Семинар-практикум для воспитателей "Составление описания рассказа по картине"
методическая разработка по логопедии

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»

          Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах развития связной речи детей через составление рассказа по картине.

          Задачи:

уточнить знания воспитателей об этапах, задачах работы и видах образовательной деятельности по обучению составления рассказа по картинам

закрепить знания методики составления рассказов в разных возрастных группах.

развивать навыки анализа практической деятельности.

          Оборудование: 

«Зимние  забавы» (сюжетная картина).

          План семинара-практикума:

           Ход семинара-практикума

Давайте вспомним, что такое связная речь?

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Что такое диалогическая речь? Что такое монологическая речь?

          С какого возраста начинают систематически развивать монологическую форму речи?

          Подготовка ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни и короткие (в одно-два предложение) рассуждения.

Одним из средств обучения связной монологической речи является рассказывание детьми.

          Виды образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по картине:                                                                                                                                                  - составление описательного рассказа по предметной картинке;                                                          - составление описательного рассказа по сюжетной картинке;                                                                   - придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картинке;                                            - составление рассказа по  последовательной серии картинок.                                                                                                                                                                                Задачи воспитателя по обучению составления рассказа по сюжетным картинкам:

- учить детей правильно понимать содержание картины;                                                                         -  вызывать правильное отношение к тому, что изображено;                                                                      - активизировать и расширять словарный запас по данной теме картинки;                                                                                                 - учить составлять связный рассказ по картине.

Сегодня подробно остановимся на одной из форм работы: составления рассказов по картине.

2. Методика составления рассказов по картинке в разных возрастных группах.

          В младшей группе проходит подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, предмету, игрушке. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий. 

          Первые картины для детей младшей группы - это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни.

Основные задачи воспитателя в работе по картине:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по предмету, игрушке, картине предложениями из двух-трех слов. 

Подготовка к обучению рассказыванию должна начинаться с раннего возраста с 8-10 месяцев. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом - они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями.   Необходимо добиваться, чтобы они правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно,).               Сопровождаться чтением стихотворения.

К этому возрасту ребёнок способен не только выделять по просьбе взрослого  находить и показывать фигуры объемных игрушек (например: где петушок? Какой петушок, какой гребешок, и т.д.), но и показывать их плоскостное изображение в книге или на картинке.

После беседы воспитатель сам рассказывает об изображённом на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например«Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — к картине «Кошка с котятами»; можно спеть с детьми знакомую песенку о петушке, кошечке, собачке, курочке).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.          Например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним' в гости кукле (собаке и др.).

          Обязательно предварительная беседа, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображенными на картине.

          Цель занятия - выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины.

После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

          В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

         Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

          По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. Дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. На занятиях применяется прием совместных действий: педагог начал описание, а дети продолжили его

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».…

В средней группе также дается речевой образец высказывания для копирования. «Расскажите, как я»«Умница, запомнила, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

          В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам.

Меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

          В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при  этом, на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий —он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

          Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит - краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета, выделении самого существенного.

В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). С помощью опорных вопросов педагог намечает детям план дальнейшего повествования, а ребенок пытается продолжить рассказ.      Например: Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар? Расскажи об этом Маша. Затем педагог намечает план заключительной части рассказа  в форме вопросов и предлагает ребенку закончить его. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель рассказывает сам.

          При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявлять все больше активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать два вида работы: рассматривание новой картины и рассказывание по ней.

Таким образом, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников — рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.

Практическая часть:
Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картинок

Цель: формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; обучать навыкам составления  рассказа по серии сюжетных картин; активизировать и расширять словарь по теме «Весна».

Оборудование:  два  конверта с предметными картинками и серией сюжетных картинок.

Ход занятия.                                                                                                                                   1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что у нас появилось новое в группе? (Дети.  На столе лежат два конверта).                                                                                                   Воспитатель.  Как вы думаете, какой конверт откроем первым?   (дети.   С цифрой  1. В конверте  приготовлены картинки  и задание).                                                                                                                                                Воспитатель   Играем в игру «Подбери картинку к слову.»                          Тает (что?); появляются, греет, зеленеют, бегут, покрываются листьями, распускаются, цветут, журчат.                                                                                                       2. Рассматривание серии сюжетных картинок с последующим обсуждением.

Открываем конверт с цифрой 2.

Воспитатель выставляет на доску серию сюжетных картинок «Заяц и морковка» в хаотичном порядке. Детям дается несколько минут на рассматривание картинок. После этого воспитатель предлагает расположить их в нужной последовательности. Далее проводится обсуждение серии картинок.

     - Какое время года изображено на картинке(начало весны).

- Что вы можете сказать о погоде? (Холодно, пасмурно)

- Какой стоит снеговик?

- Кто пробегал мимо снеговика?

- Что он заметил?

- Что решил сделать зайка?

- Почему ему не удалось достать морковку?

- Что он задумал потом?

- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?

- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?

- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?

- Что происходит со снеговиком?

- Как светит солнышко на третьей картинке?

- На что похож снеговик?

- Какое настроение у зайчика? Почему?                                                                        

3. Физминутка.  Игра: «Веснянка»

Солнышко, солнышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу друг за другом на носочках).

Прилетели сто грачей,  (Бегут, взмахивая руками, как крыльями).

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают).

А цветочки подрастают  (Тянутся вверх, встав на носочки и поднимают руки).

 4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.                            Воспитатель предлагает одному из детей составить рассказ.

При возникновении трудностей в составлении рассказа принимает участие воспитатель.

   «Заяц и морковка».

Наступила весна. Но солнышко еще редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.

Однажды мимо снеговика пробегал заяц. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.

Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он прибежал в дом и принес лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.

Тут из-за туч выглянуло теплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием ее съел.

Рассказы детей.

Итог занятия.

Воспитатель: О ком составляли рассказ? Почему зайчик не мог достать морковку? Что помогло зайчику добраться до морковки?                              Чей рассказ вам больше всего понравился?

Таким образом, картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие речи через рассматривания картин"

Особым видом связного высказывания является рассматривание картин. Я предлагаю семинар - практикум для воспитателей развитие речи через рассматривание картин....

Семинар - практикум : «Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира»

Презентационный материал по обобщению и систематизации знаний воспитателей по данной теме....

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на примере обучения рассказыванию по сюжетной картине»

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изл...

Семинар - практикум "Составление рассказа по картине"

Повышение компетентности педагогов в вопросах развития связной речи через составление рассказа по картине....

Семинар-практикум для педагогов "Составление рассказа по картине"

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах....

Семинар-практикум «Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине»

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно насто...

Семинар-практикум для воспитателей "Составление описательного рассказа по картине"

Семинар-практикум "Составление описательного рассказа по картине"...