Программа "Успешная мама"
рабочая программа
Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 368.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Инновационная программа
родительской школы «Успешная мама»
Нижневартовск, 2023
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка» |
Сокращенное название организации | МАДОУ г.Нижневартовска ДС№56 «Северяночка» |
Адрес , телефон, сайт | 628605, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул.Дружбы Народов, д.14-А, 2 корпус 8 (3466) 46-45-01 заведующий, mbdou56nv@yandex.ru, https://dou56.edu-nv.ru/ |
Руководитель | Ревкова Татьяна Владимировна, заведующий |
Наименование программы | Инновационная программа «Успешная мама» |
Авторы программы | Краснухина Ольга Владимировна, заместитель заведующего по ВМР Тельцова Елена Ивановна, старший воспитатель Гранич Анжелика Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории, Старостина Анна Вадимовна, воспитатель высшей квалификационной категории |
Обоснование необходимости программы | В раннем детстве формируются основные способности человека, поэтому необходимо практически с рождения заниматься с малышом, постоянно обучая его новым знаниям и умениям. Первостепенная миссия родителей – верное воспитание ребенка, для чего необходимо избрать правильную методику воспитания детей. От этого выбора будет зависеть, каким вырастет ребенок, его характер, отношение к окружающим, способность к адаптации в социуме. Задача педагогов направлять воспитательную деятельность родителей, обучать их эффективным методам и приемам работы. Результативной формой работы по повышению педагогической культуры родителей детей раннего возраста является проведение родительского клуба. Поэтому в нашем детском саду решили организовать родительский клуб «Мамина школа» для родителей имеющих детей от 2-х месяцев до 3 лет. Актуальность данной программы обусловлена тем, что она разработана с целью повышения имиджа ДОУ среди остальных организаций города и привлечение родителей к посещению данного ДОУ их детьми. |
Цели и задачи программы |
Задачи:
|
Краткое содержание программы | Данная программа нацелена на повышение родительской компетенции в вопросах развития, обучения и воспитания детей, не посещающих ДОУ через регулярные просветительские встречи с сотрудниками детского сада, знакомство с условиями данного детского учреждения, с дополнительным образовательным пространством ДОУ. |
Ресурсы | Ресурсы ДОУ:
Методическая литература:
|
Партнеры | Логопед, педагог- психолог, учитель -дефектолог , педагоги, родители (законные представители) |
Целевая аудитория | Родители (законные представители) детей младшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ |
Ожидаемые результаты и социальный эффект |
|
Перспективы дальнейшего развития проекта |
|
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
В раннем детстве формируются основные способности человека, поэтому необходимо практически с рождения заниматься с малышом, постоянно обучая его новым знаниям и умениям. Первостепенная миссия родителей – верное воспитание ребенка, для чего необходимо избрать правильную методику воспитания детей. От этого выбора будет зависеть, каким вырастет ребенок, его характер, отношение к окружающим, способность к адаптации в социуме. Задача педагогов направлять воспитательную деятельность родителей, обучать их эффективным методам и приемам работы. Результативной формой работы по повышению педагогической культуры родителей детей раннего возраста является проведение родительского клуба. Поэтому в нашем детском саду решили организовать родительский клуб «Мамина школа» для родителей имеющих детей от 2-х месяцев до 3 лет.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Главными воспитателями малыша являются родители, ведь ребенок с первых дней впитывает информацию, которую получает от них. Процесс воспитания не бывает в обычной жизни отстраненным или искусственно созданным. Все, что ребенок видит, чувствует, наблюдает в окружающем его пространстве оказывает на него существенное влияние и находит отражение при становлении психических новообразований. Полноценное и всестороннее развитие зависит от того, как самые близкие малышу люди строят свои отношения и общаются в семейном коллективе.
Взаимодействие между детьми рассматривается как важное условие развития психики ребенка, оказывающее особое влияние на становление его личности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец).
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Именно на раннее детство приходится начальная стадия созревания человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять своё «Я» среди других людей. Социально – личностное развитие происходит, прежде всего, в процессе общения с близкими взрослыми и сверстниками. Хорошее настроение малышей, расположение друг к другу нужно поддерживать с момента их прихода в детский сад. Сближению детей может способствовать совместное наблюдение за различными событиями и явлениями.
Родительская школа работает в течение всего учебного года, встречи организуются 1 раз в два месяца. Встречи проходят в форме групповых дискуссий, круглых столов, игровых тренингов, практикумов. Разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях является основным в работе с родителями. Вся работа направлена на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста.
Главное в работе школы это отношения между матерью и ребёнком. Педагогу отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка, и более легкому прохождению периода адаптации к детскому саду
1.2 Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Именно это послужило толчком создания родительской школы «Успешная мама» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.
Работа Школы является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей и имиджа ДОУ. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.
Направление групповой работы с родителями, основанное детским психотерапевтом X. Джайноттом, возникло в 50-е годы XX века и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование.
Как отмечал Л. С. Выготский, мать является первой социальной средой для ребенка раннего возраста и своеобразной стартовой основой для всей последующей психической деятельности, то есть основой здоровой психики.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Это новая модель дошкольной образовательной системы — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых
1.3.Цель и задачи программы
Цель:
- Повышение родительской компетенции в вопросах развитии, обучения и воспитания детей, не посещающих детское образовательное учреждение
- Повышение имиджа ДОУ среди родительской общественности
Задачи:
- Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста.
- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
- Повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста.
- Популяризация деятельности детского сада среди населения города.
Целевая аудитория: Родители (законные представители) детей младшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ
1.4.Планируемый результат
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.
- Расширение диапазона образовательных и социальных услуг учреждения в соответствии с основными стратегическими федеральными и региональными идеями обновления деятельности образовательных организаций в РФ.
- Повышение рейтинга ДОУ среди других образовательных организаций города
В итоге работы Школы у родителей:
- формируются определенные модели поведения с ребенком;
- повышается уровень педагогических знаний и умений;
- активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей;
- устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.
Основные направления деятельности родительской Школы «Успешная мама»:
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;
- повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста;
- популяризация деятельности ДОУ среди населения
Организация деятельности родительской школы «Успешная мама»:
- работа «Успешной мамы» осуществляется на базе детского сада.
- планирование работы идет по результатам опроса родителей (законных представителей).
- всего проводится 5 встреч с родителями в год, из расчёта 1 раз в два месяца.
- Содержательный раздел
2.1 Построение плана-программы клуба (система сопровождения родителей детей раннего возраста).
Данная программа состоит из пяти встреч, цель которых — дать
участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Школы:
• предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей;
• все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
• ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Каждая встреча имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом поставленной (заявленной) цели.
Встреча состоит из нескольких этапов, каждый из которых может быть использован самостоятельно.
2.2. Тематический план-программа заседаний родительской школы «Успешная мама»
2.3. Программное содержание занятий
- Организационный раздел
- Описание материально- технического обеспечения.
Для более успешной работы Школы необходимы следующие условия:
- при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит учебную мотивацию каждого участника;
- занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек;
- желательно, чтобы занятия проводили одновременно два тренера;
- желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;
- занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и
соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;
- для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;
- также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового мяча (его можно заменить мягкой игрушкой); желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ;
- для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных) необходим стол.
Ресурсы ДОУ:
- Интерактивный стол, мультимедиа, документ -камера
Методическая литература:
- . Железнова Е., Железнов С. Серия компакт – дисков “Музыка с мамой” с методическими рекомендациями.
- 2. Зедгенидзе В.Я., Камкова Т.П. Тренинг как способ активного социального обучения родителей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008 -№ 9 – с.53 – 60
- 3. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) – СПб. : Речь, 2002– с.79 - 80, 118 – 119
- 4. Мартыненко Л. А., Постоева Л.Д. Играй. Слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3 – 4 лет – СПб.: Речь, 2010 – 95 с.
5. Маруич М.Б. Семинар-практикум для родителей, которые не посещают детский сад // Воспитатель ДОУ – 2008 - № 4 – с.104-108 6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2003 – 72 с
Приложение к программе (конспекты занятий)
Занятие 1. РОДИТЕЛЬ — ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО
Цель: знакомство с родителями, привлечение их внимание к проблемам детско- родительских отношений; установление партнерских отношений в вопросах воспитания и развития детей через работу клуба «Мамина школа».
Задачи:
- создать благоприятный эмоциональный настрой родителей, дать информацию о работе Клуба;
- познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям (на основе нормативно-правовой базы);
- помочь родителям сформировать демократический стиль взаимоотношений с детьми через знакомство с типами семейного воспитания;
- ознакомить с приоритетными направлениями и перспективами развития семейной политики.
Подготовка: оформление плакатов с высказываниями известных педагогов, анкетирование родителей «Стиль семейного воспитания», изготовление приглашений, памятки «10 заповедей родителей», изучение нормативно-правовой базы.
Ход занятия:
Перед началом занятия родителям предлагается игра-знакомство «История имени», цель которой познакомить родителей друг с другом, создать эмоционально-положительный настрой.
- «История имени».
Участники по очереди рассказывают, каким образом они получили свое имя и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии.
- Обращение к родителям (информация о клубе «Мамина школа»).
Создание родительского клуба представляет собой попытку передать родителям опыт осмысленного отношения к детям. Здесь будет осуществлена практика
совместного участия в психологическом и нравственном становлении тех, кто от нас зависит, практика извлечения уроков из обыденной жизни.
Этот клуб создан для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью. Это клуб для любящих родителей, отдающих сердце и душу воспитанию детей.
Наши дети — это наши надежды и будущее.
Однако дети — это не только наша радость и счастье, но и наша боль и тревога. Ведь нужно не только родить ребенка, но и воспитать его настоящим, прекрасным человеком. А это дело длительное и сложное.
Ребенок не может стать личностью в изоляции от людей, ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми, в первую очередь с родителями!
Многие родители воспитывают своих детей так, как принято в ближайшем окружении, как воспитывали их самих, как делают их знакомые, соседи. Такая самодеятельность зачастую заканчивается печально.
У волка вырастают только волки, у тигра — тигры, у змеи -змеи, а вот у человека в результате неправильного воспитания может вырасти и волк, и тигр, и змея в человеческом облике.
Мы надеемся, что наш клуб поможет родителям приобрести нужные знания о психологии ребенка, об основных правилах воспитания детей. Мы поможем вам научиться видеть и находить верное решение возникшей проблемы в тех или иных обстоятельствах.
Мы надеемся, что посещение клуба «Мамина школа» будет не только полезным, но и интересным. Многие родители узнают много нового о самих себе.
- «Крупицы мудрости».
Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский говорил (психолог обращает внимание на плакаты в зале…: «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от того в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть ни кому неизвестной пылинкой… Человек оставляет себя, прежде всего в человеке.
В этом высшее счастье и смысл жизни.
Если ты хочешь остаться в сердце человеческом — воспитывай своих детей».
3. Знакомство родителей с типами семейного воспитания.
«Наседки». При таких родителях дом подобен ухоженному курятнику. Папы и мамы выказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы, проверяя, благополучно ли разогрет суп, понравился ли десерт, сколько раз покушал. Они беспокоятся о каждой мелочи, привносят в жизнь ребенка постоянную суету и ощущение назойливой опеки. Чаще всего от такой опеки страдают единственные и младшие дети.
Как с этим бороться? Развивать в ребенке самостоятельность и делать это не
«разово», а изо дня в день.
«Экспериментаторы». Придерживаются принципа «ты все должен делать сам», ссылаясь при этом на расхожий довод: «А вот я в твои годы…», стремясь подготовить своих отроков встретить все превратности судьбы. Такие родители как бы экспериментируют на них, взваливая на их не окрепшие плечики непосильный груз взрослых забот, отчего те чувствуют себя скорее подавленными, чем самостоятельными. Перевоспитать таких мам нелегко. Такие дети чувствуют себя лишенными родительской любви. В дальнейшем перегрузка скажется на физическом и психическом состоянии ребенка.
«Мечтатели». Эти родители видят в своем ребенке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или пытаются вылепить из него свою точную копию. Всю свою жизнь и жизнь ребенка они подчиняют этой цели, пытаясь пресечь любое другое отклонение или увлечение сына или дочери. Таким образом, родители ломают волю ребенка, ребенок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли.
«Неудачники». У таких родителей ностальгия по тому времени, когда дети были маленькими, послушными. Они постоянно вспоминают прошлое, считают себя неудачниками и прогнозируют, что их детей ждет такая же заурядная участь.
«Преуспевающие». Антипод родителей-неудачников — тип занятых бизнесменов, добивающихся своих целей.
У них есть все для комфортно обустроенной жизни, кроме времени на своих детей. Они редко разговаривают со своими детьми по душам, не играют с ними, перепоручают их нянькам, бабушкам. Они даже не догадываются, что во всем изобилии игрушек, одежды и сладостей их ребенок абсолютно несчастен.
- Знакомство родителей с результатами анкетирования по изучению стиля воспитания в семье (обсуждение «+» и «—» каждого стиля).
- Десять заповедей родителей (раздается как памятка):
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, помоги ему стать собой!
Не думай, что ребенок твой: он Божий.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь.
Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше твоей.
Не унижай!
Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, а мучь, если можешь, но не делаешь.
Помни: для ребенка сделано недостаточно, если сделано не все.
Умей любить чужого ребенка, не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
- Рефлексия.
Занятие 2. АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ
Цель: формирование у родителей понятий о процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Задачи:
- рассказать об особенностях первых дней пребывания ребенка в детском саду;
- научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком в период адаптации;
- изучить индивидуальные особенности детей, поступающих в ДОУ (на основе анкетирования);
- способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.
Участники: родители детей раннего возраста, воспитатель группы, педагог- психолог.
Подготовка: за две недели до собрания родителям предлагается заполнить бланк
анкеты «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (см. Приложение к занятию); изготавливаются для игровых групп таблички: «Дети»,
«Администрация ДОУ», «Родители», «Эксперты»; психолог обрабатывает и анализирует результаты анкетирования родителей; для каждого родителя готовятся три жетона разных цветов в форме яблока — красный, зеленый, желтый. На доске прикрепляется плакат с изображением «дерева успеха».
Ход занятия
- Вступительное слово на тему «Особенности пребывания ребенка в условиях ДОУ» (режим, сетка занятий, специфика данного образовательного учреждения).
- Выступление психолога.
- Результаты анкетирования.
- Лекция на тему «Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, требуется поддержка родителей.
Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него со сверстниками? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги… От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода), и его дальнейшее развитие. Эмоциональная привязанность к матери формируется с
момента рождения и пронизывает все раннее детство ребенка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться, в зависимости от расширения круга общения. Поэтому важно, чтобы любой новый опыт (например, общение с другими детьми и взрослыми, пребывание в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребенок раннего возраста постигал вместе с мамой, что поможет ему удостовериться в безопасности данного опыта.
Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в условиях детского сада.
- Й этап «Мы играем только вместе». В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет вместе с ним во все игры. На данном этапе ребенок и мама — одно целое.
- Й этап «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет для него никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучаться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет ее взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Здесь важно маме, отпуская ребенка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.
- Й этап «Иди, я немного поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке группы. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребенка в приемной. Главный момент в этой ситуации: мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго отлучится. Важно обратить внимание ребенка на возвращение мамы, но то, что мама его не обманула, она действительно отлучилась только на какое-то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличить.
- Й этап «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что он будет находиться в группе один, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, детьми, при необходимости обращается за помощью.
Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребенка.
Длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей. Как же облегчить крохе процесс адаптации:
- Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: «А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?» и т.п.
- Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать,
что свое, а что — чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
- Отправляясь, первый раз в сад, напоминайте себе, что вы его сами выбрали, поэтому с ребенком здесь ничего плохого не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнения, то ему передастся напряженное состояние.
- Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что вы непременно заберете его после обеда, сна и т. д.
- Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока
ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте чужим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать («Ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно и т. п.).
- Вместе загляните в группу — обычно внимание малыша сразу захватывает
множество игрушек, и он на какое-то время забывает о маме. Подумайте: может вам стоит исчезнуть именно в этот момент?
- Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и
придите раньше. Опоздание к условленному сроку — самое худшее, что может быть в этот период.
- Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении и эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям.
3. Воспитатель, который выполняет на собрании роль ведущего, объясняет правила игры. Каждая группа (состав формируется по желанию родителей) получает табличку («Дети», «Администрация», «Воспитатель», «Родители») и в соответствии с полученным названием выполняет определенную роль в игре.
В роли эксперта — педагог-психолог.
Проводится разминка (5 мин), в ходе которой родителям необходимо согласно своей роли продолжить начало следующего предложения: «Чтобы обеспечить легкую адаптацию, надо…».
Каждая группа сдает экспертам лист с подготовленным предложением.
- На первом этапе игры ведущий предлагает группам определить проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша к условиям детского сада (продолжительность этапа — 15 мин).
Группа экспертов докладывает о результатах разминки.
- На втором этапе каждой группе предлагается из выявленных проблем адаптации детей раннего возраста выделить самые
важные и попытаться наметить пути ее решения (продолжительность этапа -10 мин).
Каждая группа рассказывает о результатах своей деятельности по выполнению 1-й 2-го задания.
- На 3-м этапе каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический, фантастический), решения главной проблемы адаптации ребенка в условиях ДОУ с точки зрения родителей (продолжительность 10 мин).
Представители групп предлагают эти способы.
Самооценка участников игры, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: «Работая с группой, я понял(а), что…».
Решение собрания:
- Родительский комитет совместно с психологом обобщают предложения участников деловой игры, предлагается учесть эти предложения при разработке плана воспитательной работы и планировании деятельности родительского комитета.
- При принятии решения каждому родителю выдаются три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха». Цвет жетона обозначает следующее:
а) красный — считаю, что данная игра позволит моему ребенку успешно адаптироваться;
б) желтый — у меня существуют некоторые сомнения; в) зеленый — жалею, что участвовал в собрании;
— В конце собрания родителям выдаются памятки.
Памятка для родителей детей раннего возраста
- Приучайте к детскому саду постепенно! (Несколько дней стоит находиться рядом с ребенком в детском саду в течение нескольких часов, а затем забирать его домой.)
- Если беспокойная мама прощается с ребенком несколько раз подряд с обеспокоенным видом, то у него возникает мысль: «Она беспокоится, значит, со мной может случиться что-то ужасное, лучше я не отпущу ее от себя». В итоге заканчивается все истерикой.
- Если ребенок отказывается идти в детский сад, Вы должны проявить твердость и объяснить, что следует идти в детский сад так же, как родители ходят на работу.
- Если ребенок с трудом расстается с матерью, то стоит некоторое время отцу приводить в детский сад ребенка.
- Если ваш малыш в первые дни устает от новых впечатлений, приходит домой измученным и нервным, то посоветуйтесь с воспитателем или психологом, или сократите время его пребывания в детском саду, или оставляйте дома 1-2 раза в неделю.
- Помните! В каком бы возрасте ребенок ни поступал в детский сад, безболезненная адаптация может быть обеспечена только подготовленностью к новым условиям!
После собрания психолог и воспитатель анализируют активность участия родителей в игре, их заинтересованность в обсуждении проблем адаптации ребенка в ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ
Анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»
Ф. И. ребенка ___________________________группа _______________
Какое настроение преобладает у ребенка?
- Бодрое — 3 балла;
- раздражительное, неустойчивое — 2 балла;
- подавленное — 1 балл.
Как ваш ребенок засыпает?
- Быстро (до 10 мин) — 3 балла;
- медленно — 2 балла;
- спокойно — 3 балла;
- неспокойно — 2 балла.
Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?
- Дополнительное воздействие — 1 балл;
- без воздействия — 3 балла.
Какова продолжительность сна?
- 2 часа — 3 балла;
- менее 1 часа — 1 балл.
Какой аппетит у Вашего ребенка?
- хороший — 4 балла;
- избирательный — 3 балла;
- неустойчивый — 2 балла;
- плохой — 1 балл.
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
- Положительно — 3 балла;
- отрицательно — 1 балл;
- просится на горшок — 3 балла;
- не просится, но бывает сухой — 2 балла;
- не просится и ходит мокрый — I балл.
Если у Вашего ребенка отрицательные привычки?
- Сосет пустышку, палец или др. — 1 балл;
- нет — 3 балла.
- Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
- Да — 3 балла;
- нет — 1 балл;
- иногда — 2 балла.
Проявляет ли интерес к действиям взрослого?
- Да — 3 балла;
- нет — 1 балл;
- иногда — 2 балла.
Как Ваш ребенок играет?
- Умеет играть самостоятельно — 3 балла;
- не всегда — 2 балла;
- не играет сам — 1 балл.
Взаимоотношение с взрослыми:
- легко идет на контакт — 3 балла;
- избирательно — 2 балла;
- трудно — 1 балл.
2.Взаимоотношение с детьми:
- легко идет на контакт — 3 балла;
- избирательно — 2 балла;
- трудно — 1 балл.
3.Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
- да — 3 балла;
- нет — 1 балл;
- иногда — 2 балла.
4.Есть ли у ребенка уверенность в себе?
- Есть — 3 балла;
- не всегда — 2 балла;
- нет — 1 балл.
5.Есть ли опыт разлуки с близкими?
- Перенес разлуку легко — 3 балла;
- тяжело — 1 балл.
- Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
- Есть — 1 балл;
- нет — 3 балла.
5 5-40 баллов — ребенок готов к поступлению в ДОУ; 39-24 балла — условно готов;
23-16 баллов — не готов к поступлению в ДОУ.
Занятие 3. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Цель: содействовать осознанию родителей своей роли в развитии ребенка раннего возраста для формирования взаимного доверия и эмоционального благополучия семьи.
Задачи:
- раскрыть особенности влияния родителей на психическое развитие детей раннего возраста;
- определить разницу отцовского и материнского воспитания;
- помочь родителям лучше понять своего ребенка;
- выработать эффективные навыки взаимодействия с ребенком раннего возраста.
Ход занятия
Вступительное слово.
Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас, — о наших детях. Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем дается легко. Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Ведущая роль в жизнедеятельности ребенка принадлежит взрослому, а значит, именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми: и педагогами, и родителями — должны установиться дружеские, теплые взаимоотношения. И в этом нам поможет игра.
Игра «Давайте познакомимся».
Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Поэтому роль родителей в эмоциональном состоянии ребенка огромна. Чем же отличается материнская психология от отцовской? В чем разница между материнским и отцовским воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Однако с эволюционной точки зрения функция матери состоит в обеспечении адекватной заботы о потомстве. Плюс к этому добавляются социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребенком более тесная эмоциональная связь изначально с момента рождения ребенка (кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению
с материнской — любовь требовательная, условная любовь, которую он должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец видит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию социального контроля и является носителем требований и санкций. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально-полезных целей и идеалов.
Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать — отрицательное. Поведение родителей играет важную роль в развитии самооценки ребенка. Если родители относятся с уважением к ребенку, любят его, принимают его таким, какой он есть, то и ребенок чувствует собственную ценность, значимость. В то время как холодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эффекту.
Методика «Ладошка» (изучение межличностных связей в семье).
Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто выражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое, сердечное отношение к ребенку). Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном, чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка.
Удивиться, восхититься сооружением кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение — все это несвойственно для большинства современных отцов.
В наши дни любовь родителей к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. На втором году жизни становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребенку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще, интенсивнее. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребенка — их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так следует говорить не «ты плохой (я)», а «ты плохо сделал (а)».
Еще одна негативная черта нашей традиции воспитания -преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4—5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко оценивает не только тот или иной его конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и в конечном счете он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности.
Тест «Какой Вы родитель?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?
- Какой ты у меня молодец.
- Ты способный, у тебя все получится.
- Ты невыносим.
- У всех дети, как дети, а у меня…
- Ты мой помощник.
- Вечно у тебя все не так.
- Сколько раз тебе повторять.
- Какой ты сообразительный.
- Чтобы я больше не видела твоих друзей!
- Как ты считаешь?
- Ты полностью распустился!
- Познакомь меня со своими друзьями.
- Я тебе обязательно помогу, не переживай.
- Меня не интересует, что ты хочешь.
Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то начислите себе 1 балл.
Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то начислите себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов. Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов. Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов. Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребенком.
- Игра с мячом «Добрые слова» (родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка).
- «Социальное развитие ребенка в семье, или Выходной с малышом»
(консультация).
Как известно, понедельник — день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговором. В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям еще слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядоченную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрослые? В результате появляется тот самый «тяжелый понедельник». Кроме того, не всем детям удается адаптироваться к условиям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.
Очень многое зависит от того, как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребенка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых, им нужно успеть переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых, они должны вовремя накормить и уложить спать ребенка, погулять и поиграть с ним — словом, соблюдать привычный для малыша режим дня, который, к сожалению, совсем не совпадает с планами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребенка. Как проходит выходной день в семье с трехлетним ребенком? Утром малыш просыпается, как правило, раньше родителей (многие дети 2-3 лет продолжают по младенческой привычке просыпаться очень рано — иногда в 5-6 часов утра). Сонная, раздраженная мама сначала пытается уговорить его «еще капельку поспать», но безрезультатно. Папа спит. Мама все-таки встает, и начинаются утренние хлопоты: она одевает, умывает, кормит ребенка, моет посуду, готовит завтрак и обед для взрослых, может включить стиральную машину или пылесос… Папа спит.
После завтрака ребенка отправляют или к игрушкам, которые еще не могут надолго его занять, или к телевизору смотреть мультфильмы. Общение мамы с ребенком утром выходного дня сводится к минимуму, ограничивается короткими распоряжениями: «Дай руку, не эту, другую!.. Когда же ты сам научишься одеваться?.. Ешь скорее. Не возись. Поел, иди, не мешай, посмотри мультики».
А ведь от того, с каким настроением начинается день, зависит и то, каким он будет. Поэтому встретьте проснувшегося малыша улыбкой, приласкайте его, вместе порадуйтесь заглянувшему в окно солнышку, поговорите на доступные темы, попросите «помочь» застелить постель (например, подержать подушку, разгладить покрывало), а потом предложите разбудить игрушки — это и ребенка займет, и вам даст свободную минуту.
Соблюдение режима дня для детей третьего года жизни необходимо. Все мероприятия следует планировать с учетом этого режима. Поэтому, если обычно в детском саду ребенок гуляет после завтрака около двух часов, то и в выходной день это время он тоже должен провести на свежем воздухе. Сходите с ним в парк, прогуляйтесь по знакомым улицам, задержитесь на детской площадке во дворе. Там он может поиграть с песком, пообщаться со сверстниками (с ними можно организовать какую-нибудь несложную подвижную игру). А вот «таскать» малыша с собой на рынок или по магазинам не стоит — кроме утомления и совершенно ненужной инфекции, он ничего там не получит.
Часто родители хотят посетить с ребенком зоопарк, парк аттракционов или съездить в далеко расположенную зону отдыха. Это уже можно делать, но очень важно правильно рассчитать время и соразмерить объем новых впечатлений с возможностями маленького ребенка. Главное правило: любые развлечения, связанные с поездками и пребыванием в незнакомой обстановке, возможны только в первый выходной день, чтобы в воскресенье малыш успел успокоиться и войти в прежний ритм жизни. Помните, что подобные мероприятия (поход в зоопарк, парк) стоит проводить в утреннее время, чтобы ребенок не был перевозбужденным к вечеру. Кроме того, не стоит забывать, что внимания ребенка раннего возраста хватает лишь на 20 минут, но при условии, если мама объясняет ему все происходящее. Все свои впечатления ребенок должен
«переварить», и мама должна ему в этом помочь, вспоминая вместе с ним, что он видел, делал и т. д.
Во второй половине дня стоит отдать предпочтение спокойным занятиям.
Почитать малышу книжку, погулять в знакомых, привычных местах, на детской площадке или в парке. Не нужно смотреть телевизор, лучше расскажите на ночь сказку.
Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда; длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия,
которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, еще не сформировавшейся психике.
Если же вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись, соблюдайте следующие правила:
- До 2-2,5 лет ребенку нельзя (!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше и
позже) — не более 15 минут в день и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все, что видит на экране, и объяснять это ребенку: «Это девочка. Она несет шарик. Красивый, голубой! А вот Зайка пришел, просит шарик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала Зайке шарик…»
- Такой пересказ необходим, потому что двух-, трехлетний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.
- Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.
- Желательно периодически просматривать одни и т е ж е мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку тоже должна помочь мама: «Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А кто это к ней сейчас прискачет? Лягушка- квакушка…»; для этого полезно иметь любимые мультфильмы на кассетах, чтобы смотреть их по нескольку раз (не в один день, конечно).
- Передача «Спокойной ночи, малыши» может быть рекомендована детям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно смотреть только первую часть передачи, мультфильм записывать, а просматривать его в другой день.
- Если вы заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.
- Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без вашего ведома. Мало ли что он увидит!
- День, наполненный событиями, утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребенок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуждается, нервничает, плачет или без причины смеется и, даже зевая во весь рот, не может уснуть.
- Привычный режим дня, приятные, понятные ребенку события, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание родителей, их ласка сделают общение родителей с ребенком настоящим праздником.
- В качестве решения собрания родителям выдаются памятки.
- Общение с малышом должно всегда носить позитивный характер.
- Родители должны оказывать ребенку психологическую поддержку в любой ситуации.
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний,
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Проявлять веру в ребенка, эмпатию (сочувствие) к нему.
- Демонстрировать оптимизм в момент неудачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа родительской школы «Успешная мама»
Повышение имиджа ДОУ среди остальных организаций города и привлечение родителей к посещению данного ДОУ их детьми....

Приказ об открытии родительской школы "Успешная мама" в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №56 "Северяночка" на 2024-2025 учебный год
Иновационная программа родительской школы "Успешная мама"...

Инновационная программа родительской школы «Успешная мама»
Инновационная программа родительской школы «Успешная мама»...

Инновационная программа родительской школы «Успешная мама»
Повышение имиджа ДОУ среди остальных организаций города и привлечение родителей к посещению данного ДОУ их детьми....












