Консультация для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей "Вокальное развитие дошкольников"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Вокальное развитие дошкольников»
Ознакомившись с программой вокального воспитания, изучив методики преподавания и апробировав их на практике, на музыкальных занятиях в детском саду, я убедилась в том, что при обучении детей старшего дошкольного возраста не всегда удавалось достичь желаемого результата. Понимание ситуации (проблемы) привело нас к необходимому поиску инновационных методов и приёмов по вокальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В существующих руководствах рекомендуется и, соответственно, в практике музыкальных занятий с детьми реализуется работа над чистой интонацией, в лучшем случае – над дикцией и выразительностью исполнения. Постановкой детского певческого голоса как такового, музыкальные руководители детских садов не занимаются. В то же время дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для формирования основ певческой деятельности. Так возникла идея координационно-тренировочного метода в детском саду, который предназначен для достижения на разных этапах обучения определённой цели: развивать свой голос и голоса детей с минимальной вероятностью ошибочных действий.
1 этап работы - «Речевой»
Задача: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции.
Как только ребёнок достигает возраста формирования речи, его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи. Все другие проявления голосовой функции начинают подавляться запретами: «не говори громко, не кричи – это не прилично». К школьному возрасту перед нами «воспитанный» ребёнок, для которого любой звук, не совпадающий с речью или чуть громче речи, является нарушением социального табу. Мало того, у ребёнка подавлена естественная из функций психологической деятельности – имитационная: «не дразнись!». Но именно через имитацию (делай, как я) происходит обучение уже у высших животных. Тут вступает в силу табу вокального обучения. Почему-то рукой и ногой «делай, как я» (например, в танце) можно, а голосом своим, взрослым – нельзя: «ребёнок ведь маленький!». И бедные музыкальные руководители начинают сами петь придуманными «детскими» голосами. Прививая прочные стереотипы ребёнку и травмируя голосовой аппарат себе. Где же выход?
Его подсказывает теория экстралингвистической коммуникации (внеязыкового общения), разработанная доктором биологических наук В. Морозовым.
В основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более глубокого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребёнок может сначала крикнуть, а после – запищать, и при этом осознаёт, что это – разная механика – это путь к интонированию.
В основе интонирования лежат не слуховые представления, а мышечное движение. Голосообразующее движение – первично, слух – вторичен.
2 этап - «Вокализированная речь»
Задача: Развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой (трахея, бронхи, лёгкие), певческого вибрато и управления его частотой амплитуды (размахом по высоте и скорости пульсации), особой формой рта, глотки, положения языка.
Принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношении согласных. Всё это так называемые показатели певческого голосообразования.
3 этап - «Эстетика певческого тона»
Задача: Систематизация критериев академического пения, являющееся подробным описанием технологического процесса, результатом которого становится специфическая эстетика академического вокала.
На высшем уровне обучения, предусмотренном в координационно-тренировочном методе развития голоса, идёт работа на упражнениях с учётом предложенных критериев, а, следовательно, и эстетики. Для внедрения данного метода ч провела обследование вокального развития детей.
С целью установить, насколько у детей развиты вокальные навыки: интонационный слух, тембр голоса, диапазон, дыхание, дикция, чувство ритма, ладовое чувство. В связи с этими задачами от каждого ребёнка требовалось:
Назвать любимые песни;
Исполнить любую песню, по желанию ребёнка;
Прохлопать ритмический рисунок;
Повторить за педагогом музыкальную фразу;
Выполнить творческое задание.
На основе данных обследования и в соответствии с задачами обучения детей пению был подобран каждой возрастной группе, определённый репертуар. Отобранные песни были расположены от более лёгких к трудным.
Включая в репертуар трудные песни, мы руководствовались следующими соображениями: целенаправленная работа над чистотой интонирования; обучение детей пению путём координационно-тренировочного метода; исполнение педагогом песни во взрослой манере, приближенной к академической. Это должно было привести детец к возможности правильно петь в конце года занятий. Правомерность этого предположения показали результаты опытной работы.
Внедряя координационно-тренировочный метод в процесс работы по постановке певческого голоса у детей старшего дошкольного возраста я предполагала, что у детей будут трудности при распевании в речевой позиции, поэтому я использовала свой образец показа (мимика, артикуляция).
Упражнение 1. «Трель губ».
Движение мелодии от G1 до C1. Повторяется 5 раз с повышением на полтона.
Упражнение 2. «Рычалочка».
Выражение лица – плаксивое (на снятие мышечного тонуса), движение мелодии от А1 до D1. Повторяется 5 раз с повышением на полтона.
Упражнение 3. «А-У».
Движение мелодии звук «А» на D1, звук «У» на А1 (тянуть), на звуке «У» от А1 до D1. Повторяется 5 раз с повышением на полтона.
При выполнении этого упражнения нужно применять дирижёрский жест (показ рукой низкого и высокого звука), требуя от детей его точного выполнения; добиваться звучания головного резонатора на звуке «У». Это упражнение необходимо для расширения диапазона, развития головного резонатора и координации слуха и голоса. При разучивании песен с целью развития чёткой артикуляции, слуха и ритмичности, я применяла такой приём, как «пение шёпотом».
При появлении у детей положительной динамики в чистоте интонирования данных упражнений, можно увеличить диапазон и кратность выполнения упражнения. При этом следует учитывать вокальные данные детей и не забывать об охране детского голоса.
Зная о такой возрастной особенности детей, как способность определять и воспроизводить звуки различной высоты и длительности, я использовала приём слухового самоконтроля (ребёнок, прикрывая ладонью ухо, слышит и исправляет неточную интонацию). Поскольку у детей этого возраста певческое дыхание слабо развито, то я подбирала музыкальный материал – репертуар с равномерной длиной музыкальных фраз (дыхание на уровне инстинкта).
Предлагая детям неоднократное повторение знакомых упражнений и попевок я пыталась формировать у них навык чистого интонирования.
Так как дети этого возраста поют в разных темпах (медленно, торопливо), я на протяжении всего занятия давала установку на выполнение правил хорового пения; показывала жестом головы и руки начало и окончание фраз для того, чтобы детям было легче петь в общем темпе.
У детей этого возраста голосовой аппарат отличается от голосового аппарата младших дошкольников, так как он становится крепче, но всё же, певческое звукообразование происходит за счёт напряжения краёв связок. У некоторых детей появляется крикливая интонация, поэтому здесь большое внимание уделяется охране голоса.
Зная о том, что голоса детей в этом возрасте на три природных этапа (высокий, средний, низкий), каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примерным диапазоном, то необходимо учитывать соответствие голосового режима полу ребёнка. Если у девочек развит головной резонатор, то у мальчиков (в основном, но есть исключения) – грудной. Поэтому не следует (мальчикам) завышать голосовой режим грудного резонатора, так как это может принести вред их голосовым связкам.
Приобщая ребёнка к миру музыкальной культуры и формируя у детей осознанное бережное отношение к своему голосу, я использовала наглядный образ музыкального инструмента, его звучание, художественное слово; и приём сравнения строения музыкального инструмента со строением голосового аппарата.
Эффективность применения этих приёмов и координационно-тренировочного метода подтвердилась показателями качества пения детей в конце года.
Проведённая мной опытная работа позволила проверить и систематизировать ряд методических приёмов, которые способствуют развитию вокального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведённой работы можно сделать следующее заключение: дети старшего дошкольного возраста, воспитанные на приёмах и упражнениях координационно-тренировочного метода развития голоса, поют сложные произведения и это не означает, что кто-то насилует их голоса и нервы. Это не более, чем подготовка технических и музыкальных возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"
Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок - будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»
Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...
