"Возрастные особенности психофизического развития детей II младшей группы".
консультация (младшая группа)
Добрый вечер!Подготовила для вас очень интересную консультацию по теме: "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ II МЛАДШЕЙ ГРУППЫ".
Младший возраст – важней период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Это протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего «Я». Итогом прохождения кризиса является появление новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания, элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый).
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его).
Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.).
В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других (палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д).
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: игровые действия с игрушками и предметами-заместителями. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения.
В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.
Итак, детям 4 года жизни свойственны:
· потребность в самостоятельности;
· увлеченность игрой;
· любознательность;
· общение со сверстниками.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ II МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (от 3 до 4 лет)
В этом учебном году мы продолжаем работать по ФГОС по примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Рабочая программа второй младшей группы определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на
· формирование общей культуры,
· развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
· формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
· сохранение и укрепление здоровья детей.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
· укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
· установление положительных отношений со взрослыми и сверстниками
· развитие творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов.
· развитие познавательной активности, кругозора, обогащений представлений о людях, предметах и явлениях.
· развитию детской самостоятельности, навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения.
· воспитание доброжелательного отношения детей к окружающему, эмоциональной отзывчивости на состояние других людей, добрых чувств к животным и растениям.
Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности:
· игровой,
· коммуникативной,
· трудовой,
· познавательно-исследовательской,
· продуктивной,
· музыкально-художественной,
· чтения.
Решение программных задач осуществляется в
· непосредственно образовательной деятельности взрослых и детей,
· совместной образовательной деятельности в режимных моментах,
· самостоятельной деятельности детей,
· во взаимодействии с семьями воспитанников.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, речевому, познавательному и художественно-эстетическому.
ООД организуется в I половине дня, 2 занятия в день по 15 минут:
· физическая культура 3 занятия в неделю;
· Музыка – 2;
· Познавательное развитие: ознакомление с предметным, социальным миром и миром природы – 1;
· Познавательное развитие (ФЭМП) – 1;
· Развитие речи – 1;
· Художественное творчество (рисование) – 1;
· Художественное творчество (лепка, аппликация, конструирование) – 1 р. в месяц.
Итого 10 занятий в неделю.
Ожидаемые результаты по образовательным областям:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
К концу учебного года у ребенка должны быть сформированы
· навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
· навыки нравственного поведения (что хорошо и что плохо, внимательное, доброжелательное отношение к окружающим, спокойное общение без крика, умение делиться с товарищем);
· правила вежливого поведения (здороваться, прощаться, благодарить за помощь);
· половая идентификация;
· представление о своем прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова);
· информация о членах семьи (как зовут, чем занимаются);
· стремление поддерживать чистоту и порядок, бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр.;
· чувство общности, коллективизма;
· уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду, знание их имен и отчеств;
· название города, в котором они живут;
· простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
· умение следить за своим внешним видом, самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
· стремление к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный материал;
· во второй половине года: дежурстве по столовой;
· представления о понятных им профессиях (воспитатель, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), их трудовых действиях, результатах труда;
· правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.);
· правила дорожного движения, безопасного поведения на дорогах, различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение сигналов светофора;
· навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);
· правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);
· правила безопасности в играх с песком, водой, снегом;
· умение обращаться за помощью к взрослым.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
К концу учебного года дети должны уметь:
· определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов, их свойства (твердый – мягкий, теплый - холодный, пушистый – гладкий и т. д.);
· собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец;
· чередовать в определенной последовательности 2–3 цвета;
· собирать картинку из 4–6 частей;
· классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная);
· выделять общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.);
· различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
· пользоваться приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»;
· устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы;
· сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте, величине, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий и т. д.);
· знать название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная), геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;
· умение различать расположение предметов по отношению к себе (далеко, близко, высоко), пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади, справа — слева;
· различать правую и левую руки;
· ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер;
· знать домашних и диких животных и их детенышей, особенности их поведения и питания;
· знать некоторых птиц (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза);
· знать и классифицировать овощи, фрукты, ягоды, отличать их по внешнему виду;
· знать некоторые растения нашей местности: деревья, цветущие травянистые растения (одуванчик, мать-и-мачеха);
· комнатные растения (фикус, герань) и необходимые факторы для их роста (земля, вода и воздух);
· знать характерные особенности следующих друг за другом времен года и сезонные изменения в природе, жизни и деятельности взрослых и детей;
· иметь представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает);
· называть основные объекты инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Ведущая роль взрослых:
· помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
· подсказывать детям образцы обращения к взрослым («Скажи: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши игрушки?“»)
· в быту, самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).
Формирование словаря:
· названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта, детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы);
· цвет и его оттенки, форма, размер;
· особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая),
· некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму),
· местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом);
· сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка);
· обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.
п.);
· части суток (утро, день, вечер, ночь);
· домашние животные и их детеныши;
· овощи и фрукты;
· вежливые слова.
Грамматический строй речи:
· согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
· имена существительные с предлогами (в, на, под, за, около);
· имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утки, утенок — утята);
· форма множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
· распространенные предложения;
· предложения с однородными членами.
Связная речь:
· диалогическая форма речи;
· слушать и понимать рассказы взрослого, понятно отвечать на вопрос, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
· в чтении художественной литературы следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
· читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Рисование:
· изображать окружающие предметы и природу;
· правильно держать карандаш, фломастер, кисть (не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы);
· набирать краску на кисть (аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку);
· знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), оттенков (розовый, голубой, серый);
· подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету;
· ритмичное нанесение линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, снег кружится);
· рисовать прямые линии (короткие, длинные), в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек);
· изображение предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.);
· умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.);
· располагать изображения по всему листу.
Лепка:
· раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук;
· украшать вылепленные предметы, используя стеку;
· учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
· объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).
Аппликация:
· предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное взрослым), и наклеивать их;
· аккуратно пользоваться клеем (намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой);
· создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, круг и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.
Конструирование:
· различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы);
· сооружать новые постройки, используя накладывание, приставление, прикладывание;
· использовать в постройках детали разного цвета;
· располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота);
· создавать варианты конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.);
· изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд);
· сооружать постройки по собственному замыслу;
· обыгрывать постройки, объединять их по сюжету (дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол);
· простейший анализ созданных построек;
· после игры аккуратно складывать детали в коробки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
· различать и называть органы чувств, представления о их роли в организме, как их беречь и ухаживать за ними;
· представление о ЗОЖ (польза физических упражнений, сна, закаливания знания о полезной и вредной пище);
· умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;
· бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком;
· ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы;
· энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед;
· в прыжках в длину и высоту с места сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие;
· прыжки через короткую скакалку;
· отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди);
· кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу;
· ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору;
· выполнять построения, соблюдать дистанцию во время передвижения;
· выполнять правила подвижных игр;
· выполнять действия по сигналу.
Младший дошкольный возраст - возраст «Почемучек», т. к у детей расширяется кругозор, им все любопытно, их все интересует. Сейчас вам, родителям, нужно набраться терпения и постараться отвечать на все их вопросы. Только совместная деятельность по развитию наших детей принесет желаемые плоды.
Старайтесь больше времени уделять ребенку, лепите из пластилина, делайте аппликации, рисуйте красками, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это не только развивает ребенка, но и сближает вас с ним. Чем ближе к вам ребенок, тем он больше вам доверяет, тем самым, вы избежите множество проблем в подростковом возрасте. Вы будете для ребенка не просто мама и папа, вы будете для ребенка другом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности психофизического развития детей (старшая группа)
В данном материале дается краткая характеристика возрастных особенностей психофизического развития детей шестого года жизни....

Консультация для родителей "Возрастные особенности психофизического развития детей младшей группы (2-3 года)"
Представленна информация о возрастных особенностях психофизического развития детей в возрасте 2-3 лет.Полезна будет как для воспитателей, так и для родителей....

Возрастные особенности психофизического развития детей 1-й младшей группы (2-3 года)
Материал для родителей и педагогов ранего возраста....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (от 3 до 4 лет).
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общ...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...

Консультация:"ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (от 3 до 4 лет)."
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определен...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (от 3 до 4 лет)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ II МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (от 3 до 4 лет)«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плох...
