Мультфильмы и психологическое благополучие дошкольника
консультация (подготовительная группа)
Сегодня педагоги и специалисты работающие с детьми отмечают, что современные дети все чаще нуждаются в психологической помощи. Уже у дошкольников отмечается симптомы повышенной тревожности, нервозности, депрессии. Ученые и специалисты в области детской психологии уверены, что одна из причин подобных нарушений скрыта в… современных мультфильмах. Согласно данным исследований, за последние 10 лет количество детей с неврозами разной степени выраженности выросло колоссально. Среди симптомов, на которые жалуются родители на первом месте стоят разного рода невротические проявления: навязчивые движения, плохой сон, страхи, тревожность. На втором — повышение реактивной агрессивности. Сегодня в детском саду никто из детей не собирается мириться с не очень удобной ситуацией, не пытается договариваться, все сразу готовят кулаки или ругаются, зацикливаются на обиде. Это нормальное поведение для ребенка 2–3 лет, когда у него особый период агрессивности, но сейчас отмечается сохранение этих паттернов поведения в течение всего дошкольного возраста и речь идет не о единичных случаях. По мнению специалистов, причина подобного поведения кроется в том, что современные дети транслируют и воспроизводят некие усвоенные нормы. И одна из ведущих причин, которую называют ученые - мультфильмы. Безусловно, причина не только в мультфильмах, но сегодня мультфильмы играют большую роль в воспитании детей. По данным исследований, современные родители разрешают детям смотреть мультфильмы и компьютерные игры в возрасте до года. Например, включают мультфильм, чтобы ребенок спокойно поел, спокойно посидел на горшке, просто спокойно посидел, пока мама занята своими делами. Это настоящая катастрофа, потому что есть рекомендации ВОЗ, где говорится: любой цифровой контент категорически противопоказан детям до 2,5 года, а некоторые специалисты увеличивают порог до 3 лет, потому что это принципиально важно с точки зрения развития мозга. «Ребенок рождается с определенной генетической программой ожидания от окружающей среды. И все невротические нарушения по своей сути имеют одну-единственную причину: несоответствие среды ожиданиям ребенка. Мозг маленького ребенка еще не сформирован, каждую минуту в течение 6 месяцев у него рождается порядка 20 тысяч глиальных клеток. Если рядом есть мама и вокруг спокойная обстановка, все пройдет замечательно. А вот если возникает какая-то травмирующая ситуация, это моментально сказывается и на физиологии центральной нервной системы. Есть исследования, которые показывают, что как только мама уходит, у ребенка вырабатывается гормон стресса (кортизол). Если же мама ушла и включила мультфильм, то значит, что его внимание переключается на яркую картинку, но при этом переживания, в том числе на уровне гормонов, никуда не деваются. Так что, когда мультфильмы включают для успокоения, это неверно». Часто можно услышать, что мультфильмы — это хорошо, потому что они нравятся детям. Восприятие ребенка в раннем возрасте непосредственное, ему все равно, на что смотреть, если это что-то яркое и двигается. Но дело в том, что по заложенной генетической программе ожидания он должен смотреть на человеческое лицо. Это лицо должно с ним взаимодействовать, выражать в ответ эмоции, передавать звуки с определенным речевым укладом и так далее. Через выражения на лице взрослого ребенок может получать тепло, нежность, ласку, одобрение своим поступкам — базовую информацию о том, что вообще все хорошо. Ни один мультфильм ему этого не дает! Кроме того, ребенок в раннем возрасте должен познавать мир тактильно, если он не пощупал что-то руками, он не понимает, что происходит. Поэтому для развития так важны все различные бирюльки, кубики и пирамидки, а мультфильмы такую деятельность перекрывают. Еще одним отрицательным фактором влияния мультфильмов на развитие детей является увеличение числа детей с многочисленными нарушениями в произношении звуков, которые связны не с поражением центральной нервной системы, а с функциональными нарушениями. В течение первых двух лет жизни ребенок наблюдает за тем, как разговаривают с ним взрослые, отслеживает, как образуется каждый звук, какие мышцы работают и так далее. Но это абсолютно невозможно, если перед глазами ребенка мультипликационный речевой уклад. Если подставить звуки под мультяшную анимацию получится совершенная каша, и с этой кашей во рту дети и приходят к логопеду. Сегодня можно встретить много развивающих мультфильмов и программ, иногда предназначенных для самого раннего возраста… и разработчики уверяют, что если ребенок будет их смотреть, то он вырастет гением. Для раннего возраста важнее всего эмоциональное взаимодействие со взрослыми, игра, тактильные ощущения. Если же ребенку постоянно включают мультфильм, все, что у него возникает зависимость от видеоряда. Потому что любое яркое мелькание актуализирует у ребенка дофаминовую систему, происходит выброс дофамина —гормона удовольствия, ребенку это нравится, он уже не может без этого существовать и требует себе очередную порцию. Сегодня целые телевизионные мульт-каналы маркированы как 0+, то есть с рождения. Родители, к сожалению, склонны доверять таким вещам и уверены, что перед телевизором можно сажать годовалого малыша, что неправильно и абсолютно безграмотно. Конечно, качество мультфильмов в данном случае играет колоссальное значение. Если родителям кажется, что содержание мультфильма примитивно и подходит для годовалого ребенка, как, например, в мультфильме «Свинка Пеппа», то для раннего возраста содержание не является критерием оценки видеоряда. Мультфильмы, а тем более другие взрослые передачи, смотреть нельзя совсем. А в более позднем возрасте упомянутый мультфильм будет затормаживать развитие малыша своей примитивностью. Нужно понимать, что если до 2,5 года мы руководствуемся жестким запретом на любой видеоконтент, то после этого возраста у специалистов возникает много разногласий и споров. Сейчас существует огромное количество мультфильмов, которые на самом деле предназначены для взрослых. В них содержится далеко не детский юмор, поднимаются вопросы, которые не соответствуют уровню восприятия ребенка. Сегодня во всем мире до сих пор не выработаны критерии для мультипликации, и родители выбирают мультики по принципу, что нравится им, взрослым. На что же нужно обращать внимание при выборе мультфильмов? В первую очередь должны быть понятные, хорошо прорисованные персонажи, потому что абстракция в раннем возрасте ребенку совершенно не нужна. Важным фактором являются художественные особенности, потому что именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются критерии красивого-некрасивого. История должна хорошо заканчиваться и проходить в спокойном темпе, добро и зло не должны перемешиваться. Например, Баба-яга должна быть вредной и совершать плохие поступки, не должно быть противоречия, иначе у ребенка возникает внутренний конфликт. Сейчас же в мультфильмах персонажи с чудовищной внешностью и ужасающими выражениями лиц могут совершать что-то прекрасное и наоборот. Если взрослым кажется, что они так просвещают ребенка относительно того, что зло может выглядеть по-разному, они очень ошибаются. Эта категория понимания доступна только со школьного возраста. А для маленького ребенка мир становится непонятными и запутанным, он вызывает тревогу, тоску, в конце концов — депрессию. Надежда Владимировна Мазурова отмечает, что для дошкольников добро должно обязательно побеждать зло. Они должны воспринять базовое откровение о мире как о чем-то добром и хорошем, где добро и красота побеждают. Это чрезвычайно важно, потому что тревожность, недоверие к миру, склонность к депрессии может передаваться из поколения к поколению — сегодня известны механизмы регуляции работы генов, когда под влиянием внешних обстоятельств изменения закрепляются в генетической памяти. Среди «опасных» мультфильмов Н.В.Мазурова называет мультфильмы «Корпорация монстров» и «Гадкий я», где смешиваются категории злого, смешного и привлекательного, что для дошкольников делать категорически нельзя. Среди диснеевских мультфильмов, называет «Холодное сердце», где воспроизведен очень долгий эпизод одиночества и тоски. Если такой мультфильм смотрит подросток, то в этом нет ничего страшного, потому что он в своей «оперативной» памяти удерживает весь фильм, а дошкольник погружается в каждый эпизод целиком, поэтому у него возникает ответная ипохондрическая реакция, стимулируется депрессия, суицидальные мысли. Неслучайно после выхода этого мультфильма появилось огромное количество дошкольников с депрессивными нарушениями. Отдельно Н.В.Мавзурова называет мультфильм «Маша и Медведь» — мультфильм, который популярен во всем мире и который стал головной болью для психологов. Дело в том, что по своему содержанию он совершенно подростковый. «Перед нами хулиганка, которая активно издевается над ранимым и трепетным Медведем. На экране это вызывает смех, поэтому дети пробуют повторить подобное поведение в детском саду, но там почему-то никто не смеется. Забавные издевательства над лирическим героем могут быть понятны и смешны взрослым или подросткам, которые, общаясь друг с другом, постоянно проверяют границы дозволенного, а родители думают, что это мультфильм для дошкольников, и тем самым травмируют им психику», - отмечает Надежда Владимировна. Что делать, если ребенок уже привык ко всем этим травмирующим супербыстрым ярким мультфильмам В этой ситуации важно постепенно переключать ребенка на медленное восприятие. Потому что искусственно увеличенные скорости — это один из тяжелейших стрессовых факторов современного мира. Сейчас подача информации в новостных программах не соответствует человеческой экологии, она не только ускорена, но еще и подается под тревожную музыку и поэтому вызывает стресс, даже если ребенок не вслушивается в содержание. То же самое мы зачастую видим в мультфильмах, когда сюжетные перемещения происходят с такой скоростью, что ребенок не успевает осмыслить происходящее, у него перегружается эмоциональная сфера, возрастает уровень адреналина, появляется ощущение опасности и так далее. Мультфильмы для детей должны быть медленные. И чем меньше ребенок — тем медленнее должна быть эта скорость. Если говорить о детях 3–4 лет, то самое большее, что малыш может воспринять одновременно,— три объекта, если же картинка постоянно сменяется, то остальное у него воспринимается как цветовые пятна, как объем, который его переполняет. Что можно сделать, если он уже привык? Не нужно запрещать что-то любимое революционными мерами. Нужно набраться терпения и переключать интерес в игровой форме. Самое правильное — выбрать спокойный мультфильм и проигрывать с ребенком какие-то его кусочки, делать персонажейкукол на руку, сочинять свой сюжет и так далее. Если есть желание изменить ситуацию, то абсолютно все в ваших руках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 279.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Особенности развития детей раннего возраста»
Ранний возраст - второй-третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, – уникальный период в жизни человека.
В чем же его необыкновенность?
Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребенка и возникает исключительно, как говорят ученые, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребенка начинается очень рано. Малыш копирует. Отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Таким образом, духовно обогащенная окружающая действительность – главное условие нравственно-этического развития личности ребенка.
В данный период психика ребенка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самими упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что ученые назвали период второго года жизни возраста «Я сам!». Если ребенка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнет отстаивать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведет за собой духовную леность. Так теряются рациональные зерна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни. В ту благоприятную пору. Когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие ее удовлетворения граничит с кризисом в поведении.
Уважаемые родители, помните, что лишенный самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать. Не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так проявляется негативное явление – детская нервность.
Эмоциональная жизнь маленького ребенка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребенок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают все за него. Не следует требовать от ребенка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания на незначительные шалости приводят к тому, что ребенок становится замкнутым и агрессивным.
Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребенку. Он будет капризен. Плаксив, беспокоен. Также реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.
Что пишут классики о воспитании детей?
Джон Готтман и Джули Шварц-Готтман
«Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребёнку, это счастливые и прочные отношения между вами родители»
Джон Готтман
«Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания»
О. Бальзак
«Тот, кто желает хорошо воспитать ребёнка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов»
К.Д. Ушинский
«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, и чувствовать, – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым».
Я. Корчак
«Детское «Дай», даже просто, протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим «Нет», а от этих первых «Не дам, нельзя, не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы».
В.Г. Белинский
«Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
С.Т. Шатский
«Лучшее средство в деле воспитания – это дать проявиться в душе ребенка какому-нибудь хорошему чувству»
Антуан Ан Сент-Экзюпери
«Дети, к которым относятся с уважением и поддержкой , более эмоционально устойчивы, чем те, которых постоянно защищают»
Подготовила : педагог-психолог Мазина Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая безопасность – залог эмоционального благополучия дошкольника.
Проблема психологической безопасности в современном мире стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определе...

Психологическое благополучие дошкольника.
Материал предназначен для психологов и других специалистов ДОУ, воспитателей, студентов....

Консультация для родителей «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольника»
Консультация предназначина для родителей столкнувшимися с проблемами в воспитании влияющими на психологическим здоровье детей....

Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка
Особое место в психическом развитии детей дошкольного возраста занимают эмоции. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по...
Семинар "Профилактика психоэмоционального напряжения у педагогов, как условие психологического благополучия дошкольников"
Игры, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у педагогов....

Эмоциональные минутки «Радужное общение» - технология развития эмоциональной устойчивости и социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника в ДОУ.
Эмоциональные минутки- это своеобразный тренажер совместного взаимодействия с детьми, организованный педагогом, который помогает раскрыть внутренние ресурсы детей, привлечь их внимание к ценностям, им...

Буклет Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольника
В буклете представлнена проблема влияния родитетей на развитие ребенка. Даны рекомендации по улучшению детско-родительских отношений в семье дошкольника....