Использование ритмодекламация как средство формирования интереса детей дошкольного возраста .
методическая разработка
Использование ритмодекламация как средство формирования интереса детей дошкольного возраста .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ритмодекламация как средство формирования интереса детей дошкольного возраста .
Подготовил музыкальный руководитель Смирнова Л.П
Ритм-декламация (или ритмическая декламация) в контексте детского сада – это специальная педагогическая техника, объединяющая речь, ритм и движение в единую игровую форму деятельности. Ее основная цель – познакомить детей с миром ритма через их собственный голос, тело и знакомые звуки, сделав этот процесс максимально естественным, увлекательным и доступным.
Ключевые характеристики и суть:
1. Речь как Музыкальный Материал:
В основе лежит не пение, а проговаривание/произнесение текста.
Текст предельно прост и понятен дошкольникам: звукоподражания ("кап-кап", "тук-тук", "чик-чирик", "ду-ду"), короткие слова ("мама", "дом", "мяч", "топ", "хлоп"), простые стихотворные строчки ("Мишка косолапый", "Наша Таня громко плачет"), имена детей, считалки, короткие диалоги.
Речь произносится четко, выразительно, с яркой интонацией, но главное – строго в заданном ритме.
2. Ритм как Основа и Игра:
Ритм – не абстрактное понятие, а ощутимая физическая реальность. Он создается и подчеркивается:
Хлопками в ладоши (самый распространенный и доступный способ).
Шлепками по коленям, бедрам, полу.
Топаньем ногами (на месте, с продвижением).
Щелчками пальцев.
Покачиваниями корпусом, покачиваниями головой.
Простыми жестами (например, "дождик" – постукивание пальчиками вниз, "ежик" – сжимание кулачков).
Использованием простейших шумовых инструментов* (погремушки, бубенцы, деревянные палочки, бубны) – часто вводится после освоения ритма телом.
Ритмический рисунок всегда прост, повторяем и соответствует возможностям возраста (чаще всего равные доли: "Тук-тук-тук" или простые сочетания: "Тик-так, тик-так").
3. Движение как Необходимый Компонент:
Движение – это не дополнение, а неотъемлемая часть ритм-декламации для дошкольников. Именно через движение (хлопки, топот, покачивания) дети физически ощущают длительность звуков, пауз, чередование сильных и слабых долей.
Движение помогает детям выплеснуть энергию, снять мышечное напряжение, характерное для малышей, и включить в процесс всю группу, даже самых стеснительных или неговорящих детей.
4. Игра как Форма и Содержание:
Ритмодекламация в ДОУ – это увлекательная всегда игра. Она может быть:
Подражательной* (все повторяют за педагогом).
Диалоговой (группа на группу: одна говорит/отбивает "тик", другая – "так").
Сюжетной ("Путешествие паровозика" с декламацией "Чух-чух! Ту-ту!" и движениями).
С элементами театрализации (изображаем животных с их "голосами" и характерными движениями).
Со сменой динамики и темпа* ("Мишка идет медленно: Топ-топ-топ", "Зайка скачет быстро: Прыг-скок, прыг-скок!").
Игровая форма снимает страх ошибки детей, мотивирует, делает сложное (восприятие ритма) простым и радостным.
В своей работе я использую такие игры:
"Дождик": Дети сидят или стоят. Педагог начинает тихо и медленно: "Кап... (тихий хлопок), Кап... (тихий хлопок)". Постепенно ускоряется и громче: "Кап-кап-кап-кап!" (быстрые хлопки). Затем: "Буль! (громкий хлопок в ладоши над головой) – лужу нашел!".
"Часики": Дети стоят, слегка покачиваясь из стороны в сторону в ритм: "Тик-так (покач влево-вправо), Тик-так (покач влево-вправо). Бьют часы: Бом! (громкий хлопок или топот на сильную долю)".
"Паровоз": Дети становятся "паровозиком", двигаются по кругу, декламируя и отбивая ритм шагами: "Чух-чух-чух! (три шага) Ту-ту-у-у! (длинный шаг или остановка с гудком-хлопком)".
"Звери": "Мишка (топаем медленно и тяжело): Топ-топ-топ-топ. Зайка (легкие прыжки на месте): Прыг-скок, прыг-скок! Лисичка (быстрые хлопки): Тук-тук-тук-тук!".
Почему это так важно и эффективно именно в детском саду:
1. Доступность: Не требует развитых вокальных данных или владения инструментом. Основа – речь и движение, что естественно для ребенка.
2. Физическое Ощущение Ритма: Дети чувствуют ритм всем телом через хлопки, топот, покачивания. Это закладывает фундамент для его дальнейшего музыкального восприятия.
3. Развитие Речи: Тренирует артикуляцию, дикцию, речевое дыхание, интонационную выразительность, чувство темпа и ритма речи.
4. Развитие Координации и Моторики: Согласование речи с движениями рук, ног, всего тела – отличная тренировка.
5. Развитие Слухового Восприятия и Памяти: Дети учатся слушать образец, воспроизводить ритмический рисунок, запоминать последовательность.
6. Развитие Внимания и Умения Работать в Коллективе: Необходимо слушать педагога и других детей, действовать синхронно.
7. Эмоциональная Разрядка и Радость: Активное, шумное (в хорошем смысле), игровое действие приносит удовольствие, снижает напряжение.
8. Мотивация и Интерес: Легкость включения, игровая форма, немедленный успех формируют положительное отношение к музыкальной деятельности в целом.
9. Фундамент для Музыкальности: Через ритмодекламацию дети интуитивно постигают основы музыкальной структуры (метр, ритм, темп, динамика, фразировка), что является необходимой подготовкой к пению, игре на инструментах, слушанию музыки.
Ритм-декламация в детском саду – это не просто "похлопали-потопали". Это универсальный, игровой и физиологически обоснованный метод, который через синтез простой ритмизованной речи и движения позволяет дошкольникам:
Наглядно и телесно познакомиться с миром ритма.
Развить целый комплекс важнейших навыков (речевых, двигательных, слуховых, социальных).
Сформировать устойчивый интерес и положительное отношение к музыке и ритмической деятельности.
Создать прочную основу для дальнейшего музыкального развития.
Это "волшебный мостик", ведущий ребенка от естественных звуков и движений его мира к осознанному восприятию музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса детей дошкольного возраста к элементарным математическим представлениям через танцевальное творчество
Важная роль в танцах принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и с...

Методическая разработка на тему: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге»
Методическая разрабртка...

Концепция по теме: ««Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «Использование «Сторисек» как метода формирования у детей дошкольного возрасте интереса к чтению».
Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы явл...

Использование «Сторисек» как метода формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению.
Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребен...

Консультация “Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге ”
Актуальность выбранной темы определяется тем, что важнейшим этапом в становлении человека является период детства – это удивительное время развития познаватель...