Мастер - класс для педагогов
презентация
Мастер - класс для педагогов по РППС "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 337.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на моем мастер-классе, цель которого поделиться практическим опытом использования инновационной развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича для всестороннего развития детей дошкольного возраста и показать прием игрового моделирования, создания обучающих ситуаций, которые вы сможете применить в своей работе с дошкольниками.
В настоящий момент всё более актуальным становится вопрос грамотной организации и обогащения развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), способствующей всестороннему развитию личности ребёнка, побуждающей его к активности через взаимодействие с окружающим миром в детских видах деятельности. Принцип амплификации в РППС подразумевает предоставление каждому ребенку возможностей и перспектив для развития его как субъекта отношений со взрослыми и сверстниками в совместной творческой деятельности. Комфортная РППС ориентирована на индивидуальную траекторию развития дошкольника и способствует развитию инициативы и самостоятельности ребенка.
«Фиолетовый лес» — это развивающая сенсомоторная среда, разработанная В.В. Воскобовичем.
Вячеслав Вадимович Воскобович когда-то даже не мог представить себя в роли педагога и создателя несколько десятков развивающих игр. Инженер – физик по образованию, он всецело отдался в воспитание собственных сыновей, а игры начал изобретать во времена советского дефицита. Развивающие игры Воскобовича производятся и сегодня, их количество уже переросло за пятьдесят.
Главным навыком, который усердно тренируется во время игрового процесса, является навык понимания во время практики. То есть во время практических занятий максимально плавно прокладывается тропа к теории.
Методика Воскобовича дает максимально общее развитие личности, интеллекта, таланта. Особое внимание педагогом уделяется именно последнему пункту, так как выполнение большинства заданий требует проявления креатива, подключения воображения.
Автор методики считает, что фиолетовый цвет оказывает влияние на нервную систему и детское мышление, развивает творческий потенциал. Использование многофункционального пособия способствует реализации разноуровневого и дифференцированного подходов в воспитании и обучении дошкольников, и является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе [3:19].
Что представляет собой РППС «Фиолетовый лес»? Это ковролиновая основа для жесткого крепления на стене или ширме с модульными элементами. Предлагаю внимательно рассмотреть комплектацию фиолетового леса: это озеро, деревья, солнышко, золотые плоды, листья, облака, следы, цветки, бабочки, птицы, лягушки, мышки, ежики, ящерица, стрекоза, улитка и другое. Всего их существует более 140. Съемные элементы крепятся к основе с помощью липучек и размещаются по основе в произвольном порядке. Дополнительно, при желании, совместно с детьми и родителями можно изготовить каких-то зверей или насекомых, которых нет в основном комплекте и использовать в работе с ней.
Не менее важными атрибутами сказочного панно являются герои, среди которых есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть герои, которые живут в игровых областях.
Основные принципы, положенные в основу «Фиолетового леса» В. В. Воскобовича: интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, веселым и грустным языком сказки, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича способствует:
- знакомству с окружающим миром (объектами живой и неживой природы, временами года, природными явлениями и т.д.);
- развитию речи, познавательных процессов, способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;
- развитию, самостоятельности, инициативы у дошкольников [5:81].
РППС «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича выступает как третий педагог, выступая в качестве провокатора к деятельности. Ее можно наполнять с учетом потребностей и возможностей воспитанников, она ориентирована на индивидуальные траектории развития дошкольников и предоставляет ребенку возможность выбора деятельности, способствует проявлению самостоятельности и инициативы. Оснащение «Фиолетового леса» меняется в соответствии с изучаемой темой в группе, изменением интересов и потребностей детей.
Разработчик – Вячеслав Вадимович Воскобович утверждает, что «Фиолетовый лес» полностью соответствует требованиям ФГОС к предметно-пространственной среде так как:
- среда «Фиолетовый лес» содержательно-насыщенная, она содержит много элементов для обеспечения свободного выбора детьми, а также при желании дети могут до бесконечности добавлять нужные им элементы;
- трансформируемая, так как дает возможность изменения среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей; дети могут легко свернуть или переставить «Фиолетовый лес»;
- доступная (имеет свободный доступ детей к материалам в течение дня, применима в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья);
- безопасная (ковролиновая основа имеет противопожарную обработку, съемные элементы мягкие, не имеют острых углов и тяжелых элементов);
- возможность совместной деятельности и общения детей и взрослых, создание собственного пространства детьми;
- вариативна (происходит сменяемость, появление новых элементов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей; обновление материала в зависимости от образовательной ситуации, от возможностей, интересов детей) [3:11].
«Фиолетовый лес может использоваться в разных видах детской деятельности, в разных возрастных группах:
- в игровой деятельности;
- в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;
- в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;
- в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;
- двигательной деятельности.
Преимущество «Фиолетового леса» заключается в простоте творчества. Для создания пейзажа детям не нужны кисти и краски, использование которых не всегда удобно, особенно, в маленьком возрасте. Для того чтобы закрепить облако или цветок на основе, малышу достаточно лишь приложить к ковролину модуль и слегка прижать его. Микроскопические полимерные крючки надёжно удерживают графические модули на ковролине в течение неограниченного период времени.
Достоинством закрепления модулей на «липучке» является возможность переноса их на другое место. Юный художник может легко снять дерево или зайчика и закрепить в другом месте, изменив картину по своему усмотрению, сделав её более интересной. Благодаря тому, что изображения легко переносятся, ребёнок может буквально оживлять пейзаж и играть с картиной, придумывая приключения животных и птиц.
На что обратить внимание во время занятий:
Следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте небольшие перерывы, выполняйте с детьми разминку.
- уровень сложности: можно не следовать рекомендации и повысить его, если чувствуете, что малыш может большее;
- дайте возможность справиться: не спешите с подсказками, не торопите ребенка, если нужно – лучше наведите, но не прерывайте игру замечаниями;
- если малыш хочет, он в праве менять правила и проявлять фантазию во время конструирования, выдумывать свои схемы работы;
- контролируйте настроение: если что-то беспокоит ребенка, он рассеян или хочет остановиться, не препятствуйте и не раздражайтесь.
Технология «Фиолетовый лес» предполагает использование определенных пособий и игр.
Одна из игр - игра "Геоконт" - в народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". На которой пластмассовые гвоздики закреплены на фанере (игровом поле). Главный герой здесь умудренный опытом паук Юк, он учит детей играть в игру «Геоконт». На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветные резиночки), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели. Эта игра развивает у детей познавательный интерес и исследовательскую деятельность, наблюдательность, воображение, память, внимание, мышление, творчество и мелкую моторику.
"Квадрат Воскобовича" это игровой квадрат представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.
Головоломка «Чудо-крестики» - это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Игра представлена рамкой с разными вкладышами, отличающимися друг от друга по цвету и форме. Все фигуры разделены на части. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, затем задания усложняются. Например, можно собрать различные образы предметов. По наглядности или схеме.
"Чудо - крестики" формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать. Аналогичная игра «Чудо – соты», где главные герои играют с детьми это пчелка Жужа и китенок Тимошка.
Развивающая игровая технология делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.
Про данную технологию можно говорить бесконечно, потому что она настолько интересна и повторюсь многофункциональна, что каждый раз можно использовать разные игры и придумывать различные сказки.
Основная часть (практическая).
Пожалуй, нет на свете человека, который не любит путешествовать. Путешествие – неожиданные открытия, новые впечатления. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания.
(На экране появляется слайд с изображением Ворона Метра).
Посмотрите, уважаемые коллеги, это Ворон Метр. Он нас приглашает в увлекательное путешествие по Фиолетовому лесу, где можно многому научиться. Вы готовы путешествовать?
А с собой мы возьмем Волшебный квадрат, он умеет превращаться во многие полезные вещи.
А как мы с вами попадем в Фиолетовый лес, на чем мы туда доберемся? (ответы воспитателей). Конечно на самом быстром самолете. А в этом нам поможет Волшебный квадрат. (Делаем самолет из «Квадрата Воскобовича».)
Для того чтобы отправиться в путешествие, необходимо проговорить заклинание: КОХЛЕ_ОХЛЕ_ЖЕЛЕ_ЗЕЛЕ_ГЕЛЕ_СЕЛЕ_ФИ.
Прилетели, приземлились, мы оказались с вами в Фиолетовом лесу.
Здравствуй лес, тайный лес
Полный сказок и чудес!
-Посмотрите, что же это перед нами, это Чудесная поляна золотых плодов! Здесь живет умудренный опытом паук Юк (слайд Чудесная поляна золотых плодов).
(слайд с изображением Паука Юка).
Есть Чудесная Поляна Золотых Плодов в лесу, Ворон Метр дал вам заданье
«Изобрази по образцу».
Ваш помощник - «Геоконт» - в руки вы возьмите
И красивого Паука Юка изобразите.
Вот перед вами игра «Геоконт» и с помощью ее нам предстоит сделать портрет Паука Юка, опираясь на схему. Приступайте к выполнению задания.
-Фиолетовый наш лес…
В нём полным-полно чудес!
Гео ходит любоваться,
С ним не хочет расставаться.
Но стало всё вокруг темнеть,
Ему домой надо успеть!
Он просит «льдинки» в руки взять.
И по схеме лошадку ему собрать.
- Вот перед вами игра «Прозрачный квадрат» и с помощью ее нам предстоит сделать лошадку, опираясь на схему. Приступайте к выполнению задания.
- За лошадку Малыш Гео сказал вам: «Благодарю!»
И пригласил на День Рожденья в Страну Муравию.
Весь Цифроцирк туда съезжает,
Но Гео их совсем не знает.
Вы разноцветные веревочки возьмите
И цифры скорей соберите!
Запомнит Гео сразу всех,
Мы принесём ему успех!
Вот перед вами пособие «Разноцветные веревочки», с его помощью выкладываем цифры на домик. Приступайте к выполнению задания
Заключительная часть.
Рефлексия.
Считаю, что использование РППС «Фиолетовый лес» В.В Воскобовича расширяет педагогические возможности и создает оптимальные условия для всестороннего развития ребенка в процессе деятельностного освоения им социокультурного опыта, в активной игровой форме совместной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками.
Завершая свое выступление, буду признательна каждому из вас за оценку проведенного мастер-класса по теме «Использование инновационной развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича для всестороннего развития детей дошкольного возраста».
Предлагаю украсить поляну в нашем «Фиолетовом лесу» цветами, исходя из обозначения:
«красный цветок»- все понятно, все понравилось,
«желтый цветок»- интересно, но появились вопросы,
«зеленый цветок»- ничего нового, все знакомо.
(Участие педагогов в рефлексии «Дерево»).
– Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов и родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: "Колючка Ёж". Фотоотчёт по мастер - классу.
Показ техник и методов нетрадиционного рисования....
МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_
Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_...


