьей коровки, используя природный материал- камешки. Изготовление пазл «Птицы Сахалина» |
апрель | Изготовление индивидуального лэпбука «Дикие животные Сахалина». Рисование «Редкие животные, растения» для создания своей «Красной книги» в группе. |
май | Итоговое мероприятие: Экологическая викторина «Мы – друзья природы!» |
2.3. Формы аттестации
Входной контроль:
- проводится при наборе, на начальном этапе формирования коллектива (в сентябре) или для обучающихся, которые желают обучаться по данной программе не сначала учебного года. Данный контроль нацелен на изучение интересов ребенка, его знаний и умений, творческих способностей (тестирование, собеседование);
Промежуточный контроль:
- проводится в конце I полугодия (в декабре-январе). Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания обучающимися, метапредметных результатов, личностного развития и взаимоотношений в группе.
Итоговый контроль:
- проводится в конце обучения (в мае). Данный контроль нацелен на проверку освоения программы в целом, учет изменений качеств личности каждого обучающегося (практические задания, открытое занятие, опрос).
2.4. Оценочные материалы
На протяжении всего периода обучения проводится педагогическое наблюдение. Результаты наблюдения оформляются в оценочный лист. Оно позволяет отследить, какие показатели не сформированы и требуют индивидуальной или групповой работы (Приложение №1).
Каждый уровень усвоения критерий оценивается в баллах от 1 до 3:
- высокий – 3 балла;
- средний – 2 балла;
- низкий – 1 балл.
Список литературы
Основная литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко ; Сост.: Е.В. Анохина и др. - Воронеж : Учитель, 2019. - 159 с. - (Педагогика нового времени). - Библиогр.: с.158 . - ISBN 5-87807-222-X.
2. Гризик Т.И., Лаврова Т.В. «Узнаю мир» – Издательский дом «Воспитание дошкольника». - Москва: ФиС, 2023, 48 с. ISBN -978-5-09-020568-9.
3. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес», Мозаика-Синтез, - Москва: ФиС, 2020, 64 с. ISBN -5-9268-0464-7.
4. Кондратьева Н.Н. «Мы» - программа экологического образования детей Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», ФиС, 2022, 240 с. ISBN - 5-89814-057-3
5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва.: Издательский центр «Академия», 2019. — 336 с. ISBN 5-7695-0849-3.
6. Нищева Н.В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах». - Москва: ФиС, 2019, 320 с. ISBN -978-5-89814-904-8.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие». – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», ФиС, 2020, 132 с. ISBN - 978-5-89814-402-9.
Дополнительная литература:
8. Аксенова, З. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.– Москва: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с. ISBN -978-5-9949-0044-4.
9. Неволина Е. Большая книга животных. ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир» - Москва: ФиС, 2019, 240 с. ISBN - 5-94850-079-9.
Электронные ресурсы:
11. Биологическое разнообразие России. интернет-версия. – URL: http://sci.aha.ru (дата обращения 22.05.2024).
12. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. интернет-версия. – URL: http://school-collection.edu.ru (дата обращения 22.05.2024).
Приложение № 1
Критерии оценки | ФИО ребенка | |||
Метапредметные | ||||
Научился общаться и взаимодействовать в коллективе | ||||
Научился работать в парах, группах, уважать мнение других | ||||
Научился проявлять экологическую культуру к природе | ||||
Научился проявлять интерес к природе | ||||
Предметные | ||||
Развито представление об окружающем мире | ||||
Имеет представления о правилах поведения в природе | ||||
Имеет представления об экологии родного города | ||||
Называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края | ||||
Личностные | ||||
Проявляет познавательные интересы | ||||
Проявляет интеллектуальные и творческие способности | ||||
Сформировано доброжелательное отношение к живому миру | ||||
Проявляет воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Природа и мы"
Программа "Природа имы" предназначена для детей от 7 до 14 лет. Разработана на три года....

Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы»
Направленность: естественнонаучная Уровень реализации: дошкольное образование Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 1 год ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"
Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...
Диагностический материал к дополнительной общеразвивающей программе «Цвет природы»
Представлен диагностический материал; 1. Критерии сформированности экологических знаний и умений детей с нарушением интеллекта2. Методика диагностики уровней сформированности экологич...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Природа круглый год"
Программа «Природа круглый год» по изучению сезонных явлений в природе детей дошкольного возраста направлена на расширение знания о природе, формировать у детей ряд конкретных ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»
Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

Дополнительная общеразвивающая программа экологическо-педагогической направленности "В гостях у природы"
Кружок «В гостях у природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия эк...

